Кости рисунок руки

Как рисовать руки? Анатомия для художника

Люди которые впервые пробуют нарисовать руки человека сталкиваются с рядом трудностей. Как понять форму рук? Как усвоить закономерности в их строении? В этих вопросах помогает разобраться пластическая анатомия для художников. В данной статье я сделал ряд анатомических рисунков, набросков и схем, которые помогут начинающим художникам понять основы и обратить внимание на ключевые аспекты. Я постарался изложить этот материал максимально просто и по существу. Не исключаю, что где-то мог допустить небольшие неточности, но суть от этого не меняется.

1. Основные названия

Руки состоят из трех основных частей:

Предплечье состоит из двух костей:

  • локтевая кость (утолщение у локтя);
  • лучевая кость (утолщение у запястья).

  • дельтовидная мышца (поднимает всю руку);
  • бицепс или двуглавая мышца плеча (сгибает руку в локте);
  • трицепс или трехглавая мышца плеча (разгибает руку в локте);
  • мышцы отвечающие за движение кисти, пальцев и вращение предплечья с кистью (пронацию-супинацию).

Две основные группы мышц предплечья:

  • со стороны наружного надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (а), в состав которой входят разгибатели кисти и пальцев;
  • со стороны внутреннего надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (б), в состав которой входят сгибатели кисти и пальцев;
  • эти две мышечные группы хорошо заметны и отчетливо разделены локтевой костью.

2. Анатомическое строение руки. Основные мышцы

Форма руки зависит от формы костей и мышц. Поэтому в процессе рисования человека нужно обращать внимание на анатомическое строение рук. Важно «видеть» какие мышцы где находятся. Для понимания пластической анатомии могут помочь следующие рисунки, на которых изображены скелет и мускулатура. На каждом таком рисунке я добавил схему, в которой выделил цветом ключевые, хорошо заметные мышцы. Эти мышцы ярко выражены, поэтому должны просматриваться в рисунке человека. Конечно, мускулатура женских рук будет более утонченной и миниатюрной, чем мужских. К тому же есть люди полные, а есть худощавые и «жилистые». Это значит, что и мышцы у них будут тоже разные. Но обозначенные в рисунках основные мускулы будут просматриваться в той или иной степени у каждого человека.

3. Пронация и супинация

Если остановиться и обратить внимание на то, как движется кисть руки, то можно заметить, что она способна вращаться. Т. е. мы можем повернуть руки ладонями кверху, а можем повернуть ладонями книзу. Если кверху — то это положение руки называется супинацией. А если книзу — то пронацией. При этом лучевая кость предплечья перемещается вокруг локтевой кости. Для наглядности я сделал условно-схематичный рисунок, показывающий как это происходит.

4. Самая широкая и самая узкая часть предплечья

В процессе рисования нужно постоянно сравнивать размеры. Это помогает правильно передавать пропорции. Рисунок руки — не исключение. Если говорить о предплечье — то в самой широкой его части сосредоточены брюшки мышц, а в самой узкой — сухожилия (хотя и некоторые мышцы там тоже есть). Зная эту особенность, рисовать руки человека будет проще.

5. Плечо и предплечье расположены под углом относительно друг друга

Когда человек держит руку прямой, то рука абсолютно прямой все равно не будет. Это объясняется тем, что плечо и предплечье расположены под углом друг ко другу.

6. Соединение плеча и предплечья похоже на соединение звеньев цепи

Пример с цепью очень помогает понять форму рук. Как повернута широкая часть плеча относительно самой широкой части предплечья? Это хорошо видно на схематичном рисунке. Если запомнить данную особенность строения руки, то дальнейшее рисование рук будет даваться намного проще.

7. Локтевой сустав

Локтевой сустав обеспечивает подвижное соединение плечевой кости, локтевой и лучевой. Принцип его работы хорошо виден на схематичном рисунке. Головка локтевой кости похожа на гаечный ключ. Соединение лучевой и плечевой кости напоминает шарик и чашечку, потому что лучевая кость вращается вокруг локтевой, а также двигается вверх-вниз, как и локтевая кость, обеспечивая сгибание руки в локте.

8. Три видимых точки в локтевом суставе

Некоторые начинающие художники могут спросить: «Зачем нужно знать строение сустава, если его все равно не видно?» Ответ прост — сустав влияет на форму руки, на её движения, а также видны три его элемента. Внутренний мыщелок, наружный мыщелок и головка локтевой кости. Если локоть и внутренний мыщелок видны в большей или меньшей степени при любом положении руки, то наружный мыщелок заметен при согнутой руке. Когда рука прямая — он прячется в ямке. Эти нюансы влияют на внешний вид руки, поэтому важен в рисунке.

9. Рисунки рук карандашом

После изучения анатомических особенностей, нужно уметь применить знания на практике. Поэтому в заключении данной статьи, я привожу в качестве примера рисунки карандашом, в которых руки человека изображены в различных положениях. Обратите внимание на штриховку. Она как бы повторяет форму мышц руки, огибая поверхность. Это важный момент в технической стороне рисунка. Если же говорить о светотени, то как на всей руке, так и на отдельных мышцах нужно научиться видеть свет, полутень, тень — также как в рисунке кувшина или геометрических фигур. Однако, чтобы рисунок стал уверенным и профессиональным, нужно много тренироваться. Необходимо время, чтобы обрести навыки в рисовании.

Как нарисовать руки


Рисовать руки на самом деле очень сложно. Есть анекдот, который по сей день живет среди стен художественных заведений, который повествует о художнике, который, что- бы не посрамиться, нарисовал руки в карманах, а ноги в траве. Руки- это тоже объемная форма, и именно объем нужно передать. Но это не самое страшное. Самое сложное- правильно уловить пропорции. Уже на втором месте стоит передача движения, анатомических особенностей. Я не умаляю важности знаний анатомии, это должно быть. Но если с самого начала не соблюсти пропорции, дальнейшая работа не принесет положительного результата. Например, перед вами сидит натурщик. Руки его находятся в нужном положении, в определенном ракурсе. Вот и нужно правильно уловить положение руки в ракурсе. А для этого ищите пропорции. Малейшая неточность и «правильной» картинки не получится. А неточность эту замечаешь уже на пол пути к завершению работы, как ни прискорбно.
Попробую объяснить по другому. Для начала, наверное, нужно посмотреть на следующий рисунок:


Не обязательно знать, как какая косточка называется. Достаточно понимать, что рука это не аморфный материал, не надутый шарик- это кости, покрытые мышцами, связками, кожей. Запомните пропорциональные соотношения частей скелета руки.

Когда будете рисовать с натуры, наверняка рука будет в ракурсе, что усложнит вам задачу. Нужно будет передавать пропорции самой «картинки», с учетом пропорций рук.

Начинать рисовать руку нужно не по отдельности, а как общий объем. Намечаете объем вместе со всеми пальцами и уже потом «разбиваете» на участки, в конечном итоге выделяя каждый палец.


Если взять в ладонь шарик, она примет его форму. Это будет проще понять, если вы сами это сделаете. Конечно, рука может принимать различные положения, и форма ее будет меняться. Но основы нужно учитывать всегда. Вот так рисовал Баммес:

После намечения формы и всех деталей можно приходить к передаче светотени. Определяем сначала (в общем) светлое пятно и темное и по тени ложим мягкий штрих. А после все делаем по принципу, как рассказывалось на странице здесь.

Здесь представлены работы художника Эндрю Лумиса. Очень хорошо показано строение, отлично переданы все объемы. Можно прямо брать и копировать с учетом всех пропорциональных соотношений. Очень хорошо показано, что в основе строения ладони лежит шар. Посмотрите, как рисуется кулак. Начинайте с передачи основных пропорциональных соотношений, высоты и ширины, основных масс. Когда это наметите в листе, переходите к построению основных объемов. В последнюю очередь намечайте ногти, иногда достаточно лишь легко наметить карандашом.

Ознакомьтесь так же:  Мурашки под кожей руки

После этого можно переходить к передаче свето- тени, которая поможет передать объем. Заметьте, что здесь свето- тень выполняет функцию дополнительную. Применяется легкими намеками, уточняя объемы и форму.

Ниже представлены его- же рисунки детских рук. Руки младенцев, отличаются они от рук взрослых тем, что ладошка получается более увесистая и мясистая по отношению к пальцам. Суставов практически не видно на пухлых ручках. От этого могут быть проблемы с непониманием- ручки младенца могут получаться «ватными». Уже несколько понимая строение взрослой руки нужно переходить рисовать руки младенцев. Схематически руку младенца можно вписать в прямоугольник, приближенный к квадрату, а то и вообще в квадрат.

Руки детей постарше. Начинают появляться небольшие отличия между рукой мальчика и рукой девочки. Рука мальчика больше и крепче. Лучше просматриваются мышцы и суставы. Отличительная черта руки девочки- они тольше, уже, не мускулистая, пальцы тоньше, ногти уже. Хуже просматриваются суставы и мышцы. В рисовании детских рук сухожилия не передаются. Они пока еще практически не выражены.

Женские руки имеют заметные отличительные особенности от мужских. Как и все в женщине- лицо, фигура, так и сами руки. Они рисуются более нежными, с легкими округлыми поверхностями, более изящными. Для большего изящества женской ручки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Легко передаются суставы, могут передаваться намёком, небольшими ямочками, как у младенческих детских руках.

Руки рисовать трудно, особенно в ракурсе. Многие художники считают, что показателем мастера как раз и является умение рисовать руки. А это достигается только с практикой и прилежным трудом. Сразу не получится.

Анатомия Руки человека — информация:

Навигация по статье:

Рука (manus) — верхняя конечность человека.

В руке выделяют следующие анатомические области и соответствующие им кости (выделены курсивом), названия приведены сверху вниз:

  • Плечевой пояс (в ненаучной литературе и в обществе неправильно называемый «плечо», включая в этот термин ещё и плечевой сустав с головкой плечевой кости).
    • Ключица
    • Лопатка
  • Собственно, плечо
    • Плечевая кость
  • Предплечье
    • Локтевая кость
    • Лучевая кость
  • Кисть
    • Запястье (8 костей, расположенных в 2 ряда (счёт от большого пальца))
      • проксимальный ряд: ладьевидная, полулунная, трехгранная, гороховидная;
      • дистальный ряд: трапеция, трапециевидная, головчатая, крючковидная.
    • Пястье (или Пясть)
      • 5 костей, соответственно каждому из пальцев. Названия по номерам, счет от большого пальца.
    • Пальцы
      • Каждый палец имеет три фаланги (исключение — большой палец, у которого их две). Название каждой из костей фаланг складываются из их положения (проксимальная, средняя, дистальная/ногтевая) и номера (или названия) пальца (например: средняя фаланга второго (указательного) пальца).

Также у каждого человека имеются так называемые сесамовидные косточки, их положение, размеры и количество (иногда доходящее до 2-3 десятков) крайне вариабельно.

Мышечная система руки состоит из нескольких слоев мышц, причем многие мышцы перекинуты через более чем один сустав, благодаря чему при активации одной мышцы происходит изменение угла в нескольких суставах.

Рука имеет эфферентную и афферентную иннервацию. Эфферентные волокна посылают сигналы от спинного мозга к руке, а афферентные волокна — от руки в спинной мозг (через дорсальные ганглии). Волокна собраны в нервы, и практически все они смешанные, то есть содержат как эфферентные, так и афферентные волокна.

Анатомия: руки

Основные моменты в рисовании рук: от кистей до локтей

Мы уже поговорили о плечевом поясе, перейдем к самим рукам.

Большое количество информации всегда сложно отследить, поэтому помни основу: от общего к частному.

Начни с обозначения движения, чтобы получить линию действия, затем используй геометрические формы и для коррекции – общее, затем уже более конкретное строение. Дальше дело за вами, можете нарисовать сильно выступающие мышцы, а можете вообще их не прорисовывать.

Лучевая кость

Начинается под верхним выступом костного эпифиза (мыщелок) плечевой кости и идет вниз к большому пальцу, запястью. Когда вы опускаете руку вниз, разворачивая ладонь назад, то лучевая кость тоже поворачивается, накрест локтевой, мышцы следуют за ней.

Плечевая кость приблизительно такой же длины, как и локтевая/лучевая кость.

Как икры и бедра, верхнюю часть руки и предплечья НЕ ВЫРАВНИВАЙТЕ. Они расположены в шахматном порядке, это можно увидеть, когда вы повернете руку ладонью вперед.

Большинство людей не касаются рукой бедра и не имеют полностью прямых рук, в силу строения. Но многие девушки имеют широкие бедра.

Вид спереди:

Плечевая мышца: сгибает предплечье. Может быть видна в обоих случаях, с внутренней и внешней стороны, располагается под бицепсом. Начинается с середины плечевой кости и спускается к локтевой.

Бицепс: Сгибает предплечье и создает супинацию, поднимает руку.

Трицепс: мышца в форме подковы на задней стороне предплечья. Служит что бы разогнуть руку + является трехглавой мышцей: латеральная (1), длинная (2) и медиальная (3).

Радиальная мышца: их мы уже обсуждали. Состоит из двух мышц и вместе они помогают в сгибании предплечья.

Разгибатель пальцев кисти: расширяет запястье. Находится на внешней стороне руки, от наружного надмыщелка плечевой кости.

Сгибательи пальцев кисти: активны, когда сжимаете руку или что-то хватаете ею.

Пронатор терес (Круглый пронатор): он слабо сгибает руку в локте. Но в основном работает при повороте руки вниз. Большинство художников его игнорирует.

Клювовидно-плечевая мышца: сгибает и поворачивает руку внутрь. Также вместе с лопаткой и дельтовидной мышцей крепит плечевую кость к лопатке.

Когда рука согнута вверх, бицепс будет выпирать, а трицепс вытянется. Так же лучевые мышцы сократятся и согнут руку в локте.

Старайтесь обращать внимание на выпуклые (активные) мышцы и те что тянутся (неактивные). Активные мышцы сжимаются. Обратите внимание, как бицепс сгибается и противостоящий трицепс растягивается. Не существует такой мышцы, которая выталкивала бы другую.

В мышцах есть сила. Но еще есть мягкость и экспрессия. Чисто одна анатомия – это марионетка.

Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека. Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Ознакомьтесь так же:  Боль в локте от нагрузки

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица.

Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Соединения костей

Кости соединяются друг с другом неподвижно (непрерывные соединения) и подвижно (прерывные соединения, или суставы). Между ними имеется переходная форма — полусустав. К непрерывным соединениям относятся соединения при помощи соединительной ткани (синдесмозы), хрящевой ткани (синхондрозы), костной ткани (синостозы). Одной из разновидностей синдесмозов являются связки — коллагеновые и эластические.

Тип соединения костей определяется действием механических факторов. Преобладающую роль играет фактор движения. У лиц с сильно развитой мускулатурой отсутствует полное разгибание в локтевом суставе. Это связано с чрезмерным развитием локтевого отростка и функциональной гипертрофией мышц сгибателей предплечья, препятствующих полному разгибанию. У людей с недостаточно развитой мускулатурой наблюдается переразгибание в локтевом суставе. В целом подвижность суставов у женщин несколько больше, чем у мужчин.

Сустав представляет собой подвижное соединение костей (Рисунок 3), позволяющее им двигаться относительно друг друга. Некоторые суставы исключительно мощные, а другие — весьма подвижные. Один и тот же сустав не может быть одновременно и мощным, и подвижным. Все суставы имеют общий план строения. Анатомическими частями любого сустава являются суставные поверхности, покрытые гладким хрящом, суставная сумка и суставная полость. Край сустава имеет мощную волокнистую капсулу, окружающую мешочек синовиальной оболочки между концами кости. Эта оболочка выделяет смазывающую жидкость — синовию, которая позволяет избежать трения при движении, а соединяющий хрящ удерживает кости на расстоянии друг от друга. Сустав имеет поддерживающие связки, которые укрепляют его. По форме сочленяющихся поверхностей можно выделить 7 видов суставов: седловидный, блоковидный, эллипсовидный, ореховидный, плоский, мыщелковый, цилиндрический (Рисунок 3).

Полуподвижные соединения костей (полусуставы)

Некоторые суставы двигаются не слишком много и должны быть очень мощными и выдерживать значительные нагрузки. Такие соединения костей расположены между позвонками позвоночника и лонным сращением лобковых костей. У них имеется толстая волокнисто-хрящевая подушка между костями, удерживаемая на месте мощными волокнистыми связками; подушка играет роль амортизатора.

Неподвижные соединения костей .

Непрерывные соединения костей встречаются в черепе. В раннем возрасте у детей многие кости черепа не соединены вместе, и в двух местах, переднем и заднем родничках, между ними существуют отверстия. По мере роста малыша эти отверстия соединяются, и в результате образуется однородная черепная коробка. Неровные, зубчатые края кости соединяются вместе прочной волокнистой тканью по линиям мест соединения (швам).

Мышечная система — совокупность тканевых структур, которые специализировались в процессе эволюции на осуществлении жизненно важной функции организма — движении тела и, его частей и органов. У позвоночных животных и человека различают три вида мышечных тканей: скелетную, сердечную и гладкую. Первые две называют поперчнополосатой, или поперчноисчерченной, мышечной тканью, а гладкую мышечную ткань не исчерченной мышечной тканью.

Мышечное волокно — это многоядерное образование, или симпласт. Формирование волокна приходится на период раннего онтогенеза, когда происходит слияние клеток-миобластов. У взрослого человека диаметр мышечного волокна бывает различным — от 10 мкм до 100 мкм, а в среднем он составляет 50 мкм. Длина мышечного волокна тоже значительно варьирует — от 1 мм до 10-30 см.

Мышцы, прикрепляющиеся к костям скелета, способны быстро сокращаться и расслабляться; удерживают тело в определенном положении

В человеческом организме насчитывается около 600 поперечно-полосатых мышц. Они составляют от 35% до 40% веса взрослого человека, у женщин несколько меньше, чем у мужчин, у новорожденных до 20-22%, у стариков до 30%, у атлетов вес мышц может составлять свыше 50% веса тела. Самая маленькая поперечно-полосатая мышца у человека – мышца, приводящая стремечко.

Скелетные мышцы в теле человека выполняют множество функций, имеющих отношение к самым различным сторонам жизнедеятельности организма. Благодаря сокращению скелетных мышц происходит перемещение тела и его частей в пространстве, осуществляются тончайшие движения рук и пальцев, дыхательные движения, жевание, глотание, мимика, артикуляция речи. Скелетные мышцы являются частью вспомогательного аппарата таких органов чувств, как орган слуха и орган зрения. Благодаря большому количеству чувствительных окончаний скелетные мышцы можно рассматривать как один из самых древних органов чувств. Мышцы участвуют в углеводном и энергетическом обмене. Функциональное многообразие скелетных мышц человека достигается особенностями их структуры и соотношений с костными рычагами. Формирование этих особенностей происходит в процессе индивидуального развития. Скелетная мускулатура человека претерпела глубокие изменения в процессе развития человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.

Скелетные мышцы наряду с нервными структурами относятся к возбудимым тканям, а составляющие их клетки являются наиболее сложноустроенными в организме. Структурно-функциональной единицей мышечной ткани является поперечно-полосатое мышечное волокно. По функциональным свойствам мышечные волокна делятся на два типа: медленносокращающиеся (“красные” волокна), более выносливые и быстросокращающиеся («белые» волокна), более сильные, быстрые и быстро утомляющиеся. Подавляющее большинство мышц являются смешанными, состоящими из волокон этих типов в различных пропорциях. Соотношение типов волокон достаточно устойчивы и определяются генетическими факторами. Соотношение этих типов мышц может быть разным, зависимых как от наследственных факторов, так и индивидуального развития, т.е. приобретенные особенности строения мышц, зависимых от вида деятельности человека. Вот почему одни могут быстро бегать, а другие нет, одни могут долго двигаться, работать, а другие нет.

Ознакомьтесь так же:  На руке появилось пятно шелушится

Скелетные мышцы могут быть массивными, как большая ягодичная мышца, или миниатюрными, как стременная мышца в среднем ухе. Большинство мышц соединяют одну кость с другой и прикрепляются одним концом к одной неподвижной кости, а другим концом — к другой, которая должна двигаться. Прикрепление обычно занимает сравнительно большую плоскость на кости, и у некоторых мышц таких точек прикрепления может быть несколько, например две «головки» у бицепса или двуглавой мышцы.

Основная часть мышцы называется «мышечное брюшко». Прикрепляется мышца обычно сухожилием к небольшому участку кости, но может крепиться и при помощи широкой плоской полосы — апоневроза — к другим структурам, как, например, в области спины. Длинные сухожилия, проходящие через другие структуры, например в запястье, обычно окружены «щитами» синовиальных оболочек, уменьшающих силу трения. В этих областях сухожилия удерживаются фиброзными связочными образованиями (уздечками). Короткие сухожилия прикрепляются непосредственно к надкостнице подлежащей кости.

Скелетные мышцы – основа движения. Длинные мышцы, такие как портняжная мышца, сокращаются в длину больше, чем более мощные мышцы типа дельтовидной. Это происходит благодаря параллельному расположению волокон, тогда как дельтовидная мышца напоминает по форме лопасть вентилятора или веер, а ее волокна собраны в небольшие пучки, закрепленные в сухожилии.

Мышцы обычно собраны в пары (Рисунок 4), поэтому, когда одна мышца сокращается (1), другая (антагонист) (2) медленно расслабляется, чтобы движение было гладким и управляемым. Мышцы постоянно слегка растягиваются одна относительно другой; это и есть тонус мышц.

Когда мышца сжимается и приводит в движение сустав, она может выполнять движение, если закреплена неподвижно. Головной мозг управляет движением скелетных мышц и координирует движение, используя информацию, переданную ей от мышц, а также поступающую от зрительного и вестибулярного анализаторов. В мышцах, которые должны выполнять точные движения, как, например, в мышцах кисти или руки, один нерв иннервирует несколько волокон, а в тех, которые выдерживают большие нагрузки, например в ягодичных мышцах, один нерв иннервирует большое количество волокон.

Кто из нас не восхищался скульптурами Древней Греции, замечательными полотнами эпохи Возрож дения! Что притягивает нас, людей конца XX в., к удивительным творениям, возраст которых порой превышает 2—5 тыс. лет? Несомненно, красота человеческого тела.

Учение о пропорциях тела возникло в период расцвета Египетского государства. Египтяне установили, что длина тела человека в 19 раз больше длины сред­ него пальца. Это правило они соблюдали при созда­ нии статуй. Древнегреческие скульпторы предложи­ ли пользоваться шириной ладони как единицей измерения; пропорции тела они выражали так: две ширины ладони — высота лица, три — длина ступ ни, четыре — расстояние от плеча до локтя и т. д.

С развитием науки и искусства анатомы и худож­ ники установили еще ряд подобных соотношений, например: длина позвоночника равна длине руки, в длине тела стопа укладывается 7 раз, а голова 8 раз. Три длины головы равны длине туловища, три длины кисти — длине руки, три длины стопы — длине ноги, а размах рук равен длине туловища. Несомненно, об этом хорошо знал и великий худож ник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Рисунок 5).

Пропорции (от латинского слова « Proportio », или соотношение) тела — это соотношение размеров отдельных его частей. Наиболее распространенным и простым способом оценки пропорций тела является метод индексов (указателей), при котором величина меньшего размера выражается в процентах большего. Они определяются на живом человеке путем измерения продольных и поперечных проекционных размеров между пограничными точками, установленными на различных выступах скелета. По соотношению индексов относительной длины нижних конечностей и относительной ширины плеч (к общей длине тела) выделяют три основных типа пропорций тела: долихоморфный (узкое туловище, длинные конечности), мезоморфный (средние величины обоих индексов) и брахиморфный (широкое туловище, короткие ноги).

Существует наследственная обусловленность пропорций тела: анализ семейного сходства свидетельствует о достоверной корреляции между родителями и детьми, начиная уже с раннего детства.

Наблюдаются возрастные изменения пропорций: чередование периодов «полноты» и «вытягивания» в связи с абсолютным увеличением тела и всех его частей и резким изменением соотношений между отдельными частями. У новорожденных детей голова составляет четвертую часть длины тела, а у взрослых — только восьмую часть, конечности и шея относительно короткие, а туловище — длинное. По мере роста голова увеличивается в высоту в 2 раза, туловище — в 3 раза, руки — в 4 раза, ноги — в 5 раз, шея «вытягивается» больше всего — в 7! раз.

Для пропорций тела характерен половой диморфизм. При одинаковом росте отношение длины рук и ног выше у мужчин, у них больше ширина плеч, а у женщин — ширина таза; четкие половые различия выражают тазо-плечевой индекс (выше у женщин) и показатель эндроморфии (утроенная ширина плеч минус ширина таза, который больше у мужчин).

Отмечены и групповые вариации пропорций: этнотерриториальные, профессиональные, спортивные и т. д. Примеры: вытянутое «линейное» телосложение у многих экваториальных популяций; западно-восточный градиент увеличения длины сегментов руки относительно ноги на территории бывшей СССР; большая брахиморфия сельского населения сравнительно с городским; тенденция к «широкотелости» у тяжелоатлетов; гигантоидные пропорции (длинноногость и широкоплечесть) у рабочих тяжелых видов физического труда.

Вес тела в определенной степени зависит от роста, возраста и типа телосложения. Тип телосложения определяется на основании ряда признаков: формы и размеров костей скелета, формы грудной клетки, соотношения продольных и поперечных раз­меров тела. Имеется ряд систем определения типа телосло­ жения. В нашей стране чаще всего придерживаются классифи­ кации профессора В. М. Черноруцкого, который различал три основных типа: астенический, нормостенический и гиперсте нический.

У астеников (легкокостный тип) продольные размеры преоб­ ладают над поперечными: конечности длинные и тонкие, кости легкие, шея длинная и тонкая, плечи узкие, грудная клетка длин­ ная, плоская, узкая. Мышцы у людей, имеющих астенический тип телосложения, развиты сравни­ тельно слабо. Они обычно имеют небольшой вес, они энергичны, и обильное пита­ ние не сразу приводит к увеличению их веса, так как они тратят энергию быстрее, чем накапливают. Многие известные модели из этого типа телосложения.

Телосложение нормостеников (среднекостный тип) отлича­ется пропорциональностью основных размеров тела, правиль­ным их соотношением. У людей этого типа телосложения часто бывают длинные ноги, тонкая талия, красивая фигура. Многие известные спортсмены имеют подобное телосложение.

У представителей гиперстенического (ширококостного) телосложения поперечные размеры тела значительно больше, чем у нормостеников и астеников. Их кости толстые и тяжелые, плечи широкие, грудная клетка широкая и короткая. Люди с данным типом телосложения склонны к полноте.

Встречаются люди, имеющие смешанный тип телосложения, поэтому не всегда легко определить тип своего телосложения.

Хотите знать пропорции своего тела, телосложение?

Хотите знать подробнее о строении скелета, увидеть натуральный скелет человека, подержать в руках человеческий череп, тогда мы ждем Вас на кафедре физиологии и психофизиологии ИГУ, и ваше желание исполниться.