АМитяев куриная слепота

Анатолий Митяев «Куриная слепота»

Куриная слепота

Рассказ, 1974 год

Язык написания: русский

Авторы по алфавиту:

7 января 2019 г.

30 декабря 2018 г.

31-го декабря стартует голосование в ежегодной премии Книга года по версии сайта Фантлаб. Ознакомиться с правилами голосования и поучаствовать в обсуждении можно в теме конкурса.

Читать онлайн «Шестой – неполный» автора Митяев Анатолий Васильевич — RuLit — Страница 9

До штаба было километра три. Дорога шла лесом.

Митя шагал за фашистом. Ствол Митиного автомата смотрел в спину врага. А глаза Мити смотрели на природу. Начиналась весна. Зелени, правда, ещё не было, но и снега уже не было. Берёзы стояли тихие, торжественные – ждали встречи с настоящим теплом. Митя сорвал почку. Коричневая почка была как бы опутана зелёной ниткой. Это чешуйки начали расходиться, потихоньку освобождая листок.

Наступили сумерки. Похолодало. Берёзы стали строгие, почти зимние. Сумерки сгущались быстро, словно спешили спрятать деревья от заморозка. До штаба бригады было ещё далеко, как всё вдруг затянулось тёмной мглой. Ничего не стало видно: ни пленного, ни белых берёз. «Странный вечер», – подумал Митя и споткнулся о кочку. Он потёр глаза ладонью, но на них будто была пелена.

Слух Мити напрягся. Он услышал гулкие удары сердца в груди. И ещё услышал, как шагает немец, тыча сапогами в сырую дорогу. Шаги были мерные, без сбоя. «Значит, – подумал Митя, – немец видит, куда наступает. Он не спотыкается, как я. Что же у меня с глазами? Неужели ослеп? Это куриная слепота наступила».

Митя испугался. Ему вспомнились солдаты, у которых была куриная слепота. Днём они видели хорошо. А как заходило солнце, их собирали из окопов, с огневых позиций, и они, беспомощные, держа друг друга за хлястики шинелей, шли за зрячим солдатом-поводырём. Шли подальше от передовой, в безопасное место. Ночью они не могли воевать.

Тревожные мысли пронеслись в Митиной голове.

«Если фашист убежит, что скажу командиру? Ладно, сбежит – а если убьёт кого-нибудь нашего по дороге, взорвёт что-нибудь? Приказать ему лечь? И ждать, когда кто-нибудь пойдёт по дороге? Немец может догадаться, что я не вижу, он-то церемониться не станет…»

Тут – то ли дорога стала твёрже, то ли пленный ушёл далеко – шаги стали едва различимы. Митя прибавил скорости, заспешил, нога попала в яму, и он чуть не упал. Тогда, с досады или с отчаяния, Митя неожиданно для самого себя вдруг крикнул:

– Гитлер капут, [3] – согласился вблизи немец. Голос у него был спокойный.

«Не догадывается, – понял Митя. – Пока не догадывается».

Шагов через пятьдесят Митя опять спросил:

– Гитлер капут, – отозвался немец. На этот раз сердито: дескать, что спрашивать, и так всё ясно.

Мите стало как-то неловко, вроде бы стыдно за такой однообразный несерьёзный разговор. Но других немецких слов он не знал и скоро опять задал надоевший пленному вопрос. Что было делать? По голосу пленного Митя определял, где тот находится, и проверял себя – не сбивается ли с дороги. Когда Митя, проглотив сухую слюну, снова приготовился к вопросу, немец сам высокомерным тоном сказал:

– Капут, капут. Гитлер капут.

Он решил, что молодой конвоир, по виду совсем подросток, таким глупым образом со скуки развлекает себя.

«Считай себя умным, меня считай глупым, – думал Митя, – я потерплю». Новая забота одолевала его – не пройти штаб бригады. Штаб располагался в лесу метрах в двухстах от основной дороги. Как найти развилку?

На счастье, у развилки на ночь выставляли патрульных. Когда раздался окрик: «Стой, кто идёт?» – Митя даже вздрогнул от радости.

– Свои! – закричал он. Тут же поправился: – Свой и немец! – И заговорил горячо, торопливо, боясь, что патрульный не дослушает, уйдёт. – Пленного в штаб веду. А глаза не видят. Ты уж проводи нас. Боюсь упустить фашиста, если побежит – мне не видно. Куриная слепота у меня.

– Ясно, – сказал патрульный. – А я-то думаю, чего это идут двое, и один орёт как заводной «Гитлер капут»?

Патрульный взял Митю за руку, сказал пленному: «Дуй вперёд!» – да с такой интонацией, что фашист его понял, и все трое зашагали к штабу.

Утром Митя опять стал видеть хорошо. Он пришёл в свой дивизион, когда начинался завтрак. На этот раз у походной кухни рядом с поваром стоял санитарный инструктор. И прежде надо было протянуть ему ложку, а потом уже котелок повару. Санитарный инструктор каждому наливал в ложку густую жидкость из бутылки и требовал, чтобы артиллерист её тут же пил.

– Что это такое? – спросил Митя, когда подошла его очередь.

– Рыбий жир я не люблю, – стал отказываться Митя.

– Пейте, Корнев, без разговоров, – рассердился санинструктор. – Если бы я раньше начал давать его, вам не пришлось бы вчера маяться с пленным. У вас в организме нет нужных витаминов, вот и нарушилось зрение.

Митяев :: А.митяев куриная слепота

Митяев Анатолий Васильевич
(12.05.1925-24.04.2008)

Прозаик. Родился в с. Ястребки Сапожковского района Рязанской области в семье крестьянина и учительницы. В 1941 г., сразу же после окончания школы, А. Митяев ушел на фронт добровольцем. Попал в истребительский отряд. Затем был определен в дивизион “Катюш” рядовым.

Сражался на многих фронтах: Волховском, Брянском, Белорусском, участвовал во многих сражениях. В бою под Старой Руссой А. Митяев был контужен. Получил медаль “За отвагу”. Конец войны встретил в минометном училище, где овладевал военной наукой, готовился стать офицером.

После войны основной деятельностью выбрал журналистику. С 1947 г. работал литсотрудником районной подмосковной газеты (г. Пушкино), в 1952–1960 гг. – ответственным секретарем “Пионерской правды”, в 1960-1972 гг. – главным редактором журнала “Мурзилка”, был главным редактором журнала для детей “Игрушечка”, с 1995 г. – “Новая игрушечка”.

Анатолий Васильевич – автор многочисленных книг для детей. Большинство его книг написано для старших дошкольников и младших школьников. А. Митяев — писатель разножанровый. Есть у него сказки, рассказы для самых маленьких, пересказы русских былин, книги о войне.

Добрые, увлекательные и остроумные книжки сказок: “Где пряталась сказка”, “Сказка о кленовом осеннике”, “ Сказки у костра”, “ Шесть Иванов – шесть капитанов”, “Белая шхуна”, “Приключения точки и запятой”, “Пингвины”, “Капля”, “Мыльный пузырь”, “На городском пруду”, “Сказка о трех пиратах” и др. От них остается ощущение простоты, легкости, образности. Самые обыденные предметы подчас становятся героями его сказок.

В лучших сказках Митяева есть глубокое чувство родной земли. От сказки автор пришел к истории – давней и совсем близкой. Его книга “Богатыри” переводит на современный русский язык сюжеты самых знаменитых наших былин: “Илья Муромец”, “Святогор”, “Сухман – богатырь”, “Добрыня Никитыч”, “Добрыня и Настасья”. В книге “Ветры Куликова поля: (Рассказы о воинской доблести предков)” повествуется о самых значительных сражениях и войнах, решавших судьбы России с середины I тысячелетия н. э. до конца XVIII в., о великих полководцах и флотоводцах, о борьбе русского народа с чужеземными захватчиками на протяжении четырнадцати столетий.

В сборнике «Рассказы о русском флоте» входят три замечательных рассказа: «Сражение при Гангуте», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов» (они выходили также отдельными изданиями). Это книга о славных победах русского флота в начале его истории, о выдающихся открытиях и путешествиях, совершенных человеком на кораблях. Увлекательно, ярко и образно повествует автор об историческом подвиге русского человека, о его природной силе и богом дарованном таланте во всех тончайших проявлениях национального характера.

В творчестве А. Митяева для детей нашла отражение и тема Великой Отечественной войны. Лучшие рассказы собраны в сборник «Шестой — неполный. Рассказы о войне.» Он издан для дошкольников и младших школьников. В ситуациях порой далеких от героических показан один из героев – молодой солдат Митя Корнев. В рассказе «Землянка» речь идет о первом фронтовом дне Мити, когда ему пришлось рыть землянку. В рассказе «Самовар» Митю оставили одного в старых окопах охранять склад боеприпасов. На прифронтовой дороге Митя обронил в дорожную пыль свою единственную боевую награду – медаль, и долго ищет ее («Пыль»). Митя доставляет в тыл немецкого «языка» («Куриная слепота»).

Теме войны посвятил автор и другие свои рассказы: «Мешок овсянки», «Ракетные снаряды», «Подвиг солдата», «Наше оружие», «Треугольное письмо» и др.

А вот рассказ «Горячий гвоздь» повествует о мирной жизни тружеников деревни, о том, что жизнь, связанная с землей и работа на этой земле составляет смысл и наполненность их бытия.

Для детей более старшего возраста писатель обратился к созданию книг энциклопедического характера: «Книга будущих командиров» и «Книга будущих адмиралов».

«Книга будущих командиров» рассказывает обо всех родах войск, о вооружении древних римлян и древних русов, о знаменитых сражениях, о том, что каждый полководец имеет свой неповторимый почерк, о том, как меняется оружие с течением времени и каким оно стало в наши дни. А.В. Митяев создал детскую энциклопедию о военном искусстве всех времен и народов. Она открывает для подростков путь к профессии военного.

«Книга будущих адмиралов» содержит справочные сведения об истории Военно–Морского Флота с древних времен до сегодняшних дней, об искусстве войны на море. В книге семь основных глав: «Матросская», «Старшинская», «Курсантская», «Мичманская», «Лейтенантская», «Капитанская», «Адмиральская». Обе эти книги уникальны по обилию сведений, насыщенности информацией.

Для подростков же А. Митяев создал серьезную, основанную на документальном материале книгу «Тысяча четыреста восемнадцать дней». Она рассказывает о Великой Отечественной войне от начального периода до Дня Победы: о гигантских, яростных сражениях у границы, у Смоленска, Ленинграда, Москвы, Сталинграда, о Курской битве, о взятии Берлина.

Воспитанию гражданина, целеустремленного, доброго и мужественного хозяина страны посвящены книги А.В. Митяева. Они неоднократно переиздаются, переводятся на другие языки.

Ознакомьтесь так же:  Как делают операцию на глаза катаракта

Анатолий Васильевич — член Союза писателей с 1970 г., награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Анатолий Васильевич Митяев скончался в Москве 24 апреля 2008 года.

Соч.: Где пряталась сказка. — М.: Мол. гвардия,1960. – 120с.; Сказка о кленовом осеннике. – М.: Сов. Россия, 1963. – 47с.; Сказки у костра. — М.: Мол. гвардия, 1965. – 141с.; Землянка. — М.: Дет. лит., 1966. – 16с.; Счастливый вечер. — М.: Дет. лит., 1966. – 21с.; Красная строка. — М.: Мол. гвардия, 1967. – 136с.; Белая шхуна: рассказы. — М.: Дет. лит., 1969. – 24с.; Муравей и космонавт. — М.: Малыш, 1969. – 32с.; Гордый кораблик: фильм- сказка. — М.,1970; Книга будущих командиров. — М.: Мол. гвардия, 1970. – 303с.; Комендант Новоселок. — М.: Дет. лит., 1970. – 32с.; Космонавт и Гришка. — М.: Малыш, 1970. – 23с.; Шестой — неполный: рассказы о войне. — М.: Дет. лит., 1971. –95с.; Богатыри: По мотивам былин. — М.: Дет. лит., 1972. – 40с.; Самовар: рассказы. — М.: Дет. лит., 1974. – 24с.; Шесть Иванов — шесть капитанов: сказки. -М.: Дет. лит., 1978. – 23с.; Сегодня праздник: рассказы. — М.: Дет. лит., 1978. – 55с.; Книга будущих адмиралов. — М.: Мол. гвардия,1979. – 336с.; Адмирал Ушаков. — М.: Малыш, 1981. – 25с.; Страна под красным флагом. — М.: Дет. лит., 1982. – 111с.; Адмирал Нахимов. — М.: Малыш, 1983. – 32с.; Ветры Куликова поля: рассказы. — М.: Дет. лит., 1984. – 319с.; Рассказы о русском флоте. — М.: Малыш, 1984. – 95с.; Секрет бабушки Бабуры. — М.: Дет. лит., 1984. – 24с.; Подвиг солдата: рассказы. — М.: Малыш, 1985. – 111с.; Ленин на Красной площади. — М.: Малыш, 1985. – 14с.; В холодном море. – М.: Малыш, 1986. – 32с.; Почему армия всем родная: рассказы. — М.: Малыш, 1987. – 16с.; Красный урок. — М.: Малыш, 1987. – 110с.; Сегодня праздник. — М.: Дет. лит., 1988. – 58с.; Наше оружие: короткие рассказы. — М.: Дет. лит., 1989. –40с.; Ржаной хлебушко — калачу дедушка: рассказы. — М.: Дет. лит., 1990. — 95с.; Героические страницы истории Родины IX-XVIII вв.: книга для чтения учащихся. — М.,1991

Лит.: Баруздин С. Немного о современной сказке и еще о том, что в литературу приходят новые сказочники // Детская литература. — 1966. — №1. — С.52-53 ; Баруздин С. Счастливый талант // Нева. – 1966. — №3. – С.202; Токмакова И. Доброта // Дошкольное воспитание. – 1967. — №5. – С.126-127; Митяева А. Книга для будущих командиров // Детская литература. — 1969. — №2. – С.17-18; Дунаев П. Книга будущих воинов // Учительская газета. – 1970. – 23 сент.; Бограмен И.Х. Для вас, будущие командиры // Пионерская правда. – 1971. – 19 марта; Падерин И. Будущим командирам // Красная звезда. – 1971. – 22 мая; Стрелкова И. Растешь защитником // Семья и школа. — –1971. — №8. – С.51-52; Искольдская М. ?Рец.: Митяев А. Шестой – неполный: рассказы о войне? // Новый мир. – 1972. — №6. – С.283; Долотова Н.М. ?Рец.: Митяев А. Книга будущих командиров? // Начальная школа. – 1972. — №2. – С.85-88; Анатолий Митяев. Литературный портрет // Детская литература. – 1972. — №2. – С.59-60; Вербицкий В. ?Рец.: Митяев А. Книга будущих командиров? // Преподавание истории в школе. – 1972. — №1. – С.98-101; Анатолий Васильевич Митяев (Краткие биогр. сведения) // Детская литература.- 1974. — №5. – С.55; Коркин В. Сказка начинается сегодня // Дошкольное воспитание. – 1974. — №5. – С.38-46; Владимирская Т. ?Рец.: Митяев А. Самовар ] // Начальная школа. – 1974. — №12. – С.86; Баруздин С. Об Анатолии Митяеве // Баруздин С. Заметки о детской литературе. – М., 1975. – С.285-289; Дунаев П. Подарок будущим воинам // Агитатор. – 1975. — №21. – С.62; ?Рассказы А. Митяева о Мите Корневе? // Детская литература. 1975.: Сб. статей. – М., 1975. – С.14.; Соколова Г. ? Рец. : Митяев А. Горячий гвоздь? // Начальная школа. – 1977. — №2. – С.90-91; Воскресенская З. « Как жить, каким быть…»: ( О творчестве Анатолия Митяева) // Детская литература – 1978. — №2. – С.9-11; Рыжникова Т. В. В морях твои дороги ? // Комсомольская правда. – 1980. – 3 июня; Иванов С. Он писал для мальчишек // Учительская газета. – 1984. – 15 мая; Болховитинова С. Образ победы //

Детская литература. – 1985. — № 2. – С.52-56; Дмитриев С. Воспитание историей // В мире книг. – 1985. — №1. – С.27-30; Александрова Л. Живая связь времени поколений // Литература в школе. – 1986. — №2. – С.73-75; Чикмарев В. Наши защитники // Начальная школа. – 1986. — №4. – С.72 –74; Казинцев А. Восемь миллионов предков // Детская литература – 1986. — №4. – С.15-19; Митяев Анатолий Васильевич // Писатели Москвы. – М., 1987. – С.299; Яхнин Л. Слово, мысль, чувство: Заметки о творчестве Анатолия Митяева // Дошкольное воспитание. — 1988. — №5. – С.57-59; Чикмарева В., Ильчук Н.П. Нашей армии герои // Начальная школа. – 1988. — №2. – С.11-17; ?Рец.: Митяев А. Ветры Куликова поля? // Нет ничего дороже Родины: Беседы о книге. –М.,1989. – С.5-6; Романовский С. Поэма о хлебе // Семья и школа. – 1991. — №9. – С.48; Еремин В. Для детей, для внуков // Москва. – 1992. — №7/8. – С.170; Анатолий Васильевич Митяев: К 70–летию со дня рождения: Методико-библиографический материал в помощь руководителям детского чтения. – Рязань, 1994. – 22с.; О доблести, о подвигах, о славе!: Рассказы и сказки А.В. Митяева о Великой Отечественной войне // Начальная школа. – 1995. — №3- С.41-56; Воскресенская З. Как жить, каким быть… // Начальная школа. – 1995. — №3. – С.96; Ремнев В.И. Митяев Анатолий Васильевич // Рязанская энциклопедия: Справ. материалы. – Рязань, 1997. — Т.XVIII: Литераторы, литературоведы. — С.61; Старостин А. Напомнивший о ветрах Куликова поля // Детская литература. – 1999. — №4. – С.76-78

23 неделя беременности . Работа Россия — прораб, секретарь, пилот, RDW . Компьютеры, ноутбуки. Продажа компьютеров, ноутбуков. Цены.

А.Митяев Куриная слепота составить 3 вопроса

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Настя2005апа

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Куриная слепота

Митин товарищ, ефрейтор Савкин, взял в плен танкиста. Савкин лежал под фашистским танком, подбитым на ничейной полосе, наблюдал в бинокль, откуда бьют вражеские пулемёты. В это время фашист и приполз к танку. Видно, хотел узнать, какие повреждения у машины, чтобы потом увезти её к себе. Ефрейтор подпустил фашиста метров на десять, отбросил стволом автомата маскировку и сказал: «Хенде хох!» [1] Немец метнулся было в сторону, но тут же сообразил, что бежать бесполезно, и, стоя на коленях, поднял руки.

Савкин привёл пленного в расположение дивизиона. Командир похвалил ефрейтора, порадовался его удаче и приказал доставить немца на допрос в штаб бригады. Савкин под танком лежал весь день с утра, промёрз, проголодался. Дальше вести пленного поручили Мите Корневу.

До штаба было километра три. Дорога шла лесом.

Митя шагал за фашистом. Ствол Митиного автомата смотрел в спину врага. А глаза Мити смотрели на природу. Начиналась весна. Зелени, правда, ещё не было, но и снега уже не было. Берёзы стояли тихие, торжественные – ждали встречи с настоящим теплом. Митя сорвал почку. Коричневая почка была как бы опутана зелёной ниткой. Это чешуйки начали расходиться, потихоньку освобождая листок.

Наступили сумерки. Похолодало. Берёзы стали строгие, почти зимние. Сумерки сгущались быстро, словно спешили спрятать деревья от заморозка. До штаба бригады было ещё далеко, как вдруг всё затянулось тёмной мглой. Ничего не стало видно: ни пленного, ни белых берёз. «Странный вечер», – подумал Митя и споткнулся о кочку. Он потёр глаза ладонью, но на них будто была пелена.

Слух Мити напрягся. Он услышал гулкие удары сердца в груди. И ещё услышал, как шагает немец, тыча сапогами в сырую дорогу. Шаги были мерные, без сбоя. «Значит, – подумал Митя, – немец видит, куда наступает. Он не спотыкается, как я. Что же у меня с глазами? Неужели ослеп? Это куриная слепота наступила».

Читайте продолжение рассказа в бумажной версии «Мурзилки».

«Пионер № 1, январь 1974 г.»

Тираж: 1550000 экз.

Формат: 84×60/8 (200×282 мм)

На обложке иллюстрация В. Дудкина « Имя Ленина, дело Ленина будут жить в веках».

  1. М. Прилежаева. Дорогой Ленинской мечты (очерк, илл. И. Красулина), 2-я стр. обл., стр. 1-2
  2. М. Басиев. Я помню тот день (стихотворение, пер. с осетинского А. Грекова, илл. А. Гришина), стр. 2-3
  3. Первый всесоюзный слет тимуровцев. Артек 1973
    1. С. Фурин, В. Ермилова, Л. Симонова, Б. Камов. О тимуровском слете, о командах и отрядах, которые есть и которые будут (очерки, илл. А. Борисова)
      1. Флаг (очерк), стр. 4-5
      2. Карта (очерк), стр. 5-9
      3. Еще одна команда (очерк), стр. 9-11
  4. Ю. Луцкевич. Сумка Гайдара (стихотворение), стр. 11
  5. В. Смирнова. Читайте Гайдара! (очерк), стр. 12-13
  6. А. Голиков. У белых (рассказ, иллюстрации Б. Полянского), стр. 14-16
  7. Фотоконкурс «Родная природа», стр. 16-17
  8. А. Митяев. Куриная слепота (рассказ, иллюстрации С. Назарова), стр. 18-19
  9. А. Митяев. Самовар (рассказ, иллюстрации С. Назарова), стр. 19-21
  10. Е. Карпельцева. Бабушкина тетрадь (рассказ, илл. Б. Гуревича), стр. 22-27
  11. Моя Родина- СССР
    1. Есть в тайге дорога новая (очерк, илл. Т. Ларионовой), стр. 28-32
    2. Е. Шевелева. Тридцать лет прошло с тех пор (стихотворение), стр. 32-33
  12. А. Снегин. Буря над красной планетой (очерк, илл. Н. Марковой), стр. 34-37
  13. Л. Мухин. Кого ты пошлешь на Марс? (заметка), стр. 37
  14. Кораблик
    1. Р. Галимзянов. Звезды блестят на небе. (стихотворение), стр. 38
    2. Р. Галимзянов. Ворвался солнечный ветер. (стихотворение), стр. 38
    3. В. Полозова. Ножик (рассказ), стр. 38
    4. Т. Демидова. Снежок попал мне в плечо. (стихотворение), стр. 39
    5. Л. Гурьянова. Сегодня я вышла из дому. (стихотворение), стр. 39
    6. А. Хижняк. Я живу в Айхале. (стихотворение), стр. 39
    7. А. Хижняк. Лежу в кровати. Я больной. (стихотворение), стр. 39
  15. В. Андреев. Обманутый народ (очерк), стр. 40-43
  16. Я люблю это стихотворение.
    1. А. Пушкин. Песнь о вещем Олеге (стихотворение, иллюстрации П. Багина), стр. 44-46
    2. Ф. Искандер. Победил Пушкин (статья, иллюстрации П. Багина), стр. 46-47
  17. Ю. Калинина. Повесть об отце (начало повести, илл. В. Дудкина, Ю. Фоменко), стр. 48-59
  18. В. Берестов. Орешник (стихотворение), стр. 59
  19. Что нам читать?
    1. А. Некрасов. В кильватер за «Каравеллой»! (очерк), стр. 60
    2. Н. Ильина. Рассказы правдивые и поэтичные (очерк), стр. 61-62
    3. Ю. Дмитриев. Познакомьтесь с моими знакомыми (очерк), стр. 62
  20. А. Орлов. Задачник Трех Неизвестных (ребусы, илл. Б. Каштымова), стр. 63
  21. Э. Успенский. Гарантийные человечки (начало повести, иллюстрации Е. Шабельника), стр. 64-75
  22. Е. Шабельник. Планета чудес (начало комикса), стр. 76-77
  23. Н. Разговоров. Ума палата (ребусы, илл. А. Вовиковой), стр. 78-79
  24. Лена М. Часы (микрорассказ), стр. 80
  25. В стране шаха- владыки черных и белых
    1. В. Крючков. Пешки- крепкие орешки (песня, муз. Г. Струве), 3-я стр. обл.
    2. Школа будущих чемпионов (заметка), 3-я стр. обл.
    3. Почта Пешкина, 3-я стр. обл.

      Программа литературного клуба «Юный патриот» (по произведениям о войне)

      Разработка рабочей программы литературного клуба «Юный патриот» предназначена для организации внеурочной работы в условиях ФГОС. Рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год

      Просмотр содержимого документа
      «Программа литературного клуба «Юный патриот» (по произведениям о войне)»

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44 ИМЕНИ Ф.А.ЩЕРБИНЫ

      МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙOН

      решением педагогического совета

      МБОУ СОШ № 44 имени Ф.А.Щербины

      от 31 августа 2016 года протокол № 1

      Председатель _______ Т.В.Троценко

      литературного клуба «Юный патриот»

      Уровень образования (класс) основное общее образование, 6 класс

      Количество часов : 68 часов Учитель Малькова Татьяна Григорьевна Программа разработана в соответствии и на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

      Рабочая программа по внеурочной деятельности литературного клуба «Юный патриот» для учащихся 6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 44, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

      Продолжительность занятий строится из расчёта 68 часов (2 часа в неделю).

      Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть включает в себя: экскурсии в библиотеку, презентация или выставки прочитанных книг, викторина, конкурсы иллюстраций к любимой книге, чтецов, встречи с интересными людьми.

      Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике.

      ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

      формирование понятия о национальной культуре и истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру;

      развитие творческого потенциала ученика;

      воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;

      воспитание интереса к творческой деятельности;

      формирование гражданского отношения к Отечеству;

      бережное отношение к духовным ценностям;

      активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации

      освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;

      формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

      развитие способности осознанно строить речевое высказывание;

      формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;

      воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;

      овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.

      ориентация в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями о войне;

      определение предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

      умение вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

      в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

      умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

      учебной самостоятельности и познавательного интереса;

      умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

      умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

      умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

      понимания и значимости работы в группе.

      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

      Введение (2 часа)

      Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).

      Книги о Родине. Книги о Великой Отечественной войне. Книги о детях.

      По страницам книг С. Алексеева «Рассказы о войне» (4 часа)

      «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей», «Богатырские фамилии», Рассказы о полководцах», Самостоятельное чтение. Обсуждение прочитанного

      Баруздин С. «Шел по улице солдат» (1 час)

      По страницам книг Л. Кассиля (8 часов)

      «Твои защитники», «Дорогие мои мальчишки», «Рассказ об отсутствующем», «Огнеопасный груз», «Улица младшего сына», «У классной доски», «Володя Дубинин»,»Черемыш — брат героя». Занятия в школьной библиотеке. Инсценированное чтение по ролям.

      Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат» (1 час)

      Дискуссионный клуб. Обсуждение по вопросам.

      Митяев А. «Письмо с фронта» (1 час)

      Прослушивание аудиозаписи. Исследование текста.

      По страницам книг А. Гайдара (2 часа)

      «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Занятие в школьной библиотеке. Просмотр фрагментов фильмов, чтение и беседа.

      Артюхова Н. «Светлана» (1 час)

      Подготовка к конкурсу чтецов «Открытый микрофон».

      Л.Воронкова «Девочка из города» (1 час)

      Голявкин В. «Рисунок на асфальте» (1 час)

      Инсценирование, разработка костюмов для персонажей.

      Катаев В. «Сын полка» (2 часа)

      Чтение по ролям, составление кроссвордов.

      А. Лиханов «Последние холода» (1 час)

      Обсуждение, чтение по ролям

      Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи» (1 час)

      Балтер Б. «До свидания, мальчики!» (1 час)

      Выразительное чтение, конкурс чтецов.

      Богомолов В. «Иван», «Зося» (2 часа)

      Беседа, иллюстрации к прочитанным произведениям.

      Ильина Е. «Четвертая высота» (2 часа)

      Занятие в школьной библиотеке. Просмотр фильма.

      Дети и война (4 часа)

      Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны». Выразительное чтение, беседа. Сухова А. «Дети войны». Отзыв о рассказе.

      Ж. Браун: «Юта Бондаревская» (1 час)

      Беседа, мотивация на самостоятельное чтение

      В. Ю. Драгунский: «Арбузный переулок» (1 час)

      Инсценирование, чтение по ролям

      По страницам книг Ю. Королькова. Рассказы о пионерах — героях (8 часов)

      Рассказы о пионерах-героях: Вале Котике, Зине Портновой, Лёне Голикове, Марате Казее, Володе Дубинине, Аркадии Каманине, Александре Чекалине. Прослушивание аудиозаписи, просмотр видеофильмов о пионерах-героях

      Б. Лавренёв: «Разведчик Вихров»(1 час)

      Показ фрагментов фильма, чтение и беседа

      По страницам книг А. Митяева (12 часов)

      «Иван и фрицы», «Гвардии медвежонок», «Лошади», «Куриная слепота», «Носов и Назе», «Мешок овсянки», «Серьги для ослика», «Отпуск на четыре часа», «Тимофей Беспраздничный», «Тёплый «язык»», «Шестой — неполный», «Треугольное письмо». Конкурс чтецов. Выразительное чтение рассказов.

      Н. А. Надеждина «Партизанка Лара» (1 час)

      К. Г. Паустовский: «Похождения жука-носорога» (1 час)

      Чтение по ролям, составление кроссвордов

      Константин Симонов: «Сын артиллериста». Встреча с поэтессой станицы Петренко В.А. (1 час) Чтение наизусть

      А. А. Соколовский: «Валерий Волков» (1 час)

      Е. И. Суворина: «Витя Коробков» (1 час)

      И. Турчинин: «Крайний случай» (1 час)

      По страницам книг Ю. Я. Яковлева (3 часа)

      «Девочки с Васильевского острова», «Как Серёжа на войну ходил», «Где стояла батарея». Чтение, просмотр фильма

      Итоговое занятие (1 час)

      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

      Урок по внеклассному чтению «Рассказы о Великой Отечественной войне. А. Митяев»

      Урок по внеклассному чтению

      по теме: «Рассказы о Великой Отечественной войне. А Митяев»

      Список рекомендуемой литературы:

      Рассказы о пионерах – героях

      Стихи А. Твардовского, С. Орлова, А. Сурикова, Г. Поженяна, М. Исаковского, М. Светлова, О. Берггольц, А. Ахматовой, В. Тушновой.

      А. Митяев «Рассказы о Великой отечественной войне»

      С. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны», «Сто рассказов о войне».

      Материал для учителя

      В 1941 году Анатолий Митяев окончил 10 классов, не успел сдать выпускные экзамены и ушёл на фронт. Вначале он попал в истребительный отряд, а затем был переведён в дивизион «катюш» рядовым. Под Старой Руссой был ранен. Получил медаль «За отвагу». В конце войны был в миномётном училище.

      После войны стал писателем. 12 лет был главным редактором журнала «Мурзилка», 10 лет работал секретарём в газете «Пионерская правда».

      Писал для детей рассказы о войне, сказки, пересказал былины. Книги Митяева воспитывают мужество и патриотизм.

      Вопросы по содержанию

      — Кто главный герой этого рассказа ( Борис Михайлов)

      — Какое письмо он написал маме?

      — Что делали в этот день солдаты?

      — Почему сон солдат в эту ночь был коротким?

      — Как добирались бойцы до линии фронта?

      — Почему Борис считает, что миномётчики ехала без проишествий?

      — Как добрались бойцы до линии фронта?

      — Когда миномётчики начали обстрел фашистов?

      -Какой приказ от командира услышал Борис?

      -Кого он увидел на вершине бугра?

      — Как помог раненому Борис?

      — Каким было солнце в этот день?

      — Как солнце захватило солдат?

      — Какой приём использовал писатель, создавая образ солнца? (Олицетворение)

      — Было ли солдату страшно? Почему?

      — Отправил ли Борис письмо? Когда?

      — Почему он не стал переписывать своё письмо?

      — Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?

      — Храните ли вы их письма и награды?

      Вопросы по содержанию

      Знакомство с непонятными словами.

      Дивизион – подразделение в артиллерийских войсках.

      Шинель – форменное пальто военных.

      Казарма – здание, в котором размещена воинская часть.

      Нары – приспособление из досок для сна.

      Артиллерия – крупные огнестрельные орудия, род войск, действующий артиллеристскими орудиями.

      — О чём этот рассказ?

      — Что мы узнали о Мите Корневе?

      — Что мы узнали о жизни бойцов? Как они устраивали себе ночлег?

      — Чем они копали мёрзлую землю?

      — Почему нельзя далеко выкидывать песок из ямы?

      — Чем накрыли землянку сверху? Зачем?

      — Как и из чего сделали печку?

      — Чем можно топить печку?

      — Как утепляли нары?

      — Из чего была сделана дверь в землянку?

      — Как солдаты постелили себе постели?

      — Долго ли спали в эту ночь солдаты?

      — Что нового вы узнали из этого рассказа?

      Вопросы по содержанию

      — Этот рассказ является продолжением рассказа про Митю Корнева. Что мы узнали о нём из рассказа «Землянка»?

      — Как ефрейтор Савкин взял в плен немца?

      — Почему в штаб повёл пленного Митя Корнев?

      — Что случилось по дороге?

      — Как проявляется «куриная слепота»?

      — Что происходило с солдатами, которые заболели «куриной слепотой»?

      — Как Мите удалось довести пленного до штаба?

      — Как лечили на войне «куриную слепоту»?

      Вопросы по содержанию

      — Почему рассказ назван «Опасный суп»?

      — Как звали повара и как он им стал?

      — Найдите в тексте и прочитайте как работал в этой должности Никита?

      — Как выглядела полевая кухня?

      — Какое объявление появилось однажды на дереве рядом с полевой кухней?

      — Как относился Никита к шуткам товарищей?

      — Что боялись солдаты по мнению Голова?

      — Какое главное правило вспомнил Никита голов, когда увидел фашистов?

      — Что придумал находчивый повар?

      — Что сделали немцы, когда к ним подъехала полевая кухня?

      — Видел ли повар окончание боя? Что происходило на шоссе?

      — Что сказал командир дивизиона Никите?

      — Что ели на обед в этот день солдаты?

      — Почему писарь не знал как писать наградной лист?

      Беседа с детьми о Великой Отечественной войне

      — Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

      — Почему она называется Великая? (Потому что, весь народ поднялся на защиту своей страны от немецко – фашистских захватчиков)

      — Почему она называется Отечественная? (Потому, что защищали своё отечество, Родину)

      22 июня 1941 года фашисты неожиданно напали на нашу страну. Войн длилась 1 418 ней – 4 года. Не было ни одной семьи не пострадавшей от тягот войны. В этой войне погибло 20 мил.человек, было разрушено 1 710 городов и посёлков, уничтожено 70 000сёл и деревень, взорвано и выведено из строя 31 850 заводов и фабрик, 651 000км железнодорожных путей.

      На западной границы нашей страны стояла Брестская крепость, за первые месяцы войны фашисты продвинулись глубоко внутрь страны но захватить Брестскую крепость им не удалось. Оставшись глубоко в тылу врага, защитники крепости бились до последнего патрона. Всего несколько человек, оставшихся в живых, раненые попали в плен.

      В первые дни войны, в тылу врага начали действовать партизаны. К концу 1941 года операции против фашистов вели 3 500 партизанских отрядов.

      Говорят, что когда грохочут пушки музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия сделала немало, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины. Послушайте стихи, которые были написаны в годы войны.

      И та, что сегодня прощается с милым,-

      Пусть боль она в силу переплавит

      Мы детям клянёмся, клянёмся могилам.

      Что нас покориться никто не заставит!

      (А.Ахматова. Ленинград. Июль 1941 года)

      В 1941 году немцы бросили под город Ленинград большие силы, вышли на ближние подступы к городу и отрезали его от всей страны. Ленинград оказался в блокаде. В городе не хватало продовольствия, воду брали из реки. Норма хлеба зимой 1041 года была 250 г в день для работающих и 125 г для населения. Продукты в город доставляли по льду Ладожского озера. Дорога эта называлась «дорогой жизни». Блокада была прорвана 18 января 1943 года, но окончательно снята только 27 января 1944. Блокада Ленинграда длилась 900 дней!

      Анна Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде до тех пор, пока тяжёлая болезнь не приковала её к постели. Её эвакуировали в Ташкент. Нои и в этом далёком от фронта южном городе она писала стихи, зовущие к мужеству и стойкости. Одно из них «Мужество».

      Мы знаем, что ныне лежит на весах

      И что совершается ныне.

      Час мужества пробил на наших часах.

      И мужество нас не покинет.

      Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

      Не горько остаться без крова,-

      И мы сохраним тебя, русская речь.

      Великое русское слово

      Свободным и чистым тебя пронесём,

      И внукам дадим. И от плена спасём

      Но не только о долге писали поэты. В окопах и землянках согревали человеческие души мысли о доме, о жёнах, матерях, любимых.

      Бьётся в тесной печурке огонь.

      На поленьях смола, как слеза,

      И поёт мне в землянке гармонь

      Про улыбку твою и глаза.

      Про тебя мне шептали кусты

      В белоснежных полях под Москвой.

      Я хочу, чтобы слышал ты,

      Как тоскует мой голос живой.

      Ты сейчас далеко – далеко.

      Между нами снега и снега.

      До тебя мне дойти нелегко.

      А до смерти – четыре шага.

      Пой гармоника, вьюге назло,

      Заплутавшее счастье зови.

      Мне в холодной землянке тепло

      От твоей негасимой любви.

      Это стихотворение Александра Сурикова стало очень известной песней. Позже Суриков вспоминал: «Возникло стихотворение – случайно. Оно не собиралось быть песней. Это было письмо жене, написано в конце ноября 1941 года, после тяжёлого фронтового дня под Истрой, когда приходилось пробиваться из окружения…»

      Для маскировки Москвы от бомбардировщиков в годы войны были использованы маскировочные сетки, которыми укрывали купола церквей, Кремль, исторические памятники. Сверху из самолёта казалось, что внизу расстилаются зелёные поля. На улицах города

      Сооружали ложные мишени, в воздухе над Москвой висели аэростаты, которые мешали вражеским самолётам бомбить город.

      В декабре 1941 года фашисты пошли к Москве. Накопив резервы наши войска перешли а наступление 6 декабря 1941 года. В ходе этого наступления немцы были отброшены на 300км от Москвы.

      Москва! Ты в солдатской шинели

      Прошла. Не склонив головы!

      И сколько б песен не пели,

      Их мало для нашей Москвы.

      Это было в мае, на рассвете.

      Настал у стен рейхстага бой.

      Девочку немецкую заметил

      Наш солдат на пыльной мостовой.

      У столба, дрожа, она стояла,

      В голубых глазах застыл испуг.

      И куски свистящего металла

      Смерть и муки сеяли вокруг.

      Тут он вспомнил, как прощаясь летом

      Он свою дочурку целовал.

      Может быть отец девчонки этой

      Дочь его родную расстрелял.

      Но тогда, в Берлине, под обстрелом

      Полз боец, и телом заслоняя

      Девочку в коротком платье белом

      Осторожно вынес из огня.

      И, погладив ласковой ладонью,

      Он ее на землю опустил.

      Говорят, что утром маршал Конев

      Сталину об этом доложил.

      Скольким детям возвратили детство,

      Подарили радость и весну

      Рядовые Армии Советской

      Люди, победившие войну!

      И в Берлине, в праздничную дату,

      Был воздвигнут, чтоб стоять века,

      Памятник Советскому солдату

      С девочкой, спасенной на руках.

      Он стоит, как символ нашей славы,

      Как маяк, светящийся во мгле.

      Это он, солдат моей державы,

      Охраняет мир на всей земле.

      Когда пройдешь путем колонн

      В жару, и в дождь, и в снег

      Как радостен ночлег.

      Когда путем войны пройдешь,

      Еще поймешь порой,

      Глоток воды сырой.

      Когда пройдешь таким путем

      Не день, не два, солдат,

      Как отчий угол свят

      Когда — науку всех наук –

      В бою постигнешь бой,-

      Как дорог каждый свой –

      И про отвагу, долг и честь

      Не будешь зря твердить.

      Они в тебе, Какой ты есть,

      Каким лишь можешь быть.

      Таким, с которым, коль дружить

      И дружбы не терять,

      И можно умирать.

      (А. Твардовский 1943)

      Где трава от росы и от крови сырая,

      Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

      В полный рост, над окопом переднего края,

      Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

      Тишина. Тишина. Не во сне — наяву.

      И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!

      И приметил подснежник во рву.

      И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

      Ожил радости прежней певучий поток.

      И нагнулся солдат и к простреленной каске

      Осторожно приладил цветок.

      Снова ожили в памяти были живые

      — Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

      За четыре немыслимых года впервые,

      Как ребенок, заплакал солдат

      Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

      Сапогом попирая колючий плетень.

      За плечами пылала заря молодая,

      Предвещая солнечный день.

      1945 Алексей Суриков

      В этот день гремели марши, марши –

      Громогласны, бравурны, легки.

      Из Берлина воротились наши

      Славой осенённые полки.

      Но не вспомнить всех гремевших песен,

      Маршей всех в тот день победный наш.

      В этом дне один, далёкий есть он,

      Навсегда запавший в душу марш.

      Смолкли трубы сводного оркестра

      Громом перекатным по стране.

      И возник, не медный, не железный,

      Стук сапог солдатских в тишине.

      Он катился по земному шару,

      По лесам, по пашням, по траве…

      Шли солдаты шагом, шагом, шагом,

      Шли по Красной площади в Москве.

      Шли без труб, без музыки, без грома,

      Как четыре года по войне.

      Шли привычно, тяжело, знакомо,

      По родной советской стороне.

      Как в походе, как это бывает,

      Лишь врывался в шаг нежданно вдруг,

      На мгновенье ритм перебивая,

      Дерева сухой трескучий стук.

      Словно кто-то сваливал поленья

      В кучу, с ходу, прямо через борт.

      Это к Мавзолею на ступени

      Падали штандарты вражьих орд..

      (С. Орлов «Солдатский марш»)

      День Победы мы празднуем каждый год 9 мая. Всё меньше снами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг. Давайте почтим минутой молчания память погибших в годы Великой Отечественной войны.

      Ознакомьтесь так же:  Как лечить вирусный конъюнктивит у детей в домашних условиях