Анатомия всех пальцев рук

Анатомия кисти
Пара практических примеров

Посидев на днях над одной проблемой, касающийся непосредственно моей кисти, я пришел к некоторым выводам, касающихся игры на басу непосредственно слэпом.

Игра на басу, как и на любой вид деятельности, связанный с использованием рук, требует определенных усилий мышц, находящихся в области кистевого сустава. Игра пальцами особенно ярко подчеркивает это.

Думаю, это не является новостью ни для кого.

Перейдем дальше. Игра пальцами возможна в трех базовых вариантах:
1. Классическая игра пальцами
2. Игра большим пальцем
3. Слэп

Первый два варианта несут свои проблемы, о которых можно было бы так же рассказать, но мои изыскания касаются только слэпа, с использованием подцепа, как вариант, когда используется комбинирование противопоставленных на ладони пальцем и более четкому и яркому напряжению при игре.

Основной «инструмент» слэпа — большой палец. Рассмотрим, как оно работает. Для удобства будем использовать следующий рисунок:

При игре большим пальцем мы используем «мышцы-разгибатели», сухожилие которой идет по краю внешней стороны большого пальца. Я думаю, если вы отведете в плоскости ладони большой палец, то сразу увидите напряжение этого сухожилия.

В месте кистевого сустава к этому сухожилию подходят также и сухожилия лучевого и короткого разгибателя запястья. Если вы не поленитесь, отведете большой палец как для игры слэпом и при этом согнете кисть вверх или вниз, то заметите, что сухожилие большого пальца либо перетягивается вышеописанными сухожилиями, либо само пережимает их. Особенно это заметно при сгибании кисти «вверх».

Получаем яркое представление того случая, когда эти сухожилия постоянно находятся в тесном контакте. Я не врач, но скажу вам, что это не приведет ни к чем хорошему.

Именно поэтому мы приходим к самому первому правилу, которое нужо соблюдать при игре слэпом, чтобы это не приводило к различным травмам пальцев и кисти:

1. во время игры слепом кисть должна находиться в плоскости предплечья

многие интуитивно понимают это, но я видел и другие варианты.

Это так же обуславливает то, что удар большим пальцем производится при вращательном движении предплечья и кисти в целом.

Идем дальше. Смотрим два следующих рисунка:

Сейчас мы переходим к тем вопросам, что касаются подцепа, а так же игры большим пальцем (привет Марио).

Отводящую мышцу мы уже рассмотрели, и с ней связанные проблемы — тоже. Теперь перейдем к приводящей мышце.

Как ни странно, но при игре большим пальцем очень часто используется эта мышца, т.к. не у всех большой пальце остается неподвижным относительно кисти. Если говорить не про игру слэпом, то по-моему так происходит в большинстве вариантов. Если говорить про слеп — возможны два варианта: когда кисть «собрана» и большой палец статичен, и когда кисть расслаблена, и большой палец учавствует в процессе, двигаясь. Лично ко мне применим второй вариант.

Приводящая мышча крепится к ладонной мышце в области сочленения среднего и безымянного пальца, тем самым «покрывая» указательный и средний палец со стороны ладони. Это приводит к тому, что при напряжении данной мышцы (а она напрягается, когда вы отводите палец — она растягивается), мышцы, «сгибающие» эти два пальца, оказываются в тесном взаимодействии с этой мышцей, при этом они перетягиваются ей же. Особенно ярко вы можете это заметить, если отведете от ладони указательный палец, при этом согнув его.

При рассмотрении общей картины получаем, что любые движения указательного пальца в момент использования большого (классический вариант подцепа) приводят к «трениям» между мышцами, причем при ярком и сильном их напряжении в этот момент. Не скажу, что постоянные такие противоборства — это хорошо.

Идем нашей псевдонаучной мыслью дальше и приходим к тому, что средний палец оказывается таки в меньшем контакте с данной мышцей и вообще находится как бы «над ладонью», тем самым у него наиболее низкий уровень вредоносных контактов с другими мышцами и наибольшая относительная подвижность, т.е. другие пальцы мешают ему менее, чем другим, и наоборот — он так же меньше всего мешает.

Также хочется отметить, что линия разгибающих сухожилий у среднего пальца является более прямой, чем у указательного, у которого она резко уходит в сторону середины предплечья. Именно поэтому при использовании указательного пальца очень часто возникает воспаление сухожилий в области «казанка». Особенно при подцепе, если не соблюдается четкое положение ладони параллельно струне.

Указательный палец чаще всего подвержен ушибам, растяжениям и прочим травмам, особенно правой руки, что обусловлено в общем то его жизненным назначением. Каждый человек имеет индивидуальное строение, но в целом — оно общее у большинства.

Те, кто давно уже играют слэпом и не испытывают никаких неудобств или проблем могу возразить мне, но я хочу сказать только одно — так или иначе, ваши руки были поставлены так, чтобы свести конфликты сухожилий к минимуму, тем самым при практике и тренировке ваши мышцы легли так, чтобы у вас все было хорошо.

Лично я считаю, что использование среднего пальца является наиболее продуктивным и безопасным для играющего. При этом не нарушается общности игры пальцами в классическом варианте, т.к. указательный палец не подстаривается под измененное положение при подцепе, работают разные группы мышц.

В основном это касается тех, кто играет слэпом не часто, либо начинает им играть, т.к. те, кто уже им играют, не должны испытывать таких неудобств. Однако кто только начинает играть таким образом по многу времени в день, должны обратить внимание на то, что мышцы — это более серьезно, чем кажется. Они связывают все. Любые изменение в шейном отделе сказываются на всем организме вплоть до поясничного отдела, и руки — не исключение. Для всех музыкантов, кто играет с ремнем, существует проблема неравномерных нагрузок плеч, что очень часто приводит к проблемам со здоровьем, которые, казалось бы, не зависят от этого.

Как ни странно, это так.

В общем, я надеюсь, что я объяснился хоть немного внятно и был услышан. Буду рад любой критике, указанием моих ошибок или поправке. Хотелось оформить это в виде нормальной статьи на тему, не знаю получилось ли. По идее, нужна проверка этого и оценка людей. Многое хотелось бы дополнить, что-то чуть изменить. Если тема актуально, то я могу проконсультироваться со специалистами и привести данные из книг что валяются сейчас вокруг меня.

Если я не прав, кидайте камни. Это будет лучше, чем не сказать ничего.

АНАТОМИЯ КИСТИ РУКИ

Основная часть кисти руки состоит из четырех костей, которые продолжаются костями пальцев. Они называются пястными костями. Сзади они покрыты сухожилиями, а спереди помимо сухожилий -мышцами большого пальца и мизинца, а также кожными подушками.

Между этими костями происходит небольшое движение, напоминающее открывание веера. Они соединены вместе в запястье и практически составляют единое целое с костями запястья. Кисть руки двигается с помощью запястья. Сухожилия на тыльной стороне кисти сильнее выступают под кожей, чем на стороне ладони.

Короткие мышцы кисти руки, которые перекрещиваются только с одним соединением — суставом пальца и двигают каждый палец отдельно, находятся достаточно глубоко в кисти между пястными костями и так называемыми межкостными мышцами. Эти мышцы существуют в двух комбинациях — с внешней и обратной сторон кисти, то есть они могут быть тыльными или ладонными. Ладонные межкостные мышцы осуществляют собирающее действие, направляя все пальцы к среднему, таким образом соединяя их в направлении внутренней стороны каждого соединения всех пальцев, кроме среднего. Тыльные межкостные мышцы отвечают за раз-движение пальцев, разводя их в противоположные от центра стороны, прикрепляясь к двум сторонам среднего пальца и к внешней стороне других соединений. В большом пальце и мизинце такие мышцы называются отводящими, когда они находятся в действии, то увеличиваются в размерах. Так. например, отводящая мышца большого пальца кисти в напряженном состоянии образует заметный выступ между указательным и большим пальцем. Отводящая мышца мизинца образует выступающую массу, которая доходит до запястья.

МЫШЦЫ КИСТИ РУКИ

К четырем углам запястья прикреплены четыре мышцы, одна из них двойная (эта мышца находится на тыльной стороне кисти со стороны большого пальца).

ВИД ТЫЛЬНОЙ СТОРОНЫ КИСТИ

1. Локтевой разгибатель запястья

2. Сухожилия разгибателя пальцев

3. Длинная, отводящая большой палец мышца

4. Короткий разгибатель большого пальца

5. Короткий лучевой разгибатель запястья

6. Длинный лучевой разгибатель запястья

7. Длинный супинатор

8. Лучевой сгибатель запястья

9. Сухожилие длинной ладонной мышцы

Ознакомьтесь так же:  Неврит кисти рук

10. Локтевой сгибатель запястья

11. Фасция ладонной мышцы

Кости запястья меньше, чем кости конца предплечья, поэтому кости предплечья сужены на концах.

Кости запястья располагаются поперечными слоями, создавая угол по отношению друг к другу, и образуют, если смотреть сбоку своеобразный крюк, направленный назад. Немного ближе к ладони этот крюк соединен с сухожилиями-разгибателями.

Ряды запястных костей образуют арку на тыльной стороне кисти. Два основания этой арки в тыльной части кисти выступают над передней линией руки. От них начинаются возвышения, образованные тенаром и гипотенаром, и ладонь.

МЫШЦЫ И ПЛАСТИКА КИСТИ

На ладони у основания кисти (рис. 39) лежат два мышечных возвышения: мышечное возвышение большого пальца состоит из четырех мышц, а мышечное возвышение мизинца — из трех. Отдельного рельефа эти мышцы не имеют, а практическое их значение заключается в многообразии движений обоих этих пальцев. Между возвышениями располагается треугольное углубление, покрытое сухожильной пластинкой, — ладонным апоневрозом. Под ним к пальцам проходят сухожилия сгибателей пальцев (в этом можно убедиться, если двигать пальцами одной руки, а пальцами другой прижать область апоневроза). Между сухожилиями сгибателей лежат мелкие червеобразные мышцы — регуляторы точных движений пальцев; они прикрепляются к основным фалангам.

Глубже к тыльной стороне кисти между пястными костями залегает два слоя мышц: ладонные межкостные мышцы и тыльные межкостные мышцы (рис. 39). Мышцы обоих слоев соединяют между собой пястные кости, прикрепляясь к ним обоими своими краями, а тонкие их сухожилия прикрепляются к основным фалангам четырех пальцев, кроме большого, таким образом, что ладонные мышцы сближают пальцы, а тыльные раздвигают их в стороны.

Тыльные межкостные мышцы прилегают к коже тыла кисти, но заметного рельефа не имеют, за исключением I тыльной межкостной мышцы, которая лежит под кожей в промежутке между I и II пястными костями (рис. 39). Ее сухожилие прикрепляется » основной фаланге II (указа-

Рис. 40 Кисть в движении.

/ — движение кисти в лучезапястном суставе. А—сильное разгибание кисти с предельным разведением пальцев в разные стороны с ладонной стороны, вы* ступают гороховидная кость и лучевое возвышение запястья; Б — приведение (в сторону мизинца)—со стороны большого пальца выступает ладьевидная кость: В — отведение (в сторону большого пальца)—ладьевидная кость прячется. со стороны мизинца выступает трехгранная кость:

I — головка локтевой кости, 7 — нижний конец лучевой кости. 3 — гороховидная кость. 4—головки пястных костей, 5 — лучевое возвышение запястья. 6 — трехгранная кость.

7 — ладьевидная кость;

II — изменения формы кисти в зависимости от расположения пястных костей;

головки пястных костей образуют дугу, а вся пясть — веер: 8 — головки пястных костей. 9 —запястье. 10 — лучевая кость, 11 — локтевая кость

тельного) пальца и, притягивая его в сторону, прижимает к большому. Напряжение мышцы заметно, например, при письме, когда указательный палец прижимает к большому карандаш или ручку.

С тыльной стороны кисти кожа тонкая, под ней заметен рельеф сухожилий общего разгибателя и разгибателей большого пальца, а также костей запястья, пясти и фаланг. Со стороны ладони кожа значительно толще. На фалангах имеются соединительнотканые образования, напоминающие тоннели, в которых движутся сухожилия сгибателей пальцев. Эти тоннели называются влагалищами сухожилий. Между ними и кожей залегает подкожная клетчатка с некоторым количеством жира, что придает ладонной стороне пальцев вид маленьких подушечек, особенно на ногтевых фалангах.

Основанием пальцев служат пястно-фаланговые суставы. На тыле кисти структура пальцев ясно видна, так как головки пястных костей

Рис. 41. Схема расположения скелета кисти (левой) со стороны ладони. / — кисть разогнута до предела — вид в ракурс со стороны запястья; // — кисть согнута до предела — вид в ракурс со стороны пальцев; ///— противопоставление большого

пальца и мизинца:

1—головки пястных костей. 2 —лучевое возвышение запястья. 3 — гороховидная кость

очень рельефны (рис. 40). Со стороны же ладони кожа и мягкие ткани закрывают значительную часть основных фаланг, благодаря чему пальцы здесь кажутся значительно короче. Если сильно выгнуть ладонь и разогнуть пальцы до предела, головки пястных костей слегка выступают под кожей ладони (рис. 41) — это и есть основание пальцев. При сгибании же основание пальцев соответствует складке, которая при этом образуется на ладони. Именно отсюда и надо строить пальцы при рисовании кисти с ладонной стороны. На ладони кожа толстая и подкожно-жировая клетчатка рыхлая. Если сблизить большой палец и мизинец так, чтобы они упирались подушками ногтевых фаланг друг в друга, т. е. произвести их противопоставление, кисть изгибается желобом в сторону ладони и между мышечными возвышениями этих пальцев появляются две борозды — это происходит за счет работы мышц мышечных возвышений обоих пальцев. Если же, напротив, произвести сильное разведение всех пальцев в разные стороны и энергично разогнуть пальцы и кисть, то кожные покровы сильно натягиваются, мышечные возвышения делаются плоскими и со стороны ладони можно обнаружить костные выступы, местоположение которых нужно запомнить, так как они в дальнейшем будут служить ориентирами для построения кисти со стороны ладони. Это упомянутые костные выступы головок пястных костей II —V пальцев, лучевое возвышение запястья у основания мышц большого пальца и гороховидная косточка у основания мышц мизинца (рис. 41, табл. IV).

При сильном сгибании кисти в лучезапястном суставе нельзя одновременно до предела согнуть пальцы, так как вследствие удлинения тыла кисти (за счет выступившего запястья) сухожилия разгибателей натягиваются и препятствуют сгибанию.

Согнутый в пястно-фаланговом суставе палец становится длиннее на толщину пястной кости.

Проделайте и проанализируйте все описанное выше на собственных руках.

Вопросы. Мышечные возвышения большого пальца и мизинца. Ладонный апоневроз и сухожилия сгибателей пальцев, проходящие под ним. Ладонные и тыльные межкостные мышцы, их действие на пальцы. Мышца I тыльная межкостная. Основания пальцев со стороны ладони. Кожные и другие покровы кисти. Противопоставление мизинца и большого пальца. Опорные костные пункты ладони, видные при растягивании кисти.

Рука из кулака: Как удар породил человека

Примерно в ту же эпоху, когда наши предки спустились с деревьев и начали переход к прямохождению, у них начали появляться заметные изменения в анатомии рук. Ладонь стала короче и шире, большой палец отставился еще дальше, стал сильнее, крупнее и ловче. До сих пор казалось очевидным, что такие перемены были связаны со все более активным использованием орудий труда. Однако у американского профессора Дэвида Кэрриера (David Carrier) есть на этот счет свое оригинальное мнение.

В своей недавней работе ученый заявляет, что из всех путей изменения анатомии руки, которые могли обеспечить необходимую силу и ловкость, эволюция выбрала лишь один определенный. «Почему?» — спрашивает ученый — и отвечает: «Потому что это единственная форма, которая позволяет ладони сложиться в кулак с опорой на большой палец».

Авторы исследования отмечают, что из всех приматов лишь мы можем сложить полноценный кулак, структурную прочность которому обеспечивает сильный и крупный противолежащий большой палец. У прочих наших родственников четыре пальца слишком длинны, чтобы поместиться внутри ладони, а большие пальцы недостаточно велики, чтобы обхватить их и выполнять роль надежной опоры. Когда обезьяны дерутся, они никогда не переходят на бокс — их схватка ближе к борьбе «в партере» со взаимными тычками, щипками и укусами.

Ученые полагают, что их гипотеза позволяет объяснить и тот факт, что высокий уровень «мужского гормона» тестостерона стимулирует рост безымянных пальцев, длина которых начинает превышать длину указательных, что может придавать кулаку еще более плотную и надежную форму.

Заявления Кэрриера и его коллег не совсем голословны: авторы провели эксперименты, призванные подтвердить идею. Они набрали 10 добровольцев-спортсменов и измерили силу удара рукой с обычным кулаком, с кулаком без участия большого пальца, а также открытой ладонью. Вряд ли кого-нибудь удивило, что в первом случае удар оказался более чем вдвое сильнее, чем в остальных.

Гипотеза, конечно, интересная, а вот экспериментальное подтверждение кажется не слишком убедительным — удар кулака, конечно, сильнее, но могло ли это служить движущей силой эволюции столь критически важной части нашего тела? Кажется, разумнее предположить, что кулак стал лишь полезным побочным эффектом изменившейся анатомии.

Пластическая анатомия человека (Учеб. пособие). Автор: Фролов М.Ю., редактор: Моисеева Л.В.

Кисть состоит из трех частей: запястья, пястья и фаланг пальцев (рис. 15).

Запястье. Состоит из двух рядов костей, соединяющихся суставами. Всего костей – 8. В верхнем ряду от большого пальца к мизинцу располагаются кости: ладьевидная, полулунная, трехгранная, гороховидная. В нижнем ряду: большая многоугольная, малая многоугольная, головчатая, крючковатая.

Пястье. Состоит из пяти костей и составляет единую систему с костями запястья. Четыре пястные кости лежат рядом в одной плоскости, а пястная кость большого пальца отдельно.

Фаланги пальцев. Все пальцы, кроме большого, имеют 3 фаланги (большой – 2). Длина фаланг различна. Длина второй фаланги равна 2/3 первой фаланги, а длина ногтевой фаланги 2/3 второй фаланги.

Ознакомьтесь так же:  Лечения руками курсы

Рис. 15. Скелет кисти (правой).
Кости запястья: 1 – ладьевидная; 2 – полулунная; 3 – трехгранная;
4 – гороховидная; 5 – большая многоугольная; 6 – малая многоугольная;
7 – головчатая; 8 – крючковидная; 9 – пястная кость; 10 – головки пястных
костей; 11 – фаланги пальцев; 12 – лучевое возвышение запястья

Дельтовидная мышца. Имеет форму треугольника, покрывает плечевой сустав. Начинается от наружного конца ключицы, от акромиона и от ости лопатки. Все 3 начала сходятся и прикрепляются к дельтовидной бугристости плечевой кости. Поднимает плечо вперед, в сторону, назад, сокращаясь, отводит руку до горизонтального положения.

Двуглавая мышца плеча . Лежит на передней поверхности плечевой кости, на плечевой мышце. Осуществляет сгибание предплечья.

Плечевая мышца. Толстая, почти вся покрыта двухглавой мышцей плеча. Начинается от передней поверхности плечевой кости и идет по всей поверхности плечевой кости, осуществляет сгибание предплечья и плеча.

Трехглавая мышца плеча. Расположена на задней поверхности плечевой кости. Длинная головка начинается от лопатки, а две короткие – от плечевой кости. Прикрепляется к локтевому отростку локтевой кости. Разгибает плечо и предплечье.

Локтевая мышца . Небольшая треугольной формы мышца, является продолжением трехглавой мышцы плеча, способствует разгибанию предплечья.

Лучевой сгибатель кисти. Начинается от внутреннего надмыщелка плечевой кости и идет в сторону лучевой кости. В середине предплечья переходит в длинное сухожилие.

Длинная ладонная мышца . Начинается у внутреннего надмыщелка плечевой кости, сгибает кисти и предплечье.

Локтевой сгибатель кисти . Начинается у внутреннего надмыщелка и прикрепляется к гороховидной кости.

Круглый пронатор . Короткая мышца, лежит поперек предплечья, начинается от внутреннего надмыщелка плечевой кости, способствует сгибанию предплечья.

Плечелучевая мышца . Начинается от наружного края плечевой кости, спускается вниз по лучевой кости и прикрепляется над шиловидным отростком. Сгибает руку в локтевом суставе.

Длинный лучевой разгибатель кисти . Начинается от наружного надмыщелка плеча и прикрепляется к основанию второй пястной кости. Участвует в разгибании предплечья и кисти.

Локтевой разгибатель кисти . Начинается от наружного подмыщелка плечевой кости. Прикрепляется к основанию пятой пястной кости. Участвует в разгибании кисти и приводит кисть к туловищу.

Рис. 16а. Мышцы руки спереди:
1 – акромион; 2 – дельтовидная мышца; 3 – наружная головка трехглавой
мышцы; 4 – длинная головка двуглавой мышцы; 5 – короткая головка двуглавой мышцы; 6 – плечевая мышца; 7 – сухожилие двуглавой мышцы; 8 – пироговская фасция; 9 – плечелучевая мышца; 10 – длинный лучевой разгибатель кисти
(запястья); 11 – длинный сгибатель большого пальца; 12 – лучевой сгибатель кисти; 13 – длинная ладонная мышца (сухожилие внизу обрезано, так как удален ладонный апоневроз); 14 – мышечное возвышение большого пальца;
15 – глубокие мышцы ладони; 16 – влагалища для сухожилий сгибателей
пальцев; 18 – мышечное возвышение мизинца; 19 – гороховидная косточка;
20 – сгибатели пальцев; 21 – локтевой сгибатель кисти; 22 – круглый пронатор; 23 – внутренний мыщелок плечевой кости; 24 – большая грудная мышца;
25 – ключица; 26 – трапециевидная мышца

Рис. 16б. Мышцы руки сзади:
1 – трапециевидная мышца; 2 – ость лопатки; 3 – подостная мышца;
4 – малая круглая мышца; 5 – большая круглая мышца; 6 – широчайшая мышца спины; 7 – внутренний мыщелок плеча; 8 – локтевой отросток локтевой кости; 9 – локтевой сгибатель кисти; 10 – локтевая кость; 11 – головка локтевой кости; 12 – мышечное возвышение мизинца; 13 – головки пястных костей с лежащими поверх них сухожилиями общего разгибателя пальцев; 14 – первая тыльная межкостная мышца; 15 – анатомическая табакерка; 16 – короткий разгибатель большого пальца; 17 – тыльная поперечная связка запястья; 18 – короткий разгибатель большого пальца; 19 – длинная отводящая мышца большого пальца; 20 – локтевой разгибатель кисти; 21 – общий разгибатель пальцев;
22 – короткий лучевой разгибатель кисти; 23 – длинный лучевой разгибатель кисти; 24 – локтевая мышца; 25 – наружный мыщелок плеча; 26 – плечелучевая мышца; 27 – плечевая мышца; 28 – двуглавая мышца; 29 – наружная головка трехглавой мышцы; 30 – внутренняя головка трехглавой мышцы; 31 – длинная головка трехглавой мышцы; 32 – дельтовидная мышца; 33 – акромион

Общий разгибатель пальцев . Начинается от наружного надмыщелка плечевой кости. Делится на 4 сухожилия, идущие к 4-м пальцам. Мышцы участвуют в разгибании всех пальцев, кроме большого.

Короткий разгибатель большого пальца . Прикрепляется у основания первой фаланги большого пальца и участвует в его разгибании.

Длинная отводящая мышца большого пальца . Эта мышца обвивает лучевую кость и крепится к основанию пястной кости большого пальца. Отводит большой палец и кисть.

Основы анатомии человека: как рисовать руки

Многие считают, что из всех частей тела сложнее всего рисовать руки. У всех нас есть истории о том, как на ранних этапах рисования мы прятали руки наших героев за спиной или в карманах, по возможности избегая их прорисовки. И как ни парадоксально, они являются нашей самой доступной частью, находящейся в поле зрения каждую минуту нашей жизни. При помощи всего лишь одного дополнительного аксессуара — маленького зеркала — мы можем рассмотреть руки со всех углов. Таким образом, единственная реальная проблема заключается в сложности этого удивительного составного органа. Это почти как рисование маленькой фигуры на более крупной — сложно понять, с чего начать.

В этом руководстве мы разберём анатомию руки и упростим ее понимание так, что, когда вы посмотрите на руку, вы cможете понять ее как группу простых форм, которые легко собрать вместе.

Используйте следующие аббревиатуры для пальцев:

  • БП — Большой палец
  • УП — указательный палец
  • СП — средний палец
  • БезП — Безымянный палец
  • М — мизинец

Основы кисти

Вот краткий обзор структуры костей кисти (левой). Голубым цветом отмечены 8 костей запястья, фиолетовым — 5 пястных костей и розовым — 14 фаланг.

Так как не все эти кости подвижны, мы можем упростить базовую структуру кисти. Справа представлена диаграмма — всё, что нужно запомнить.

Обратите внимание, что фактическое основание пальцев (соединение, которое соответствует костяшкам), намного ниже, чем видимое основание, образованное прилегающей кожей. Необходимо это учитывать при рисовании согнутых пальцев.

Основываясь на вышесказанном, простой способ рисования кисти состоит в том, чтобы начать с основной формы ладони — плоскости (очень похоже на стейк, но более округлый, квадратный или трапециевидный) со скругленными углами, а затем прикрепить пальцы:

Если вам сложно рисовать пальцы, нарисуйте их в виде стопки из трех цилиндров. Цилиндры легко рисовать под любым углом, что избавляет от необходимости рисования пальцев в перспективе. Обратите внимание, что основания цилиндров — это именно те складки, которые нужно нарисовать в согнутых пальцах.

Это важно: суставы пальцев не выравнены по прямой, а падают на концентрические арки:

Также, пальцы не прямые, а слегка согнуты по направлению к пространству между СП и БезП. Даже если незначительно показать это на рисунке, он будет более реалистичным.

Не забываем про ногти. Не обязательно рисовать их постоянно. На самом деле, они проявляются при определенной степени детальности, которая выглядит правильно только тогда, когда руки видны достаточно близко, но нас обычно не учат тому, как они должны выглядеть, и из-за этого я, например, долгое время не мог заставить их выглядеть нормально. Несколько примечаний для рисования ногтей:

  1. Ноготь начинается на середине первой фаланги.
  2. Линия, в которой ноготь отделяется от плоти, варьируется: у некоторых людей она полностью расположена на краю пальца, у других она очень низкая (пунктирная линия), поэтому в их случае ногти шире.
  3. Ногти не плоские, они больше имеют форму черепицы с разной степенью кривизны — от сильной до очень слабой. Изучите свою кисть, и вы обнаружите, что эта кривизна у каждого пальца разная, но, к счастью, такой уровень реализма нам в рисовании не нужен.

Теперь, принимая (видимую) длину УП в качестве структурной единицы, мы можем приблизительно наметить следующие пропорции:

  1. Максимальное раскрытие между БП и УП = 1.5
  2. Максимальное раскрытие между УП и БезП = 1. СП может быть ближе к любому соседнему пальцу, это не влияет на общее расстояние.
  3. Максимальное раскрытие между БезП и М = 1
  4. Максимальный угол между БП и М составляет 90º, взятый с самого основания сочленения БП: полностью вытянутый М выравнивается с ним.

Я написал «приблизительно», т.к. у всех людей по-разному, но помните, что отклонение от нормы на бумаге может выглядеть неправильно. Если вы сомневаетесь, эти параметры всегда будут выглядеть правильно.

Основная форма — это только один сложный аспект руки; следующий — детализация складок и линий. Кто не был расстроен при рисовании кисти, когда сложно было правильно нарисовать все эти линии? Посмотрим на линии сгиба и некоторые детали измерений:

Ознакомьтесь так же:  От чего немеют пальцы на руках у беременных

  1. Предполагаемое продолжение внутренней линии запястья отделяет большой палец от остальных. Маленькая линия сухожилия может быть отметкой соединения запястья и кисти.
  2. Когда пальцы сомкнуты, как показано выше, БП слегка спрятан под ладонью.
  3. УП или БезП часто такие же длинные как и СП.
  4. Складки, обозначающие суставы, эллиптической формы или похожи на круглые скобки, но когда кисть расправлена, как показано выше, они не выражены (если у кого-то нет выступающих суставов, что часто бывает на натруженных руках) и могут быть нарисованы как простые ямочки.
  5. Складки на суставах пальцев показывают в эллиптической форме, но они исчезают, когда пальцы согнуты. Они показаны параллельными линиями на стороне ладони, но более выражены на нижнем суставе — обычно верхние суставы не обозначают двумя линиями.
  6. С обратной стороны линии пальцев продолжаются до начала ладони, поэтому они выглядят длиннее с тыльной стороны кисти.
    С внутренней стороны линии короче, т.к. верхняя часть ладони объёмная, поэтому пальцы выглядят короче.
  7. Линии, где заканчиваются пальцы, это линии натяжения (короткие горизонтальные штрихи) с обеих сторон, и на обеих сторонах эти линии натяжения направлены в сторону от СП.

Также обратите внимание, что на диаграмме выше ногти не нарисованы полностью, а лишь слегка намечены, что соответствует общему уровню детализации (который намного выше, чем необходимо для того, чтобы показать все линии). Чем меньше кисть, тем меньше нужно указывать деталей, если вы не хотите сделать её старой.

Я не упоминал линии руки выше, поэтому детально рассмотрю их здесь:

  1. Самые видимые линии на ладони — так называемые линии сердца, головы и жизни — это складки кожи, где закругляется ладонь. Пока вы не рисуете в стиле реализма, нет необходимости рисовать другие линии — это будет лишним.
  2. Не путайте линию жизни с контуром большого пальца, который становится видимым под определенными углами, как показано справа. Линия жизни почти концентрическая с контуром большого пальца, но обратите внимание, насколько выше она начинается на ладони — фактически (истинное) основание УП.
  3. Со стороны подушечка у основания каждого пальца выглядит как серия изогнутых параллельных выпуклостей.
  4. Эти линии сгиба частично заворачиваются вокруг пальцев. Они подчеркиваются, когда пальцы сгибаются.
  5. На разогнутом пальце есть небольшая выпуклость, образованная складками кожи. Она исчезает, когда палец согнут.

Итак, что мы видим сбоку, когда рука вытянута?

  1. С наружной части линия запястья выгибается в основание ладони, поэтому переход между ними образует пологую выпуклость.
  2. Нижняя часть кисти выглядит более плоской с наружной части, нежели с внутренней, хотя основание большого пальца все еще может быть видимым.
  3. С наружной части последний сустав БезП виден полностью, т.к. М сдвинут к кисти.
  4. С внутренней части видно немного СП или не видно вообще, в зависимости от длины УП.
  5. С внутренней части линия запястья перекрыта основанием большого пальца, поэтому переход более резкий и важно показать выпуклость.

Обратите также внимание на то, что при взгляде с наружной части на ладонях показана другая новая контурная линия. Она идет с запястья и с поворотом кисти соединяется с линией М, пока не перекроет основание БП:

Диапазон движений

Детальное сочленение подразумевает движение, а руки движутся постоянно. Мы используем руки не только в практических целях (держа кружку, печатая), но и для выразительной передачи наших слов или реагируя на эмоции. Поэтому не удивительно, что для правильного рисования кистей требуется понимание того, как двигаются пальцы.

Пять пальцев

Давайте начнём с большого пальца, который двигается независимо. Его настоящее основание и центр движения расположены очень низко на кисти, там, где кисть переходит в запястье.

  1. При естественной расслабленной позиции остается пространство между БП и остальной рукой.
  2. БП может складываться таким образом, что касается основания М, но это вызывает напряжение и приводит к болезненным ощущениям.
  3. БП может вытягиваться на ширину ладони, но это тоже приводит к напряжению и боли.

Другие четыре пальца немного движутся вбок и в основном сгибаются вперед, параллельно друг другу. Они сгибаются под определённым автономным углом, но не без влияния на соседние пальцы; попробуйте, например, согнуть один СП и посмотрите, что происходит с остальными. Только БП полностью независим.

Когда кисть сжимается в кулак и все пальцы скручиваются, кисть принимает куполообразную форму, как если бы она лежала на большом мяче. Мяч (показан красным) становится меньше, и кривизна увеличивается.

Когда кисть полностью распрямлена (справа), пальцы либо прямые, либо слегка отклоняются назад, в зависимости от их гибкости. У некоторых людей пальцы гнутся под углом 90º, если на них надавить.

Давайте детальнее рассмотрим полностью сжатый кулак:

  1. Первая и третья складки полностью согнутого пальца соприкасаются, образуя крест.
  2. Вторая складка является продолжением линии пальца.
  3. Часть пальца накрыта лоскутом кожи и большим пальцем, напоминая о том, что вся структура большого пальца находится ближе всех к наружному краю. Вы можете сдвинуть УП наружу и накрыть им лоскут кожи, это анатомически возможно, но это не естественный способ формирования кулака.
  4. Костяшка СП выступает больше всех, а другие костяшки постепенно спускаются с уровня СП, так что под углом, показанным здесь, параллельные пальцы видны с внешней, а не с внутренней стороны.
  5. Первая и третья складки соприкасаются и снова образуют крест.
  6. БП сгибается таким образом, что его последняя фаланга укорачивается в перспективе.
  7. Кожная складка здесь выпячивается.
  8. Когда кисть сжата в кулаке, суставы выступают и видно «скобки».

Кисть как целое

Когда кисть расслаблена, пальцы слегка согнуты, а когда кисть направлена вверх — согнуты сильнее из-за гравитации. В обоих случаях УП остается вытянутым, а остальные постепенно заворачиваются, и М — самый согнутый из них. Сбоку последовательность расположения пальцев делает 2 или 3 крайних пальца видимыми между УП и БП.

М часто «убегает» и расположен немного в отдалении от других пальцев — ещё один способ сделать кисти более реалистичными. С другой стороны, УП и СП или СП и БезП будут часто идти в паре, держась вместе, в то время как 2 других останутся свободными. Таким образом кисть будет выглядеть более живой. Пара БезП-М появляется, когда пальцы слегка согнуты.

Так как пальцы не одинаковой длины, они всегда представляют собой последовательный переход. Когда пальцы что-то сжимают, например, бокал, СП (1) видим больше всех, в то время как М (2) лишь слегка показывается.

Держа ручку или что-то вроде этого, СП, БезП и М выгибаются назад относительно ладони, если объект держать между БП и УП (возьмите карандаш и понаблюдайте). Если надавить сильнее, подключается и выпрямляется СП, т.к. давит на объект. Максимальное давление приводит к тому, что все пальцы направлены в стороны, как показано здесь.

Как мы видим, кисть и запястье исключительно чёткие, каждый палец почти живёт своей жизнью, поэтому рисование рук обычно ставит в тупик начинающего иллюстратора. Но когда кисти начинают получаться хорошо, мы, как правило, попадаем в противоположную ловушку — начинаем рисовать кисти слишком рационально: пальцы аккуратно занимают свои места, параллельные линии, тщательные выравнивания. Результат выходит зажатым и просто слишком скучным для той части тела, которая может говорить так же выразительно, как глаза. Это подойдёт для определенных типов персонажей (например, тех, чья личность выражает жесткость или нечувствительность), но чаще всего хотелось бы рисовать живые, выразительные руки. Для этого вы можете пойти одним из двух путей: добавить отношение (т.е. добавить жесту драматизма, в результате чего получится позиция подвижной руки, которая, вероятно, никогда не используется в реальной жизни) или добавить естественность (наблюдайте за руками людей, которые не следят за своей жестикуляцией, чтобы увидеть те случайности, которые я имею в виду). Я не могу показать каждую позицию руки, но ниже вы можете увидеть примеры сдержанной и естественной / динамической руки:

* Примечание для конкретного случая — обученные бойцы всегда будут держать пальцы параллельно во время удара (как показано в сдержанной позиции), в противном случае они могут сломать костяшки пальцев.

Кисти индивидуальны у каждого, также как и черты лица. Мужские отличаются от женских, молодые — от старых и т.д. Ниже приведены некоторые существующие классификации, но они не охватывают весь диапазон характерных признаков, которые может иметь рука. Характерный признак — подходящее слово, т.к. кисти следует рисовать так, будто они являются персонажами со своим собственным характером: утонченные, мягкие, сухие, мозолистые, грубые и т.д. (См.Время практики)

Формы кистей

Пропорции пальцев по отношению к кисти имеют значение:

Формы пальцев

Даже ногти не у всех одинаковые! От природы нам даются плоские или круглые ногтевые основания, а ногтям люди уже искусственно придают различную форму.