Антоним фразеологизма куры не клюют

Антоним фразеологизму «кот наплакал»

Антоним фразеологизму «кот наплакал»

«Кот наплакал» может встретить в русском языке фразеологизмы и выражения, которые будут иметь противоположное значение и являться антонимами:

  1. «Куры не клюют» – означает чего-то очень большое количество. Это выражение применяется преимущественно к деньгам. Происхождение этого фразеологизма имеет более содержательное объяснение, уходящее вглубь истории. Некогда богатый купец вернулся домой, и дворня выгружала из телеги мешки с золотыми монетами. Один из них порвался, и монеты посыпались, смешавшись с зерном. Напуганная хозяйка испугалась, что куры склюют деньги;
  2. «Выше крыши» имеет противоположное значение с эмоциональной окраской того, что чего-то очень много и этого достаточно;
  3. «Хоть пруд пруди» появилось из литературы. Впервые употребил его И.С.Тургенев в книге «Отрывки из воспоминаний своих и чужих», обозначая большое количество «беспутных» дворян.

Чтобы не выглядеть нелепо в глазах окружающих, нужно всегда знать, о чем говоришь. Не стоит для того, чтобы показаться образованней и умнее употреблять в разговоре слова и выражения, смысл которых неясен. Лучше всего изначально для себя выяснить значение тех слов и фраз, которые вызывают сомнения.

Конечно, невозможно знать смысл всех слов, но некоторые широко употребляемые фразеологизмы стоит изучить. Например, что такое «кот наплакал», когда целесообразно употреблять это выражение, а когда не стоит.

Антоним к слову куры не клюют

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

ТЕРРИЯ262002ФЛАЙ3535

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Фразеологизмы — антонимы

Автор: Дмитрий Сироткин

Подготовил обзор фразеологизмов-антонимов .

В него вошло 88 фразеологизмов по 22 темам.

Среди этих тем: хороший-плохой человек, умный-глупый, хитрый-простодушный, враждебно-дружно, высокий-низкий, болтать-молчать, умелый-неумелый, хорошая-плохая работа, легко-тяжело, дорого-дешево, мало-много, далеко-близко, темно-светло, всегда-никогда, и др.

Фразеологизмы – антонимы про хорошего-плохого человека

  • Человек с большой буквы – дьявол во плоти
  • Добрая душа – черная душа (кстати, фразеологизмы о человеке)

Фразеологизмы – антонимы про сведущего-несведущего человека

  • Ходячая энциклопедия – нахвататься по верхам
  • Знать как свои пять пальцев — разбираться как свинья в апельсинах

Фразеологизмы – антонимы про умного-глупого

  • Ума палата — без царя в голове
  • Семи пядей во лбу — пороха на выдумает (кстати, фразеологизмы об уме)

Фразеологизмы – антонимы про хитрого-простодушного

  • Себе на уме – святая простота
  • Лиса Патрикеевна – открытая душа

Фразеологизмы – антонимы про враждебно-дружно

  • Как кошка с собакой – душа в душу
  • На дух не переносить – водой не разольешь

Фразеологизмы – антонимы про высокий-низкий

  • Коломенская верста — от горшка два вершка
  • Дядя, достань воробушка – метр с кепкой (кстати, фразеологизмы к высокий)

Фразеологизмы – антонимы про болтать-молчать

  • Чесать языком – молчать как рыба
  • Язык без костей – будто язык проглотил

Фразеологизмы – антонимы про разглашать–не говорить лишнего

  • Выносить сор из избы — держать язык за зубами
  • Сболтнуть лишнего – клещами не вытянешь (кстати, фразеологизмы о языке)

Фразеологизмы – антонимы про умелого-неумелого

  • Золотые руки – руки не из того места растут
  • Мастер на все руки – мастер-ломастер

Фразеологизмы – антонимы про хорошую-плохую работу

  • Засучив рукава – спустя рукава (усердно — небрежно (работать))
  • Не покладая рук — бить баклуши (работать с усердием – бездельничать) (кстати, фразеологизмы о работе)

Фразеологизмы – антонимы про легко-тяжело

  • Как по маслу – удовольствие ниже среднего
  • Как нечего делать — хоть головой об стену бейся

Фразеологизмы – антонимы про полезное-бесполезное

  • Дойная корова – как с козла молока
  • Манна небесная — как мертвому припарки

Фразеологизмы – антонимы про дорого-дешево

  • Никаких денег не хватит — гроша ломаного не стоит
  • Влетать в копеечку — почти даром

Фразеологизмы – антонимы про пьяного-трезвого

  • Нажраться как свинья – ни в одном глазу
  • (Напиться) до положения риз – трезв как стеклышко

Фразеологизмы – антонимы про богатого-бедного

  • Денежный мешок — ни гроша за душой
  • Купаться в золоте — сводить концы с концами

Фразеологизмы – антонимы про мало-много

  • С гулькин нос — куры не клюют
  • Кот наплакал — хоть отбавляй (кстати, фразеологизмы к мало и фразеологизмы к много)

Фразеологизмы – антонимы про быстро-медленно

  • Сломя голову — черепашьим шагом
  • В мгновение ока – в час по чайной ложке

Фразеологизмы – антонимы про долго-недолго

  • Битый час — считанные минуты
  • До посинения (спорить и т.п.) – пять минут и готово (кстати, фразеологизмы к долго)

Фразеологизмы – антонимы про далеко-близко

  • За тридевять земель — рукой подать
  • У черта на куличках – в двух шагах

Фразеологизмы – антонимы про исчезновение-появление

  • Как сквозь землю провалиться – вырастать как из-под земли
  • Как корова языком слизнула – выскакивать как черт из табакерки

Фразеологизмы – антонимы про темно-светло

  • Хоть глаза выколи — хоть иголки собирай
  • Не видно ни зги – светло как днем

Фразеологизмы – антонимы про всегда-никогда

  • Испокон веков — после дождичка в четверг
  • До скончания веков — когда рак на горе свистнет

Как это обычно бывает у лингвистов, с пониманием того, что такое фразеологизмы-антонимы, всё непросто . Имеются широкое и узкое понимание этого термина:

  • Широкое понимание состоит в том, что фразеологизмы-антонимы имеют противоположное значение. Таких фразеологизмов можно подобрать достаточно много.
  • Узкое понимание заключается в том, что помимо требования противоположности значения у двух фразеологизмов-антонимов должен совпадать состав слов за исключением одного из слов каждого фразеологизма. Например, «засучив рукава» – «спустя рукава». Естественно, таких фразеологизмов-антонимов уже намного меньше.

Честно говоря, узкое понимание кажется мне каким-то надуманным и обедняющим языковую реальность, ведь главное – это противоположность значений, а формальные ограничения мешают найти действительно удачный вариант фразеологизма-антонима для данного фразеологизма. Для чего выдвигаются такие наукообразные построения, создающие лишь лишние сложности, мне как практику понять трудно.

Обычно в конце материала о фразеологизмах с каким-либо словом я пишу, какие из этих фразеологизмов мне самому понравились больше всего . Но сейчас их так много и они такие разные, что, пожалуй, я не смогу выбрать самые понравившиеся.

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Комментарии также всячески приветствуются!

Отметь фразеологизмы — антонимы

а) куры не клюют — кот наплакал

б) перемывать косточки — чесать языки

в) вывести на чистую воду — водить за нос

Ознакомьтесь так же:  Вакцина акдс полиомиелит гемофильная

г) сесть на лужу — попасть впросак

д) со всех ног — во все прыть

Отметь фразеологизмы — синонимы

а) сквозь землю провалился — как в воду канал

б) как снег на голову — гора с плеч

в) обвести вокруг пальца — подлить масла в огонь

г) строить воздушные замки — витать в облаках

д) вздохнуть полной грудью — разорвать цепи

Что такое антонимы. Примеры антонимов

Антонимы — это слова, противоположные по смыслу. Они составляют так называемые антонимические пары: правда — ложь, добрый — злой, день — ночь .

Обычно антонимы — слова одной части речи, они отвечают на один и тот же вопрос. Существительному противопоставляется существительное ( храбрец — трус ), прилагательному — прилагательное ( большой — маленький ), глаголу — глагол ( говорить — молчать ).

Антонимы часто характеризуют качества ( хороший — плохой ), отношения пространства и времени ( высокий — низкий, ранний — поздний ), количество ( единственный — многочисленный ). Противоположными могут быть слова, обозначающие действия или состояния ( смеяться — плакать ).

Противоположность анонимам — синонимы , то есть разные слова, обозначающие одно и то же.

У одного слова может быть множество антонимов, которые синонимичны друг другу. Например, антонимами к слову веселый могут быть слова грустный, печальный, унылый, скучный, невеселый . А антонимами к слову свежий могут выступать слова черствый, увядший, гнилой, тухлый и др.

К любому ли слову есть антоним?

Антонимов в языке меньше, чем синонимов. Ведь большинство слов невозможно противопоставить другим по какому-то признаку. Например, в языке нет антонимов у собственных имен, местоимений и числительных: Париж , оно или десять .

Однако к массе слов можно придумать контекстуальные антонимы, используя переносное значение. Например,см ешенье языков: французского с нижегородским (А.С. Грибоедов).

Антонимы противоположны друг другу, но между ними в семантическом ряду могут стоять «промежуточные» слова. Пример: Богатый — обеспеченный — малоимущий — нищий . Другие антонимические пары лишены полутонов: мальчик — девочка, вверх — вниз .

Какими бывают антонимы?

Однокоренные и разнокоренные антонимы

Некоторые антонимы имеют в составе один и тот же корень, но различаются приставками: открыть — закрыть, удачный — неудачный, революция — контрреволюция .

В основе других антонимов лежат различные корни: светлый — темный, жизнь — смерть .

Языковые и контекстуальные антонимы

Языковые антонимы существуют независимо от воли человека, который их использует. Примеры: богатый — бедный, старый — молодой, далекий — близкий . Такие антонимы еще называют узуальными.

Контекстные антонимы противопоставляет автор по собственной воле. В других случаях эти же слова не являются противоположностью. Пример: Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пушкин).

Антонимы-фразеологизмы

Антонимами могут быть целые словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы . Примеры антонимов-фразеологизмов: Куры не клюют — кот наплакал; в двух шагах — у черта на рогах ; сидеть сложа руки — работать не покладая рук .

Примеры антонимов

Существительные-антонимы

Восход — закат
Война — мир
Добро — зло
Лето — зима
Мужчина — женщина
Утро — вечер

Прилагательные-антонимы

Высокий — низкий
Громкий — тихий
Далекий — близкий
Длинный — короткий
Толстый — тонкий

Глаголы-антонимы

Бежать — стоять
Брать — давать
Молчать — говорить
Строить — ломать
Хвалить — ругать

Наречия-антонимы

Впереди — сзади
Рано — поздно
Скучно — интересно
Тут — там
Утром — вечером

Фразеологизмы-антони­ мы, что это, примеры, значение?

В русском языке существуют не только слова с противоположным значением, которые называют антонимами, но и целые группы слов, фразы, фразеологизмы с противоположным значением. Вот несколько интересных примеров таких фразеологизмов-антонимов:

  • «желторотый птенец» (маленький, не умеет летать) — антоним: «стреляный воробей» (всюду летает, бывал в переделках);
  • «душа в душу» (очень дружно, ладно) — антоним: «как кошка с собакой» (враждуют и ссорятся);

  • «Выйти из себя» (занервничать, психовать) — антоним: «взять себя в руки» (погасить эмоции и гнев, успокоиться);
  • «засучив рукава» (работать быстро, хорошо) — антоним: «спустя рукава» (работать вяло, некачественно, лениво);
  • «гнуть свою линию» (упрямо стоять на своих позициях) — антоним: «плясать под чужую дудку» (не иметь своего мнения, слушаться других);
  • «время не ждет» (времени нет, нужно спешить) — антоним: «время терпит» (есть время в запасе, можно не спешить);

  • «нестись во весь опор» (очень быстро бежать или ехать) — антоним: «плестись, как черепаха» (двигаться крайне медленно).

Работа с фразеологизмами в системе развития речи

в системе развития речи

АЛЕКСЕЙЧУК ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная прочная связь, соединяющая ожившие, живущие будущие поколения народа в одно историческое целое.

Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. «Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации». Употребление фразеологизмов усиливает выразительность фразы, так как в большинстве из них присутствуют обобщенно-метафорический смысл, оценочность, эмоциональность.

Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, однако на современном этапе ей уделяется внимание и в начальном курсе русского языка. Важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный, длительный процесс.

Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи, определению содержания и методике проведения которых уделяется сейчас большое внимание по причине низкого уровня речевой культуры детей. Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств. Поэтому необходимо обучать младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний.

В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас ребёнка

Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках родного языка не нашла ещё должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками, очень мало соответствующих статей и пособий. Ознакомление младших школьников с устойчивыми сочетаниями происходит практическим путём в процессе работы над упражнениями и текстами на уроках русского языка и литературного чтения.

Столкнувшись на уроках литературного чтения с тем, что учащиеся зачастую искажённо понимают значение встречающихся фразеологизмов, а иногда и не понимают вовсе, я решила провести определенную работу, целью которого было выявление исходного уровня готовности учащихся второго класса (начало года) к работе над фразеологизмами.

Для этого были подобраны упражнения, направленные на выявление:

знаний детей о значении тех или иных фразеологизмов;

понимания детьми смысла фразеологизмов в структуре предложения;

Ознакомьтесь так же:  Пневмония симптомы отзывы

умения выделять фразеологизм из группы обычных словосочетаний;

умения использовать фразеологизмы в речи;

Для достижения цели по обогащению словарного запаса учащихся фразеологизмами мною была проанализирована методическая литература, разработана система упражнений, которая успешно применялась на протяжении всего учебного года на уроках русского языка. Нужно сказать, что качественно изменилось отношение детей к урокам русского языка: появился интерес к истории языка, к истории слов, огромное желание всё время что-то узнавать, дети стали приобщаться к работе с различными словарями. Кроме того, данная работа принесла плоды и на уроках литературного чтения: сам процесс чтения стал более осмысленным, вдумчивым, появилось какое-то особенное, трепетное отношение у детей к слову.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Фразеологизмы очень украшают нашу речь, делают ее гораздо привлекательной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее и ярче выражает человек свои мысли.

Мы с вами каждый день используем их в разговоре «Добрый день», «приятного аппетита», «добро пожаловать».

Глеб у доски повесил нос

Краснеет до корней волос.

Он в этот час как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?

А теперь, вспомним некоторые из них и попробуем понять, откуда они появляются?

Почему мы так говорим? А вот послушайте. Свыше 2.5 тысяч лет назад в Валилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий

узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось отекающей из сосуда водой, то есть время текло. Отсюда произошли и такие высказывания как «сколько воды утекло с

тех пор», « текущий год».

Как с гуся вода

«Ему все как с гуля вода!» Это высказывание часто встречается но происхождение его известно не всем. Так как перья любой водоплавающей птицы покрыты жировой

смазкой, которая выделяет железа на спинке у корня хвоста, вода не смачивает их, а скатывается по жиру

Зарубить на носу

«Зарубить на носу» означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе

предлагают сделать зарубить на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для

записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубьями, резками делали невозможные заметки. Эти бирочки и называли

Какой смысл мы вкладываем в эти слова — детям известно не хуже взрослых. Знать на зубок — значит, например, превосходно выучить стихотворение, заучить роль и т.д.

А было время, (когда знать на зубок проверить на зубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинности золотых монет,

колец и других вещиц из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если вмятина осталась, значит настоящая — не поддельная.

На всю Ивановскую

Во вас Ивановскую можно громко кричать, храпеть, голосить. А связанно это выражение с Московской площадью в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называлась Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и вех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко на всю Ивановскую площадь.

Где раки зимуют

Дело в том, что раки зимой прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки. На их ловлю зимой помещики посылали провинившихся крестьян. Много

времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и

пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: « Я тебе посажу, где pa ки зимуют!»

Остаться у разбитого корыта — знаменитая фраза из «Сказки о золотой рыбке» Пушкина, ставшая фразеологизмом который означает остаться ни с чем, потеряв все приобретенное.

Попробуйте догадаться что это?

Его вешают, когда плохое настроение

Его задирают, когда зазнаются.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. НОС

Все, правильно, вообще Нос — герой очень многих «крылатых фраз» —

водить за нос — обманывать

клевать носом — стать

остаться с носом — потерпеть неудачу

встретиться нос к носу — близко

зарубить на носу — хорошо знать

Фальшивят, путают слова.

Поют, кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не стали:

От этой песни уши вяли.

А теперь давайте поиграем в игру «Скажи по другому».

Я скажу фразеологизм, а вы его значение.

Держать язык за зубами (молчать)

Повесить голову (грустить)

Бить баклуши (бездельничать)

Слова мимо ушей летят (невнимательность)

Бить челом (кланяться)

Заморить червячка (слегка перекусить)

Сквозь землю провалился (стыдно)

Водой не разольешь (очень дружны)

Рукой подать (близко)

За тридевять земель (далеко)

Глаза разбежались» (когда трудно выбрать что-либо)

А теперь немного юмора!

Четырехлетняя девочка спросила у матери, скоро ли наступит лето.

— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Девочка стала гак-то странно вертеться.

— Я оглядываюсь, огладываюсь, а лета все нету.

Другой ребенок услышал выражение «они живут на ножах» и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых лежат и сидят какие-то странные люди.

А теперь послушайте, правильно ли я использую фразеологизмы

Игорь красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Лиза остановилась), до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

котенок был такой некрасивым, что глаз не оторвать.

Мы дружно работали, сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страшной высоты.

Данька сломя голову остановился.

Следуя общим методическим принципам системы составлены конкретные упражнения по фразеологии для учащихся начальных классов.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов

1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.

3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель

Хоть пруд пруди

Взять себя в руки

4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страшной высоты.

Яшка сломя голову остановился.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости.

1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Ознакомьтесь так же:  Вибуркол при простуде у детей отзывы

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать . востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь . очки (розовые, темные)

С . нос (голубиный, гулькин)

Делать из . слона (комара, мухи)

Не в своей . (чашке, тарелке)

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников

1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.

Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

С целью активизации словаря младших школьников предусмотрены следующие упражнения:

составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом;

подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста;

подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.

Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом.

ПРИВЕДЕМ НЕКОТОРЫЕ ВЫДЫ РАБОТЫ С ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ ОБОРОТАМИ

1.Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары.

Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в точку.

2.Дописать пословицы, вставляя вместо точек антонимы:

. дело лучше.. безделья.

. сторона — мать. — мачеха.

. земля. рук не любит.

У мудрого человека. уши и. язык.

3.Заменить одним словом следующие фразеологизмы:

3.Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:

Делить шкуру неубитого. ;

. в мешке не утаишь;

Надуться как. на крупу.

4. Фразеологический зверинец.

а) Вместо точек вставить названия животных.
Голоден как . Нем как .
Хитёр как . Грязный как .
Труслив как . Упрям как .
Здоров как . Болтлив как .
Изворотлив как . Колючий как .
Надут как .

б) Назвать фразеологизмы, связанные с : лошадью, медведем,

белкой, вороной, свиньёй, курицей.

5. «Ни пуха, ни пера!»

Определить, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в
переносном смысле. Объяснить смысл фразеологизма.
Рано утром мама квочка Через час едва живой,

В класс отправила сыночка Петушок идёт домой

Говорила: — не дерись, Ковыляет еле — еле

Не дразнись, не петушись Он со школьного двора

Поспеши, уже пора А на нём и в самом деле

Ну, ни пуха, ни пера Нет ни пуха, не пера

За определённое время написать как можно больше устойчивых сочетаний со словами: нога, голова, нос, ухо, зуб, язык.

7. «Одинаковые слова».

Вставить в фразеологические обороты пропущенные одинаковые

слова, а). об Из . вон плохо. Сбыть с

Мастер на все Сидеть сложа

б). нитками сшито. Среди . дня. Сказка про . бычка. Чёрным по . написано.

в) Как в . канул. Толочь . в ступе. Решетом . черпать. Тише . ниже травы. Много . утекло. Выйти сухим .

г) Смотреть во все В.. рябит. Как бельмо на

Не в бровь а в Выплакать всё на лоб лезут.

8 «Четвёртый — лишний».

В каждой группе из четырёх пословиц найти пословицу, которая

не подходит к остальным трём по смыслу.

а) У семи нянек дитя без глазу.

б) Семеро одну соломинку поднимают.

в) Дело всех — ничьё дело.

г) Где все стригут — там овцы голы.

а) Не учи собаку лаять.

б) Скажи курице — она всей улице.

в) Яйца курицу не учат.

г) Не учи плавать щуку, щука знает свою науку.

а) Волков боятся в лес не ходить.

б) Волка ноги кормят.

в) Собака, которая рыщет, находит кость.

г) Будешь трудиться, будешь кормиться.

а) Делу время, потехе час.

б) У кого сноровка — тот работает ловко.

в) Кончил дело — гуляй смело.

г) Пей, гуляй, а работу знай. )

Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки.

Готовь лыжи летом.

Мал городок, да дорог.

Цыплят считают и зимой.

Посадка в чужие сани уже объявлена.

Когда в соседях согласья нет .

Проводили по одёжке.

Трус — кормит, а лень — портит.

Два сапога — тара. Нашла коза на камень.

Голод — не щётка. Мы сами с ушами.

Толочь в ступе соду. В здоровом теле здоровый пух.

Голода не бойся, по пояс мойся. Лось человека не красит.

1 Фразеологизмы — антонимы
Слова не вытянуть — (рта не закрывает)
Кот наплакал — (куры не клюют)

Семи пядей во лбу — (олух царя небесного)
Бить баклуши — (работать, не покладая рук)

2.Фразеологизмы – антонимы, фразеологизмы – синонимы.

Укажите сначала фразеологизмы со словами – антонимами, затем со словами – синонимами:

-Ум за разум заходит;

— из огня да в полымя;

— ни сыт ни голоден;

— переливать из пустого в порожнее;

-ни конца ни краю;

-от мала до велика.

3.Замените предложения фразеологизмами. (Учитель показывает рисунки – подсказки).

— Очень большая теснота в помещении;

— Состояние тоски, тревоги;

— Ничто не действует на кого- то;

— Тщательно, заботливо охранять что-то.

-Его вешают, приходя в уныние;

-его задирают, зазнаваясь;

-его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

-Не цветы, а вянут;

-не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

-не бельё, а их развешивают очень любопытные. (уши)

-Он в голове у легкомысленного человека;

-его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез;

-на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)

1. Укажи фразеологизмы со значением:

сломя голову 6. водить за нос

сидеть сложа руки 7. во весь дух

втирать очки 8. вводить в заблуждение

во все лопатки 9. высунув язык

бить баклуши 10. со всех ног

2.Вспомни, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

а) о том, к чему трудно придраться;

б) о том, кто сам пользуется, а другим не даёт;

в) о том, кто легко, непринуждённо себя чувствует;

г) о том, кто очень быстро бежит;

д) о том, кто постоянно бывает в хлопотах, суетится;

е) о том, кто чувствует себя неловко, суетится, нервничает.

-Кто не стыдится спрашивать, .

Объяснить значения фразеологизмов.

/ведущий задает фразеологизмыпоочереди каждой команде./ Собака на сене. ( о том, кто сам не пользуется чем-либо и другим не дает) Соломоново решение (мудрое).

Как на иголках (в состоянии сильного беспокойства). Как в воду глядел (будто знал заранее). Человек с большой буквы (достойный уважения). Прописная истина ( не вызывающая сомнения).

Список фразеологизмов.
Слова не вытянешь. (Работать) не покладая рук.