Диагностика синдром профессионального выгорания

Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Шурыгина Ольга Васильевна

В статье рассматривается понятие эмоционального выгорания , анализируются причины и симптомы эмоционального выгорания , такие как депрессия, эмоциональный дефицит и неудовлетворенность собой. Особое внимание уделяется проблеме эмоционального выгорания у педагогов. Цель статьи обосновать актуальность современных диагностических и психокоррекционных методов, которые могут быть использованы в работе с эмоциональным выгоранием педагогов. Рассматриваются современные психологические методы диагностики эмоционального выгорания . Особый акцент делается на использовании компьютерной программы « Voice Self-analysis » как наиболее быстром и эффективном инструменте анализа синдрома эмоционального выгорания . Программа позволяет оценить уровень эмоционального выгорания испытуемого по его речи во время чтения текста. В статье представлены эффективные методы психокоррекции эмоционального выгорания : «Ключ» Х. Алиева, метод wing-wave , метод десенсибилизации. Приведены результаты исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов до и после психокоррекционной работы, показана эффективность методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания у педагогов. Авторы приходят к выводу, что психологическая коррекция и снижение эмоционального выгорания могут быть быстро реализованы при использовании современных диагностических и психокоррекцион-ных методов и технологий.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Шурыгина Ольга Васильевна,

MODERN METHODS OF PSYCOLOGICAL DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF EMOTIONAL TEACHERS» BURNOUT

The article considers the notion of the emotional burnout , analyses the reasons of burnout and its symptoms as depression, emotional exhaustion, reduced personal accomplishment. Special attention is paid to the problem of the teachers’ emotional burnout . The main purpose of this article is to highlight the importance of new modern psychological diagnostics and correcting methods, which can be used in the work with the teacher burnout. Modern diagnostic methods are described in the article to assess various aspects of the burnout syndrome. The authors emphasize the importance of the computer program « Voice Self-analysis » as the quickest and most effective instrument for measurement of burnout. This computer program allows to analyse the level of burnout of the person by speech during reading a text. The paper presents modern psychological correcting methods as «The Key» of H. Aliev, « wing-wave » of K. Besser-Sigmund & G. Sigmund, eye movement desen-sitization and reprocessing. The paper presents the results of the study of the teachers’ burnout level before and after psychological correcting work with school-teachers. The efficiency of the new psychological diagnostics and correcting methods is proven. The authors of the article make a general conclusion, that psychological correction and reduction of the teachers’ burnout can be effective and fast realized by the new methods and technologies of psychological diagnostics and correction.

Текст научной работы на тему «Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2017 Философия. Психология. Социология Выпуск 3

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Сорокоумова Галина Вениаминовна, Шурыгина Ольга Васильевна

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

В статье рассматривается понятие эмоционального выгорания, анализируются причины и симптомы эмоционального выгорания, такие как депрессия, эмоциональный дефицит и неудовлетворенность собой. Особое внимание уделяется проблеме эмоционального выгорания у педагогов. Цель статьи — обосновать актуальность современных диагностических и психокоррекционных методов, которые могут быть использованы в работе с эмоциональным выгоранием педагогов.

Рассматриваются современные психологические методы диагностики эмоционального выгорания. Особый акцент делается на использовании компьютерной программы «Voice Self-analysis» как наиболее быстром и эффективном инструменте анализа синдрома эмоционального выгорания. Программа позволяет оценить уровень эмоционального выгорания испытуемого по его речи во время чтения текста. В статье представлены эффективные методы психокоррекции эмоционального выгорания: «Ключ» Х. Алиева, метод wing-wave, метод десенсибилизации.

Приведены результаты исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов до и после психокоррекционной работы, показана эффективность методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания у педагогов.

Авторы приходят к выводу, что психологическая коррекция и снижение эмоционального выгорания могут быть быстро реализованы при использовании современных диагностических и психокоррекцион-ных методов и технологий.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания педагогов, методы диагностики, Voice self-analysis (Голосовой самоанализ), методы психокоррекции, wingwave, десенсибилизация и переработка психологических травм движениями глаз (ДПДГ).

MODERN METHODS OF PSYCOLOGICAL DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF EMOTIONAL TEACHERS’ BURNOUT

Galina V. Sorokoumova, Olga V. Shurygina

Linguistics University of Nizhny Novgorod

The article considers the notion of the emotional burnout, analyses the reasons of burnout and its symptoms as depression, emotional exhaustion, reduced personal accomplishment. Special attention is paid to the problem of the teachers’ emotional burnout. The main purpose of this article is to highlight the importance of new modern psychological diagnostics and correcting methods, which can be used in the work with the teacher burnout.

Modern diagnostic methods are described in the article to assess various aspects of the burnout syndrome. The authors emphasize the importance of the computer program «Voice Self-analysis» as the quickest and most effective instrument for measurement of burnout. This computer program allows to analyse the level of burnout of the person by speech during reading a text. The paper presents modern psychological correcting methods as «The Key» of H. Aliev, «wing-wave» of K. Besser-Sigmund & G. Sigmund, eye movement desen-sitization and reprocessing.

© Сорокоумова Г.В., Шурыгина О.В., 2017

The paper presents the results of the study of the teachers’ burnout level before and after psychological correcting work with school-teachers. The efficiency of the new psychological diagnostics and correcting methods is proven.

The authors of the article make a general conclusion, that psychological correction and reduction of the teachers’ burnout can be effective and fast realized by the new methods and technologies of psychological diagnostics and correction.

Keywords: emotional burnout, syndrome of teachers’ emotional burnout, diagnostic methods, Voice self-analysis, methods of psychological correction, wing-wave, eye movement desensitization and reprocessing.

Педагогическую деятельность, как известно, отличает стрессогенный характер, возможность возникновения эмоционального напряжения, истощения и выгорания.

Термин «эмоциональное выгорание» предложен американским психологом Фреденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [1]. К. Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения (включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам). «Выгорание» — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [2]. Б. Перлман и Е.А. Хартман предложили следующее определение: выгорание — это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий в себя три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; (сверх) деперсонализация [3].

В настоящее время синдром эмоционального выгорания (СЭВ) внесен в Международный классификатор болезней МКБ-10. Ему присвоен диагностический статус (МКБ-10: 273 — Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью). Эмоциональное выгорание (burnout) — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4].

По данным ВОЗ, неодушевленный предмет профессиональной деятельности, например в сфере «человек-техника», воздействуя на сознание субъекта, не приводит к значительным и социально опасным явлениям профессиональной дефор-

мации. В ряде профессий, где предметом деятельности выступает животное, также не обнаружено деструктивного влияния на психику специалиста. Внимание заостряется только на позитивном, облагораживающем воздействии на формирование характера, мировоззрения личности и нравственного отношения к природе. Совсем по-иному складывается ситуация в педагогической профессии, как и во многих профессиях социономического типа: где, во-первых, в процессе деятельности нужно учитывать индивидуальность, неповторимость, уникальность каждого из субъектов деятельности; во-вторых, педагоги должны обладать определенными профессионально важными качествами, к которым предъявляются очень высокие требования [5]. Подверженность работников образовательной сферы синдрому эмоционального выгорания оказывает негативное воздействие на процесс и результат педагогического труда [6]. Поэтому проблема методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов стоит остро.

В психологической науке выделяют наиболее часто встречающиеся симптомы эмоционального выгорания: симптом переживания психотравми-рующих обстоятельств, симптом неудовлетворенности собой, симптом загнанности в клетку, симптом тревоги и депрессии, симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом расширения сферы экономии эмоций, симптом эмоционального дефицита, симптом эмоциональной отстраненности, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: ничто не волнует, ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Человек постепенно научается работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций — самый яркий симптом «выгорания» [1-3, 6-9].

Доказано, что индикатором эмоционального состояния человека является речь [7, 10-12]. По речи говорящего можно определить и уровень эмоционального выгорания. А.Н. Голубинский выявлял эмоциональное состояние человека по

речевому сигналу на основе вейвлет-анализа и выделил целый ряд показателей, поддающихся количественной оценке, которые могут быть использованы при диагностике: среднюю длину отрезка речи, произносимого без пауз, темп артикулирования, латентный период речевой реакции, коэффициент словарного разнообразия речи, среднее количество ошибок в речи и др. [10].

Материалы и методы

В психологии накоплен достаточно большой арсенал методов диагностики эмоционального выгорания, например, «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [7], «Опросник на выгорание (MMI)» К. Маслач и С. Джексона, адаптированный Н.Е. Водопьяновой [1], и др. Существуют и компьютерные программы анализа эмоциональных состояний человека, в том числе и эмоционального выгорания, например: детектор эмоций по голосу Voice-Stress Analysis на основе анализа стресса [12], детектор эмоций на основе вейевлет-преобразования [10] и др., которые очень быстро могут определить уровень эмоционального выгорания личности.

Опишем исследование диагностики эмоционального выгорания педагогов с применением современных междисциплинарных методов и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов современными психологическими методами, проведенное в научно-исследовательской лаборатории НГЛУ. Исследование включало 3 этапа.

1-й этап — констатирующий, проводится с целью диагностики уровня эмоционального выгорания педагога с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи. В основу положена программа Voice self-analysis (Голосовой самоанализ). В ее основе лежит авторский патент В. В. Савченко на полезную модель № 90251 (Роспатент) «Устройство для фонетического анализа и обучения речи». Голосовой анализ эмоционального выгорания проводится во время чтения контрольного текста. Программа автоматически рассчитывает текущую оценку фонетического качества речи (ФКР), исходя из взаимосвязи между качеством устной речи на фонетическом (голосовом) уровне и эмоциональным состоянием человека: программа оценивает текущее эмоциональное состояния, в том числе и уровень эмоционального выгорания [12].

Ознакомьтесь так же:  Боль в висках при ангине

Для подтверждения результатов анализа уровня эмоционального выгорания с помощью программы Voice Self-Analysis мы использовали «Опросник на

выгорание (MBI)» К. Маслач и С. Джексона, адаптированный Н.Е. Водопьяновой [1]. Кроме значений по трем шкалам: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» — данная методика позволяет определить интегральный индекс выгорания.

2-й этап — психокоррекционный, проводится с целью снижения уровня эмоционального выгорания педагогов. Современная наука располагает большим арсеналом психокоррекционных методов. На наш взгляд, наиболее эффективными для снижения уровня эмоционального выгорания являются методы: Х. Алиева «Ключ» [13], К. Бессер-Зигмунд и Г. Зигмунда wingwave [14], десенсибилизации и переработки психологических травм движениями глаз Ф. Шапиро (ДПДГ) [15].

Метод Х. Алиева «Ключ» создан в 1981 г. в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина для защиты от стрессов и перегрузок, он рекомендован Минздравом России для снижения стресса и утомляемости и лечения неврозов. Метод построен на обучении трансгенным автоматическим однообразным движениям, выполняемым с минимальным психическим усилием (автоматические покачивания головой, телом, идеомоторные левитирующие движения рук и др). Будучи психиатром, X. Алиев исследовал и доказал, что сознательное искусственное моделирование автоматических движений снимает стресс, оздоравливает и гармонизирует психику. Суть метода — найти автоматизм в любом удобном и привычном занятии или найти такое движение, которое подходит для человека, и сделать его с минимальным усилием, а в идеале без усилия, на чистом автоматизме [13].

Относительно новым, эффективным и экологичным методом психокоррекции уровня эмоционального выгорания является метод wingwave. По мнению К. Бессер-Зигмунд и Г. Зигмунда, в работе wingwave прорабатываются наиболее глубокие и укорененные эмоциональные пласты, связанные со стрессовыми и травматическими переживаниями. В wingwave объединены методы билатеральной стимуляции функциональной активности полушарий головного мозга (симулирование фазы «быстрого» сна — REM (Rapid Eye Movement), слуховые или тактильные импульсы, воздействующие на полушария головного мозга и др., методы нейро-лингвистического программирования и методы кинесиологии (О-кольцевой тест, синхронизация работы правого и левого полушария головного мозга и др.), метод позволяет быстро выявить и решить проблему [14].

Апробация различных методов снижения уровня эмоционального выгорания позволила нам выделить метод десенсибилизации. Наиболее эффективной разновидностью метода является десенсибилизация и переработка психологических травм движениями глаз Ф. Шапиро (ДПДГ). ДПДГ — это психотерапевтическая техника, которая применяется при лечении эмоциональных травм. Она разработана главным образом для терапии посттравматического синдрома, синдрома зависимости или депрессии, вызванных утратой близкого человека. Любое травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки или телесные ощущения, связанные с болезненным переживанием, словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх и беспомощность. Движение глаз помогает синхронизировать ритмы полушарий мозга: вызывают поочередную активизацию полушарий и синхронную переработку информации. «Процессы естественной саморегуляции восстанавливаются, и мозг самостоятельно завершает работу» [16].

Психокоррекционная работа с педагогами экспериментальной группы включала обучение методу Х. Алиева «Ключ», индивидуальные занятия с сертифицированными психологами с использова-

нием метода Ф. Шапиро ДПДГ и wingwave К. Бессер-Зигмунд, Г. Зигмунда и групповые психологические тренинги «Профилактика эмоционального выгорания».

3-й этап — контрольный, проводился с целью оценки влияния психокоррекционных методов на снижение уровня эмоционального выгорания педагогов. Диагностика уровня эмоционального выгорания осуществлялась также с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи, в основу которой положена программа Voice self-analysis (Голосовой самоанализ).

При анализе результатов мы не учитывали ни возраст, ни пол, ни педагогический стаж. Целью нашего исследования было доказательство возможности диагностики с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи и снижение уровня эмоционального выгорания педагогов современными психологическими методами.

Проанализировав результаты контрольного этапа исследования, мы распределили педагогов экспериментальной и контрольной групп про уровням эмоционального выгорания.

Таблица 1. Распределение педагогов изучаемой выборки по уровням эмоционального выгорания

№эг = 50, N,2 = 50, % педагогов, ¥, р), %

Уровень эмоционального выгорания Педагоги

Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

Высокий (3) 10 12

Средний (2) 58 60

Значимость различий (Т, р) Различия межу ЭГ и КГ не значимы

Примечание: значимость различий между уровнями р

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников. Дано определение синдрому профессионального выгорания, проведен анализ структуры и симптомов выгорания. Представлена классификация факторов, вызывающих эмоциональное выгорание. Предложены меры профилактики профессионального выгорания с учетом влияния различных факторов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, симптомы, истощение, напряжение, стресс, факторы, диагностика, профилактика, эмоциональная устойчивость, организация труда, сотрудник.

Проблема профессионального выгорания является одной из наиболее актуальных проблем современной психологической науки и практики. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде «упущенной прибыли» очень дорого обходятся организации.

Симптомами выгорания являются постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты, связанное с ней; раздражение, направленное на коллег или на субъектов делового общения; отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не как к тому, что может приносить удовлетворение.

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [1].

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

• возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе [2].

Можно выделить три аспекта профессионального выгорания.

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. [2].

Профессиональное выгорание проявляется на психофизиологическом, эмоциональном и поведенческом уровнях организации личности.

На психофизиологическом уровне выгорание проявляется как хроническая усталость, ощущение эмоционального и физического истощения, астения (слабость, снижение активности), снижение чувствительности и реактивности, снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений, расстройства различных систем организма (головные боли, нарушения желудочно-кишечного тракта, дыхания, бессонница, и т. д.).

На эмоциональном уровне синдром выгорания проявляется в депрессивных состояниях (пониженном эмоциональном тонусе, чувстве подавленности), частом переживании негативных эмоций без видимых внешних причин (вины, обиды, страха, стыда, гнева), чувстве неполноценности, неосознанном беспокойстве и повышенной тревожности, раздражительности и частых нервных срывах [3].

На поведенческом уровне проявлениями профессионального выгорания являются снижение энтузиазма в работе, безразличие к результатам деятельности, невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, выполнение автоматических и элементарных действий, постоянная нехватка времени, опоздания на работу, прогулы, частые больничные, переедание, злоупотребление кофе, алкоголем, курением, применение наркотических средств, потеря интереса к любимым занятиям и сосредоточение на какой-либо одной стороне жизни. В сфере межличностных отношений выгорание проявляется в чувстве неудовлетворения отношениями, дистанцировании от клиентов и коллег, циничности, повышении неадекватной критичности, нетерпимости, тенденции к обвинению, вспышках немотивированного гнева, уходе от контактов [3].

Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов вызывающих выгорание [4].

Факторы, провоцирующие эмоциональное выгорание делят на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешние факторы в свою очередь делятся на ролевые и организационные.

К ролевым факторам риска выгорания относят ролевой конфликт, ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику; он определяется конфликтностью по вертикали, в системе руководитель-подчиненный, и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Основными организационными факторами считают следующие: время, затрачиваемое на работу; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения.

Ознакомьтесь так же:  Какую рыбу используют в борьбе с малярией

Рассматривая внутренние факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания, можно классифицировать их по двум следующим группам: личностные (особенности характера, темперамента) и профессиональные (связанные с характером профессиональной деятельности).

К личностным факторам относятся: интровертированность; эмоциональная ригидность (эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); авторитаризм; низкий уровень эмпатии (способность сочувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию); нравственные дефекты (неспособность включать во взаимодействие с сотрудниками такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности); дезориентацию личности (неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности); низкую коммуникабельность и эмоциональную неустойчивость.

Профессиональными факторами можно назвать: переживание несправедливости; низкое самоуважение; трудоголизм; особенности мотивации; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности; неудовлетворенность работой и размером заработной платы; социальную незащищенность [5].

Для диагностики, профилактики и коррекции выгорания сотрудников, а также факторов, влияющих на его возникновение и развитие предлагается использовать методический комплекс, включающий следующие методы и формы психологической работы. Методы диагностики выгорания, а также влияющие на его возникновение факторы могут включать:

– метод наблюдения – для диагностики состояния психологического благополучия работников, выявления индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания, присущих профессиональной деятельности;

– метод беседы – для диагностики эмоционального состояния сотрудников, их отношения к субъектам их деятельности и коллегам, к работе в целом, а также для определения индивидуальных факторов выгорания;

– метод экспертных оценок, метод анализа документации – для изучения объективного состояния социально-психологических и организационных характеристик профессиональной деятельности;

– психодиагностические методики, направленные на выявление уровня выгорания, диагностику индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, предложенная В.В. Бойко, позволяет диагностировать механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6].

На основании проведенной диагностики разрабатывается комплекс практических мероприятий по профилактике и коррекции выгорания сотрудников с учетом вклада тех или иных факторов.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

— сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам;

— важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;

— выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств;

— создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности.

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость:

— использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

— освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом;

— освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;

— стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);

— уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);

— изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя;

— поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела) [7].

— определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что сотрудник находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания);

— эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:

— стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

— учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

— проще относиться к конфликтам на работе;

— не пытаться быть лучшим всегда и во всем [8].

В качестве одного из решений предотвращения эмоционального выгорания, также зависящего от самого сотрудника, является развитие собственной эмоциональной устойчивости.

По определению К.К. Платонова, эмоциональная устойчивость – это способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряжения, несмотря на эмоциональные воздействия [9].

Эмоциональной устойчивость – это, с одной стороны, результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой – системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вливается в условиях напряженной деятельности. Природа эмоциональной устойчивости состоит в том, что в эмоциогенной ситуации взаимодействия человека с объектом управления она служит регулятором тактики и стратегии выбора действий [10].

Одним из компонентов формирования эмоциональной устойчивости личности является плоскость отношений (коммуникативная стабильность): отношение к себе; отношение к компромиссам; отношение к сотрудничеству; отношение к успехам (неудачам); отношение к познавательной активности; отношение к принятию (избеганию) ответственности за происходящее; отношение к собственным эмоциональным переживаниям [11].

Средством формирования эмоциональной устойчивости является психологическая защита. Элементом механизма психологической защиты является составление «позитивного образа Я» как объекта защиты.

Составляющим позитивного образа «Я» считаются следующие осознанные или бессознательные установки:

Я — защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый, «бессмертный»;

Я — самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий всех остальных;

Я — умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию;

Я — красивый, принимаемый, любимый, «неотразимый».

Главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа «Я» при любых угрожающих ему изменениях во внешнем мире [12].

Психологическая защита представляет собой общее наименование всех тех механизмов, которые, будучи продуктами развития, ослабляют диалектически единый внутренне-внешний конфликт и реализуют индивидуальное поведение, она связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией [12].

Медицина со своей стороны дает следующие рекомендации по мерам, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания и повышающим стрессоустойчивость организма:

1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Необходимо выяснить, сколько необходимо спать, чтобы просыпаться отдохнувшим (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин.

4. Необходимость делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».

5. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Необходимость наличия интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).

6. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации [13].

Таким образом, своевременная диагностика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников, внедрение практических мероприятий по профилактике выгорания с учетом вклада тех или иных факторов позволит снизить уровень выгорания сотрудников и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности организации в целом.

Диагностика синдром профессионального выгорания

Термин «синдром выгорания» введен в психологическую и медицинскую практику американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. [9]. Он характеризует психологическое состояние людей, находящихся в интенсивном и тесном общении в эмоционально нагруженной атмосфере. Последующее его изучение связано с именами C. Maslach и S.E. Jackson [10].

В настоящее время «синдром выгорания» признан проблемой, требующей медицинского вмешательства, и внесен в Лексиконы психиатрии Всемирной организации здравоохранения (2001). В МКБ-10 «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон — Z73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).

За последние годы усилилось внимание исследователей к проблеме профессионального стресса и его последствий, которые существенно влияют на эффективность производительности труда и профессиональную сферу медицинского персонала [2; 3; 7].

Профессиональный стресс у представителей медицинских профессий имеет некоторые особенности, связанные со спецификой данной деятельности. Они включают большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью, необходимостью проявления толерантности, эмпатии, безоценочности, преодоления индивидуальных стереотипов в когнитивной и поведенческой сферах, сложностью межличностного общения. От специалиста требуется значительный личностный вклад в установление продуктивного терапевтического контакта, достижение комплайенса; умение управлять эмоциональной напряженностью делового общения [3; 5; 8].

Наиболее частой формой проявления стресса у медицинских специалистов является синдром профессионального и эмоционального выгорания, который встречается у 30-40% медицинских работников на уровне, существенно влияющем на их личную и профессиональную адаптацию [2], профессиональную эффективность. Кроме того, эмоциональное выгорание может лежать в основе девиативного поведения (агрессивного, аутоагрессивного, аддиктивного), а также и расстройств здоровья, как психического, так и соматического (психосоматические заболевания).

Следует отметить специфические профессиональные причины стресса у медицинских работников:

1) ответственность за жизнь и здоровье пациентов;

2) динамичность ситуации и необходимость оперативного принятия решений (особенно в отделениях экстренной помощи, реанимации);

3) длительность нахождения в поле отрицательных эмоций: страдание, боль, отчаяние и др.;

4) необходимость поддерживать высокую концентрацию внимания и контролировать свою деятельность независимо от ситуации и физиологического состояния;

5) неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами;

6) непосредственная опасность, исходящая от некоторых пациентов (преступников, наркоманов, агрессивно настроенных).

Их дополняют и неблагоприятные физические условия работы:

1) длительное пребывание (от 2 до 12 часов и более) в условиях закрытого пространства (например, операционной);

2) длительное пребывание в статическом состоянии, в вынужденной позе;

3) необходимость взаимодействия с психоактивными веществами (в условиях психиатрического отделения), средствами для наркоза;

Ознакомьтесь так же:  Бактерии являются возбудителями болезней чума холера

4) риск заражения инфекционными заболеваниями больных;

5) работа с медицинской аппаратурой, инструментарием.

К внешним факторам стресса у медицинских работников организационного характера можно отнести не всегда рациональную организацию труда и рабочего места, недостаточное вознаграждение за труд, как моральное, так и материальное.

Максимальное количество приведенных факторов наблюдается в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хроническими больными людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и др.), работа с умирающими людьми.

Специфика профессиональной деятельности среднего медицинского персонала заключается не только в выполнении четкого алгоритма лечебных процедур, но и в создании саногенной атмосферы в соответствующем подразделении ЛПУ при взаимоотношениях с коллегами, пациентами и их родственниками.

От медицинских сестер требуются профессиональные знания, умения, навыки и психологическая готовность к эмоциональным нагрузкам, которые связаны с необходимостью оказания неотложной помощи, быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. Сам факт пребывания среди пациентов, переживающих напряжение, тревогу и страх, является также значимым и стрессогенным фактором. Следует отметить также необходимость постоянного самоконтроля при работе в бригаде (неотложной медицинской помощи, хирургической, реанимационной), требующей согласованности действий и такта профессионального общения.

К внутренним эмоциогенным факторам относят индивидуально-личностные характеристики нервной деятельности, темперамента, уровня тревожности, адаптивности, определяющие, как правило, уровень реакции на стресс и фрустрацию. Кроме этого, особенностью представителей медицинской профессии является отрицание ими проблем, связанных с их личным здоровьем. Способность медработников блокировать, подавлять свои отрицательные негативные эмоции во время рабочей смены, в конечном итоге приводит к их накоплению и «синдрому эмоционального выгорания».

Как следует из литературных источников [5; 7], из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы. В исследованиях, касающихся среднего медицинского персонала, отмечается, что наиболее чувствительными к выгоранию являются лица молодого (19-25 лет) и более старшего (40-50 лет) возраста [3; 8].

Целью настоящего исследования явилось выявление ранних признаков эмоционального выгорания в стресс-нагруженной профессии на модели работы среднего медицинского персонала в условиях хирургического отделения.

Исследование проводилось с соблюдением принципов добровольности, информированного согласия респондентов и конфиденциальности. В нем приняли участие 52 человека — операционные медицинские сестры. Возраст испытуемых составил от 25 до 59 лет (средний возраст — 41,9± 11,0 г.). Вся выборка была разделена на две группы в зависимости от стажа работы: I гр. — стаж 5-10 лет (24 чел.), средний возраст — 31,9 ±4,9 года; II гр. — стаж 10-20 лет и более (28 чел), средний возраст 50,4± 6,6 года.

Использовался комплекс психодиагностических методик. Тест САН [6], позволяющий по данным самооценки дифференцированно охарактеризовать функциональное состояние по трем параметрам (самочувствие, активность, настроение).

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [6], позволяющая выявить одну из фаз становления синдрома эмоционального выгорания как динамического процесса: фазу тревожного напряжения, резистенции и истощения. Для определения степени индивидуальной стрессовой нагрузки и стрессоустойчивости использовалась методика Т. Холмса, В. Раге [6]. Уровень тревожности определялся методикой Дж. Тейлор, адаптированной Т. Немчиновым и В. Норакидзе [6].

Математические методы включали t-критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов исследования функционального состояния медицинских сестер в обеих группах выявил статистически достоверные более высокие значения показателя активности в I гр. (табл. 1).

Распределение показателей у операционных сестер по методике «САН»

Группы

Показатели

I выборка (стаж от 5 до 10 лет), n=24 чел.

II выборка (стаж от 10 до 20 и более лет), n= 28 чел.

Уровень значимости( t-критерий Стьюдента)

«Самочувствие»

5,8 — 85, 7% (24 чел.)

«Активность»

При анализе данных в I группе — 79,2% имели средний показатель в пределах нормы. Во II группе средний уровень отмечался у 60,7% респондентов. Кроме того, уровень ниже среднего — 4,2 балла был констатирован у 10,7% (3 чел.). Исходя из того что средний возраст испытуемых этой группы составляет 50,4±6,6 года (в I гр. средний возраст 31,9±4,9 года), несомненно участие в формировании показателя активности не только последствий профессионального стресса, но и естественной динамики снижения активности и ее соматогенной составляющей. По показателям «самочувствие» и «настроение» различий в группах не выявлено.

Что касается диагностики уровня стрессоустойчивости по методике Т. Холмса и Р. Раге, то анализ результатов проведенного тестирования показал, что значительная часть респонденток (от 60 до 80% в обеих выборках) попадала в диапазон средних значений уровня стрессонаполненности, а восприятие событий не является стрессогенным (табл. 2)

Распределение показателей стрессоустойчивости по методике Холмса Т., Раге Р.

Показатели

I гр. (стаж от 5 до 10 лет), n = 24 чел.

II гр. (стаж от 10 до 20 и более лет), n=28 чел.

Уровень значимости (критерий Стьюдента)

Средние показатели стрессогенности в баллах

142,8±33,1

158,2±54,6

До 150 баллов — не являются стрессогенными

Высокая степень сопротивления стрессу

Следует отметить, что во второй группе достоверно больше лиц с высокой сопротивляемостью к стрессу, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации и может и должно быть объектом психокоррекционных воздействий.

При анализе качественных характеристик жизненно важных для испытуемых событий и ситуаций обращает на себя внимание, что в I группе (возраст от 25 до 35 лет) стресс-наполненными событиями испытуемые чаще называли карьерный рост (изменение места работы, учеба); изменения в личной жизни (замужество, рождение детей).

Во II группе (возраст от 45 до 55 лет) стресс-значимые события имели возрастную модификацию и были связаны с изменениями в состоянии здоровья членов семьи; женитьбой детей, рождением внуков, уходом на пенсию).

Исследование уровня тревожности (методика Дж. Тейлор) выявило основные варианты распределения в пределах среднего уровня с тенденцией к низкому значению (средний балл — от 5 до 15) (табл. 3).

Сравнительные показатели уровня тревожности в группах в зависимости от стажа работы

Группы

Показатели уровня тревожности

I группа (стаж от 5 до 10 лет), n=24 чел.

II группа (стаж от 10 до 20 и более лет), n=28 чел.

Уровень Значимости(критерий Стьюдента)

Очень высокий уровень (40 — 50 баллов)

Высокий уровень (25-39 баллов)

Средний, с тенденцией к высокому уровню (15-24 балла)

Низкий уровень (0-4 балла)

Заслуживают внимания 28,6% респонденток во II группе, имеющие средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, достоверно превышающий число респонденток с таким уровнем тревожности в I группе. При относительном многообразии клинических проявлений дезадаптации, безусловным ее признаком, как у взрослых, так и у детей, является синдром психоэмоционального напряжения или хронической тревожности, который может быть обнаружен при проведении психодиагностического обследования [1; 4]. Известно, что высокий уровень тревожности является фактором риска развития различных форм дезадаптации как на соматическом, так и на поведенческом (девиантное поведение, в том числе аддиктивное) и психопатологическом уровне (неврозы, реактивные состояния).

Качественный анализ полученных результатов исследования позволил выделить ряд вопросов, характеризующих признаки тревожности у респондентов (табл. 4).

Качественный анализ признаков тревожности (методика Дж. Тейлор)

Вопросы

I гр., n=24, (%, кол-во респондентов)

II гр., n=28 (%, кол-во респондентов)

Уровень значимости (критерий Стьюдента)

Я думаю, что я не более нервный, чем другие

Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит

Я предпочитаю уклоняться от конфликтных и затруднительных положений

Меня беспокоят возможные неудачи

Резистенция (до 40 баллов)

Фаза в стадии формирования

Истощение (до 60 баллов)

Фаза в стадии формирования

Как следует из приведенных данных, несмотря на то что в целом стадия «напряжения» не сформирована, во II группе она встречается чаще (у 39,3%) и свидетельствует о мобилизации компенсаторных механизмов в большей степени, чем в I группе.

Формирующаяся фаза «резистенция» в I группе более чем вдвое превышает (у 45,8%) частоту таковой во II группе, что отражает большую устойчивость к стрессовым воздействиям за счет имеющихся ресурсов индивида. Учитывая относительную идентичность производственной ситуации, среди прочих это, вероятно, стаж и возраст, имеющие иные физиологические, психологические и мотивационные характеристики.

Во II группе отмечается также более высокий показатель распространенности стадии «истощение» (у 39,3%), которая характеризуется падением общего энергетического тонуса различной степени выраженности, ослаблением нервной системы, потребностью в дополнительных ресурсах для продуктивного функционирования.

В приведенных характеристиках отражаются субклинические признаки истощения компенсаторных механизмов, что говорит и о донозологических проявлениях синдрома эмоционального выгорания.

Об этом свидетельствует и качественный анализ симптомов — показателей стресса по частоте встречаемости в I и II группах. Так, для I группы характерными являются выборы вопросов (с частотой от 50 до 70%), отражающие переживания за организационную недостаточность в работе, препятствующую профессиональной реализации, а для II группы — вопросы, отражающие психосоматическое состояние (с частотой от 40 до 70%).

Ответы на вопросы методики, отражающие свертывание эмоциональной деятельности, расширение сферы экономии эмоций (снижение уровня эмоциональной отдачи в общении с родными, приятелями, знакомыми, стремление к уединению) и характеризующие фазу «истощение» во II группе встречались значительно чаще (у 71,4% респонденток) по сравнению с I группой (39,2%).

Анализ полученных данных показывает, что в условиях профессионального стресса формирование «эмоционального выгорания» возможно как в I группе (с меньшим профессиональным стажем), так и во II группе (с бóльшим профессиональным стажем). Этап (фаза) развития эмоционального выгорания положительно коррелирует со стажем работы: для I группы характерно начало формирования фазы «резистенция», а для II группы — фазы «истощение». Своевременное обнаружение и коррекция складывающихся симптомов той или иной фазы позволят предотвратить формирование их развернутых форм.

Таким образом, полученные данные дают представление о динамике его развития синдрома эмоционального выгорания и мишенях психопрофилактической и психокоррекционной работы. Проведенное исследование подтверждает литературные данные о его зависимости от стажа работы в стресс-нагруженной профессии. Психологическое сопровождение и психодиагностический мониторинг дают возможность выявить дезадаптивные тенденции на ранних, обратимых этапах, до их осознания субъектом и клинической манифестации. Своевременное использование психокоррекционных воздействий позволит сохранить здоровье медицинского персонала и его профессиональную продуктивность.

Выявить специфическую микросимптоматику, соответствующую напряжению адаптационного барьера или начальным формам дезадаптации, возможно в рамках целенаправленного и углубленного клинического интервью, занимающего около 1,5 часов при условии достаточной квалификации специалиста (психиатра, психотерапевта) в сочетании с обширным клиническим опытом. При существующей системе организации общемедицинской практики, дефиците кадров специалистов, в частности психотерапевтов, такое обследование практически не осуществимо. К тому же посещение соматолога или психиатра — безусловное свидетельство манифестации расстройств адаптации, выход их на клинический уровень. Психодиагностический мониторинг дает возможности для выявления латентных стадий заболеваний в формах и реализации первично-профилактических мероприятий.

Рецензенты:

Сердюков А.Г., д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Астрахань.

Андреев М.К., д.м.н., доцент, профессор кафедры психиатрии, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Астрахань.