Физиология пальцев руки

Физиология пальцев руки

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Сотрудниками Института физиологии детей АПН РФ доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?
— Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;
— Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
— Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять
— При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
— Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
— Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
— В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

Деление упражнений на группы.


Первая группа
. Упражнения для кистей рук:
— Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
— Учат напрягать и расслаблять мышцы;
— Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— Учат переключаться с одного движения на другое.
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно-статические:
— Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— Учат противопоставлять большой палец остальным.

С какого возраста можно начинать проводить эти упражнения?


Специалисты советуют начинать занятия пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны
Начинать нужно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев;
— Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
— Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперек;
— Растирать пальцы спиралевидными движениями;
Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете и разгибаете пальцы ребенка и совершаете другие ритмичные движения, сопровождая их ритмичными строчками;
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений второй и третьей групп ребенка нужно учить:
— катать между ладонями и пальцами шарики и палочки разного размера;
— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы) одной рукой или двумя одновременно;
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

— Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
— Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
— Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
— «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

Упражнения для пальцев динамические

Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — это Я.
Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Пальцы выпрямлены. Поочерёдно прижимать пальцы к ладошке, начиная с большого.

Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять —
(разгибаем пальцы)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять —
(сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулик.)

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большаку — дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)
Печки все — тебе топить.
(Разгибаем указательный и т. д.)
Тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А тебе — посуду мыть.
А потом всем песни петь.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.)

Пальчики ложатся спать

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик — прикорнул,
Этот пальчик уме заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)
Нам гулять идти пора!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Пальчики здороваются

Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы.
Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем — другой, после — двумя руками одновременно.
«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:

— Здравствуй, указательный!
— Привет, средний!
— Здорово, безымянный!
— Как дела, мизинец?

Дружные ребята

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно соединяем одноимённые пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание)
Мы закончили считать. (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

В гости к пальчику большому

(пальцы, сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы, обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом — «крыша»)

Указательный и средний,
Безымянный и последний

(называемые пальцы, каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)
Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

Пальчик-мальчик

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок.
Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.

— Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.

Колечко с колечком мы соединяем,
Длинную цепочку мы получаем.

Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки — с большим пальцем другой руки.

Исходное положение. Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки.

Мы то-па-ли, мы то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
Чуть но-ги не от-то-па-ли!

Пол определяется пальцем

Разница в пропорциях указательного и безымянного пальцев у мужчин и женщин определяется соотношением мужских и женских гормонов в определенный период развития эмбриона, сообщают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как правило, у мужчин безымянный палец руки длиннее указательного, тогда как у женщин, напротив, короче или такой же длины. Считается, что соотношение длин этих пальцев может быть связано, например, со степенью сексуальной привлекательности, риском ожирения, рака предстательной железы, аутизма, способностями к футболу, торговле ценными бумагами и музыке, а также с целым рядом других заболеваний, физиологических и психологических характеристик человека.

Ранее пропорции пальцев у конкретного человека связывались с воздействием андрогенов, гормонов, ответственных за развитие мужских половых признаков, на плод в утробе матери. Однако, как отмечают Мартин Кон и Чжэньгуй Чжэнь из университета штата Флорида, подтверждающие это исследования опирались в основном на статистику наблюдений за взрослыми. Кон и Чжэнь впервые обнаружили механизм, через который соотношение женских и мужских гормонов определяет пропорции пальцев у развивающегося эмбриона.

Ознакомьтесь так же:  Болит сердце отнимается рука

«Тот факт, что рост развивающихся пальцев напрямую контролируется рецепторами андрогенов и эстрогенов (женских гормонов), подтверждает, что соотношение длин пальцев — пожизненное следствие гормональной среды на самых ранних стадиях нашего развития. Это не только понимание корней одного из довольно странных различий полов — увлекательно осознавать, что наши пальцы могут рассказать о том, какие сигналы мы получали в конкретный период внутриутробного развития», — сказал Кон, чьи слова приводит РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу университета.

Ученые использовали тот факт, что подобная «асимметрия» среди полов встречается не только у людей, но и у мышей. Они изучили процесс развития эмбрионов популяции мышей, у которых соотношение длин второго и четвертого пальцев на задних ногах особенно близко к человеческой статистике.

Авторы статьи выяснили, что уже к 17-му дню развития мышиных эмбрионов разница в длинах «заготовок» для будущих пальцев на правой задней лапе была значительной. При этом для левой задней конечности статистически значимую разницу удалось обнаружить лишь на 21-й день жизни мышат. Авторы статьи отмечают, что похожая асимметрия развития левых и правых конечностей наблюдается и у людей.

Кон и Чжэнь показали, что в короткое «окно» с 13-го по 17-й день развития эмбриона ростом будущих пальцев управляют андрогены и эстрогены: если в начале «окна» количество активных рецепторов этих гормонов на «заготовках» примерно одинаково, то за следующие два дня активность рецепторов андрогенов возрастает у особей мужского пола и снижается у женских особей. Кроме того, к середине «окна» у самок рецепторов эстрогенов на будущем четвертом пальце было больше, чем на втором. Та же картина, только с рецепторами андрогенов, наблюдалась у самцов.

Ученые проверили свои предположения о роли гормонов, блокируя их рецепторы у эмбрионов. Блокируя рецепторы тестостерона, одного из андрогенов, исследователи получали самцов с «женскими» пропорциями пальцев. Добавляя тестостерон или эстроген, они могли «удлинять» или укорачивать четвертый палец. В статье подчеркивается, что воздействием гормонов на новорожденных мышат уже не удавалось добиться такого эффекта.

«У нас все больше и больше свидетельств того, что у целого ряда болезней взрослого человека могут быть «дородовые» корни. Наши данные показывают, что соотношение длин пальцев отражает воздействие андрогенов и эстрогенов на плод, и этот фактор можно использовать для поиска причин (заболеваний)», — отметил Кон.

Программист глазами медика. Кисти рук

Вторым орудием труда программиста после глаз являются кисти рук. Ведь именно они загружены больше всего при вводе информации с клавиатуры, трекбола, мыши, тачпада, планшета и прочих устройств. При длительной работе за компьютером у многих появляются неприятные ощущения и боли в области пальцев рук, кистей, запястий. Иногда они сопровождаются даже чувством онемения пальцев. Это дает о себе знать такое неврологическое заболевание, как карпальный туннельный синдром.

Еще его называют синдромом запястного канала, просто туннельным синдромом или даже синдромом компьютерной мыши. Данная патология развивается при длительном выполнении одних и тех же монотонных движений сгибания и разгибания кисти. Поэтому заболеванию подвержены не только люди, работающие в силу своей профессиональной деятельности на компьютере, но и:

  • сборщики деталей, особенно на конвеере,
  • сурдопереводчики,
  • секретари-делопроизводители,
  • барабанщики,
  • мотогонщики,
  • художники,
  • боулеры,
  • вышивальщицы (при ручном вышивании).

При таких движениях кистями рук развивается сдавление или ущемление срединного нерва в области запястья между сухожилиями и костями. И вот почему это происходит. Запястье представляет собой восемь небольших губчатых костей, расположенных у основания ладони. Они соединяются между собой таким образом, что образуют дугу наподобие невысокой арки, обращенную выпуклостью назад, к тыльной стороне ладони. При этом вогнутость этой арки значительно больше выпуклости. Предплечье же образовано локтевой и лучевой костью. А вот место соединения предплечья и запястья называется лучезапястным суставом, т.к. образовано лучевой костью (в частности, расположенной дальше от туловища ее частью) и тремя костями запястья, находящимися ближе к ней. Локтевая кость предплечья крепится к лучезапястному суставу посредством треугольного хрящевого диска. Вся эта конструкция образует элипсовидный сустав. Благодаря этому движения в нем возможно осуществлять по двум осям: сгибание — разгибание, отведение — приведение, а также вращение.

Для обеспечения питания, чувствительности, движения кисти и пальцев, к ней в области лучезапястного сустава подходят нервы, сосуды и сухожилия мышц. Чтобы эти структуры не перегибались и не повреждались во время осуществления всего спектра движений в суставе, природа позаботилась об их защите. Весь сосудисто-нервно-сухожильный пучок проходит в туннеле, образованном костями запястья, связками и фиброзным ободом — запястном канале. Именно благодаря этой полости во время сгибания кисти не происходит пережимания сосудов и нервов, а пальцы свободно сгибаются.

Ассоциируется вся эта конструкция с эластичным коробом, внутри которого проходит множество электрических проводов. Если несколько раз согнуть-разогнуть, покрутить этот короб в разные стороны его целостность не нарушится. Но если его подвергать этим действиям постоянно в течение дня изо дня в день, из месяца в месяц, запас прочности в какой-то момент исчерпается, и целостность как самого короба, так и проводов внутри него начнет нарушаться, что может привести к прекращению подачи электричества и даже короткому замыканию. Аналогичная ситуация возникает и в запястном канале. При регулярных каждодневных монотонных движениях в суставе происходит изнашивание тканей сухожилий и они разбухают, может возникнуть и отек нерва. Это приводит к сдавлению всех структур, проходящих в туннеле. Поскольку в туннеле проходит срединный нерв, обеспечивающий чувствительность ладонной поверхности большого, указательного, среднего и безымянного пальцев кисти, а также двигательную активность большого, указательного и среднего пальцев, то симптомами патологических изменений в туннеле будут именно нарушение этих функций. А поскольку в патологический процесс вовлекается сдавление кровеносных сосудов, то нарушается питание тканей кисти, что усугубляет отек и сдавление нерва, усиливая симптоматику.

Характерными проявлениями карпального туннельного синдрома являются:

  • болезненные ощущения в области пальцев кисти,
  • чувство онемения и покалывания в пальцах,
  • снижение силы во время сгибания кисти, указательного и большого пальцев,
  • понижение чувствительности вдоль ладонной поверхности большого и указательного пальцев кисти,
  • чувство опухания и тяжести в кисти,
  • сложности при удержании предметов в руке: тяжелые роняются, мелкие с трудом захватываются,
  • мелкая моторика в кисти требует дополнительного напряжения, которое вызывает появление или усиление болей в кисти и пальцах,
  • ухудшение подчерка, сложности при письме «от руки»,
  • усиление всех симптомов в ночное время,
  • расстройство сна.

При прогрессировании процесса возможна полная утрата профессиональной пригодности и инвалидизация.

Существуют тесты для объективизации и подтверждения диагноза данного заболевания:

  • тест Тинеля — при постукивании по запястью в проекции срединного нерва в области ладони и пальцев появляется чувство онемения, покалывания и «ползанья мурашек»;
  • тест Фалена — ладонь максимально сгибается в лучезапястном суставе на 3 минуты, в результате чего также появляется онемение, покалывание и «ползанье мурашек» в области ладони и пальцев.

Но все же окончательный диагноз может поставить только врач, причем врач-невролог. При обследовании может понадобится выполнение электромиографии или электронейромиографии для исключения ущемления нервов на другом уровне, например, при остеохондрозе шейного отдела позвоночника.

Лечение заболевания комплексное. Из медикаментозных средств применяются обезболивающие, нестероидные противовоспалительные, гормональные, улучшающие кровообращение препараты. Выполняются блокады. Применяется иглорефлексотерапия, мануальная терапия, массаж, физиотерапия, лечебная гимнастика. В самых тяжелых случаях прибегают к хирургическому лечению, при котором производят рассечение поперечной связки запястья, нарушая замкнутость тоннеля, и тем самым убирая давление его структур друг на друга.

Эффективность лечения во многом зависит от изменения образа жизни, а вернее, образа работы. Это лежит в основе и профилактики карпального туннельного синдрома.

В первую очередь следует заняться эргономикой всех своих рабочих мест: в офисе, в городской квартире, в загородном доме. Целью этих мероприятий является создание физиологических условий для рук. Кисти в лучезапястном суставе не должны постоянно подвергаться сгибанию — разгибанию, чрезмерному сгибанию. Поэтому нужно:

  1. Использовать клавиатуру со специальной подставкой для запястий, коврик для компьютерной мыши с аналогичным специальным валиком для запястий.
  2. При работе предплечья должны лежать на столе. Этого можно достичь, если клавиатура и мышь находятся на достаточном расстоянии от края стола.
  3. Следите за тем, чтобы при работе за компьютером ваши локти находились в согнутом под прямым углом положении.
  4. Кисть во время работы должна быть всегда прямая (без отклонения от оси предплечья в ту или иную сторону).
  5. Рабочее кресло должно иметь подлокотники, расположенные на такой высоте, чтобы вам удобно было опираться на них локтями во время работы.
  6. Компьютерную мышь и клавиатуру следует подбирать индивидуально, под размер ладоней и пальцев. Женщинам с маленькой рукой подойдет мышка поменьше и клавиатура с компактными мягкими клавишами, для крупной мужской руки и мышь нужна большая, а клавиатура с крупными, широко расставленными и жестким для нажатия клавишами. Еще лучше приобрести ортопедическую мышь под свой размер ладони.
  7. Если карпальный туннельный синдром уже начинает заявлять о себе, то имеет смысл во время работы производить фиксацию запястья специальной ортопедической манжетой или эластичным бинтом.

Во время работы нужно периодически выполнять упражнения, направленные на улучшение кровоснабжения в области кисти и запястья, снятие нагрузки на лучезапястный сустав. Помните, как в первом классе школы делали разминку для пальцев: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем, и опять писать начнем». И здесь так же. Оторвитесь на несколько минут от клавиатуры и мыши. Сделайте небольшую зарядку:

  1. Слегка встряхните руками, расслабив при этом кисти.
  2. Сожмите пальцы в кулак и затем разожмите их, повторите упражнение несколько раз.
  3. Повращайте кистями рук вначале в одну, потом в другую сторону. Затем соберите их в нежесткие кулаки и продолжите вращение.
  4. Приложите кисти рук ладонями друг к другу. Начинайте поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинцев, стараясь привести их в положение максимального разгибания.
  5. Соедините кисти рук ладонными поверхностями друг к другу, переплетя пальцы между собой. Поочередно сжимайте и разжимайте пальцы.
  6. Соедините пальцы рук между собой в области подушечек пальцев, при этом ладони не должны соприкасаться друг с другом, а пальцы должны быть расправлены «веером». Надавливайте пальцами друг на друга, оказывая тем самым сопротивление и напрягая мышцы рук. Затем расслабьте руки. Повторите упражнение несколько раз.
  7. Исходное положение рук аналогично предыдущему. Пальцы на одной руке расслабьте, а другой осуществляйте надавливание таким образом, чтобы расслабленные пальцы оказались в положении максимального разгибания. Расслабьте руки повторите упражнение с другой рукой.
  8. Вытяните руки перед собой, развернув ладони вверх и соприкасаясь руками между собой, медленно опускайте руки вниз стараясь держать руки в таком же положении соприкосновения.
  9. Сжимайте и разжимайте в руке резиновый мячик с «пупырышками». Можете одолжить его у своего домашнего питомца (кошки или собаки), а лучше купите специальный массажный для себя под размер ладони.
Ознакомьтесь так же:  Трещина кости на большом пальце руки

В свободное от работы время можете побаловать свои руки контрастными ванночками, опуская их на минуту поочередно то в холодную, то в теплую воду. В воду можете добавить отвар лекарственных трав (мяты, мелиссы, ромашки), морскую соль или хвойный экстракт. Также полезно выполнять массаж рук. Его легко делать самостоятельно. Вначале помассируйте одну руку, потом перейдите на другую. Помните, что важно выполнять массаж от периферии к центру. Т.е. начинайте массировать кончики пальцев, потом переходите на центральные фаланги, потом на ладонь. При массаже используйте крем для рук, массажный крем, специальные масла.

Как видите, методы профилактики совсем не сложные, не требуют специальных навыков и существенных финансовых затрат. Регулярное их выполнение позволит избежать вам неприятностей с руками и наслаждаться своей профессией многие годы.

Если же у вас появились первые признаки туннельного синдрома, не откладывайте визит к врачу. Ведь чем раньше вы начнете лечение, тем эффективнее оно будет и тем меньше вероятность развития осложнений.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

Критерии нормального развития функции речи и руки.

Возрастные особенности развития функции речи и руки

Самостоятельно говорит слова.

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги.

Словарный запас 100 – 300 слов (к концу 2 года)

Открывает ящик и опрокидывает всё содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге.

По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Тренировку пальцев рук врачи-неврологи рекомендуют начинать проводить с 6 месяцев в виде массажа кисти рук и каждого пальчика его фаланги. Разминание и поглаживание рекомендуется проводить ежедневно в течение 2–3 минут.

Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.

  1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
  2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
  3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.
  4. Собирать, складывать пирамидки.
  5. Работать с вкладышами (Монтессори).
  6. Застёгивать пуговицы.
  7. Завязывать, развязывать узлы.
  8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте.

Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.

Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:

  • нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;
  • нарисовать птичек;
  • изобразить солнце с лучами.

2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон), составление узоров из кругов.

3. Рисование карандашами и красками различными способами.

4. Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на нелинованной бумаге.

5. Разнообразная работа с ножницами.

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте.

Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как:

  • гипотония — слабое сжатие ручки;
  • гипертония — сильное сжатие ручки;
  • макро и микрография — когда ребёнок не видит строки.

В этом случае мы будем говорить о системе коррекционной работы по следующим направлениям:

1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);

2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);

3. Смысловая организация движений (проговаривание).

Рекомендуется проводить следующие упражнения:

1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);

2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);

3. Нейропсихологическое расслабление:

  • массаж;
  • упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;
  • упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др.
  • выкладывание палочек различными пальцами;
  • посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;

4. Упражнения на ритмическую организацию движений.

Примечание:когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие — развитие речевых функций.

    хлопки;
  • постукивание палочками;
  • ритмичные щелчки;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);
  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Из опыта работы.

В практике логопедической работы на каждом занятии провожу игры с выкладыванием палочек, кружочков, пальчиковые игры, игры с кубиками, разминание пальцев рук с помощью карандашей. Ребята всегда ждут этих минут, часто сами предлагают: “Давайте поиграем”. Разучиваем элементы игр по отдельности, отрабатываем точные движения пальцев рук, кистей.

Когда отработано несколько игр, объединяем их по смыслу и у нас получаются настоящие маленькие спектакли. Вот один из них

Физиология пальцев руки

На коже кисти, особенно на ладонной стороне, имеется множество чувствительных клеток, поэтому кисть явля­ется и осязательным органом человека. Высокая осяза­тельная способность и подвижность кисти во многих направлениях позволяет человеку судить о размерах, форме и физических свойствах предметов. Но не толь­ко. Был установлен любопытный факт: когда происхо­дит мысленный процесс узнавания, у человека подраги­вают пальцы рук. Он как бы ощупывает лица близких и вообще все, что видит. Эти выводы появились в резуль­тате следующего наблюдения. В период Великой Отече­ственной войны в госпитали поступали раненые сапе­ры. Как правило, они теряли кисти рук. Несмотря на то что психика была в порядке и голова травмирована не была, через несколько дней у них начиналось расстрой­ство речи, которое существовало достаточно долго. Но если больному из лучевых костей делали подобие клешни, которой он мог шевелить и ощупывать предме­ты, речь достаточно быстро восстанавливалась.

Многочисленные и разнообразные движения кисти и всей руки составляют исключительную способность че­ловека. Кисти рук могут выполнять такие действия, как поднятие, опускание, поворот, удары по предметам или противнику, опорные движения и пр.

Кисть человека может складываться в виде ложки, выпрямляться лопаткой, согнутые пальцы образуют ши­рокий крепкий крючок, на котором может удерживать­ся груз. Свободно подвижный и крепкий большой па лец, расположенный напротив остальных пальцев, дей­ствует вместе с ними наподобие захвата или щипцов, сгибается в кулак. По силе большой палец равен силе всех остальных пальцев, вместе взятых.

Пальцы кисти имеют различную длину, что способст­вует захвату и удержанию шарообразных предметов.

Скелет кисти

Кисть человека включает области запястья, пясти и паль­цев. Скелет кисти (рис. 1) составляют восемь запястных косточек, пять пястных и кости пальцев — фаланги.

Запястные кости — мелкие и расположены в два ря­да. Первый ряд состоит из четырех запястных костей: ладьевидной, полулунной, трехгранной и гороховид­ной. Три первые соединяются связками с лучевой ко­стью, образуя лучезапястный сустав. Головка локтевой кости не доходит до костей запястья и соединяется с ними хрящом.

Лучезапястный сустав позволяет осуществлять дви­жения по многим направлениям. Второй ряд запястных костей (трапециевидная, малая многоугольная, голов­чатая и крючковидная) связан с пятью пястными костя­ми, образуя подвижное шарнирное соединение.

Сгибание и разгибание лучезапястного сустава про­исходит при участии обоих сочленений, а боковые дви­жения — в сочленении запястья с предплечьем.

Запястье, состоящее из мелких костей, лучше проти­востоит перелому, чем в том случае, если бы оно состо­яло из одной цельной кости.

Пястные кости (их пять) — трубчатые. Они крепко связаны с запястными, что дает возможность кисти опираться ладонной поверхностью на плоские предме­ты и нажимать на них.

Продольный изгиб отдельных пястных костей, расположение их рядом в одной плоскости выпуклостью к тыльной стороне кисти позволяют склады­вать кисть в виде ложки. Пястные кости большого пальца и мизинца более подвижны, чем у остальных пальцев.

Кости пальцев, называемые фалангами, составляют как бы продолжение пястных костей, соединены с ними и между собой связками, образуя суставы пальцев. У всех пальцев, кроме большого, по три фаланги, у боль­шого — две. Первая фаланга каждого пальца соединена с пястной костью.

Связки соединяют все сочленения кисти. Они состо­ят из крепких волокон. Пястные кости связаны между собой и с первыми фалангами пальцев особенно креп­кой поперечной связью.

Мышцы кисти

Мышцы кисти начинаются на предплечье. Они поднима­ют кисть вверх, опускают ее, поворачивают кисть впра­во и влево (рис. 2).

Сгибание кисти производит следующая группа мышц: длинная ладонная, поверхностный сгибатель пальцев, лучевой сгибатель запястья, локтевой сгиба­тель запястья, глубокий сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца. А в разгибании кисти уча­ствуют длинный лучевой разгибатель запястья, корот­кий лучевой разгибатель запястья, локтевой разгиба­тель запястья, общий разгибатель пальцев, короткий разгибатель указательного пальца, длинный разгиба­тель большого пальца.

Поворот кисти опущенной руки тыльной стороной и большим пальцем к туловищу называют приведением кисти, а поворот кисти опущенной руки ладонью впе­ред большим пальцем от туловища — отведением кисти.

Отведение кисти производят следующие мышцы: луче­вой сгибатель запястья, длинный и короткий лучевые раз­гибатели запястья, длинная отводящая мышца большого пальца, длинный и короткий разгибатели большого пальца.

На предплечье начинаются и мышцы пальцев, кото­рые разделяются на разгибатели пальцев (проходят по тыльной стороне кисти) и сгибатели пальцев (проходят по ладонной стороне кисти).

Одни из сгибателей прикреплены ко вторым фалан­гам 2 — 5-го пальцев, другие к третьим (ногтевым) фа­лангам тех же пальцев.

Большой палец имеет свою особую мускулатуру, ко­торая также начинается на предплечье. Группа мышц отводит и приводит пальцы к ладони, они идут от пяст­ных костей к первым фалангам пальцев; две мышцы, находящиеся на ладони, приближают мизинец к боль­шому пальцу.

Таким образом, каждый палец производит движения сгибания, разгибания, отведения, приведения и круго­вые. В межфаланговых суставах возможны только сги­бание и разгибание.

При различных движениях кисти происходят движе­ния в лучезапястном, запястном, пястно-фаланговом и межфаланговых суставах.

Рельеф ладони характеризуется двумя возвышения­ми, образованными мышцами 1-го и 5-го пальцев. Меж­ду ними — треугольная ладонная впадина.

Тыльная поверхность кисти слегка выпуклая (рис. 3). В области запястья при отведении большого пальца появляется ямка, называемая «анатомической таба­керкой».

Таково анатомическое строение кисти — удиви­тельного инструмента, позволяющего человеку свободно совершать множество разнообразных движений.

Физиология пальцев руки

Наиболее важной функцией человеческой кисти является двигательная – способность к различным манипуляциям, в основе которых лежат тонкие и силовые захваты. При выполнении силового захвата предмет зажимается между пальцами, согнутыми в зависимости от размера предмета, и ладонью, а большой палец оказывает противодавление. Он вместе с тенаром (I луч) является опорой с волярно-радиальной стороны кисти, противопоставлен нажиму четырех других пальцев на предмет и способствует увеличению силы захвата. Захват оптимален, а его сила является максимальной, когда большой палец касается или приближается к указательному, образуя единственный упор, противостоящий нажиму четырех других пальцев [3].

Ознакомьтесь так же:  Бородавка на пальце руки лопнула

Установлено, что в выполнении хватательных движений участвуют по крайней мере двенадцать мышц предплечья и кисти, причем связанные с ними кости вносят вклад, приводящий к развитию ряда вращательных моментов, которые могут и не быть совершенно синергичными для полного объема хватательных действий [1]. Основная роль при выполнении силового захвата принадлежит m.m. flexores digitorum superficialis et profondus, а также m.m. interossei. В осуществлении захвата принимают участие все мышцы тенара и особенно m. adductor pollicis brevis и m. flexor pollicis longus, способствуя блокировке захвата за счет сгибания дистальной фаланги I пальца. Необходимо отметить, что силовой захват в кулак утомителен, и его нельзя поддерживать долгое время [4].

Осуществление захватов кисти возможно лишь при наличии определенного синергизма мышц, который может нарушаться в результате травм или заболеваний [9]. Мышечный дисбаланс приводит в свою очередь к изменениям нагрузки на различные отделы кисти, что необходимо учитывать при построении адекватных программ реабилитации. Но вопрос о зависимости силы захвата от характера распределения нагрузки на различные отделы кисти и её антропометрических показателей до сих пор остается открытым.

Цель исследования ‒ выявить взаимосвязь антропометрических параметров кисти, распределения нагрузки в её различных зонах и силы кисти при выполнении цилиндрического захвата у практически здоровых лиц.

Материал и методы исследования

Нами были изучены антропометрические параметры и результаты биомеханического обследования обеих кистей (всего 50) у 25 практически здоровых лиц (7 мужчин, 18 женщин) в возрасте от 26 до 62 лет; средний возраст составил 44 [34; 50] года.

Регистрацию антропометрических данных проводили путем измерения (в см) длин лучей кисти и пальцев, длины и ширины ладони (рисунок).

Определение степени нагрузки на различные отделы кисти (в процентах) проводилось с использованием программно-аппаратного комплекса «F-Scan», версия 3.623 на основе технологии фирмы «Teksan» (США). Методика изначально внедрена для изучения нагрузки на стопу во время ходьбы [15], а у больных с патологией кисти используется в последние годы [2].

Для выполнения исследования сенсорный элемент, коммутированный с компьютером и содержащий порядка 980 микробародатчиков, был апплицирован в виде тонкой эластической пластины на цилиндр. Пациент по команде каждой кистью поочередно сжимал его с максимальной силой в течение двух секунд. В это время регистрировали сигналы от сенсоров, распределение давления кисти на опорную поверхность цилиндра и значения силы сжатия получали на экране монитора.

Схема антропометрических измерений кисти: 1 – длина I луча – расстояние от кончика I пальца при его максимальном отведении до середины дистальной ладонной складки; 2,3,4,5 – длина I, II, III, IV, V лучей – расстояние от кончика пальца при его максимальном отведении и до точки проекции проксимального конца пястной кости на дистальную ладонную складку; L1, L2, L3, L4, L5 – длина пальцев (расстояние по средней линии от кончика пальца до его основания); А – ширина ладони (расстояние, фактически соответствующее поперечной ладонной складке); B – длина ладони (расстояние от середины основания III пальца до середины дистальной ладонной складки); 3 B –длина кисти, которой соответствовала длина III луча

В процессе исследования использовались цилиндры диаметром 45, 55 и 70 мм. Сначала для испытуемого подбирали «удобный» цилиндр таким образом, чтобы при выполнении захвата I палец образовывал «кольцо» и соприкасался с другими пальцами. Затем проводили замеры, используя цилиндр диаметром 70 мм, который был условно признан «неудобным» для тестируемых лиц.

При сравнении показателей использованы методы непараметрической статистики (критерии Вилкоксона и Манна‒Уитни); для выявления взаимосвязи различных факторов определяли коэффициент ранговой корреляции Спирмена; для описания полученных данных использовали медиану, 25 и 75 % квартили.

Результаты исследования и их обсуждение

При сравнении антропометрических характеристик, величин распределения нагрузки, силовых параметров доминантной и недоминантной кистей достоверных отличий получено не было (p > 0,05), что позволило объединить их в одну группу.

С одной стороны, отсутствие различий силы правой и левой кистей противоречит широко распространенному мнению, что доминантная рука во многих случаях сильнее, чем недоминантная, на 3,0–22,6 % [14; 6; 8], с другой стороны – подтверждает данные о том, что 10,93 % праворуких имели равные силовые показатели [11].

Показатели силы кисти у мужчин были выше, чем у женщин (p 0,05), но в III группе длина II и IV лучей кисти, ширина ладони значимо превышали те же показатели во II группе (p 0,05), кроме зоны I пальца, где по критерию Манна‒Уитни получена тенденция к отличию (0,01 0,05).

Сила захвата в I группе была значимо ниже, чем в двух других группах (p 0,05).

Исходя из полученных данных, мы условно назвали I группу «женщины с миниатюрной кистью». Антропометрические (кроме ширины ладони) и силовые характеристики кисти женщин II группы были близки к мужским, и эту группу мы обозначили как «женщины с длинной кистью».

При увеличении диаметра цилиндра во всех группах выявлено перераспределение нагрузки на отделы кисти: возрастала нагрузка на I, II–V пальцы (p