Функции кисти и пальцев рук

Развитие функциональных возможностей ки­стей и пальцев рук.

При лечебно-педагогической работе необходи­мо учитывать этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуществ­ление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставле­ние пальцев, постепенно усложняющиеся манипу­ляции и предметные действия, дифференцирован­ные движения пальцев рук.

Перед формированием функциональных воз­можностей кистей и пальцев рук необходимо до­биваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует по­тряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся

______ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ_________

легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кис­тей и пальцев рук:

— поглаживающие, спиралевидные, разминаю­
щие движения по пальцам от кончика к их основа­
нию;

— похлопывание, покалывание, перетирание кон­
чиков пальцев, а также области между основания­
ми пальцев;

— поглаживание и похлопывание тыльной повер­
хности кисти и руки (от пальцев до локтя);

— похлопывание кистью ребенка по руке педаго­
га, по мягкой и жесткой поверхности;

— вращение пальцев (отдельно каждого);

— круговые повороты кисти;

— отведение-приведение кисти (вправо-влево);

— движение супинации (поворот руки ладонью
вверх) — пронации (ладонью вниз). Супинация ки­
сти и предплечья облегчает раскрытие ладони и от­
ведение большого пальца (игра «Покажи ладони»,
движения поворота ключа, выключателя);

— поочередное разгибание пальцев кисти, а за­
тем сгибание пальцев (большой палец располага-

ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

— противопоставление большого пальца осталь­
ным (колечки из пальцев);

— щеточный массаж (кончиков пальцев и наруж­
ной поверхности кисти от кончиков пальцев к луче-
запястному суставу, что вызывает расправление ку­
лака и веерообразное разведение пальцев); исполь­
зуются ворсовые щетки различной жесткости. Ще­
точный массаж применяют для формирования ощу­
пывающих движений и стимулирования проприо-
цептивных ощущений кистей и пальцев рук. Если
кисть ребенка все-таки остается сжатой в кулак,
логопед захватывает его и сжимает всеми своими
пальцами, с тем чтобы вызвать еще большее сжа­
тие кулака ребенка. При этом производится потря­
хивание его руки. Затем логопед быстро разжима­
ет свою руку, освобождает кулак ребенка, после чего
рефлекторно кулак ребенка расслабляется и паль­
цы раскрываются (повторяют 2-3 раза).

Все движения тренируются сначала пассивно (взрослым), затем пассивно-активно и, наконец, постепенно переводятся в активную форму на спе­циальных занятиях, а также во время бодрствова-

______ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ_________

ния ребенка — при одевании, приеме пищи, купа­нии.

Развитию опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. При этом ребенку легче расположить пальцы на выпуклой стороне мяча, чем на горизонтальной поверхности; также легче производится отведение большого пальца.

Функцию хватания начинают тренировать с пе­риода новорожденности. Сначала ребенку вклады­вают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, весу, факту­ре, температуре. Это способствует узнаванию их на ощупь. Они должны быть удобны для захвата и удержания. Затем ребенка поощряют тянуться к лицу и висящим в кроватке или на груди взрослого ярким предметам. Ребенок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем ак­тивно. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание пред­метов, расположенных на различном расстоянии

ЛЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

спереди, по сторонам от ребенка и на разной высо­те. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схваты­вал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а с участием большого, указательного и среднего пальцев.

Важно обучать ребенка не только захвату пред­мета, но и его высвобождению (отпусканию). Раз­жимание кисти облегчается потряхиванием ее в сто­рону мизинца поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверх­ности, песку. Дальнейшее развитие функциональ­ных возможностей кистей и пальцев рук предпола­гает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ре­бенка побуждают брать (хватать) игрушки из раз­ных положений — снизу, сверху, сбоку от него. Взрослый помогает рассмотреть ее, ощупать, по­гладить, переложить из руки в руку, взять в рот. Вслед за этим (с одного года) развивают простые предметные действия, при необходимости выпол­няемые пассивно или пассивно-активно. Можно предложить выполнение следующих действий: — произвольное отпускание игрушки из руки (в

______ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ_________

руку взрослого или в ведро, коробку);

— вынимание и перекладывание игрушек из од­
ного места в другое;

— открывание и закрывание коробки;

— снимание и надевание колец пирамиды;

— катание мяча, машины;

— постройка башни из кубиков;

— хватание больших предметов всей кистью (од­
ной и двумя руками);

— собирание мелких предметов двумя и тремя
пальцами.

При проведении коррекционно-логопедической работы по нормализации тонуса мышц и мото­рики артикуляционного аппаратас детьми с дви­гательными нарушениями целесообразно использо­вать следующие методы логопедического воз­действия:

— дифференцированный логопедический массаж
(расслабляющий или стимулирующий),

— пассивная и активная артикуляционная гимнас­
тика,

— искусственная локальная контрастотермия (со-

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук как одно из средств социализации детей и подростков с ограниченными возможностями

В реабилитационном центре “Оптимист” города Сергиев Посад проходят реабилитацию дети с ограниченными возможностями, имеющие различные заболевания, при большинстве которых отмечаются нарушения формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику, но и развивает психику и речь. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений.

Одной из составляющих лечебно-педагогической работы в центре является работа по формированию, развитию и совершенствованию движений кистей и пальцев рук. Она ведется инструкторами ЛФК, массажистами, дефектологами и включается в комплекс реабилитационных мероприятий педагогами дополнительного образования, социальным педагогом и воспитателями с учетом рекомендаций специалистов. Это способствует максимально возможной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями к жизни в обществе.

При проведении работы необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:

1) развитие опорной функции на раскрытые кисти;
2) осуществление произвольного захвата предметов кистью и его высвобождение (отпускание);
3) включение пальцевого захвата;
4) противопоставление пальцев;
5) постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия с дифференцированными движениями пальцев рук.

Формы работы при тренировке всех движений таковы:

1) пассивная тренировка (массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук);
2) пассивно-активная тренировка (совместное выполнение заданий);
3) активная тренировка (пальчиковая гимнастика; упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов и пособий; отработка элементарных графических навыков при работе с раскрасками, трафаретами, прописями и т.д.);
4) практическая деятельность во время режимных моментов и в свободной деятельности.

Пассивные упражнения кистей и пальцев рук и массаж проводятся так:

– делаем поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
– осуществляем похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
– похлопываем кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;– вращаем пальцы (каждый отдельно);
– делаем круговые повороты кисти; – осуществляем отведение – приведение кисти (влево – вправо);
– производим движение супинации (поворот руки ладонью вверх) и пронации (ладонью вниз), т.к. супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра “Покажи ладонь”, движения поворота ключа, выключателя);
– поочередное разгибание кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
– щеточный массаж тыльной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев с использованием щеток различной жесткости;
– противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);
– противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

Целевые установки при работе по развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук:

– нормализация тонуса верхних конечностей;
– тренировка разжимания кисти;
– тренировка движений отведения и приведения кисти;– развитие подвижности и гибкости кистей рук;
– воздействие на акупунктурные зоны кистей рук для создания импульсов в ЦНС;
– обучение перекладыванию предмета из одной руки в другую;
– развитие манипулятивной деятельности кисти руки с применением системы графических упражнений;
– выработка достаточной амплитуды движений кистей и пальцев рук; – тренировка мышц тонкой моторики;
– вовлечение в движение большего количества пальцев;
– развитие дифференцированных движений пальцев рук;
– развитие функции разгибания, разведения пальцев кисти;
– формирование (тренировка, совершенствование) тонких движений пальцев;
– стимуляция изолированных движений указательного пальца;
– совершенствование и закрепление отдельных движений (сжимания, переплетения, растягивания);
– выработка точности движений;
– выработка умения создавать позу без зрительного контроля;
– развитие функции противопоставления пальцев кисти большому пальцу.

Содержание работы на различных этапах становления моторики кистей и пальцев рук таково:

развитие опорной функции рук при помощи медленного перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. Ребенку удобно расположить на большой выпуклой поверхности мяча пальцы. При этом легче производится и отведение большого пальца.

Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности.

Сначала ребенку вкладывают в руку игрушку, помогают поднести ее ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенку должны быть различными по форме, фактуре, величине. Это приучает узнавать их на ощупь. Затем поощряют его тянуть руки к лицу или висящим в кроватке или на груди взрослого ярким предметам. Ребенок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем активно. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различных расстояниях спереди, по сторонам ребенка и на различной высоте. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и средним пальцами. Полезны различные упражнения, при которых кисть двигается в сторону от большого пальца. Например, при поднесении ложки с едой ко рту или касании рукой противоположного уха.

Ознакомьтесь так же:  Формы плечевого сустава

Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца, поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности, песку. Далее ребенка обучают перекладыванию предмета из одной руки в другую.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин. Рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальцев на бумагу.

Для тренировки противопоставления и отведения– приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с куклами, надевающимися на пальцы.

Для тренировки захвата предметов полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких) со стола или выкладывание их из “пальчикового бассейна” в коробки, рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку.

Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.

С целью постепенного усложнения манипуляций, обучения выполнению предметных действий с дифференцированными движениями пальцев рук , применяются различные пальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения, динамические и статические упражнения.

Чтобы выявить необходимую область работы по развитию кистей и пальцев рук, отразить целевые установки в работе, используемые формы и содержание работы я предлагаю следующий вариант карты:

КАРТА ДИНАМИЧЕСКОГО ОТСЛЕЖИВАНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК

Как устроена и функционирует кисть руки?

Кисть руки — наиболее функциональный сегмент человеческого скелета. Именно этот факт возвеличивает человека над животными. Выражение «как без рук» справедливо отражает нашу беспомощность и растерянность при повреждениях этих частей тела. Мы нуждаемся в них каждую секунду нашей жизни. Трудно себе представить достойную жизнь без здоровых и функциональных верхних конечностей. Поэтому патологии и травмы рук значительно сказываются на качестве жизни человека.

Анатомия кисти

Кисти рук имеют очень сложное анатомическое строение. Кости кисти насчитывают 27 мелких элементов. Она состоит из следующих отделов:

Запястье состоит из 8 костей, которые связаны между собой связками. В состав запястья входят следующие кости:

  • гороховидная;
  • ладьевидная;
  • травпециевидная;
  • трапеция;
  • полулунная;
  • крючковидная;
  • головчатая.

Пясть состоит из пяти костей, расположена между запястьем и пальцами руки.

Строение пальцев кисти следующее: большой палец содержит две фаланги, а остальные четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) — по три. Кисть руки содержит достаточно мелкие элементы, но именно их мелкие размеры способствуют гибкости и высокой функциональности руки. К тому же они очень прочные, поскольку подвергаются значительной нагрузке и выдерживают ее.

Особенности функционирования кисти

Кисть руки имеет сложное и специфическое строение. Поскольку представляет собой сложнейший механизм, состоящий из нескольких частей:

  • кости кисти (костный скелет) оказывает прочность и силу всей руки;
  • связки и сухожилия объединяют мышцы и кости кисти в один общий аппарат, образуя суставы кисти;
  • Сосуды снабжают питательными веществами мягкие ткани кисти;
  • кожа обеспечивает защитную функцию и регулирует температуру внутри кисти;
  • нервные волокна наделяют чувствительностью кожу руки, обеспечивают сокращение и реакцию мышц на внешние раздражители.

Каждый составляющий элемент кисти отвечает за работу своего участка, но для выполнения сложных движений разного диапазона потребуется слаженная работа всех ее элементов.

Связочный и суставный аппарат

Самый важный и сложный кистевой сустав — лучезапястный. Его формирует лучезапястная и локтевая кость, а также запястье. Совместно с запястьем кости локтя формируют эллипсовидный сустав, который обеспечивает большой диапазон движений: от сгибания и разгибания до вращения. Лучезапястный сустав является важнейшим суставом руки, однако, нормальное и полноценное функционирования конечности обеспечивается в результате совместной работы всех ее суставов. В результате нормальной подвижности суставов и мышц, рука способна полноценно расслабляется и сокращается, приводя верхние конечности в движение.

Функции и роль в организме

В процессе эволюции, когда приматы встали на путь очеловечивания, их верхние конечности навсегда видоизменились. В результате этого процесса руки развились настолько, что смогли приобрести множество новых навыков и способностей. С тех давних пор руки играют важную роль в развитии мозга человека при тренировке мелкой моторики.

Таким образом, функции человеческой кисти заключаются в трех основных положениях:

  • открытая прямая рука с прямыми пальцами;
  • сгибание пальцев;
  • захват рукой.

Для осуществления, например, захвата предмета кисть вынуждена разрабатывать каждый раз новую методику. При этом для ее выполнения происходит взаимодействие всех элементов кисти. И если наблюдается повреждение хоть одной костной структуры, то кисть не может функционировать в полном объеме. Также стоит упомянуть взаимосвязь психо — эмоциональных стрессов и рук. На фоне стресса и переживаний у людей часто трясутся руки, они роняют предметы и буквально перестают слушаться.

Для определенной категории людей руки являются способом общения. Конечно же, речь идет о глухонемых. Такой способ общения называется — язык жестов. Для людей с такими патологиями это единственный метод общения и самовыражения.

Травмы и патологии

Травмы и патологии кисти нередкое явление. Чаще всего травмированию подлежит лучезапястное сочленение. При этом появляется острая резкая боль, которая ограничивает движения руки. При вывихах место повреждения отекает, сильно увеличивается в объеме, а движения ограничиваются. Повреждение мелких элементов кисти приводит к нарушению ее функциональность. При переломах пальцев движения ограничиваются, наблюдается отек, патологическая подвижность и крепитация (хруст) обломков.

Лечение проводится как консервативное, так и хирургическое. Консервативное лечение предусматривает ношение гипсовой повязки, физиотерапевтическое лечение и массаж. Оперативное вмешательство проводится с целью восстановления анатомического строения кисти.

Травмы бывают следующими:

Переломы

Переломы происходят при сильных ударах и падениях. Симптомы очень похожи на другие травмы этой анатомической зоны: резкая боль, укорочение пальцев, отек и деформация кисти. Диагностируют недуг при помощи рентгенографического исследования. При первой помощи проводят иммобилизаций поврежденного участка и прикладывают холод.

Ушибы

Поскольку лучезапястный сустав не защищен мышцами, то он практически уязвим для ушибов и повреждений. При ушибах прежде всего появляется сильный отек и подкожная гематома. Рука становится похожей на боксерскую перчатку. Для диагностики повреждения нужен рентген, иногда травмы этого участка приводят к переломам, поскольку на этом участке кости тонкие и легко ломаются.

При оказании первой помощи используют холод и проводят иммобилизацию руки. Консервативное лечение после снижения отека заключается в прогревании с использованием согревающих противовоспалительных и обезболивающих мазей.

Вывихи

Возникают при падении на руку. В результате кисть смещается к тыльной стороне, а вот смещение к ладони возникает крайне редко. При вывихах происходит сдавливание нервных волокон и сосудов, что вызывает онемение кисти, сильную боль, ограничение подвижности и нарушение кровообращения.

Первая помощь сводится к обездвиженности кисти при помощи лангетки. В роли лангетки выступают материалы, которые можно найти под рукой (картон, доска и пр.) Вправлять вывих самостоятельно крайне опасно, поскольку можно усугубить ситуацию. Диагностику проводят с помощью рентгенограммы, чтобы исключить другие повреждения.

При падении на сжатый кулак появляется вывих пястных костей. При этом наблюдается отек тыльной стороны руки и ее деформация вследствие травмы. Ладонь укорачивается, а пальцы невозможно сжать в кулак.

Результатом падения на руку с выпрямленным пальцем (обычно повреждается большой) является вывих в пястно — фаланговом суставе. Палец смещается к тыльной стороне кисти, а ногтевая фаланга согнута. Разогнуть его или подвигать им невозможно. Для иммобилизации пальца используют шину. Вправление пальца проводит в лечебном учреждении под анестезией.

Повреждение связок

Связки и сухожилия повреждаются при резком движении или падении. При разрыве сухожилия наблюдается отрыв костных сегментов в месте его крепления. В результате происходит подвывих сустава, а его полость заполняется кровью. При этом возникает отек, острая боль и нарушение подвижности. В некоторых случаях наблюдается патологическая подвижность на тех участках, где в нормальном состоянии ее не должно быть. Например, палец отходит в сторону или выворачивается наружу. Это происходит при повреждениях с отрывом костного обломка. Первая помощь заключается в прикладывании холодного компресса со льдом и в возвышенном положении руки.

При резком ударе концевой фаланги возникают резаные раны ладони. В результате невозможно согнуть пальцы или сжать их в кулак. При таком повреждении необходимо обездвижить руку. Для этого в ладонь пострадавшего надо вложить тенистый мяч или кусок плотной ткани и транспортировать его в больницу. Лечение проводят исключительно хирургическое.

Патологии кисти:

  • тендинит;
  • туннельный (карпальный) синдром;
  • остеоартроз;
  • подагрический артрит;
  • асептический некроз;
  • писчая судорога;
  • ревматоидный артрит;
  • синдром щелкающего пальца;
  • синдром Рейно.

Тендинит

Воспаление сухожилий. Чаще всего недуг связан с профессиональной деятельностью человека. Например, он наблюдается у машинисток, пианистов, копирайтеров, программистов, швей. В начале заболевания боли не выражены, но по мере его прогрессирования становятся острыми и резкими. Наблюдаются неврологические синдромы, отечность, иногда скованность в суставах. Лечение требует прежде всего устранения нагрузок, покоя для рук и противовоспалительных препаратов (из группы НПВП). После стихания болевых ощущений проводят физиотерапию и лечебную гимнастику. Недуг склонен к рецидивам.

Туннельный (карпальный) синдром

Карпальный синдром это неврологическая патология. Она развивается в результате сжатия срединного нерва костями, сухожилиями мышц запястья и кистевой связкой. Недуг развивается по многим причинам, но основной является монотонная однообразная работа, требующая однообразных движений. Другими причинами может быть изменение гормонального фона (поэтому недуг часто развивается у женщин в период менопаузы), ревматоидный артрит. Проявляется недуг сильным отеком, как правило, ночью или утром, онемением пальцев и скованностью в движениях. Утром человек должен некоторое время разрабатывать руки, чтобы восстановить нормальное кровоснабжение. Консервативное лечение заключается в ношении фиксирующего бандажа и приеме нестероидных противовоспалительных средств. Полное устранение проблемы возможно при хирургическом лечении.

Ознакомьтесь так же:  Закрытый перелом руки у ребенка

Остеоартроз

Как правило, бывает деформирующим и развивается в результате повреждения хрящевой ткани, которая покрывает суставы. Другая причина — внутрисуставные переломы пальцев, которые неправильно срослись. Также причиной недуга может быть нарушение метаболических процессов в организме, системные патологии (ревматоидный артрит).Боли наблюдаются только при нагрузках на кисть, а в состоянии покоя их нет. По утрам возникает скованность и ограничение двигательной активности. Все эти факторы приводят к нарушению мелкой моторики, в результате чего человек не способен выполнять многие виды деятельности. Для лечения используют нестероидные противовоспалительные препараты, хондропротекторы, массаж физиотерапевтические процедуры и гимнастику для рук.

Подагрический артрит

Развивается в результате нарушения пуринового обмена в организме. Следствием этих нарушений является отложение солей кристаллов натрия в суставах и в мягких тканях (реже). Причиной недуга являются пищевые пристрастия, а именно чрезмерное потребление продуктов с высоким содержанием пуринов, как правило, мяса, мясных субпродуктов и жирной рыбы. Заболевание начинается остро посреди ночи, сопровождается сильной болью, повышением местной температуры, покраснением кожи над суставом. Приступы купируют нестероидными противовоспалительными препаратами. Характерной особенностью подагрического артрита является несоблюдение диеты. При подагре строго запрещается потребление мяса, мясных продуктов, поскольку оно является источником мочевой кислоты.

Асептический некроз

Поражает кости запястья. В результате нарушается кровообращение костной ткани, что приводит к некрозу этой области. Проявляется недуг отеком, сильными болевыми ощущениями как в состоянии покоя, так и при нагрузках. Причины заболевания являются воспаление костной ткани или перелом.

Писчая судорога

Недуг наблюдается при длительном печатании, в результате чего появляется судорога, дрожи и слабость в руках. Наблюдается у людей с шейным остеохондрозом, нейроциркуляторной дистонией и при развитии стресса. Симптомы появляются при попытке писать. Для лечения используют психотерапию, лечебную гимнастику, лекарственные ванночки.

Ревматоидный артрит

Это аутоиммунное и системное заболевание, которое проявляется симметричным поражением мелких суставов рук. Проявляется болями, отеком и скованностью суставов. Боли возникают в утренние часы, после сна, поскольку руки отекают и обездвижеваются. В процессе прогрессирования болезни появляются ревматоидные узелки и деформация суставов. Недуг опасен тем, что приводит к полной деформации и дефигурации суставов. В качестве лечения используют базисные препараты, гормоны, нестероидные противовоспалительные препараты. В период покоя назначают массаж, физиопроцедуры и лечебную гимнастику.

Синдром щелкающего пальца

При постоянном перенапряжении кисти происходит отек синовиальных оболочек, которые покрывают сухожилия. Также наблюдается онемение пальцев и затруднение их функциональности. При сгибании пальцев их трудно разогнуть, а проявив в этом деле упорство, раздается характерный щелчок. При прогрессировании заболевания появляются болевые ощущения на внутренней поверхности пальца. Лечение исключительно хирургическое. Заключается в рассечение связки сухожильного канала. После операции подвижность пальца сразу же восстанавливается.

Синдром Рейно

Характеризуется онемением пальцев и бледностью кожных покровов (одной их трети). В результате происходит ухудшение кровообращения, что приводит к сужению сосудов кожи, которые питают кисти рук. Провоцирует заболевание переохлаждение и психо — эмоциональные стрессы.

Строение и функции кисти рук человека

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками — этим органом всех органов», — писал Джордано Бруно.

Изучение антропогенеза показывает, что все органы человеческого тела развивались постепенно и приспособительно к условиям существования и имеют сегодня многие признаки пройденного пути.

Когда много тысяч лет назад человек встал на ноги и установилась прямая походка, руки его стали свободными. Прежде рука и нога одинаково участвовали в лазании, прыжках, хватании предметов. Теперь же ноги стали опорой, а руки, не обремененные никакой тяжестью, приобрели возможность стать чрезвычайно сложным инструментом. Если в устройстве ноги царит принцип соединения отдельных частей, укрепления их связей, то в руке каждый членик стремится стать свободным, каждый суставчик старается избавиться от своих оков, а каждое звено — получить индивидуальную отточенную форму. В процессе эволюции из трех звеньев руки (плечо, локоть и кисть) особую значимость приобретала ее конечная (дистальная) часть — кисть. Она становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело.

Для кисти большое значение имеет способность ее перемещения в пространстве. При заболеваниях с ограничением подвижности плечевого пояса, локтевого сочленения всегда страдает и функция кисти. Кисть — орган парный: обе руки дополняют друг, друга и увеличивают поле действия (производя синергетные и антагонистические движения). Между обеими руками имеется тесная связь через центральную нервную систему.

Функция кисти складывается из трех элементов. Вытянутая вперед рука, открытая, с прямыми пальцами служит лопатой, совком; согнутые пальцы — крючком, щипцами; более сложная функция — захват. При выполнении захвата человек в зависимости от цели движения, от характера объекта (размер, вес, форма, консистенция) образует из кисти каждый раз новый механизм. В основе разнообразных движений кисти лежат шесть видов захвата: клочковой, межпальцевый, плоскостный, щипковый, цилиндрический, шаровой.

Захватывание и удержание предметов;— сложный двигательный акт. Точность, прочность захвата осуществляются не только всеми отделами кисти — пальцами, пястью, запястьем, но в значительной мере зависят от функции надплечья, плеча, локтя, предплечья.

Запястье имеет сложное строение. Н. И. Пирогов писал: «Мы в целом скелете не находим другой части, которая бы подобно запястью, на пространстве не более двух дюймов, заключала в себе четырнадцать различных сочленений» (рис. 1). Эти сочленения часто объединяются общим термином «кистевой сустав». Он состоит из дистального конца костей предплечья (лучевой и локтевой), восьми губчатых собственных костей запястья, расположенных в два ряда, и пяти сочленяющихся пястных костей. Кости запястья соединены между собой прочными короткими связками, фиксирующими их друг к другу в виде свода, выпуклостью к тылу и вогнутостью к ладони. Над сводом запястья, от лучевого края к локтевому, проходит широкая, плотная связка, расщепляющаяся у места прикрепления на два слоя.


Рис. 1. Суставы и межкостные связки запястья и пясти:
1 — лучезапястное сочленение;
2 — межзапястное сочленение;
3 — запястно-пястное сочленение;
4 — внутризапястное сочленение;
5 — запястно-пястное сочленение большого пальца;
6 — связки между основанием пястных костей;
7 — связки между запястными костями;
8 — суставной хрящ;
9 — дистальное лучелоктевое сочленение

Свод запястных костей и перекинутая над ним связка образуют запястный канал (рис. 2). В центре канала проходят с предплечья на кисть сухожилия огибателен пальцев, срединный нерв с сопровождающими его сосудами. В лучевом канале проходят лучевая артерия и вена. Это самое поверхностное положение лучевой артерии, здесь отчетливо прощупывается пульс. В локтевом влагалище запястья проходят локтевой нерв и сосуды. На тыльной поверхности запястья нет канала, но над выпуклым сводом также имеется плотная широкая связка с перемычками, образующая шесть каналов. В этих каналах, окруженных влагалищами, с предплечья на кисть проходят лучевой нерв и сухожилия разгибателей пальцев. Кожа над запястьем тонкая, подвижная, образует борозды и складки. В кистевом суставе возможны сгибание, разгибание, отклонение кисти в лучевую, локтевую сторону и вращение.


Рис. 2. Поперечный распил через дистальный отдел предплечья: 1 — сухожилия поверхностных и глубоких мышц, сгибающих пальцы; 2 — окутывающее их влагалище; 3 — квадратная вращающая мышца; 4 — срединный нерв; 5 — сухожилие лучевого сгибателя кисти; 6 — лучевая артерия ф фасциальном влагалище; 7 — локтевая артерия; 8 — локтевой сгибатель кисти; 9 — сухожилие плечелучевой мышцы; 10 — сухожилие длинной отводящей и короткой разгибающей мышцы большого пальца; 11 — сухожилие длинного разгибателя большого пальца

Основное значение запястья — образование плотного, подвижного свода, соединяющего предплечье посредством пясти с главной частью руки — пальцами. Кроме того, запястье выполняет функцию амортизатора, ослабляет толчки, сотрясения, оно сохраняет постоянство мышечного равновесия кисти. Запястье — ключ, открывающий или запирающий функцию кисти.

Основу пястья составляют пять пястных костей, имеющих различную длину и толщину. Благодаря различной длине головки II—III—IV—V пястных костей соединяются, образуя дугу с выпуклостью к тылу. Первая пястная кость короче и толще других, имеет седловидную поверхность для сочленения с запястной костью. Это сочленение укреплено прочными короткими, веерообразными связками, обширной капсулой, что обеспечивает I пальцу наибольшую свободу движений и противопоставление его другим пальцам. На пясти с предплечья проходят сухожилия длинных мышц сгибателей н разгибателей пальцев, здесь же имеются короткие собственные мышцы кисти. Они расположены на ладонной стороне и разделены на три группы: мышцы возвышения большого пальца, мышцы возвышения мизинца и мышцы ладонной впадины. Первая группа выражена наиболее ярко. Она состоит из мощных мышц, отводящих и приводящих, противопоставляющих и вращающих I палец, а также усиливающих действие сгибателя большого пальца при захвате. Вторая группа мышц обеспечивает отведение и приведение мизинца и принимает участие в его сгибании. Функции мышц ладонной впадины заключаются в отведении и приведении пальцев к средней линии кисти, а также в участии в сгибании и разгибании фаланг пальцев. Подвижность кисти обеспечивается перемещением ее лучевого и локтевого краев вокруг сгибательного центра, проходящего через запястье, вдоль II и III пястных костей, прочно соединяющихся с костями запястья. Сближение краев пясти углубляет впадину ладони, превращая ее в «чашу». Отдаление их от центра значительно увеличивает ширину кисти, обеспечивает максимальное отведение большого пальца от мизинца. Назначение пясти — расположить, подготовить пальцы к взятию предметов, плотному удержанию больших тел и управлению мелкими предметами.

Ознакомьтесь так же:  Большой палец жесты рук

Главной структурой в кисти являются пальцы. Каждый из них, кроме первого, состоит из трех костей фаланг; проксимальной, средней и дистальной (ногтевой). Первые две сходны по строению и различаются размерами, а также формой суставных поверхностей. Проксимальные фаланги имеют шаровидную суставную поверхность для сочленения с пястными костями, обеспечивающую значительный диапазон движений пальцев. Межфаланговые суставы одноосные, форма их суставных поверхностей обеспечивает лишь сгибание и разгибание. Дистальные фаланги отличаются тем, что они уплощены, имеют меньшие размеры и заканчиваются ногтевыми бугристостями.

Особым анатомическим строением, соответствующим его роли в работе кисти, обладает I большой палец. Он имеет только две короткие и более массивные фаланги, В целом анатомическая структура большого пальца устроена таким образом, чтобы обеспечить ему большую, чем у других пальцев, подвижность и устойчивость, а также оппозицию ко всем другим пальцам. Пястно-фаланговые и межфаланговые сочленения пальцев укрепляются с боков короткими, прочными, веерообразными связками, они имеют выраженную суставную капсулу, подкрепляемую на ладони и с тыла вспомогательными приборами сухожилий. Мышцы сгибателей, идущие с предплечья, на пальцах представлены не мышечной тканью, а сухожильными окончаниями. Работа сухожилий и собственных мышц кисти обеспечивается вспомогательным соединительнотканным аппаратом, состоящим из фасций, связок, апоневрозов, сумок, капсул, влагалищ и каналов. Детальное описание этих структур сложно, остановимся только на основных образованиях, имеющих значение для понимания функции пальцев и причин заболевания их (рис. 3).


Рис. 3. Схема соотношений области запястья, синовиальных влагалищ и межфасциальных пространств кисти: 1 — сухожилие длинной ладонной мышцы; 2 — локтевой нерв и артерия; 3 — поверхностный и глубокий слой фиброзных пучков, замыкающих запястный канал; 4 — дистальный отдел синовиального влагалища сухожилий огибателей пальцев; 5 — срединный нерв и его ветвь к мышцам I пальца; 6 — сухожильные влагалища пальцев; 7 — кольцевидная часть сухожильного влагалища; 8 — межфасциальные пространства ладони; 9 — сосудисто-нервный пучок пальца; 10 — червеобразные мышцы пальцев

Основное назначение вспомогательных соединительнотканных приборов кисти — обеспечение удержания, скольжения и взаимодействия сухожилий сгибателей и разгибателей пальцев. Сухожилия сгибателей окружены влагалищами, начинающимися на уровне пястно-фаланговых суставов и заканчивающимися у основания дистальных фаланг. Они представляют собой цилиндрические каналы, образованные двумя слоями тканей. Внутренний слой сухожильного влагалища — синовиальная оболочка, окружающая сухожилие, наружный слой — прочная фиброзная ткань. Влагалище содержит небольшое количество синовиальной жидкости, облегчающей скольжение сухожилий. Влагалища сгибателей I и V пальцев не замыкаются в области пястно-фаланговых суставов, а проходят через запястный канал соответственно в лучевую и локтевую синовиальную сумки.

Ладонный апоневроз или фасция — плотная треугольная пластина, прикрывающая ладонную чашу. Основанием она обращена к пястно-фаланговым суставам II—V пальцев, вершиной подходит к запястью, где переходит в сухожилие длинной ладонной мышцы (рис. 4).


Рис. 4. Ладонный апоневроз: 1 — сухожилие длинной ладонной мышцы; 2 — удерживатель сгибателей; 3 — короткая ладонная мышца; 4 — ладонный апоневроз; 5 — предсухожильные ленты ладонного апоневроза; 6 — поперечные пучки ладонного апоневроза; 7 — «окно» ладонного апоневроза; 8 — проксимальные завороты сухожильных влагалищ

В ладонном апоневрозе различают два вида волокон. Волокна продольного направления, над сухожилиями сгибателей II—V пальцев, образуют предсухожильные ленты, переходящие на боковые поверхности пальцев. Поперечные пучки ладонного апоневроза лежат глубже, поддерживают свод пясти, тесно связаны со скелетом кисти, образуя каналы для прохождения сухожилий сгибателей.

Сухожилия разгибателей имеют синовиальные влагалища на тыльной стороне кисти в области запястья и основания пясти. Они проходят здесь через шесть костно-фиброзных и фиброзных каналов, образованных тыльной поперечной связкой запястья, перекинутой от краев лучевой и локтевой костей предплечья (рис. 5).


Рис. 5. Тыл кисти: синовиальное влагалище, запястный канал и разгибательный аппарат кисти и пальцев: 1 — зона воспаления межмышечной соединительной ткани; 2 — первый тыльный канал запястья — зона стеноза при лигаментите; 3 — фиброзные соединения сухожилий разгибателей пальцев; 4 — сухожилия разгибателя пальцев, их синовиальное влагалище — IV запястный канал

Разгибательный аппарат пальцев — функциональное единство общего разгибателя пальцев и собственных мышц кисти, образующих на пальцах тыльный разгибательный аппарат. Он имеет форму треугольной пластинки, вершина которой у основания ногтя, а углы (как капюшон) вплетаются в сухожилия коротких собственных мышц кисти.

Обильное снабжение кровью кисть и пальцы получают от магистральных сосудов шеи и плеча. Артериальная сеть более выражена на ладонной поверхности, венозная на тыльной. Основное кровоснабжение происходит от лучевой и локтевой артерий, отдающих по ходу многочисленные ветви к I пальцу, запястью, пясти, образуя глубокую и поверхностную дуги. От дуг отходят к каждому пальцу специальные артерии и вены с многочисленными анастомозами и ветвями к отдельным структурам и сетью капилляров в дистальных фалангах. Обильно представлена на кисти и сеть лимфатических сосудов.

Двигательную и чувствительную иннервацию кисти и пальцев осуществляют: лучевой, локтевой и срединный нервы, идущие от плечевого сплетения. Подобно сосудам нервы проходят на кисть через запястный канал, каждый в своем ложе. На пясти они делятся на пальцевые нервы, обеспечивая чувствительность определенных участков кисти и пальцев (рис. 6). Однако схематично очерченные зоны иннервации лучевого, локтевого и срединного нерва на кисти и пальцах изменчивы; многочисленные кожные ветви нервов часто распространяются за пределы стандартных границ, а иногда не достигают их.


Рис. 6. Схема распределения кожной иннервации на кисти и пальцах. Территории нервов: 1 — лучевого; 2 — срединного; 3 — локтевого; 4 — медиального кожного нерва предплечья; 5 — заднего кожного нерва предплечья; о — латерального кожного нерва предплечья

Немалую роль в строении кисти играет и подкожная жировая ткань. Она плотно заполняет фасциальные пространства, защищает глубже лежащие сухожилия, сосуды и нервы, придает эластичность, позволяет ладони и пальцам приспосабливаться к форме захватываемых предметов. Подкожная жировая клетчатка расположена на кисти неравномерно: на ладонной стороне ее значительно больше, чем на тыльной, да и строение самой ткани неоднородно. На кончиках и у основания пальцев в клетчатке имеются упругие, эластичные, чувствительные осязательные мякиши. На тыле и запястье кисти жировая клетчатка рыхлая и в меньшем количестве.

В соответствии функциональному назначению строение, кровоснабжение и иннервация кожи кисти различны на тыле и ладони. На тыле кисти кожа часто покрыта пушковыми волосами, тонка, берется в складку, Через нее просвечивает венозная сеть. Она более богата венозными и лимфатическими сосудами и беднее артериальными. Кожа ладонной поверхности на запястье тонка, малоподвижна, через нее тоже просвечивают вены. На ладони кожа плотнее, теплее, богата артериальными сосудами, малоподвижна. На коже ладони и пальцев есть борозцы-складки, имеющие индивидуальный для каждого человека рисунок. Тонкость ощущений, свойственная ладони и пальцам, обусловлена отсутствием волосяного покрова, большим числом нервных окончаний с наличием осязательных телец, сосредоточенных в области мякишей у основания и на кончиках пальцев. Иннервация кожи осуществляется за счет всех основных нервов кисти: срединного, локтевого и лучевого. Конечные кожные ветви этих нервов всегда перекрывают друг друга, что обеспечивает пластичность нервной деятельности органа и компенсаторные его возможности.

Ноготь — производное кожного покрова, прозрачная пластина, образованная ороговевшими клетками. Через ноготь просвечивают капилляры кровеносных сосудов, что придает пластине розовый оттенок. Ногтевая пластина по бокам и у основания окружена ногтевым валиком, под которым заложен матрикс — ростковый слой ногтя. При повреждении ногтя, при сохранившемся матриксе, ноготь вырастает за 4—5 месяцев.

Функция кисти уникальна и универсальна. Она — основной орган труда во всем его многообразии: от работы грузчика и молотобойца до исполнительской деятельности скрипача.

Функциональное значение отдельных частей и структур кисти и их взаимосвязь изучаются с древних времен и до наших дней. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку.

Каждый палец имеет свою значимость и роль, но II, III, IV, V склонны действовать в унисон, а большой I палец предпочитает независимую функцию. Индейцы называют большой палец руки матерью, сомалийцы — дедушкой, малайцы — старшим братом остальных пальцев, В древности пленникам отрубали большой палец руки, дабы навсегда сделать их негодными для полноценного труда и военной службы.

Указательный палец, хотя и находится рядом с другими, однако более независим в движениях. Этот палец обладает большой ловкостью и тонкой чувствительностью. Им первым начинают захват.
III — средний палец более массивный и длинный, придает прочность захвату. Длительно удерживать в руке предметы при отсутствии III пальца трудно.
IV — безымянный палец, благодаря развитому осязанию регулирует мышечное чувство, что существенно при любой работе.
V — мизинец, закрепляет захват, закрывает ладонную чашу, придает устойчивость кисти при движениях по плоскости.

Говоря о функции кисти как рабочего органа, необходимо отметить, что она существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма. Физическое и психическое состояние человека сказывается и на функции кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются» и т. п.

Осязание. Основные нервные осязательные приборы заложены в жировой клетчатке, коже, на кончиках пальцев и у их основания на ладони в «мякише-пульте». Они состоят из жировых долек, окутанных сетью артериовенозных, лимфатических сосудов, капилляров, и пронизаны чувствительными нервными окончаниями. Жировые подушечки на кончиках пальцев — «вместилище глаза», они имеют для функции кисти особое значение, в них заложено восприятие тактильного гнозиса, позволяющее слепому различать форму, величину, температуру, положение, причем так детально, что можно книгу читать пальцами.

Жест. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что человек не может высказать, чему он не находит слов, выражается движением руки — жестом. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их болей весомыми.

Таким образом, кратко рассмотрев строение кисти человека, остановившись на некоторых ее функциях, мы можем с полным основанием сказать, что она — универсальный орган, посредник человека в соприкосновении с внешним миром.