Лечение дцп домашних условиях

Массаж при ДЦП в домашних условиях | Видео-обучение

ДЦП проявляется различными расстройствами движения, зрения, равновесия, а также психическими и речевыми расстройствами. В специальных центрах проводится комплексное лечение ДЦП различными лекарствами, лечебной физкультурой. Массаж для оздоровления при ДЦП играет не последнюю роль к восстановлении здоровья таких больных детей.

Как делать массаж при ДЦП в домашних условиях

Массаж при ДЦП: роль точечного массажа

Точечный массаж при ДЦП применяется в сочетании с рефлексотерапией. Такой массаж, выполненный специально обученными специалистами, тонко воздействует на все группы мышц и корректирует движения и позы больного ребенка.

Сейчас точечный массаж из-за своей эффективности получает все большее распространение, как вспомогательное средство при лечении этого заболевания.

Направление точечного массажа при ДЦП

Еще в древние времена вместо процедуры иглоукалывания для лечения детей с ДЦП стали применять давление на активную точку при помощи пальца.

Надавливание на точку сопровождалось вибрацией. Такой точечный массаж применяется для «жизненных» точек шеи, головы и области лица.

После давления на эти точки возникают ответные реакции со стороны внутренних органов. В результате происходит восстановление функций двигательного аппарата.

Требования к массажисту при проведении массажа при ДЦП

Массажист должен знать особенности нарушений движений при этом детском заболевании. Немаловажным является и тонкость осязания массажиста, с помощью которого он с точностью определяет тонус мышц больного и его малейшие изменения.

Недаром говорят, что для массажиста руки, это как бы вторая пара глаз. Обязательным условием является умение массажиста наладить психологический контакт с больным, поддерживать его позитивное настроение во время процедуры.

Особенности массажа при ДЦП

По совету врача при массаже ребенка нужно придать ему такую позу, при которой тонические рефлексы исключены. Иногда применяется фиксация стоп, пальцев и кистей рук во время проведения массажа.

Для того чтобы ребенку было удобно лежать во время сеанса массажа, применяют различные валики и подушки. Руки массажиста предварительно должны быть разогреты, присутствие длинных ногтей не допустимо.

Перед проведением точечного массажа нужно предварительно сделать разогревающий общий массаж.

Техника точечного массажа при ДЦП

При точечном массаже производят давление одним или двумя пальцами. Общий массаж включает растирание, вибрирующие движения разной степени воздействия. Применяются также штриховые движения руками.

Широкое распространение получили приемы, взятые из техники иглотерапии, как варианты возбуждающих и расслабляющих приемов. Расслабляющий точечный массаж проводится плавными вращательными движениями подушечкой пальца.

Сила нажима постепенно растет, палец как бы «ввинчивается», задерживаясь в глубине мышцы. Повторять такой прием надо три- четыре раза, причем без отрыва пальца от активной точки. Время такого воздействия – четыре минуты.

Если расслабление мышц не достигнуто, значит, точка найдена неправильно. Массаж мышц, подверженных спастике, проводится очень легкими вибрирующими движениями.

Для возбуждающего массажа проводят короткие и сильные давления пальцем. Такой прием можно сочетать с глубоким растиранием, массажем штрихами и резким отрывом пальца от точки.

Ослабленные мышцы реагируют на такой массаж, проведенный в различных точках сокращением рефлекторного характера. Такой массаж очень важен для стимуляции мышц.

Точечный массаж при ДЦП всегда назначается врачом индивидуально для каждого ребенка на основании исследования нарушения его движений.

Точечный массаж может быть неэффективен при сильном повышении тонуса мышц либо при отсутствии чувствительности в мышцах.

Каждый сеанс массажа проходит под контролем врача, с целью установления им изменений работы мышц конечностей.

Предварительное прогревание тела усиливает эффект точечного массажа при ДЦП. Массаж может проводиться и в ванне, где вода нагрета до 38 градусов.

Самоучитель по технике массажапри ДЦП в домашних условиях: видео

Лечение ДЦП

Главной причиной ДЦП (детский церебральный паралич) является изменение нормальной структуры головного мозга. Болезнь проявляется множественными и разнообразными нарушениями двигательной сферы. Сами мышцы ребенка постоянно находятся в измененном состоянии, которое характеризуется повышенным или пониженным тонусом. Расстройства движений происходят из-за того, что сигнал от головного мозга различным группам мышц передается с нарушениями. Кроме того, больной страдает от патологий речевой, эмоциональной, умственной и волевой сферы, что объясняется аномальным развитием тканей головного мозга и состоянием мышц.

Развитие детей с диагнозом ДЦП происходит с нарушениями и сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь, такие больные не имеют возможности выполнять координированные действия.

Можно выделить две основных особенности заболевания:

Ткани ЦНС имеют нарушенную структуру.

Человек не в состоянии полноценно передвигаться без посторонней помощи, а возможность к самообслуживанию сохраняется лишь частично.

Все движения больного остаются замедленными, что способствует формированию нарушенных связей между представлением об окружающем мире и мышлением. Ребенок не в состоянии полноценно тренировать мышечную память, что приводит к невозможности правильного развития некоторых мозговых функций. Поэтому дети с таким диагнозом зачастую очень плохо считают и усваивают иные математические действия. При этом абстрактные знания и возможность логически мыслить у людей с ДЦП сохраняется.

Зачастую интеллект у детей с церебральным параличом достаточно развит, но умственная работоспособность оказывается нарушенной. Они не имеют возможности заниматься длительное время, что приводит к усвоению меньшего объема информации. По этой причине около 70% всех детей с ДЦП имеют задержку психического развития. Что касается интеллекта, то у некоторых больных он сохраняется на нормальном уровне, а у некоторых наблюдается его выраженное снижение, которое может доходить до дебильности.

Что касается эмоционального развития детей с ДЦП, то они являются более ранимыми и впечатлительными по сравнению со своими сверстниками. Такие дети сильнее привязаны к своим родителям или людям, являющимися их опекунами. Важной составляющей, оказывающей выраженное влияние на развитие психики и интеллекта больных, является слабое развитие всех групп мышц, что обусловлено недостаточной физической активностью. Дети оказываются лишенными возможности принимать участие в активных играх, их подвижность ограничена. Контакты со сверстниками не столь интенсивны и часты, как между здоровыми детьми. Часто малыши имеют различные нарушения в речевой сфере, что также сказывается на качестве взаимодействия. Речь, в первую очередь, страдает из-за патологического тонуса тех групп мышц, которые отвечают за нормальную фонетику.

Содержание статьи:

Принципы лечения ДЦП

Лечение ДЦП производится по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо максимально исправить речевые дефекты. Во-вторых, следует корректировать и совершенствовать двигательные навыки. В-третьих, нужно осуществлять работу, призванную исправлять имеющиеся нарушения в психической сфере. Для устранения двигательных расстройств важно формировать мышечный стереотип, закреплять правильные позы и пр. Обязательно нужно проводить лечение, направленное на устранение основного заболевания, которое стало причиной развития ДЦП.

В терапии болезни активно используются такие методики, как:

Медикаментозное лечение препаратами, призванными привести в норму мышечный тонус. Это могут быть такие лекарственные средства, как: Баклофен, Диспорт, Мидокалм и другие.

Не менее активно в лечебной практике применяются следующие техники и приемы:

Пневмокостюм «Атлант». Он способствует растяжению мышц, фиксации суставов и подачи в головной мозг «исправленного» сигнала. В итоге, конечности начинают правильно двигаться.

Костюм «Спираль», который стимулирует компенсаторные возможности организма. Его использование способствует уменьшению спастичности мышц, приобретению новых двигательных навыков.

Костюмы, дающие нагрузку («Гравистат», «Адели»).

Занятия с логопедом по определенным методикам.

Использование лечебных тренажеров, ходунков, велосипедов, кресел и пр.

Иногда имеющиеся двигательные дефекты не поддаются коррекции с помощью консервативных и вспомогательных методик. В этом случае врачи прибегают к оперативному лечению. Выполняются операции по удалению контрактуры мышц, вмешательства на поясничной области, практикуется пластика сухожилий (ахиллопластика). Не исключено, что может потребоваться нейрохирургическое лечение со стимуляцией спинного мозга, с удалением поврежденных участков и т. д.

Очень часто к лечению больных ДЦП привлекают лошадей, дельфинов и других животных. В целом такие методики носят название анималотерапии. Параллельно дети направляются в специализированные санатории, где оказывается комплексное воздействие на организм.

Российские медики часто практикуют лечение ДЦП с помощью препаратов, направленных на улучшение мозгового кровообращения. Это такие лекарственные средства, как: Глицин, Актовегин, Церебролизин и пр. Также применяют в комплексной терапии БАДы и антиоксиданты. На вооружении у медиков стоят стволовые клетки. Однако, доказанной эффективности в лечении ДЦП эти препараты не имеют.

Родители должны знать следующую информацию:

Противосудорожные препараты назначает только врач-эпилептолог. Дозировка должна быть строго определена, а для приема таких лекарственных средств обязательно наличие показаний. Могут быть использованы препараты Вальпроевой кислоты, Топирамат, Ламотриджин.

Для устранения сильных мышечных болей возможно назначение таких препаратов, как: Баклофен и Диазепам. Самостоятельное их применение не допустимо.

В особо тяжелых случаях назначают инъекции ботокса, когда препарат вводят в пораженную мышцу. Стоит понимать, что эффект от такого лечения временный и сохраняется на протяжении 6 месяцев, но не более.

Что касается иных лекарственных средств, которые очень часто выписывают врачи, то они являются не более чем пустышками. Если очаг в мозге уже умер, восстановить его невозможно. Поэтому предлагать ребенку обилие БАДов, витаминов, ноотропных препаратов не следует. Как было сказано, их эффективность не является доказанной.

Ознакомьтесь так же:  Народные методы лечения аскарид

К таким средствам относят:

Церебролизин, Актовегин, Кортексин.

Пирацетам, Фенибут, Пантогам и прочие ноотропы.

Все гомеопатические средства.

Чем раньше будет начата терапия, тем большего эффекта удастся достичь. Если лечение будет отсрочено, это грозит развитием серьезных осложнений и ухудшением состояния ребенка. Возможно формирование искривления позвоночного столба, плоскостопия, дисплазии тазобедренных суставов и пр. В итоге терапия ДЦП осложняется необходимостью проведения мероприятий, направленных на устранение приобретенных ортопедических патологий. Зачастую в таких случаях требуется наложение шин, использование распорок, лангет и иных корректирующих устройств. Если вовремя не распознать и не устранить дисплазию, то это грозит постоянными вывихами суставов, которые можно будет исправить только с помощью операции.

Задачи лечения детей с ДЦП

Полностью избавиться от ДЦП невозможно, однако, достичь значительного успеха в развитии ребенка вполне реально. При грамотном ведении больного, удается отточить навыки самообслуживания и двигательные навыки. Это позволит сделать ребенка менее зависимым от помощи других людей в будущем.

Поэтому перед врачами и родителями, занимающимися лечением ребенка с ДЦП, встают следующие задачи:

Всячески стимулировать стремление ребенка к самообслуживанию. Поощрять выполнение им правильных движений и действий.

Препятствовать формированию искривления позвоночного столба, контрактур и закреплению навыков неправильных поз.

Создавать среду, стимулирующую развитие речи и психоэмоциональной сферы.

Для решения поставленных задач обязательно должен учитываться возраст ребенка, форма ДЦП, тяжесть течения болезни, уровень умственного развития, наличие сопутствующих патологий.

Базовые правила работы с детьми с ДЦП

Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

Лечебная физкультура и массаж

На массаж детей с ДЦП направляют уже в возрасте от 1,5 месяцев и старше. Хороший эффект дает классическая схема массажа. Однако, не стоит отказываться от сегментарного, точечного, криомассажа или массажа по методике Манакова. Важно, чтобы все манипуляции осуществлял специалист, который в индивидуальном порядке подбирает технику массажа и частоту проводимых сеансов. Врачи категорически не рекомендуют родителям делать массаж ребенку с ДЦП самостоятельно.

Что касается комплексов лечебной физкультуры, то они должны реализовываться на постоянной основе. Подбор упражнений зависит от состояния здоровья ребенка и из индивидуальных особенностей его развития. Не менее важен принцип дозирования физической нагрузки и ее плавное увеличение.

Детям с церебральным параличом показано выполнение следующих упражнений:

Хождение по наклонной поверхности, что способствует тренировке равновесия;

Постановка правильной ходьбы для выработки правильного мышечного стереотипа;

Расслабление мышц, снижение повышенного тонуса;

Увеличение объема движений;

Расширение амплитуды движений;

Повышение мышечной силы.

Массаж и ЛФК по Д. Сандакову:

Возможные методики лечения ДЦП

В лечении детей с ДЦП применяют различные методики, способствующие борьбе с прогрессированием болезни, среди них:

Бальнеотерапия. Эта методика предполагает выполнение специальных упражнений в водной среде. В воде вес тела уменьшается, что позволяет ребенку легче выполнять различные движения. Хорошо тренировать в бассейне навыки ходьбы. Зачастую дети с ДЦП сначала учатся плавать, а лишь потом ходить. Хорошо, когда занятия в бассейне подкрепляются гидромассажем, приемом хвойных, йодобромных, валериановых, радоновых, скипидарных ванн. Подводный массаж хорошо реализовывать в современных ваннах типа «Аквапедис», «Акваманус», в которых терапевтический эффект дополнен озонированием и хромоцветотерапией. Гальванические ванны «Веришофен» позволяют воздействовать на организм не только теплой водой, но и токами (импульсным или гальваническим), а также лекарственными веществами (скипидаром, бишофитом, никотиновой кислотой, хвойным экстрактом и пр.).

Климатическая квант-камера позволяет воздействовать на организм лазерным душем.

Грязелечение. Эта методика способствует улучшению состояния нервной системы больного. С помощью теплых обертываний удается уменьшить повышенный мышечный тонус.

Электрофорез. Эта методика направлена на снижение мышечного тонуса. В целом, все физиотерапевтические методы лечения дают положительный эффект в борьбе с болезнью. Поэтому врачи рекомендуют периодически проходить сеансы парафинотерапии, шиатсу-терапии, иглорефлексотерапии, светолечения, и магнитотерапии.

Кинезиотейпинг в педиатрии. Суть метода – специальные клейкие ленты из хлопка, которые активизируются при помощи тепла тела, накладываются в виде аппликаций по линиям мускулатуры для фиксации пораженных суставов, мышц, сухожилий, уменьшения боли и воспалений, для расслабления уставших мышц. В отличие от плотной фиксации посредством гипса, кинезиотейпинг лечит такие травмы посредством движений. Метод не препятствует движению и позволяет продолжать ежедневные занятия в обычном режиме. Можно принимать душ, ходить в бассейн, а люди, имеющие нарушения двигательных функций могут сами себя обслуживать в быту. Первоначально этот метод использовался для реабилитации профессиональных спортсменов, однако затем метод нашел применение не только в сфере спорта и на данный момент используется для терапии широкого спектра – от головной боли до посттравматической реабилитации.

Очень полезно для выработки правильных навыков ходьбы заниматься на беговой дорожке перед зеркалом. Также существуют специальные велосипеды для детей с ДЦП, занятия на которых стимулируют формирование правильных навыков движений нижних конечностей.

Занятия на батуте позволяет тренировать вестибулярный аппарат.

Занятия с логопедом входят в обязательную программу лечения детей с ДЦП. Благодаря таким «урокам» удается научить ребенка разговаривать, что препятствует прогрессированию ЗПР, но способствует социализации. Существуют специализированные курсы логопедического массажа, которые дополнены медикаментозным лечением.

Все методики должны реализовываться циклично, повторяясь 2-3 раза в год. Один курс может включать в себя до 40 занятий.

Безусловно, появление в семье ребенка с диагнозом ДЦП является шоком для родителей. Однако, любовь к своему малышу позволит преодолеть все имеющиеся трудности. Возможно, что потребуется помощь семейного психолога, отказываться от которой не следует. Это позволит обрести гармонию и принять сложившуюся ситуацию, что обязательно положительным образом скажется на внутрисемейных отношениях.

Аппликационная терапия ДЦП с помощью аппликаторов Ляпко

Видео о том, как правильно использовать аппликатор Ляпко, о результатах лечения:

Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».

Кто такие дети с ДЦП? Методика лечения В. А. Бандурина

Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости блога www.blog-travuscka.ru! В этой статье я расскажу вам о детях с ДЦП (детский церебральный паралич). Побудило меня написать об этом, одно письмо моей читательницы, которая просила о помощи и совете лечение ДЦП в домашних условиях. Ее девочка, в свои 2 года не сидит и не ходит, и эффекта от традиционного метода лечения пока еще не наблюдается.

Это письмо я не могла просто так и отложить в дальний ящик неизвестно на какой срок. Ведь у меня самой младший сын, тоже имеет это заболевание с рождения. Сидеть начал в 1,5 года, а в два года начал по немногу передвигаться. Именно в этом возрасте и поставили ему такой диагноз – спастический правосторонний гемипарез, на фоне резидуального периода перинатального поражения центральной нервной системы сложного генеза.

А теперь давайте познакомимся с детьми имеющими такой диагноз, так как у всех он проявляется по-разному.

Что это за болезнь?

ОПЦНС (ДЦП) – органическое поражение центральной нервной системы.

Далее я вам расскажу об одной из методик дцп лечения, которую сама стала использовать с недавних пор. Сразу скажу, в интернете вы нигде так подробно не узнаете о ней.

Данную методику лечения применил в лечении таких больных доктор медицинских наук Владимир Андреевич БАНДУРИН. Эффект приносит потрясающие результаты.

В комплекс данной методики входит лечебная физкультура, состоящая из 30 упражнений и комплекса массажа из 60 упражнений, а также курс Залмановских скипидарных ванн и су-джок. Конечно, в домашних условиях все это выполнить не возможно. Но вылечить ребенка с ДЦП оказывается можно! И это доказывают отзывы людей, прошедших лечение методики дцп Бандурина.

Записаться на прием к доктору В.А. Батурину можно по адресу г. Новокубанск, Краснодарского края. Первые две недели доктор с больным занимается сам, мама только смотрит. Далее мама занимается с ребенком сама под руководством доктора.

Методика лечения ДЦП

Данная методика утверждает, что основными лекарями должны стать родители с помощниками силы природы, силы духа и силы знаний!

Именно родители только могут вылечить своего ребенка, а не тот или иной врач. Бандурин говорит, его основная задача – это обучить родителей, как? и что делать? Потому что на больного ребенка с ДЦП родители должны тратить весь свой световой день и ни минуты на себя, ежедневно! А это очень тяжелый труд, поэтому мало кто пользуется данным методом.

Ознакомьтесь так же:  Народное лечение от язвы и гастрита

Еще раз хочу отметить, под «ежедневно» присутствуют некоторые ограничения:

Мамам нельзя заниматься с ребенком в воскресные дни, по большим церковным праздникам, за 5 дней и после критических дней, и в сам этот период. В это время лучше с ребенком заниматься отцу или родственникам ближайшего окружения.

Если следовать всем правилам данной методики, гарантия выздоровления ДЦП:

  1. До 10 лет – 100%,
  2. С 10 летнего возраста – 90-95%.

Больных с дцп можно разделить на 3 группы: истинное (10%), приобретенное (10%) и родовые травмы (80%). Многие врачи утверждают, что ДЦП – не лечится. Но это неправда! Все лечится, если очень сильно захотеть и раньше начать заниматься.

Общие рекомендации доктора Бандурина

  • Ни в коем случае таким детям нельзя причинять боль! Существуют даже такие методики, которые действуют именно через боль. А это недопустимо! Нельзя также делать ручной силовой массаж. Общепринятый массаж противопоказан таким детям.

Даже по личному опыту могу сказать. Мы с сыном раз в год обязательно проходим курс лечения в реабилитационном центре. И вот постоянно встречаются нам разные массажисты, одни утверждают, что нужно тщательно и глубоко выполнять массаж на спастических местах. Другие врачи делают наоборот, и это считаю самое правильное решение.

У спастических органов мышцы и без того скованны, а под действием силы и боли они будут еще сильнее стягиваться.

  • Изменять последовательность упражнений категорически запрещено!

Сначала мы делаем три упражнения и работаем с головой. Потом, идут упражнения с ногами, и в последнюю очередь работаем с ручками. Детям до 3-х лет на каждое упражнение следует уделять не менее 30 секунд, более старшим детям (14 летним) – до 3-х минут.

  • У большинства врачей существует такая ошибка – назначать препараты больным всем подряд как под копирку одно и то же. А это, ни под каким видом нельзя допускать. Все детки разные.

Противопоказаны такие медикаментозные препараты, как – кавинтон, ноотропил, инстенон, пирацетам, церебролизин. Есть ограничение в приеме кальция и лечение стволовыми клетками.

Доктор рассказывает, что он в своем лечении старается как можно дальше уходить от химии, потому что у большинства препаратов имеется куча побочных явлений. Например, прием церебролизина, который является мозговым метаболитом, может способствовать развитию у ребенка ожирения и привести к эпилептическому синдрому.

Тут хочу стразу упомянуть про личный опыт, моему сыну вначале тоже постоянно прописывали этот препарат, а потом случились первые приступы. После консультации невропатолога, нам теперь запретили строго применять этот препарат.

Вместо церебролизина доктор применяет лидазу. Лидаза – великолепное рассасывающее средство. Обязательно назначаются такие мочегонные препараты, как диакарб (для снятия внутричерепного давления, одной из причин которого является плохая работа почек).

Для разжижения крови можно применять трентал (у него нет почти побочных явлений), а не аспирин, с которым нужно быть очень осторожным. Для расширения сосудов применяют никотиновую кислоту.

Вместо мочегонных препаратов можно использовать народный рецепт Куреннова – отвар петрушки на молоке.

Взять 800 грамм хорошо промытой, изрезанной петрушки, залить 2-мя литрами коровьего молока. Томить в эмалированной посуде (но не кипятить), пока не останется 1 литр. И давать ребенку в течение дня по 1 чайной ложке.

Сходит в туалет по маленькому, снова дать. Так и выводится лишняя вода из организма. Также лечится гидроцефалия, так как петрушка отлично снижает внутричерепное давление. Еще отличное мочегонное средство – это отвар льняного семени, оно очень помогает при почечных коликах и действует как обволакивающее средство при воспалении желудочно-кишечного тракта.

  • Противопоказаны такие упражнения как прыжки с высоты, кувыркание, подъем тяжестей, висение на турнике.

Правила правильного питания

  1. Для таких детей особое внимание следует уделить правильному питанию. В принципе детям с таким диагнозом можно давать все: фрукты, овощи, мясо, рыбу. Особенно жизненно необходимо обеспечивать таких детей молоком, и даже не коровьим, а козье молоко. Мало кто знает, что корова, также как и человек может болеть язвой и несварением желудка, или гастритом, а вот коза ничем никогда не болеет!
  2. Очень полезен сок из весенних растений одуванчика, крапивы, ревеня и березовый сок.
  3. Очень благотворно влияют на организм ребенка бобовые растения: горох, фасоль, также сухофрукты – изюм, курага, мед с грецкими орехами. Вот замечательная смесь, которую необходимо ежедневно натощак давать ребенку: грецких ореха размешать с 4-мя ст. л. меда.

Не каждый ребенок, будет с удовольствием, есть эту смесь, но она очень полезная. В ней содержатся все необходимые для мозга вещества и аминокислоты. К примеру, мед является шикарным успокаивающим «наркотиком», к которому организм никогда не привыкнет.

Упражнения для детей с ДЦП

Конечно, можно сказать для каждого ребенка предусматриваются отдельные индивидуальные упражнения. На блоге есть отдельная статья: ЛФК для детей при ДЦП. Но кроме этих упражнений существуют такие простые эффективные приемы, которые необходимо регулярно выполнять каждому ребенку. Также любая мама без труда может их освоить и заниматься дома со своим малышом. В любом случае вреда от них не может быть, а только польза!

Перед и после занятия с ребенком мама должна тщательно мыть руки. Затем перед каждым упражнением, ладони рук нужно растирать, чтобы они были теплыми. Затем приступаем к голове.

Упражнения с головой

  1. Раздвинутые пальцы обеих рук накладываются на голову так, чтобы сонная артерия проходила между указательным и средним пальцами. Стараемся очень легко производить нажатия подушечками пальцев – 4 раза.
  2. Берем головку ребенка и ложем на левую свою ладонь. Подушечками пальцев легкими движениями растираем от основания черепа к затылку. Далее меняем ладони. Упражнение выполняем также не менее 4 раз.
  3. Левую свою ладонь ложем ребенку на лоб, а кулаком правой руки, легко натираем от основания черепа к затылку – 4 раза.

Упражнения, в которых задействованы ноги ребенка

  1. Делаем массаж пальцев ног. Круговыми вращательными движениями пальчиков ног сначала в одну сторону, потом в другую – по 5 раз каждую стопу.
  2. Держим пятку ребенка одной рукой, другой рукой разминаем пальчики ног – от себя к себе – по 7 раз каждую стопу.
  3. Левой рукой обхватываем стопу ноги и раскрываем ее, а кулаком правой руки натираем снизу вверх – по 10 раз.
  4. Костяшкой фаланги большого пальца слегка постукиваем вокруг лодыжки – от 30 сек. до 3 мин в зависимости от возраста ребенка.
  5. Есть больные дети, страдающие ДЦП, у которых пятки неподвижные (нерабочие). Такие детишки не ходят, и наша задача разработать их так, чтобы они стали рабочими и ребенок пошел. Для этого держим одной рукой пятку ребенка, другой – крутим в разные стороны попеременно – делается это также в зависимости от возраста от 30 сек. до 3 минут.
  6. Держим стопу ребенка одной рукой, другой рукой разгибаем и сгибам в колене – по 10 раз каждую ногу.

Также на видео вы можете посмотреть как правильно делать массаж и как разрабатывать суставы:

После этих упражнений обязательно моем руки, растираем их до тепла, и приступаем к массажу рук ребенка.

Упражнения с руками

  1. Круговыми движениями (вращение) делаем массаж пальцев рук сначала в одну сторону, затем в другую сторону – по 5 раз.
  2. Делаем массаж биологически активных точек, которые располагаются между большим и указательным пальцем, а также точка чуть выше локтя на 1 см – делают, от 30 сек до 1 мин, в зависимости от возраста.
  3. Делаем массаж подключичных впадин: левой рукой от грудины до плеча, натираем правую сторону, также и наоборот, правой соответственно левую – по 4 раза.
  4. Левую руку кладем ребенку на лоб, не сдавливая, а пальцами правой руки слегка массируем область солнечного сплетения. Точнее пальцы рук должны оставаться на месте, сдвигается только кожа в области сплетения, которую как бы покачивают – делают, от 30 сек до 3 мин.
  5. Аналогично предыдущему упражнению «покачивание живота». Левую руку положить ребенку на лоб, правой покачиваем живот во все стороны. Это очень важно! Так как если покачивать только в одну сторону по часовой стрелке – у ребенка может случиться понос, если против часовой – будет запор. (Делают, от 30 сек до 3 минут).
  6. Правую руку кладем на левое плечо ребенка, левую руку на большой палец правой ноги. И в таком расположении ничего не делая (просто держа) держим, от 30 сек до 3 минут, затем меняем руки и аналогично – левую, кладем на правое плечо, правую, на большой палец левой ноги ребенка.
  7. Левой рукой берем правое запястье ребенка, правую руку прикладываем к левому бедру. И так держим, от 30 сек до 3 мин. Затем аналогично – правой рукой берем левое запястье, а левая наша рука кладется на правое бедро.

Заключительная часть

  • Делаем слегка щипки ног и рук (от 30 сек – 3 мин);
  • Ножницы (10 раз);
  • Велосипед (от 3 сек – 3 мин);
  • Согнутыми в коленях ногами делаем наклоны (от 30 сек – 3 мин);
  • Круговые движения в бедрах (по 10 раз);
  • Скольжение стопой по внутренней поверхности ноги (по 10 раз на каждую ногу);
  • Круговые поглаживания сначала рук – от плеча к кисти, затем ног (от 30 сек до 3 мин).
  • Подъем прямых ног (по 10 раз);
  • Сгибаем руки в локтях (по 10 раз);
  • Попеременно складываем и разводим руки на уровне груди (до 20 раз);
  • Поднятие рук за головой и опускание вдоль тела, вверх-вниз (по 10 раз);
  • Одновременное сложение и разведение рук на уровне груди и в разные стороны (до 20 раз);
Ознакомьтесь так же:  Байбачий жир его лечебные свойства

Затем переворачиваем ребенка на живот и делаем успокаивающие упражнения:

  1. Левую руку кладем между лопатками ребенка, а правой рукой покачиваем копчик. Это упражнение делается также аналогично упражнению – при покачивании солнечного сплетения и живота (от 30 сек – 3 мин);
  2. Как и в первом случае кладем левую руку между лопатками, а правая рука покачивает поясничный отдел. Техника выполнения та же (от 30 сек до 3 мин).

Далее снова переворачиваем ребенка на спину и делаем два заключительных упражнения:

  1. Поглаживание груди круговыми движениями – левая рука у мамы опущена вдоль тела, а правой строго по часовой стрелке поглаживает область сердца ребенка (от 30 сек до 3 мин);
  2. Самым последним упражнением мы производим очищение от лишней ненужной энергии, которую мы дали ребенку – девять раз легкими движениями рук проводим от затылка до больших пальцев ног, при каждом разе, резко встряхивая руки. А на десятый раз вместо встряхивания слегка сжимаем пальчики ног ребенка.

Также можете посмотреть как делаются упражнения на разработку вертикализации:

Воспитание детей с дцп

Эти дети особенно нуждаются в любви и внимании. Только это может их вылечить! С ними мы должны гулять больше на свежем воздухе. Самые сильные природные энергетики – это пашня, целина, церковный сад, нива. Летом очень полезно будет класть ребенка утром в траву, пшеницу, рожь.

Полезны соприкосновения с такими деревьями, как дуб, береза, сосна, кедр. Нужно мысленно представлять, как болезнь поднимается по стволу вверх и уходит. Дорогие мамочки, как можно чаще оставляйте своего ребенка в общении с природой и лечебными травами.

Ключевая или талая вода является отличным иммуностимулятором. Можно осторожно опустить ступни ног в ледяную воду на несколько секунд, затем хорошо растереть до тепла. Проделать также и с ручками.

Хорошо стимулирует и дает сильнейший эмоциональный толчок общение с домашними животными.

На то место, где у ребенка особенно изменен тонус мышц полено прикладывать компресс из шерсти овцы – взять кусочек шерсти или голень валенка опустить в кипяток с морской солью (2 ст.л. соли на 1 ст кипятка). Время компресса зависит от возраста, например 5 месяцев – 5 мин,18 – 18 мин.

Необходимо развивать мелкую моторику рук. В качестве материала могут служить: шишки, веточки, камешки, листочки, фрукты и овощи. Пусть детишки чаще рисуют угольком, пальцем, красками. Лепку из пластилина, можно заменить, на воск. Мастерите поделки из натуральных материалов.

И вообще не нужно ломать природу ребенка, принимайте его таким, какой он есть. Главное в нашем деле не лениться, а настойчиво идти к своей цели. Прислушиваться к своей интуиции и вглядываться в ребенка!

Также хочется заметить, что практически всем больным ДЦП приписывают индивидуальные ортопедические стельки, которые можно приобрести или заказать в специализированных магазинах.

Есть ноги — будет ходить! Опыт физической реабилитации ребенка с ДЦП

Массаж, плавание и нетрадиционная медицина помогли поставить сына на ноги.

Популярный автор кулинарных книг Эльмира Меджитова рассказывает историю преодоления детского церебрального паралича у своего сына. Активная позиция матери, нетрадиционные методы лечения и «неинвалидный» образ жизни позволили добиться успеха.

С разрешения сына я пишу эту главу в ободрение тем, кому в жизни привелось встретиться с нелегким заболеванием — детским церебральным параличом (ДЦП).

Читая книгу, вы, возможно, обратили внимание на то, что я постоянно ищу нетрадиционные методы лечения — то экстрасенсов, то колдунов, то интересуюсь целительством, то иглоукалыванием. Сейчас думаю о стволовых клетках. За их применением в медицине слежу уже более 30 лет, с тех пор, как появились первые сообщения об опытах на мышах. Но мой сын — не мышь, поэтому я жду, когда будут убедительные сведения об эффективном и безопасном применении стволовых клеток в любой точке земного шара. А ищу я нетрадиционные методы лечения потому, что остальные недостаточно эффективны.

Меж тем, когда сын родился, никто не заметил этого грозного заболевания, хотя с четвертого дня после рождения он наблюдался у лучших педиатров СССР в Институте педиатрии. Спустя некоторое время мне неоднократно укоризненно говорили:

— Мамочка, что же вы раньше не обращались? Если бы вы обратились до года, мы бы вылечили.

Тем не менее, до года и практически до двух лет ему не ставили никакого диагноза.

— Хорошенький мальчик, хорошенький мальчик, — говорили каждый раз педиатры, осматривая малыша.

Однако ему исполнился год, потом другой, а малыш не ходил.

— Задержка в развитии, — стали говорить врачи.

Я протащила сына по всей московской профессуре, но ничего внятного услышать не смогла. Известный специалист по ДЦП профессор Семёнова на мой вопрос, будет ли ходить сын, ответила:

— Мамочка, я не Господь Бог.

Профессор Лебедев ответил более ободряюще:

— Будет ходить, не скоро. с палочкой.

А я никогда не думала, что ребенок, у которого есть ноги, не будет ходить. Я говорила:

— Есть ноги — будет ходить! Медведи не умеют ходить по проволоке, но их учат. И я научу.

Поэтому он никогда не сидел, когда нужно было идти: сначала мы с мужем держали его за две руки и переставляли ему ноги. Потом, держась за две руки, он стал переставлять ноги сам. Потом — о счастье! — он стал держаться за одну руку. Потом оторвался от руки и сделал первый самостоятельный шаг.

На мой вопрос, можно ли медикаментозно лечить ДЦП, один из профессоров ответил:

— Попробуйте этот препарат, попробуйте тот.

Не получив конкретных рекомендаций, я осталась один на один со своими проблемами. «Мой сын — не подопытный кролик», — подумала я и, не зная, как все же лечить ДЦП, приняла решение использовать те методы, которые не могут повредить и здоровому ребенку: плавание, массаж, лечебная физкультура. Поэтому ему еще не исполнилось двух лет, как мы двинулись в Евпаторию.

— Загорайте в кружевной тени деревьев! — напутствовал нас врач из Института педиатрии.

С тех пор мы всегда загораем в кружевной тени, не упускаем случая поплавать в море. Нужно ли говорить, что курортное лечение, при разумном его использовании, никому еще не повредило. Спустя месяц-другой после лечения в Евпатории ребенок стал ползать! Потом стоять на ногах, сначала секунду, другую. Дома мы продолжали делать массаж, старались, чтобы он не сидел сиднем, постоянно любым способом старались водить его за руки или на ходунках. Сначала он буквально висел на наших руках, его ноги не чувствовали опоры, отсутствовали рефлексы. Потом — о чудо! — он смог без поддержки простоять секунду! Спустя месяц он стоял сам уже две секунды, потом три.

(Перечитывая рукопись, я увидела следующую ремарку сына, которую решила сохранить: «Справедливости ради надо сказать, что медикаментозно меня тоже лечили. Мама с настороженностью относилась к лекарственной терапии, внимательно изучала справочную литературу по лекарствам, проверяя все назначения врачей и советуясь с двумя-тремя специалистами. Она исповедует главный принцип: «Не навреди!».)

Когда сыну исполнилось семь лет, мы отдали его в специальную школу-интернат на пятидневку. Трудности были с обучением письму, с ориентированием в пространстве и прочее, и прочее, и прочее. В школе, в основном, были прекрасные специалисты, которые помогли справиться со многими проблемами, которые сопутствуют диагнозу ДЦП.

В старших классах сын перешел в обычную школу, а по окончании школы поступил в Московский государственный университет печати, окончил редакторский факультет, с тех пор помогает мне в работе, в частности, над этой книгой. За развитый интеллект, обширную кладовую знаний в самых разных областях он получил кличку Большая Бродячая Энциклопедия. Речь у него чистая, внятная, без логопедических дефектов, лучше, чем у многих дикторов нынешнего телевидения.

Остались ли у него какие-нибудь проблемы? Да, в частности, его походка сохраняет последствия ДЦП. А многие ли люди могут сказать, что у них нет проблем? По крайней мере, он никогда не вел «инвалидного» образа жизни, то есть ни в чем не был ограничен. С детских лет он обычно ездил с нами на съемки, путешествовал по родной стране и за границей. И сейчас у него большие планы, которые, если Бог даст и живы будем, осуществятся.

В ободрение страждущим, у кого в семье появился малыш с таким диагнозом, хочу сказать, что это заболевание имеет одну характерную особенность: если вы занимаетесь ребенком, болезнь отступает. С каждым днем ребенок становится крепче, двигательные функции улучшаются. Во взрослый возраст ребенок переносит те проблемы, которые остались от детских лет, если они остались.