Не разжимаются пальцы на руке

Пальцы не разгибаются…

Недавно к моему букету болячек прибавилось заболевание суставов на руках: я не могу разогнуть пальцы. Диагноз — контрактура Дюпюитрена. Не могу найти никакой информации об этом заболевании.

Б. Миханчишин, Владимир

Начало этого заболевания можно заметить случайно

При простом рукопожатии на ладони под кожей ощущается узелок, напоминающий мозоль. Позже это приводит к тому, что человек не может разогнуть один или два пальца (как правило, безымянный и мизинец). Так проявляется заболевание кисти, которое получило название контрактура Дюпюитрена. Термин «контрактура» в медицине означает ограничение подвижности в каком-либо суставе в связи с болезнью или длительной неподвижностью (такое иногда бывает после длительного пребывания руки в гипсе). Контрактуры суставов рук, даже небольшие, зачастую лишают человека возможности обслуживать себя. Если рука не сгибается в локте, то как есть, чистить зубы, причесываться? Реже встречаются контрактуры суставов ног, которые мешают свободно передвигаться, приводят к деформации позвоночника и плоскостопию на здоровой ноге.

Почему приходит болезнь

При развитии контрактуры Дюпюитрена в результате избыточного роста соединительная ткань на ладони сморщивается (сокращается), в ее толще формируются уплотнения — узелки округлой формы размером в 5-10 мм. Поначалу они не причиняют каких-либо хлопот и болей. Но постепенно затвердения увеличиваются в размерах, захватывая все новые и новые участки ладони. Со временем рубцовые тяжи начинают деформировать кисть, ограничивая движения пальцев. Начавшись, как правило, на одной руке, заболевание затем может проявиться и на второй. Нередко контрактура Дюпюитрена развивается одновременно на обеих кистях.

Если вовремя не принять мер, со временем пальцы будет сложно разогнуть. При тяжелом течении заболевания может развиться анкилоз — полная неподвижность одного или двух пальцев. Поэтому при первых признаках болезни надо обратиться к ортопеду-травматологу.

Точные причины контрактуры Дюпюитрена до сих пор не установлены, но факторы риска известны: это курение, злоупотребление алкоголем, хронические микротравмы кисти. Недавно установлена зависимость контрактуры Дюпюитрена от сахарного диабета. Возможна связь этого заболевания с ревматическими болезнями. Прослеживается и наследственная предрасположенность.

Как лечится контрактура Дюпюитрена

Поскольку точная причина возникновения болезни пока не установлена, ортопеды рекомендуют избегать травм кисти и работать при необходимости в защитных перчатках. На ранних стадиях применяют физиотерапию: грязевые, парафиновые процедуры, медикаментозный электрофорез, ультразвук и специальные упражнения, направленные на растяжение.

* Во время сна рекомендуют использовать лангетные повязки с одной стороны, фиксируют пальцы кисти в положении разгибания.

Продолжение статьи читайте в газете «Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь» №20, на стр. 4.

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Непослушные пальчики

Почему ручки плохо работают?

Существует три основных типа проблем с детскими руками — это «вялые» руки, руки «в тонусе» и «костные» руки. Устранять их желательно с помощью специалиста. А вот выявить их родители вполне могут самостоятельно.

Как же распознать, что у ребенка не все в порядке с руками, даже если он неплохо рисует? Есть несколько тестов, которые позволяют определить, насколько хорошо работают руки ребенка. Ведь неправильный зажим карандаша может быть вызван самыми разными причинами.

«Вялые» руки

Распознать их довольно просто. С одной стороны, эти руки не зажаты, сухожилия подтянуты. Пальчики хорошо двигаются, но они очень слабые. Сами ручки ничего не могут удержать. Проблема — несформированные мышцы.

Есть множество причин, вызывающих подобную «вялость» рук. Это и врожденные наследственные проблемы, и защемление какого-то нерва при рождении. «Вялые» руки могут быть у детей, в раннем детстве мало общавшихся с игрушками, родители не стимулировали развитие хватательных рефлексов, которые должны быть сформированы у малыша уже в 3 месяца.

Если в 8—9 месяцев, а тем более в год, ребенок не в состоянии цепко удерживать в руках игрушки — это тревожный симптом. В дальнейшем у такого малыша карандаш будет просто вываливаться из рук.

И естественно, такие дети не хотят рисовать, потому что у них не получается. Уже с 3,5 лет они понимают, что рисуют не красиво по сравнению с другими ребятами, и изо всех сил избегают этого процесса.

Дети с «вялыми» руками никакого физического дискомфорта не испытывают и легко делают различные упражнения пальчиками, без труда складывают ручки в «замок», застегивают пуговицы. У них проблемы в другом — натренировать мышцы.

Руки «в тонусе»

Причины возникновения тонуса в руках тоже самые разные. Это может быть небольшая родовая травма, защемление нервов при родах. Иногда тонус носит травматический характер, например может быть результатом неудачного падения ребенка. Еще более сложный вариант, когда причиной тонуса служат психологические проблемы. Например, зажатость может вызывать повышенное чувство страха у ребенка. В любом случае, прежде чем работать с такими детьми, их надо успокоить и максимально расслабить.

Ручки «в тонусе» узнать тоже не сложно: попробуйте вынуть из рук у такого ребенка карандаш. Он все держит «мертвой хваткой». И с такой силой давит на карандаш, когда рисует, что бумага иногда не выдерживает — рвется. При этом сам малыш нажима не ощущает. Он даже может поранить себя своими же карандашами.

Причина — в мышцах, которые не разжимаются до конца. Понаблюдайте, с каким усилием ребенок сжимает ложку или чашку! Такие детки очень быстро устают, их мышцы постоянно перенапряжены. А значит, им трудно бывает сосредоточиться на заданиях, они хуже учатся в школе.

Хороший специалист диагностирует тонус в руках крохи еще в раннем детстве. Исправить этот дефект в дошкольном возрасте куда легче, чем когда ребенку уже пора садиться за парту. Тонус в руках во всей красе проявляет себя уже к 5—6 годам. Но родителям следует начать беспокоиться, если 3-летний малыш, которому на протяжении, скажем, полугода поправляют захват ложки и вилки, по-прежнему берет их неправильно.

Руки «в тонусе» поддаются коррекции значительно хуже, чем «вялые». Однако, если вовремя начать работать с малышом, к школе от этих проблем не останется и следа. А вот не убранный в детстве тонус будет напоминать о себе всегда: корявым почерком, неумением быстро писать или сниженным вниманием.

«Костные» руки

Проблема «костных» рук — отсутствие пластичности в суставах и фалангах пальцев. Эти ручки как будто одеревенели. Выявить такие руки специалист может уже к году. Работа с ручками 4-5-летних малышей приведет к успеху не во всех случаях.

Виновата в этой патологии наследственность. «Хрустящие» пальчики тоже могут быть одним из показателей неблагополучия в суставах. Ручку и карандаш такие дети держат неправильно — прямыми пальцами, не сгибая их в фалангах. А пишут всей рукой, избегая волновых движений кисти.

Одна из разновидностей проблем «костяных» ручек — «одеревенение» кистевой косточки, когда рука не действует в запястье. Этим детишкам письмо дается особенно сложно, ведь они пишут не кистью, а всей рукой — от локтя или от плеча. Напряжение в ручках влияет и на осанку.

Убедите вашего ребенка в необходимости заниматься. А после занятий позвольте ему насладиться гибкостью и послушностью своих ручек!

Тесты на выявление «вялых» рук

— Предложите малышу что-то взять. Показательны будут только хватательные движения трех ведущих пальцев — большого, указательного и среднего. Если ребенок начинает ловить пальцами карандаш и не знает, как сгруппировать пальцы, если кисточка выпадает из его рук, а чашка, которую он держит за ручку, трясется — это симптомы именно «вялых» рук.

И ложку такие дети держат в кулаке потому, что в пальцах просто нет силы, чтобы ее удержать.

— Дайте малышу резиновое колечко-экспандер и попросите сжать его пальчиками. Дети с подобной проблемой не могут этого сделать.

— Если у вас нет дома эспандера, попросите малыша сделать левой

и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, перейти в «зайчика» (вверх подняты указательный и средний палец, знак «виктори»). «Вялые» руки, хоть и могут, как правило, сложить пальцы как надо, не могут удерживать их в вертикальном положении. Пройдет 15—30 секунд, и детские пальчики «поникнут», опустятся вниз.

Упражнения с «вялыми» ручками

Если за работу с «вялыми» руками берется специалист, руки ребенка достаточно легко поддаются исправлению и коррекции.

Зарядка для пальчиков

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали,

вот немного отдохнем

и опять писать начнем.

Под этот стишок выполняются сгибания и разгибания пальцев, руки согнуты в локтях перед собой. Важно обратить внимание, чтобы пальцы при сгибании касались нижнего края ладони. Постепенно пальцы немеют, а мышцы в запястье тренируются.

Отчего не разгибаются пальцы?

В норме, мы можем свободно сгибать и разгибать пальцы рук. Но при развитии болезни, которая называется контрактура Дюпюитрена, способность свободно разгибать пальцы нарушается…

Причины

В 1832 году, французский хирург Гюйом Дюпюитрен наиболее полно описал клиническую картину данного заболевания и экспериментально доказал главенствующую роль в развитии и прогрессировании контрактуры пальцев – ладонного апоневроза. Течение данного заболевания – постоянный, быстро или медленно прогрессирующий процесс, в конце концов приводящий к тотальному перерождению ладонного апоневроза кисти.

Ладонный апоневроз представляет собой разделительные мембраны, формирующие футляры для мышц и сухожилий. Апоневроз напоминает своей формой перчатку. Контрактура Дюпюитрена формируется при «сморщивании», сокращении этого апоневроза в результате избыточного развития соединительной ткани. Такой патологический процесс приводит к невозможности разгибания одного или двух и более пальцев. Наиболее часто в процесс вовлекается безымянный палец и (или) мизинец. Часто контрактура Дюпюитрена развивается одновременно на обеих кистях.

Ознакомьтесь так же:  Гниют раны на руках

Симптомы

• на коже ладоней появляются узелки и уплотнения;
• под кожей появляются тяжи, которые медленно и постепенно уплотняются;
• пальцы, стянутые тяжами, плохо разгибаются;
• при выраженной контрактуре Дюпюитрена снижается чувствительность пальцев.

Лечение

Без лечения заболевание прогрессирует. При своевременном хирургическом лечении (при 1 и 2 степени) можно полностью восстановить функцию кисти.

Развитие заболевания могут замедлить:

• Массаж
• Лечебная гимнастика, направленная на растяжение ладонной фасции
• Физиотерапия
• Коррекция положения с помощью шины или гипсовой повязки (фиксирование пальцев кисти в положении разгибания). Как правило, лонгетные повязки используются во время сна.
• Теплые ванночки
• Инъекции кортикостероидных препаратов (при местном воспалении)

Клиника Доктора Меркера

Лечение заболеваний связок и сухожилий кисти

Контрактура Дюпюитрена

Начало этого заболевания можно заметить совершенно случайно: при простом рукопожатии – на ладони под кожей ощущается узелок, напоминающий мозоль. Позже это приводит к тому, что человек не может разогнуть один или два пальца (как правило, безымянный и мизинец). Так проявляется заболевание кисти, которое получило название контрактура Дюпюитрена. Термин «контрактура» в практической медицине означает ограничение подвижности в каком-либо суставе в связи с болезнью или длительной неподвижностью.
Контрактуры суставов рук, даже небольшие, зачастую лишают человека возможности обслуживать себя.
Почему приходит болезнь? В норме мы можем свободно сгибать и разгибать пальцы рук. При развитии контрактуры Дюпюитрена в результате избыточного роста соединительной ткани ладонная фасция (соединительная ткань) сморщивается (сокращается), в ее толще формируются уплотнения – узелки округлой формы размером в 5-10 мм. Поначалу они не причиняют каких-либо хлопот и болей. Но постепенно затвердения (рубцы) начинают увеличиваться в размерах. Рубцы могут захватывать все новые и новые участки ладони. Со временем рубцовые тяжи начинают деформировать кисть, ограничивая движения пальцев.
Начавшись, как правило, на одной руке, заболевание затем может проявиться и на второй. Нередко контрактура Дюпюитрена одновременно развивается на обеих кистях.
Если вовремя не принять мер, со временем пальцы будет, сложно разогнуть. При тяжелом течении заболевания может развиться анкилоз – полная неподвижность одного или двух пальцев.
Точные причины контрактуры Дюпюитрена до сих пор не установлены. Но факторы риска известны. К ним относят курение, злоупотребление алкоголем, хронические микротравмы кисти. В недавних клинических исследованиях установлена зависимость контрактуры Дюпюитрена от сахарного диабета. Идут дискуссии о возможной связи этого заболевания с ревматическими болезнями. Прослеживается и наследственная предрасположенность.
Методы лечения. Поскольку причины возникновения контрактуры Дюпюитрена пока точно не установлены, трудно дать советы по профилактике. Специалисты рекомендуют избегать травм кисти и работать при необходимости в защитных перчатках.
На ранних стадиях заболевания обычно применяют физиотерапию и специальные упражнения, направленные на растяжение ладонной фасции. При болезненности узелков делают лечебную новокаиновую блокаду.
Но эти методы, к сожалению, не излечивают, а только замедляют процесс развития болезни.
В большинстве случаев рано или поздно возникает вопрос о радикальном хирургическом лечении. Причем, чем раньше проводится операция, тем она менее травматична. И главное – лучше восстанавливается функция кисти.
Рубцы убирают под местным обезболиванием, а длительность послеоперационного периода составляет всего 10-15 дней. В далеко зашедших случаях приходится проводить операцию в несколько этапов, послеоперационный период при этом занимает многие недели, а эффект оставляет желать лучшего. В очень тяжелых случаях, когда разросшаяся соединительная ткань сдавливает кровеносные сосуды или нервы, может появиться необходимость в ампутации пальца. Поэтому, если у вас есть подозрения по поводу этого заболевания, лучше заблаговременно записаться на консультацию к хирургу и не доводить ситуацию до образования грубых рубцов.

Болезнь Нотта (Пружинящий палец, Щелкающий палец, Стенозирующий лигаментит сгибателей пальцев кисти) – достаточно распространенное заболевание сухожилий сгибателей пальцев и окружающих их связок. На начальном этапе заболевания разгибание пальца еще возможно, однако оно сопровождается характерным щелчком (отсюда и пошло название “щелкающий палец”). По мере течения болезни Нотта разгибание пальца становится невозможным

Причины

Причины возникновения этого заболевания до конца не изучены. К возможным причинам (за исключением детей) относят:
— Наследственная предрасположенность
— Ревматизм и различные воспалительные процессы
— Перенапряжение пальцев рук и микротравмы (особенности производства)
Дети наиболее часто страдают болезнью Нотта в возрасте от одного года. Иногда в этот период рост сухожилия опережает рост связок, вследствие чего ему становится тесно в канале и связка превращается в своеобразную перетяжку на сухожилии. Щелканье и возникает в момент принудительного проскакивания утолщенного участка сухожилия сквозь узкий канал кольцевидной связки

Проявления

— Ограничение сгибательно – разгибательного движения пальца
— Характерный щелчок при движении пальца
— В области основания пальца появляется плотное округлое образование
Стадии заболевания:
— Первая стадия. Ограничивается подвижность и появляется щелканье пальца
— Вторая стадия. Палец можно разогнуть лишь применив определенные усилия
— Третья стадия. Палец принимает определенное фиксированное положение и разогнуть его уже невозможно
— Четвертая стадия наступает в том случае если лечение не проводится. Вследствие вторичной деформации сустава ограничение подвижности становится уже необратимым

Лечение

Проводится в случаях, когда разгибание пальца еще возможно, но затруднено и заключается в наложении специальных лекарственных компрессов и применении физиотерапевтических процедур. Консервативное лечение длится на протяжении нескольких месяцев и в случае отрицательного результата назначается оперативное лечение.

Оперативное лечение
Операция проводится под местным обезболиванием. Продолжительность обычно не более получаса. Послеоперационный период длится 10-15 дней. Хирург нашей клиники обязательно распишет вам физиотерапевтическое лечение для максимально быстрого полного восстановления функции кисти.

Гигрома – соединительнотканное округлое образование, происходящее из синовиальной оболочки сухожилия или сустава.. Нередко локализуется на кисти, и именно в этой области часто причиняет неудобства.
Четкого взгляда на причину возникновения этого заболевания нет. Прослеживается связь с травмами, физическими нагрузками, но в ряде случаев гигрома появляется без всяких видимых причин. При этом образуется небольшое выбухание кожи, как будто внутри находится горошина или вишенка.
Излюбленная локализация образования – область лучезапястного сустава, хотя бывает, что она появляется и в других местах. Гигрома исходит из оболочек сустава, которые, вследствие ослабления связочного аппарата, выпячиваясь между окружающими сустав связками и сухожилиями образуют характерное подкожное образование.
Она может длительно существовать, не причиняя неприятных ощущений, но со временем иногда появляются боли. Особенно часто беспокойства появляются у людей, которые вынуждены много работать руками. Поскольку гигрома связана с суставом, бывает, что жидкость перетекает в его полость. Тогда на какое-то время может создаваться впечатление, что образование исчезло, но, как правило, через какое-то время оно появляется вновь.

Нехирургическое лечение

Часто консервативные методы лечения бывают неэффективны в подавляющем большинстве случаев. Пытаются гигромы пунктировать – отсасывать шприцем жидкость, вводить туда различные вещества. При этом полость на время спадается, но сама оболочка никуда не девается, и жидкость рано или поздно накапливается вновь.
Совершенно ужасный и болезненный метод – раздавливание гигромы. В этом случае жидкость продавливается в полость сустава, или оболочка гигромы разрывается и содержимое изливается в ткани. Со временем, в лучшем случае гигрома вновь появляется на том же месте. В худшем – в области травмированной гигромы может развиться воспалительная реакция вплоть до нагноения.

Хирургическое лечение

Иссечение гигромы. Это наиболее эффективный метод лечения на сегодняшний день, дающий наименьшее количество рецидивов. Залогом успешного проведения операции является полное иссечение капсулы гигромы с надежным ушиванием последней. Послеоперационный период может длиться от 10 до 20 дней в зависимости от объема операции. Хирург нашей клиники распишет вам необходимое физиолечение в послеоперационном периоде.

Болезнь де Кервена — стенозирующий лигаментит тыльной связки запястья.

Среди больных чаще преобладают пианисты, швеи, шлифовщики, намотчицы, домохозяйки и т.п., труд кото­рых может и не быть особенно тяжелым, но связан с по­стоянной напряженной фиксацией I пальца кисти, его ча­стыми стереотипными движениями, а также преобладаю­щим отведением кисти в ульнарную сторону. Заболеванием чаще страдают женщины, преимуще­ственно 40—60 лет. Обе руки поражаются с одинаковой частотой, редко встречается двустороннее заболевание.

Клиническая картина и диагностика. Заболевание часто развивается медленно, постепен­но. Острое начало связано обычно с непосредственной травмой шиловидного отростка лучевой кости или осно­вания I пястной кости.

Ведущим симптомом болезни де Кервена является боль в области шиловидного отростка лучевой кости, усилива­ющаяся при форсированных движениях I пальца и кисти. Больные жалуются иногда на приступы сильных болей, особенно по ночам, иррадиирующих как в дистальном на­правлении в сторону I пальца, так и в проксимальном на­правлении по ходу лучевой кости. В тяжелых случаях боль становится постоянной.

При объективном обследовании можно обнаружить от­четливую припухлость шиловидного отростка луча. Конту­ры анатомической табакерки обычно сглажены. Кожа ос­тается нормального цвета, припухлость принимает форму вертикально расположенного гребешка.

Пальпаторно при болезни де Кервена в области шило­видного отростка имеется одна болезненная точка, при надавливании на которую возникает очень сильная боль. Она находится над сухожилиями m. abductor pollicis longus и т. extensor pollicis brevis в том месте, где они выходят из I канала. При поверхностной скользящей пальпации над шиловидным отростком определяется плотное, неподвиж­ное образование 2—2,5 см шириной. Это измененный retinaculum extensorum в области I канала.

При болезни де Кервена с удивительным постоянством удается отчетливо определить симптом, предложенный Finkelstein, — больной приводит на ладонь I палец, плотно прижимает его остальными пальцами и находящуюся в этом положении кисть отводит в локтевую сторону. В момент ульнарного отведения кисти появляется резкая боль в области шиловидного отростка лучевой кости. Единственным, но весьма существенным недостатком этого очень ценного симптома является резкая болезненность. Учитывая это, мы рекомендуем упростить симптом, точнее методику его получения. Для этого I палец приводится на ладонь, но не прижимается к ней остальными пальцами (см. рисунок)

Ознакомьтесь так же:  Пальцы на руках опухли и покраснели

Рис. Симптом Финкельстайна

При рентгенологическом исследовании всегда отмеча­ется утолщение мягких тканей в области шиловидного от­ростка лучевой кости, причем толщина их нередко в 2—3 раза превышает толщину мягких тканей на том же уровне здоровой руки. При длительно существующем заболевании (не менее 6 месяцев) на рентгенограмме определяются явления пе­риостита или узуры шиловидного отростка.

Лечение может быть консервативным и оперативным. Обязательным условием рационального консервативного лечения болезни де Кервена является освобождение боль­ного от работы и правильная иммобилизация кисти проч­ной гипсовой лонгетой от середины предплечья до кончи­ков пальцев сроком на 14 дней. Первый палец при этом находится в слегка согнутом положении и в оппозиции к II—III пальцам, а кисть — в положении легкого разгибания.

Оперативное лечение показано при неэффективности консервативного лечения и выполняется в амбулаторных условиях (без пребывания в палате).

© «Клиника Доктора Меркера», 2010

Телефоны: (382-2) 502-102, (382-2) 442-790

Самые опасные жесты в мире

В Таиланде голливудская фантастика неожиданно обернулась реальностью. Противники совершенного там военного переворота заимствовали жест из блокбастера «Голодные игры» — поднятую руку с тремя вытянутыми пальцами (указательным, средним и безымянным). Военной хунте это не понравилось, и она пригрозила, что протестные группы числом от пяти человек, использующие этот жест, будут арестованы.

В «Голодных играх» приветствие тремя пальцами символизирует неповиновение тоталитарной власти. Тайцы же придали этому дополнительное значение: свобода, выборы и демократия, рассказывает RT.

Эта история показывает, что любой, даже вполне невинный жест можно истолковать и воспринять по-своему. Сколько стран — столько и мнений. Вот главные противоречия.

1. Поднятый вверх большой палец

Жест, означающий во многих странах одобрение: «Отлично!», «Здорово!», «Круто!», «Все путем!».

  • Таиланд: презрение и даже враждебность. По мнению одних, это крайне оскорбительно, другие считают, что это скорее способ поддразнить, чем оскорбление. Но как бы то ни было, лучше такого жеста в этой стране избегать.
  • Австралия, Греция и Ближний Восток (особенно если рука вытянута, как при голосовании на дороге): «Отвали!», «Пошел ты!».
  • Германия и Венгрия: число 1 при счете.
  • Япония — число 5. Это важно знать бизнесменам: 1 миллион и 5 миллионов — большая разница!

Интересно, что некоторые англоязычные сайты учат, будто в России и ряде других бывших советских республик этот жест равнозначен вытянутому среднему пальцу (крайне грубый посыл на три буквы). Что, конечно, в корне неверно.

2. Указательный и средний пальцы в виде буквы V

«Виктория» — жест, означающий победу или мир; число 2.

  • Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Мальта, ЮАР (если ладонь при этом повернута внутрь, как на фото): жест крайнего неодобрения, «Отвали!», «Пошел ты!».

3. Большой и указательный пальцы образуют кольцо, три остальных вытянуты вверх

  • Америка: «О’кей!».
  • Бразилия, Германия, Россия: неприличный жест, символизирующий анус.
  • Греция и Турция: обвинение в гомосексуализме.
  • Франция, Бельгия, Тунис: «ноль», «ничтожество».
  • Япония: «деньги», «монеты».

4. Сжатый кулак с вытянутыми мизинцем и указательным пальцем

Большой палец тоже может быть сжат или вытянут. Это «рокерская коза», чаще всего выражающая одобрение исполнителям на концертах, призыв «задать жару» (в смысле «драйва»).

  • Италия, Испания, Португалия, Бразилия и Колумбия: «Ты рогоносец, присмотри за женой!».
  • Мальта: защита от дурного глаза.
  • Южная Америка (рукой при этом вращают): защита от неудачи.
  • У индуистов и буддистов: символ изгнания демонов.
  • Ряд стран Африки: проклятие.
  • США: логотип Техасского университета и футбольной команды Texas Longhorns.

5. Ладонь вверх или к себе, указательный палец сжимается и разжимается, остальные сжаты

Жест, означающий: «Иди сюда», «Подойди ближе».

  • Словакия, Китай, Восточная и Юго-Восточная Азия (Малайзия, Сингапур, Филиппины): грубый, непристойный жест. Во многих странах неприемлем по отношению к людям. В Азии так подзывают собак, а на Филиппинах за его применение к человеку могут и вовсе арестовать.

Чтобы подозвать кого-то в Европе и некоторых странах Азии и оставаться в рамках приличия, нужно повернуть ладонь вниз и двигать пальцами, как будто вы царапаете.

6. Направленный на что-то или кого-то указательный палец

Палец потому так и назван, что им указывают. Однако далеко не везде это считается приемлемым.

  • Китай, Япония, Индонезия, Латинская Америка: указывать пальцем — большая грубость.
  • Европа: это невежливо.
  • Многие страны Африки: жест применим только к неодушевленным предметам и никогда к людям.

Если хотите на что-то указать, лучше сделать это всеми пальцами сразу, соединенными в одной точке.

7. Высунутый язык

Во многих странах так дразнятся дети и дурачатся взрослые. Не удержался от этого даже великий физик Альберт Эйнштейн (между прочим, это его фото стало самым узнаваемым в мире, а молодежь с удовольствием носит футболки с таким портретом). И никто особо не обижается. Но.

  • В Новой Зеландии высунутый язык означает серьезное оскорбление и угрозу.
  • В Австралии за это могут и побить.
  • В Италии в 2009 году одного фермера осудили за показанный соседу язык и обязали выплатить ему компенсацию, равную почти 2 тысячам долларов.
  • В Германии на дорогах за такой знак другому водителю можно также схлопотать штраф.

Зато в Тибете высунутый язык считается дружеским приветствием и даже признаком уважения.

Техника безопасности при работе на пилораме

Проходил он практику на заводе, и попал в столярный цех. Там делали всякие упаковки, ящики из дерева. И была циркулярная пила. За ней работал суровый такой мужичок, много лет уже работал.

В тот день этот пилорамщик как всегда работал, пилил бруски и вдруг — ВЖИК! Палец остался в стружке. Все окружающие в шоке замерли, смотрят на мужика. Тот тоже в шоке смотрит на палец, на кровоточащую руку и произносит:

Оказывается он как-то давно отрезал себе на этой же пиле палец, но ему тогда пришили успешно.

На этот раз тоже пришили.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

32 комментария

у меня вообще с чувством юмора не очень. в батю весь. помню, он дрова на циркулярке пилил. заходит в дом, из кулака кровь, следом красная дорожка.

батя: палец отпилил.

батя: там валяется.

батя: да я пошутил. вот он!

и кулак разжимает. а на ладони — да-да, лежит отпиленный палец.

Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №66» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Визитная карточка

Ум ребенка – в пальчиках

Практикум для родителей.

ТЕМА: «Ум ребенка – в пальчиках».

В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности- руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.

Часто отставание в развитии моторных функций становится причиной нарушения письма (дисграфии). Причиной дисграфии часто называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Недостатки тонких движений пальцев рук отмечаются примерно у 70% детей. Они проявляются в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений.
Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики.

Рядом исследователей доказано (М.М. Кольцова, А.В. Антакова — Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей. (Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева).

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И.П.Павлов, А.Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми должно быть приоритетным.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Ознакомьтесь так же:  Печень боль в левой руке

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх — потешках. Самый известный вариант такой игры — «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Рисование по крупе.

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине — можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона — это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное, чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Катает наша Зина,

И оживают сказки,

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука — соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать: упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии. Давайте детям лущить горох и чистить арахис. Запускайте пальцами мелкие волчки. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами. Режьте ножницами.

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например, «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Консультацию подготовила воспитатель 1-й младшей группы Хоснуллина Р.М.