Пальцы рук в карманах жест

Пальцы рук в карманах жест

Как мы уже говорили, жесты, подобно словам в предложении, связаны между собой. Сигналы языка телодвижений всегда нужно истолковывать в контексте, принимая во внимание все обстоятельства. «Шпиль» является исключением из правила, поскольку чаще всего появляется изолированно. Во время этого жеста человек соединяет кончики пальцев в некоем подобии шпиля собора и при этом иногда покачивает кисти вперед и назад.

Мы заметили, что «шпиль» часто возникает в общении начальника и подчиненных.

Этот жест говорит об уверенности и авторитете. Его часто используют руководители, отдавая указания подчиненным. Особенно распространен «шпиль» в среде адвокатов, бухгалтеров и менеджеров высшего звена. Такой жест свойствен людям уверенным в себе и в собственном превосходстве. Он сразу же дает понять, что такой человек знает себе цену.

Иногда «шпиль» перерастает в молитвенный жест — то есть человек хочет быть похожим на самого Господа Бога. Часто этот жест воспринимают как знак высокомерия и самодовольства.

Использование «шпиля» для победы в шахматах

Представьте себе такую сцену: вы играете в шахматы и должны сделать ход. Вы заносите руку над шахматной доской и касаетесь пальцем фигуры, показывая, что собираетесь пойти именно ею. И в этот момент вы замечаете, что ваш противник откинулся на спинку кресла и сложил пальцы в «шпиль». Тем самым он невербально дает вам понять, что совершенно уверен в вашем следующем ходе и ничуть его не опасается. Так что вам есть прямой резон изменить намерение. Вы касаетесь другой фигуры и продолжаете наблюдать за противником. Если он сцепит пальцы или скрестит руки тем или иным образом, значит, ваш возможный ход ему не нравится, и вы должны поступить именно так.

«Шпиль» имеет два варианта: приподнятый и опущенный. Приподнятый «шпиль» как правило появляется тогда, когда человек высказывает свою точку зрения или излагает собственные идеи. Опущенный «шпиль» свойствен тем, кто внимательно слушает собеседника.

Женщины чаще выбирают второй вариант подобного жеста. Если приподнятый «шпиль» сопровождается откидыванием головы назад, вы имеете дело с самодовольным, высокомерным человеком.

Хотя «шпиль» в целом является позитивным сигналом, в раз личных ситуациях его значение может быть разным.

Если «шпиль» сопровождается рядом других позитивных жестов и появляется в тот момент, когда вы рассказываете собеседнику о возможности решения его проблемы, то можете смело продолжать в расчете на положительную реакцию. Если же «шпиль» сопровождается цепочкой негативных жестов — таких, как скрещивание рук или ног, взглядов в сторону и прикладыванием рук к лицу, собеседник уверен в том, что сможет вам отказать или избавиться от вас. В обоих случаях этот жест выражает уверенность, но в одном случае исход беседы положителен, а в другом — отрицателен. На результат влияют жесты вокруг «шпиля».

Демонстрация лица

Руки, сложенные за спиной

Герцог Эдинбургский и другие мужчины из британской королевской семьи часто ходят, подняв голову, выставив подбородок и заложив руки за спину ладонью на ладонь. Такой жест характерен для лидеров государства, патрульных полицейских, директоров школ, прогуливающихся вдоль игровой площадки, старших офицеров и руководителей высшего звена.

Данный жест выражает превосходство, уверенность и властность. Человек открыто демонстрирует свои самые уязвимые части тела: живот, сердце, пах и горло, подсознательно выражая собственное бесстрашие. Наш опыт показывает, что, приняв подобную позу в стрессовой ситуации, например во время интервью или в приемной дантиста, вы сразу же почувствуете себя более уверенно и даже авторитетно. В действие вступит закон причины и следствия.

Работая с полицейскими, мы убедились в том, что офицеры, не имеющие оружия, постоянно принимают такую позу, при этом слегка раскачиваясь на носках, с тем, чтобы визуально увеличить свой рост. Вооруженные полицейские редко принимают такую позу, предпочитая держать руки опущенными или закладывая пальцы за ремень и демонстрируя большие пальцы.

Однако люди не всегда закладывают руки за спину ладонью на ладонь. Иногда человек обхватывает одной рукой запястье другой, как показано на рисунке: (сюда 2 рисунка, которые есть чуть-чуть ниже).

Это сигнал неудовлетворенности и попытки взять себя в руки. Одна рука плотно обхватывает запястье или предплечье другой, словно пытаясь удержать ее от нанесения удара.

Чем выше захват, тем более неудовлетворен или раздражен ваш собеседник. Человек на рисунке внизу справа изо всех сил пытается сдержаться. Его настроение гораздо более негативно, чем у того, кто изображен на этом же рисунке слева

Рука человека справа обхватила вторую руку выше локтя, а не у запястья. Этот жест можно считать наглядной иллюстрацией к выражению «держать себя в руках».

Обхватывание руки за спиной часто можно видеть в залах суда, когда противники сталкиваются лицом к лицу. Так стоят пациенты, ожидающие доктора. Этот жест выдает попытку преодолеть нервозность. Если такая поза свойственна и вам, постарайтесь изменить ее на жест «ладонью на ладонь». Вы сразу же почувствуете себя более уверенно.

Демонстрация больших пальцев рук

Как уже говорилось, демонстрация больших пальцев — это признак превосходства. Большие пальцы свидетельствуют о силе характера и эго человека. Сигналы языка телодвижений, связанные с большими пальцами, также говорят об осознании собственной значимости. Большие пальцы рук используются для подчеркивания доминирования, уверенности, порой и агрессивности.

Жесты больших пальцев являются вторичными и, как правило, входят в цепочку. Демонстрация больших пальцев — это позитивный сигнал, являющийся частью позы уверенного в себе человека, желающего подчеркнуть собственное превосходство. Мужчины часто используют подобные жесты в присутствии привлекательных женщин. Такая поза свойственна людям, занимающим высокое положение и хорошо одетым. Вам вряд ли доведется увидеть бомжа в подобной позе.

В такой позе люди часто раскачиваются на носках, чтобы визуально увеличить свой рост.

Большие пальцы рук, заложенных в карманы

Этот жест свойствен и мужчинам и женщинам, уверенным в своем высоком положении и превосходстве над окружающими. Это один из излюбленных жестов принца Чарльза, выдающий его настроение. В рабочей обстановке подобный жест свойствен начальнику, обходящему зал, где работают его подчиненные. Когда начальник отсутствует, такую позу может принять его заместитель. Но ни один из подчиненных никогда не заложит руки в карманы, выставив большие пальцы, в присутствии начальника.

Обращайте внимание на положение больших пальцев собеседника, поскольку они могут выдавать настроение, противоречащее словам. Представьте себе адвоката, который, выступая перед жюри присяжных, мягким тихим голосом произносит: «По моему скромному мнению, леди и джентльмены. », но при этом демонстрирует большие пальцы и откидывает голову назад, в буквальном смысле слова «задирая нос».

Присяжные сразу же почувствуют неискренность и высокомерие адвоката. Если бы он действительно хотел выглядеть скромным, ему нужно было бы подойти к присяжным расстегнув пиджак, раскрыв ладони и наклонившись вперед, чтобы показаться ниже ростом.

Люди часто выставляют большие пальцы из задних карманов брюк, словно пытаясь скрыть свой доминирующий настрой. До 60-х годов подобный жест был несвойствен женщинам, но затем они начали носить брюки и стали играть более важную роль в обществе, так что сегодня такой жест — не редкость и среди женщин.

Еще одна весьма распространенная цепочка жестов — скрещивание на груди рук с одновременной демонстрацией больших пальцев. Этот сигнал имеет двойственное значение. Он одновременно показывает оборонительное или негативное отношение (скрещенные руки) и превосходство над собеседником (выставленные большие пальцы). Обычно такая поза появляется во время разговора. Если человек при этом стоит, то он может раскачиваться на носках.

Большой палец может рассматриваться как сигнал неуважения или насмешки, особенно если он выставлен в направлении собеседника. Например, муж, болтающий с приятелями, может большим пальцем указать на жену и заявить: «Она вечно меня пилит, напрашиваясь на ссору». Естественно, что подобный жест вызывает раздражение у большинства женщин, в особенности когда его делает мужчина. Привычка указывать большим пальцем несвойственна женщинам. Они пользуются таким жестом крайне редко и только в отношении людей, которые им активно не нравятся.

Кисти рук всегда находятся на виду, выдавая ваше эмоциональное состояние и отношение к происходящему. Сразу многие сигналы языка телодвижений усвоить довольно сложно, но жесты рук можно отработать до автоматизма. Это поможет вам контролировать себя и производить должное впечатление на окружающих. Научившись правильно истолковывать жесты кистей, вы будете выглядеть более уверенно и сможете выиграть не одну шахматную партию.

На протяжении тысяч лет большие пальцы рук символизировали власть и авторитет. В Древнем Риме большой палец решал судьбу гладиатора. Поднятый, он даровал человеку жизнь, опущенный — обрекал его на смерть. Даже неопытный человек интуитивно чувствует смысл сигналов больших пальцев и понимает их значение. Теперь вы можете не только правильно расшифровать подобные жесты, но и использовать их в собственных интересах.

Пальцы рук в карманах жест

Руки в карманах с акцентированием больших пальцев

Если спрятанные руки в карманах, как мы уже говорили выше, являются симптомом желания что-то сокрыть, утаить или исказить, то руки в карманах с акцентированными большими пальцами, напротив, являются демонстрационным жестом. Выставленные таким образом пальцы являются демонстрацией своей силы, власти, социального положения, чувства превосходства и пренебрежения к своему собеседнику (или социальной ситуации в целом).

Мужчины, завязывая знакомство с женщинами и пытаясь им понравиться, нередко используют акцент больших пальцев, – как бы подчёркивая и демонстрируя перед избранницами своё социальное положение властность и мужскую силу. Большие пальцы весьма недвусмысленно предлагают посмотреть именно туда, где этой мужской силе предполагается быть. В этом случае подобный жест нам следует толковать как ухаживающий, а его намерение – это желание покорить и завоевать.

Взгляды и жесты. Невербалика

Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Ознакомьтесь так же:  Сердечная боль отдающая в левую руку

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза». К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом /например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др./.

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта /позиция «подождем-посмотрим»/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция «это замечательно!»/. Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест «хорошо, давайте подумаем»/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Ознакомьтесь так же:  Чешутся с болью пальцы рук

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» /например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто — на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Различают несколько типов походки:

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;

— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;

— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

— твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл /Нью-Йорк, 1978/. Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами» блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Ознакомьтесь так же:  Сколько заживает открытый перелом руки

Некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

— высота: фальцет /дословно — «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.

Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Руки в карманах с акцентированием больших пальцев

Руки в карманах с акцентированием больших пальцев

Если спрятанные руки в карманах, как мы уже говорили выше, являются симптомом желания что-то сокрыть, утаить или исказить, то руки в карманах с акцентированными большими пальцами, напротив, являются демонстрационным жестом. Выставленные таким образом пальцы являются демонстрацией своей силы, власти, социального положения, чувства превосходства и пренебрежения к своему собеседнику (или социальной ситуации в целом).

Мужчины, завязывая знакомство с женщинами и пытаясь им понравиться, нередко используют акцент больших пальцев, – как бы подчёркивая и демонстрируя перед избранницами своё социальное положение властность и мужскую силу. Большие пальцы весьма недвусмысленно предлагают посмотреть именно туда, где этой мужской силе предполагается быть. В этом случае подобный жест нам следует толковать как ухаживающий, а его намерение – это желание покорить и завоевать.

Однажды мне прислали письмо вот с этой иллюстрацией и вопросом: что означает язык тела данного человека? Раз он прижимает книгу с себе – значит ли это, что данная книга ему очень дорога?

На самом деле все несколько иначе, и книга на иллюстрации выполняет другую задачу: она аналогична скрещиванию рук, когда человек отгораживается от неприятных ему ситуаций и собеседников. Подобную картину вы можете наблюдать в офисах: люди в разговорах часто используют папки или книги как бронежилет, держа их на уровне груди в своих объятиях. Таким образом они защищаются от неприятных разговоров и гнева начальника.

Однако, если люди используют предметы как средства психологической защиты, не придавая значения смыслу самих предметов (ведь не важно, какой папкой отгораживаться – с бухгалтерскими документами или же с маркетинговыми отчетами), то на приведенной иллюстрации человек отгораживается от собеседника именно книгой Vision. Между тобой и мной стоит Vision, и тебе не разрушить эту преграду, – как бы говорит этот жест. И еще: за Vision я чувствую себя защищенным, я чувствую себя, как за каменной стеной.

При этом человек поглаживает подбородок, что означает, как вы помните, состояние, в котором человек принимает решение. При этом делает он это подчеркнуто большим пальцем, а акцентирование большого пальца, как вы уже знаете, подчеркивает чувство превосходства над своим собеседником. В сочетании с барьерным жестом отгороженности книгой, как вы понимаете, весь контекст разговора крайне неприятен, – человек вроде бы вас слушает, но при этом занял глухую оборону, подчеркивает собственное превосходство и имеет негативные мысли по отношению к собеседнику. Вот примерный смысл языка тела данной ситуации.

Каталог выразительных жестов

Жестами можно сказать очень много, жесты могут выразить ваше отношение лучше всяких слов.
скачать видео

Основные жесты демонстрирует Александр Рохин.
скачать видео

Каталог даже самых распространенных жестов сделать едва ли возможно, но некоторая подборка, возможно, интерес представляет. Сделав эти крупные жесты, постарайтесь поймать свои ощущения, представить, что чувствуют люди, перед которыми вы выступаете, и какие дополнительные смыслы эти жесты в вашу речь привносят.

Крупные жесты руками

Мах. Правая (левая) рука ладонью вверх плавно ведется вправо (влево) и вверх.

Один из самых универсальных, широко применяемых жестов, составляющая многих движений. Привлекает внимание, переключает с одного на другое, завершает тематику.

Хорошо! Обе руки ладонями вверх вытягиваются вперед и в стороны.

Открытость миру, радость, восторг и ликование. Хорошо!

Раскрытие бутона. Правая рука ладонью вверх, пальцы соединены в бутон, идет вперед, влево и вверх. На последней стадии движения пальцы можно раскрыть.

Ведем линию, строим позицию, выдвигаем тезис.

Качания. Руки ладонями вверх, пальцы чуть согнуты. Качание перед собой навстречу друг другу с перекрытием.

Сравнения, оценка позиций, тезисов и т.д.

Усиление. Кулак на груди и немного качается вперед-назад.

Чтобы акцентировать тезис, усилить, вложить в него энергию!

Метание дротика. Правая рука на уровне лица чуть правее головы, пальцы вместе. Движение вперед, на последней стадии пальцы резко раздвигаются в стороны.

Движение вперед, старт нового начинания.

Вперед! (Ленин) Правая рука ладонью вверх вытягивается вперед и вверх. Корпус подается вперед за рукой.

Вам надо увлечь за собой, указать высокую цель, идеал — это ваше!

Шевеление щепотки. Правая рука ладонью вверх перед лицом, пальцы вместе. Легко перебирать пальцами немного разжимая и сжимая их.

Это… как бы вам сказать… немного деликатный момент.

Куличики. Правая рука ладонью вниз, пальцы согнуты. Слева направо кистевым движением ставит перед собой “куличики”.

Перечисляем позиции, отмечаем тезисы.

Обнять мячик. Руки перед собой на уровне груди, ладони вперед, пальцы чуть согнуты. Движение руками чуть вперед и вниз по поверхности воображаемой сферы.

Объединяем тезисы, описываем совокупности, связываем объекты.

Перевертыш. Правая рука ладонью вниз, пальцы полусогнуты, расслаблены. Резкий разворот ладони вверх с жесткой фиксацией полусогнутых пальцев в «когтях», переходящих в раскрытый бутон.

А такой вывод — не ожидали?

Отдельно рекомендуем отработать мягкие жесты — именно они дают ощущение королевских манер.

Жесты-паразиты

Это жесты, которые повторяются очень часто и не несут в себе никакой смысловой нагрузки.

  • потирание носа, затылка, подбородка;
  • приведение прически в порядок, приподнимание очков на переносице;
  • верчение какого-то предмета в руках;
  • стряхивание невидимых пылинок с одежды.

Заметили подобные жесты за собой — давайте им отпор! Убирайте бессмысленные, не несущие информации движения.

Жесты-паразиты можно легко обнаружить, просмотрев видеозапись своего выступления в ускоренном режиме. При таком просмотре лишние движения трудно не заметить: они становятся очевидны.

Бывает так, что жесты мелькают хаотически, подобно белому шуму, т. е. никак не соотносятся с произносимыми словами.

Классический пример такого «белого шума» — это мелкие, суетливые перебирания пальцами (заламывание пальцев, рук).

Такие жесты-паразиты невольно бросаются в глаза и раздражают слушателей. Кажется, что оратор суетится, делает много лишних движений, непонятно зачем и к чему относящихся, от него веет нервозностью и беспокойством.

Иногда оратор засовывает руки в карманы, чтобы успокоить пальцы. Но они непроизвольно продолжают движение и там. И тогда вся аудитория смотрит на шоу, которое происходит в карманах у оратора, воображая, чем же там занимаются руки выступающего.

Вывод: никогда не засовывайте руки в карманы. Только если вы опытный оратор и уверены, что непроизвольных движений руками у вас не будет — вы можете позволить себе иногда использовать карманы как базовое положение для рук.

Чтобы избавиться от беспорядочной, суетливой жестикуляции, иногда рекомендуют взять по большой толстой книге в обе руки. Делать нефункциональные жесты с такими утяжелителями становится затруднительно.

От мелких перебирающих движений пальцами помогает также такой прием: вы замыкаете большой и указательный пальцы в овал так, что подушечки пальцев упираются друг в друга. Прием совершенно простой, но работает очень эффективно! Улучшаются жесты, а оратор становится более уверенным в себе!