Подготовка кисти руки к письму

Развитие мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму

Светлана Мальчихина
Развитие мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму

Очень часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 5-6 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая задача, значит и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и тонкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Постоянная тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу — это развитие точных движений (тонкой моторики).

Часто отмечается, что у многих детей наибольшую проблему составляет неподготовленность руки к письму. В чем же причина графической неготовности к обучению письму?

Таких причин две:

1. Недостаточное развитие мелких мышц руки («физиологическая неготовность»)

2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность»)

Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развивать координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или раскрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа.

Я хочу предложить комплекс упражнений по развитию мелкой моторики.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

Отработка графических навыков.

Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. Очень важно развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь могут помочь такие знакомые всем упражнения, как:

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Это может быть горох, фасоль.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Игры — шнуровки Марии Монтессори:

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенноготовят руку к письму и развивают усидчивость.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:

Рисование линий, фигурных дорожек

Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Штриховки с различным направлением движения руки

Штриховка — одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

• Не сближать штрихи, соблюдать расстояние

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Рисование по точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику руки. Ваш ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Развитие мелкой моторики руки Мастер класс «Развитие мелкой моторики руки» Цель:показать приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных.

Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму) Актуальность. «Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень предотвращает.

Развитие мелкой моторики как средство подготовки дошкольника к письму Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих.

Развитие мелкой моторики кисти руки Развитие мелкой моторики кисти руки. Рабочая программа для детей 5–7 лет с ОВЗ. Авторы:воспитатели ВКК Г. В. Пидусова — Т. В. Проскурякова.

Развитие мелкой моторики руки у дошкольников (методические рекомендации) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 27 «Зарничка» г. Южно-Сахалинск.

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики.

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к рисованию и письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Ознакомьтесь так же:  Кожа на локтях темная и шершавая что это

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Взаимосвязь приемов народно — декоративной росписи и подготовки руки к письму. Взаимосвязь приемов народно – декоративной росписи и подготовки руки к письму. Методика, методы и приемы схожи с теми же, которые используются.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Методическая разработка на тему:
подготовка кисти рук к письму

В данном материале представлены упражнения для подготовки руки к письму, а также гимнастика для глаз.

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК К ПИСЬМУ.

«Красим забор»: движение кистей рук – вверх- вниз, затем вправо-влево.

«Погладим котенка»: плавные движения поглаживания сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьёт водичку»: локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмические наклоны рук вперед.

«Музыканты»: движениями рук дети копируют игру на различных инструментах.

«Солим суп»: локти опираются на стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Далее предлагаются упражнения на удержание кисти руки в определенной позе. Сначала ребенок действует каждой рукой поочередно, затем двумя руками одновременно.

«Зайчик»: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак; постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы – зайчик выпрямил ушки.

Упражнение можно сопровождать считалкой:

Зайчишка-трусишка Капусту нашел,

По полю бежал, Сидит, грызет.

В огород забежал, Иди прочь-

Морковку нашел, Хозяин идет.

«Кольцо»: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы и соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в разные стороны.

« Гусь»: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак . Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.

« Коза-дереза» : пальцы зажаты в кулак. Выпрямляются указательный палец и мизинец. Упражнение сопровождается известной присказкой «Идет коза рогатая…»

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево — вправо.)

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

(Закрыть глаза, расслабить ся, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгат ь глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

(Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на пол погляди.

И снова наверх — где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее.

И снова читаем. Немного еще.

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз

. «Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» — повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» — наклоны вперед — назад, носом «рисуем» дерево.

«Круг» — представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, по том против часовой стрелки.

«Квадрат» — п редложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та.

Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.Актуальность проблемы:В современных условиях система образования предъявляет высокие требования .

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев…».

Консультация для родителей.

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму.

Программа «Подготовка руки к письму» направлена на комплексную подготовку ребенка к школе, гармоничное развитие его психомоторных, художественных и интеллектуальных возмо.

Магазин Умный Ребенок

Готовим руку к письму

Чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции, а не расстройство и неудовлетворенность, очень полезно будет перед школой уделить отдельное внимание подготовке детской руки к письму.

Это нам, взрослым, процесс написания букв на бумаге кажется очень простым навыком, для дошкольника же – это сложный координационный процесс, который требует слаженного взаимодействия мышц кисти и всей руки. Помимо этого немаловажную роль в успешном овладении навыком письма играет развитие зрительных анализаторов. Очень многие ребята 5-6 лет не могут на начальном этапе обучения вычленить элементы букв, что может привести к трудностям с их точным воспроизведением.

Ребенку на первых уроках в школе предстоит не только научиться правильно обращаться с письменными принадлежностями, не просто выучить очертания букв, но и соблюдать размер букв и их ровное положение на строке, следовать орфографическим и грамматическим правилам. Все это потребует от ученика огромных физических, интеллектуальных и эмоциональных усилий. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделить большое внимание не разучиванию очертания конкретных букв, а подготовке механизмов, накоплению определенного двигательного опыта, развитию ручной умелости.

При проведении занятий обращайте внимание на соблюдение правильной рабочей позы при письме, расскажите ребенку о необходимости беречь осанку и зрение.

Успешность дошкольной подготовки руки к письму во многом зависит от того, сможете ли Вы соблюдать систематичность в проведении занятий. Занимайтесь 2-3 раза в неделю по 20-30 минут. Старайтесь выстроить занятия так, чтобы Ваш малыш не скучал на них, а воспринимал как веселую игру. Для этого чередуйте разные типы заданий.

Какие же упражнения стоит включить в программу по подготовке будущего первоклассника?

Отличный способ тренировки пальцев, развивающий гибкость и подвижность кисти, — пальчиковая гимнастика. Для того чтобы малышу было интереснее выполнять упражнения можно подобрать веселые стихи-потешки, сопровождающие разнообразные действия кисти и пальцев. Небольшая гимнастика или инсценировка пальчикового театра может стать отличной разминкой перед началом урока, которая поможет размять мышцы, активизировать руки перед предстоящими графическими заданиями.

Хорошо стимулируют активность важных для письма мышц кисти разнообразные игры с бусинами, пуговицами или мелкими камешками. Можно предложить малышу нанизать бусины на нитку, создав бусы с заданным чередованием элементов разного размера и цвета. Можно попросить ребенка рассортировать разнообразные пуговицы или бусины, сваленные в кучу, или с закрытыми глазами определить, какой из мелких предметов находится перед ним. Из камешков, круп или горошин и т. п. можно также выкладывать объемные композиции или узоры.
Еще один инструмент, который обязательно должен присутствовать на занятиях по подготовке руки к письму — ножницы. Начинать можно с вырезания по прямой линии, затем можно перейти к вырезанию разнообразных геометрических фигур с острыми и закругленными контурами по заранее очерченному наброску.

Предварительный рисунок может заранее приготовить взрослый, также можно использовать для фигурного вырезания красочные обложки журналов или открытки. Детям постарше можно предложить вырезать простейшие фигуры без нанесения предварительного контура. Стоит провести отдельные занятия для знакомства дошкольников с понятием симметрии. Получая целую фигуру из сложенного пополам листа бумаги, ребенок наглядно знакомится с основами силуэтного вырезания.

Упражнения по вырезанию также учат ребенка планировать свои действия, ведь ему необходимо заранее определить, как расположить на листе бумаги предстоящий рисунок, с какой точки начать его вырезать.
Для успешного усвоения навыков вырезания полезно будет поиграть в игру «Угадай, что я рисую». Водящий рисует в воздухе пальцем очертания той или иной фигуры или предмета, а остальные участники игры пытаются отгадать задуманное.

Простым, доставляющим юному ученику массу положительных эмоций, но очень эффективным способом подготовки руки к письму является всеми любимое раскрашивание. В отличие от кропотливой работы по написанию букв, работа разноцветными карандашами (менее желательно фломастерами) не вызывает у ребенка утомления и при этом формирует навыки, полезные для письма. Ребенок учится правильно держать в руках письменные принадлежности и проводить линии разной интенсивности и длины, совершая манипуляции, очень схожие с упражнениями на уроках чистописания.

Учите ребенка раскрашивать аккуратно, не выходя за границы и контуры. Дайте во время раскрашивания поработать с разными письменными принадлежностями, чтобы ребенок смог прочувствовать различия при работе с карандашом и ручкой, фломастером и кисточкой.

Интересным упражнением может стать также обведение понравившегося малышу рисунка по контуру при помощи прозрачной бумаги. Особенно хороши для тренировки мелкой моторики рук разнообразные узоры и орнаменты с большим количеством мелких деталей.

Отличным упражнением для развития точных движений рук, а также необходимых для успешного обучения письму внимания и усидчивости, является плетение ковриков из полосок цветной бумаги и складывание различных фигурок из бумаги в технике оригами. В настоящее время существует множество красочно иллюстрированных пособий со схемами сборок фигур разных уровней сложности.

Ознакомьтесь так же:  Как снять клей с кожи рук

Полезное упражнение для подготовки руки к письму – штриховка. При проведении занятий важным показателем является не только четкость и красота проводимых ребенком линий, но и свобода и легкость его движений. При выполнении заданий необходимо стараться не обрывать проводимую линию и не отрывать карандаш или ручку от листа бумаги. Умение плавно рисовать прямые и округлые линии слева направо очень важно для формирования красивого почерка.

Перед выполнением заданий объясните малышу, что штриховать необходимо в одном, заранее заданном направлении. При этом следует не вылезать за контуры фигуры и стремится к тому, чтобы проводимые линии были параллельными. Примерное расстояние между линиями должно быть около 0,5 см.

При развитии мускулатуры кисти дошкольника не забывайте и о занятиях лепкой. В качестве материала могут использоваться пластилин и глина, соленое тесто. Разминая массу для лепки, а также вылепливая из неё разные фигурки, ребенок укрепляет кисть, развивает точность движений.

Только после того как движения кисти ребенка при выполнении графически упражнений стали уверенными и легкими, а сам он научился соблюдать осанку при письме и правильно держать ручку и располагать на столе тетрадь, можно начинать подготовку к написанию отдельных элементов букв: наклонная прямая палочка, длинная палочка с петелькой, палочки с закруглениями внизу и вверху, овал и полуовал. В книжных магазинах можно найти самые разнообразные варианты прописей с уже готовыми заданиями.

Стремясь подготовить малыша к предстоящей учебе в школе старайтесь не переусердствовать, не стремитесь к быстрому результату, не перегружайте ребенка, сделайте его первые шаги в овладении искусством письма интересными и занимательными.

Проект на тему: «Подготовка руки к письму»

Проект «Подготовка руки к письму»

Краткое обоснование проекта

Цели и задачи проекта

Основное содержание проекта

Описание продукта проектирования

Планирование деятельности по реализации проекта

Критерии оценки эффективности проекта

Список используемой литературы

а). нормативные акты РК

б). научно – методические издания

Что такое письмо? Письмо — это способ передавать мысли, а красивое письмо — это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т. е. творить красоту. Знакомив детей с историей славянской письменности, русской «Азбуки», мы показываем, как писали раньше. И всегда стараемся сравнить письмо с чем-нибудь очень-очень красивым.

Из чего оно складывается, красивое письмо? Наверно, из «сыпкого дождика» Паустовского, из стихотворений Пушкина и Васильева, из музыки Чайковского и Шопена, из картин Васнецова и Васильевского.

Это те истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды.

Детям тоже надо дать этот глоток живительной воды. Можно начать с самого доступного и так необходимого — с природы. Сети паучков — это ведь тоже искусство, и если внимательно присмотреться, они напоминают искусство письма. Пусть ребята узнают и понаблюдают, как путешествует паучок с паутинкой вместе.

Чайковский писал, что восторги от созерцания природы выше, чем от искусства. Огромно благотворное влияние природы на душу ребенка.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе.

1.1 Краткое обоснование проекта

Одной из важнейших задач педагогов является подготовка детей к обучению в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Данная методика позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развить синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности детей, решить в комплексе задачи обучения и воспитания. На таких занятиях, ребята не чувствуют утомления и усталости, а значит, нет скучающих детей и не падает интерес детей к занятиям по подготовке к обучению грамоте и письму.

Дети неуверенно держат ручку (карандаш). Слабо развита фантазия и мелкая мускулатура пальцев рук.

Создать условия, при которых дети приобретут уверенность в своих силах, выстроив эффективную модель системы подготовки руки к письму.

1.2 Цели и задачи проекта

Разработать и внедрить модель модифицированной методики Е.Н.Потаповой по подготовке руки к письму.

Выстроить эффективную модель системы подготовки руки к письму

Осуществить подбор элементов модели по подготовке руки к письму

Подобрать систему штриховок, способствующих развитию навыков письма.

Разработать перспективный план работы с детьми и родителями

Развивать образное мышление, формировать умение создавать простые контуры изображения с помощью линеек – трафаретов.

1.3 Ожидаемый результат

Подобраны элементы модели по подготовке руки к письму.

Эффективная модель системы по подготовке руки к письму

Подобрана система штриховок, способствующих развитию навыков письма

Разработан перспективный план по работе с детьми и родителями

У детей сформировано умение создавать простые контуры изображения с помощью линеек – трафаретов.

Основное содержание проекта

2.1 Теоретическое обоснование проекта

Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь «открытых».

Можно по-разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой.

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!

Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного поколения в другое народные потешки: «сорока — белобока», «мальчик – пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» — утверждают ученые. «Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга» — по мнению М.М. Кольцовой.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?

Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко.

О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Ознакомьтесь так же:  Пузырьки на пальцах рук болят

Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведения человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки.

В.М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе закрепиться неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

В младшем и среднем возрасте работа сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в старшем возрасте пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить её к письму.

По данным наблюдений учённых, известно, что мускульная память у детей от четырёх до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение каллиграфии же начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребёнка самое сильное и самое яркое. Когда дети в первом классе начинают писать прописные буквы многие элементы не получаются и дети запоминают написание букв искажёнными. Это происходит потому, что мускулатура пальцев и кисти рук развита слабо. Учитывая это мы решили начиная уже со старшей группы развивать мелкие мышцы пальцев и кисти рук, при помощи штриховки предметов, составленных трафаретной линейкой.

На занятиях по штриховке, заинтересовываем детей составлением различных предметов в игровой форме. Но прежде всего мы познакомили детей с правилами пользования трафаретом и правилами штрихования. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие , они не чувствуют утомления.

Штриховка – это не только укрепление руки, но и развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие творческого воображения, зрительной памяти, логического мышления, таких качеств человека, как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, сила воли.

Описание продукта проектирования

Продукт проектирования состоит из модели модифицированной методики Е.Н.Потаповой, и представляет:

Подбор элементов по подготовке руки к письму,

Выстроенную модель системы,

Подборку системы штриховок, способствующих развитию навыков письма.

Разработан перспективный план работы с детьми и родителями

Планирование деятельности по реализации проекта

Перспективный план работы с детьми

Познакомить детей с трафаретной линейкой. Учить правильно пользоваться трафаретом. Закрепить умение правильно держать карандаш, знания о геометрических фигурах. Воспитывать аккуратность.

1неделя – изображение трафаретной линейки

2неделя – составление изображения домика

3 неделя – составление изображения ёлки

4 неделя – составление изображения ёжика

Продолжать учить детей пользоваться трафаретной линейкой. Познакомить детей со штриховкой прямыми линиями (сверху вниз, слева направо ). Познакомить с правилами штриховки ( не выходить за края фигуры, соблюдать параллельность линий).Развивать координацию движений рук. Учить составлять изображения предметов. Воспитывать усидчивость.

1 неделя – составление изображения дома

2 неделя – составление изображения машины

3 неделя – составление изображения конфеты

4 неделя – составление изображения башни

Продолжать учить детей составлять изображения предметов при помощи трафаретной линейки. Познакомить с новым видом штриховки по кругу ( заматывание ниточки на клубок ). Закреплять умение правильно держать карандаш. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать аккуратность.

1 неделя – составление изображения кошки

2 неделя – составление изображения лисы

3 неделя – составление изображения медведя

4 неделя – составление изображение белки

Продолжать учить составлять изображения предметов при помощи трафаретной линейки. Познакомить с новым приёмом штриховки – полукруг. Закреплять умение штриховать, используя знакомые приёмы, правила штриховки. Воспитывать усидчивость, внимательность.

1неделя – составление изображения ёжика

2 неделя – составление изображения грибов

3 неделя – составление изображения паровоза

4 неделя – составление изображения птицы

Продолжать учить детей пользоваться трафаретной линейкой .Учить составлять изображения объединенные в композицию. Закреплять навыки штрихования, умение различать геометрические фигуры .Развивать мелкую мускулатуру рук, внимание, память. Воспитывать аккуратность.

1 неделя – составление изображения “ Зимний день ”

2 неделя – составление изображения снеговика на прогулке

3 неделя – составление изображения ёлочных украшений

4 неделя – составление изображения новогодней ёлки

Продолжать учить детей составлять изображения предметов при помощи трафаретной линейки. Познакомить с новым видом штриховки “ наискосок ” Закреплять умение правильно держать карандаш, соблюдать осанку при письме. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимательность, аккуратность.

1 неделя – составление изображения деда Мороза

2 неделя – составление изображения Снегурочки

3 неделя – составление изображения снежной горки

4 неделя – составление изображения дворца Снежной королевы

Продолжать учить составлять изображения предметов при помощи трафаретной линейки. Закреплять умение штриховать в разных направлениях, правила штриховки. Воспитывать усидчивость.

1 неделя – составление изображения паровоза с вагоном

2 неделя – составление изображения печки

3 неделя – составление изображения автобуса

4 неделя – составление изображения кареты

Продолжать учить составлять изображения предметов, используя трафарет. Закреплять умения правильно держать карандаш, соблюдать осанку, штриховать в разных направлениях. Развивать мелкую мускулатуру пальцев . Воспитывать усидчивость, аккуратность.

1 неделя – составление изображения ракеты

2 неделя – составление изображения самолёта

3 неделя – составление изображения вертолёта

4 неделя – составление изображения маяка

Продолжать учить детей составлять изображения, используя трафарет, без показа образца. Развивать воображение, творчество, логическое мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

1 неделя – составление изображения птицы

2 неделя – составление изображения гусеницы

3 неделя – составление изображения бабочки

4 неделя – составление изображения детей

Перспективный план работы с родителями

Беседа на тему: “ Штриховка и её значение для письма ”

Познакомить родителей со значением штриховки для развития мелкой мускулатуры пальцев и рук.

Рекомендации для родителей по штрихованию и работе с трафаретом.

Помочь родителям организовать работу по закреплению навыков штрихования дома.

Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Организация свободной деятельности дома ”.

Выяснить чем и как занимаются дети в свободное время дома, даётся ли детям возможность рисовать карандашами, лепить. Рассказать о необходимости рисования цветными карандашами, лепке из пластилина для развития мелкой мускулатуры пальцев и рук.

Индивидуальные на тему: “Воспитание внимательности”

Предложить родителям рекомендации по развитию внимательности у детей.

Организовать выставку образцов для штрихования.

Познакомить родителей с разнообразной тематикой штрихования и видами штриховок.

Подготовить подборку физминуток.

Рекомендовать родителям использовать физминутки в домашних условиях, как залог здоровья детей.

Индивидуальная беседа с родителями о том, как ребёнок держит карандаш.

Рекомендовать родителям, чтобы во время рисования, штрихования обращали внимание, на то как ребёнок держит карандаш, добиваться правильного положения карандаша во время работы, контролировать силу нажима на карандаш.

Рекомендации родителям Стасика К., Алины П., Алины Д. о воспитании у детей уверенности в своих силах.

Помочь родителям воспитать уверенность у детей при работе самостоятельно.

Индивидуальные рекомендации для родителей на тему: “Воспитание внимательности”

Предложить родителям рекомендации по развитию внимательности у детей .

Рекомендации родителям по организации свободной деятельности.

Помочь родителям организовать свободную деятельность для развития мускулатуры пальцев и рук.

Консультация на тему: “Активизация творческих способностей детей ”

Познакомить родителей с необходимостью активизировать творческие способности детей для успешной работы с трафаретом.

Индивидуальная беседа с родителями о том, как ребёнок держит карандаш.

Предложить родителям добиваться, чтобы ребёнок правильно держал карандаш во время творческих работ.

Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Лепим, развивая руки ”.

Рекомендовать родителям , чтобы дети чаще лепили дома, т.к. при этом развивается мускулатура пальцев и рук .

Организовать просмотр для родителей занятия с элементами штрихования.

Наглядно показать родителям как дети составляют изображения при помощи трафарета и заштриховывают, соблюдая все правила.

Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости.

Дать родителям рекомендации по воспитанию у детей усидчивости, терпения и настойчивости.

Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Как я держу карандаш”.

Показать родителям необходимость правильно держать карандаш, контролировать силу нажима во время рисования.

Организовать просмотр занятия для родителей с элементами штрихования.

Показать чему научились дети благодаря совместной работе воспитателей и родителей.

Критерии оценки эффективности проекта

Модель системы по подготовке руки к письму

Элементы модели по подготовке руки к письму