Подкорковая слепота

8. Потеря Зрения, связанная с Поражением Головного Мозга

Корковые зрительные нарушения (КЗН) были первым термином, используемым, когда несмотря на то, что глаза ребенка выглядели нормально, у него были тяжелые зрительные нарушения. Термин корковая слепота также использовался, когда ребенок не мог быть обследован с помощью рутинных зрительных тестов, хотя такие дети редко были функционально слепыми. Термин КЗН может использоваться и для обозначения мозговых зрительных нарушений, однако последний термин, мозговые зрительные нарушения, чаще является более правильным, поскольку у большинства этих детей имеются как корковые, так и подкорковые поражения. Чисто корковые поражения встречаются редко.

Термин корковая зрительная дисфункция (КЗД) лучше описывает медицинские аспекты этой проблемы. Это не нарушение, а способность, которую мы оцениваем для раннего вмешательства и обучения. В психологии и специальном обучении наиболее часто используется термин когнитивная зрительная дисфункция. Некоторые люди понимают этот термин таким образом, что когнитивное зрительное нарушение не является «настоящим зрительным нарушением», если острота зрения близка к норме. Мы должны помнить, что узнавание оптотипов является одной из многих функций узнавания, когнитивной функцией. В жизни маленьких детей узнавание черт и выражений лица является более важным, чем узнавание абстрактных черно-белых форм.

Строение зрительных путей нужно помнить, когда мы обследуем детей с поражением мозга. Я рекомендую каждому рисовать эту картинку столько раз, сколько окажется необходимым, чтобы сделать это без всякого затруднения и суметь объяснить родителям, персоналу дневного стационара и учителям разные параллельные функции.

Параллельные пути являются важной особенностью зрительных путей. На каждом уровне мы имеем параллельные функции, одна из которых может быть нарушена больше, чем другая. Это приводит к большому разнообразию зрительных нарушений и объясняет, почему клинические исследования не описывают тяжесть нарушения и еще меньше — утрату функций.

На уровне сенсорных клеток находятся палочки и колбочки, магноцеллюлярный и парвоцеллюлярный пути идут от сетчатки в головной мозг, ретинокалькаринный и тектальный пути, дорсальный и вентральный потоки, а также корковые и подкорковые функции. Из многих зрительных функций только две — острота зрения при высоком контрасте, более высоком,чем когда либо встречается в повседневной жизни, и размеры поля зрения используются для классификации зрительных нарушений. В США определение «легальная слепота» означает, что в этой стране существует много «нелегальной слепоты», особенно у людей с зрительными нарушениями вследствие поражения головного мозга.

У младенцев с поражением головного мозга сенсорные функции в настоящее время исследуются лучше, чем десять лет назад, однако такие функции, как аккомодация и использование зрения при коммуникации не исследуются, хотя хорошо известно, что раннее взаимодействие заклaдывает фундамент эмоционального развития. Если поражение мозга не диагностировано, то когнитивные зрительные нарушения очень часто остаются не понятыми. Ребенка считают аутичным с задержкой развития, поскольку поведение детей с зрительными нарушениями напоминает поведение детей с аутизмом. Причины такого специфического поведения отличаются от тех, которые вызывают детский аутизм. Эти дети видят мир по-другому, чем их здоровые ровесники. Если специалисты, работающие в дневном стационаре и в школе, знакомы с типичным для таких детей поведением, диагноз может быть поставлен рано. Наиболее характерной чертой является изменчивость зрительных функций, что в некоторых случаях может быть вызвано специфической потерей некоторых зрительных функций. Задачи, связанные с утраченными зрительными функциями, ребенок выполняет хуже, чем те, которые связаны с сохранившимися.

Ребенок с нормальным интеллектуальным развитием учится избегать трудных ситуаций при помощи компенсаторных функций. Если ребенок, только что начавший ходить, с трудом узнает черты и выражения лица, он не может общаться с другими малышами, что в этом возрасте базируется на зрительной информации. Поэтому он держится поближе к учителю, разговаривает с ним и часто даже ведет себя как его помощник, чтобы преодолеть стрессовые ситуации, возникающие при коммуникации.

Для ребенка, сильно зависимого от слуховой информации, пребывание в шумном дневном стационаре часто бывает настолько стрессовым, что он предпочитает оставаться в углу или может даже закрыться в шкафу, чтобы поиграть в приятной обстановке.

Поход с родителями в магазин может расстраивать ребенка, так как он боится потерять их в толпе. Пляжи и бассейны особенно проблематичны для ребенка, поскольку разница в одежде так мала, что ему трудно узнать родителей. В Финляндии дети с церебральным параличом (ДЦП) ходят с матерями в сауну перед занятиями в бассейне. В сауне у детей, которые не узнают людей, случаются «панические реакции», если мать исчезает в толпе обнаженных женщин. Эти «панические реакции» проходят, если мать носит что-нибудь легко узнаваемое на своей руке или ноге. Если трехлетний ребенок внезапно теряет свою мать из виду, его паника понятна.

Такие дети часто используют цвета одежды, чтобы описать других людей: девочка в красной юбке, мальчик в желтой кепке. Ребенок с феноменом повышенной скученности может рано выучить буквы, но не может научиться читать слова, состоящие более чем из трех букв. Мой четырехлетний пациент хорошо описал эти трудности, сказав, что буквы в более длинных словах нельзя прочитать, потому что «они обнимают друг друга». Это прекрасно описывает, как буквы частично накладываются одна на другую. Ребенок с остротой зрения 0.8 вдаль по одиночным символам может вблизи иметь остроту зрения 0.08 по тесту ЛЕА со Скученными символами и нуждаться в CCTV. Дети, которые лучше воспринимают «форму в движении», могут двигать текст под CCTV, чтобы увеличить поступление информации по этому каналу, а не для того, чтобы досадить своим учителям.

Некоторые дети поздно начинают рисовать, некоторые — никогда. У них могут быть проблемы с координацией глаз-рука, восприятием сложных картинок и строения эгоцентрического пространства .

Когда пространственные концепции у ребенка слабые или искаженные, ему трудно ориентироваться в пространстве. Некоторые дети не видят различий между тенью и порогом, поэтому они используют тактильную информацию, т. е. ощупывают ногой или рукой. Перемещение с тренировочного мата на ковер может вызывать у младенца страх, так как «обрыв» высотой менее пяти сантиметров кажется им слишком высоким.

Если качество первичного изображения плохое вследствие низкой контрастной чувствительности или лоскутной потери поля зрения, ребенок может заблудиться даже в собственной комнате.

Когда восприятие окружающих объектов нарушено, ребенок учится пользоваться памятью, чтобы находить игрушки, одежду и т.п., помещая их в определенном порядке, как это делают слепые дети. Если кто-нибудь переместит одну из вещей, ребенок сильно расстроится, когда не сможет найти эту вещь на привычном месте или в пределах полуметра от него.

Если восприятие движения плохое, ребенок может бояться маленьких, а не больших собак. Маленькие собаки быстро перемещаются с места на место и, если это движение не воспринимается, ребенок никогда не знает, где собака появится снова. У таких детей позже возникают большие проблемы при уличном движении. Даже если они учатся делать заключение, что машина, которая только что была перед одним домом, а теперь находится перед другим домом, движется, они не воспринимают основной элемент относительных и реальных движений.

Многие дети с зрительными нарушениями вследствие поражения головного мозга ведут себя дипломатично, прося о помощи при выполнении задач, с которыми они не могут справиться сами. Этот способ хорошо работает дома и в детском саду, но когда ребенок идет в школу, этим полезным способом больше не разрешают пользоваться, что усиливает разочарование, испытываемое ребенком в новом месте и в новой группе детей .

Тесты на когнитивное зрение используются психоневрологами, которые сначала должны исследовать качество зрительной информации, используемой при тестировании. Чтобы сделать такое обследование быстрым и легким, я разработала полдюжины тестов, которые оценивают ранние стадии высших зрительных функций. Мы уже обсуждали тест с Выражениями лица Хайди, LEA-головоломку и тесты для определения остроты зрения для диагностики феномена повышенной скученности (подробности см. на слайде 50). Существуют две модификации психоневро-логических тестов — Прямоугольники LEA и Почтовый Ящик LEA. Их нужно использовать перед более сложными тестами.

PV-прямоугольники — обучающая игрушка, созданная на основе прямоугольников Эффрона для оценки зрительного восприятия размеров. Почтовый Ящик LEA используется для оценки зрительного восприятия ориентации линий.

За восприятием движения можно наблюдать во время измерения остроты зрения с помощью Решеток LEA, во время теста Прячущаяся Хайди, катая мячи разного размера, а также, наблюдая за поведением ребенка, когда ему показывают фигуру в движении.

Зрительное восприятие направления линий состоит из двух компонентов. Информация для движений руки находится в теменной доле, а для восприятия картинки — в нижневисочной. Чтобы понаблюдать за первой из этих функций, ребенка просят опустить карточку в Почтовый Ящик LEA через прорезь. Давая ребенку карточку, ее ориентируют в направлении, отличающемся от направления прорези в почтовом ящике. Если ребенок воспринимает направление прорези в почтовом ящике, то он поворачивает карточку правильно еще до того, как она переместится на половину расстояния до прорези (функция дорсального потока). Если ориентация не воспринимается, карточка касается «почтового ящика», сохранив свою первоначальную ориентацию, и не проходит через прорезь. В этом случае нужно потренироваться опускать карточку через прорезь, чтобы понять, поддается ли эта функция тренировке.

Другая часть теста более трудная, так как маленькие дети не понимают, когда мы просим их показать ориентацию прорези с расстояния более полуметра, не приближая карточку (функция вентрального потока). В такой ситуации часто нужен еще один взрослый. Он делает вид, что не замечает неправильной ориентации карточки, поворачивает ее в разных направлениях и спрашивает ребенка, одинаковая ли ориентация у карточки и у прорези. Если, используя только зрительную информацию, ребенок не в состоянии определить ориентацию линий, то ему трудно их рисовать и рисование углов не имеет смысла.

Подкорковая слепота

Роль эмоционального напряжения в развитии начальных форм хронической цереброваскулярной недостаточности: Литература

Классификация деменций

Отделение неврологии Манчестерской королевской геронтологической клиники, Великобритания

Корково-подкорковые энцефалопатии

Для двух заболеваний — болезни Леви и корково-базальной дегенерации характерны признаки как коркового, так и подкоркового синдромов, что обусловлено распространением патологического процесса в коре и в белом веществе головного мозга. При болезни Леви (с одноименными тельцами) распределение патологических изменений достаточно равномерно, а при корково-базальной дегенерации имеется выраженная асимметрия патологических изменений.

Болезнь с тельцами Леви Болезнь с тельцами Леви [8] представляет собой заболевание, характерное для пожилого возраста, и в типичных случаях спорадическое. Психические изменения развиваются до или после появления признаков болезни Паркинсона, в частности акинезии, ригидности и тремора, которые регрессируют при назначении L-ДОФА. Изменения в мозговой коре могут привести к развитию таких симптомов корковой дисфункции, как афазия, агнозия и апраксия. Однако доминирующим признаком болезни является изменение психического состояния со зрительными иллюзиями и галлюцинациями, которые приводят к вторичным нарушениям. Психическая патология, возможно обусловленная одновременным поражением коры и подкоркового вещества, имеет существенное диагностическое значение, поскольку она не характерна для избирательной корковой или подкорковой энцефалопатии. В тех случаях, когда при этих заболеваниях развивается спутанность, обычно она обусловлена разного рода осложнениями, лекарственной интоксикацией, применением анестетиков и относительной сенсорной депривацией в ночное время или при помещении больного в незнакомую обстановку. ЭЭГ при болезни Леви отражает характерное выраженное замедление биоэлектрической активности, иногда периодические волновые комплексы. По данным КТ, определяется мозговая атрофия, ОФЭКТ дает возможность выявить уменьшение поглощения соответствующих маркеров в мозговой коре, особенно в задних отделах полушарий.

Распределение атрофии в коре напоминает таковое при болезни Альцгеймера, а именно поражаются преимущественно задние височные отделы и гиппокамп. Характерные включения типа телец Леви имеют место в клетках черной субстанции и всей мозговой коры.

Корково-базальная дегенерация [5] представляет собой нейропсихологический синдром, характеризующийся апраксией, сочетающейся с деменцией подкоркового типа. Типичными для заболевания являются замедление психических процессов, ригидность и персеверации. Апраксия асимметрична, преимущественно проявляется в движениях рук, изредка ног, мимической мускулатуры, а в ряде случаев движения всего тела являются апраксичными. Целенаправленные движения конечностей постепенно нарушаются и могут развиваться так называемые автономные движения — . У больных также возможно появление дополнительных признаков поражения теменной доли, в частности, в виде зрительно-пространственных нарушений.

В неврологическом статусе имеют место признаки поражения базальных ганглиев, асимметричная акинезия и ригидность (в основном в руках), тремор рук, дистоничные движения и миоклонии.

При КТ выявляется атрофия мозга. При использовании ПЭТ и ОФЭКТ могут быть обнаружены изменения базальных ганглиев и лобно-теменной коры. На ЭЭГ регистрируются неспецифические изменения в виде асимметричных медленных волн.

При изучении аутопсийного мозга обнаруживаются признаки асимметричной атрофии в лобно-теменной коре. При гистологическом исследовании черной субстанции, базальных ганглиев и лобно-теменной коры видны набухание, слабая базофилия или ахромазия нейронов с включениями, которые дают положительную реакцию на тау-белок.

Повторные инсульты приводят к накоплению и усугублению неврологических и психологических нарушений. Повторение острых эпизодов в анамнезе в сочетании с признаками множественных инфарктов или геморрагий по данным компьютерной томографии не оставляет место для диагностических сложностей.

Когда сосудистые изменения охватывают преимущественно только подкорковое белое вещество, развивается характерный подкорковый синдром (подкорковая атеросклеротическая деменция), которая на этой стадии болезни имеет прогрессирующее течение без выраженных обострений (острых эпизодов). Этот синдром требует дифференциальной диагностики с подкорковыми нейродегенеративными заболеваниями и полушарной гидроцефалией .

Если же сосудистые нарушения имеют место как в коре, так и в подкорковом веществе, а в анамнезе также отсутствуют повторные острые инсультоподобные эпизоды, то клиническая картина мультиинфарктной деменции (корковой и подкорковой) может при поверхностном наблюдении напоминать болезнь Альцгеймера. При проведении КТ, МРТ и функционального нейроимиджинга (ПЭТ, ОФЭКТ) выявляются асимметрично расположенные фокальные изменения в ткани полушарий мозга. Им соответствуют и патологоанатомические изменения в виде микроинфарктов, которые локализуются преимущественно в глубинных отделах белого вещества, близко к стенкам мозговых желудочков; определяются также кистозные изменения вокруг кровеносных сосудов в базальных ганглиях (лакунарный статус) и возможно выявление фокальных изменений в коре.

Мультифокальная энцефалопатия

В этих случаях речь идет о подострых губчатых энцефалопатиях, характеризующих прионные болезни. К числу таких заболеваний относится, например, болезнь Крейтцфельда — Якоба [9]. Они отличаются редкостью семейного отягощения, быстро прогрессирующим течением, часто заканчивающимся летально в течение 6 мес. Более длительное течение заболевания возможно в ряде случаев при семейных формах заболеваний, например при синдроме Герстманна — Штреусслера — Шнейкера.

течение заболевания отражает быстрое распространение патологического процесса на различные анатомические образования и функциональные системы, что обусловливает наличие разнообразных неврологических и психологических симптомов. У некоторых больных в начале заболевания имеют место неврологические симптомы, такие как мозжечковое поражение, корковая слепота, сенсорные и моторные нарушения, миоклонии, эпилептические припадки. Фокальные психологические синдромы, такие как афазия и атаксия, также могут являться первыми признаками заболевания. При преимущественном вовлечении таламических структур могут наблюдаться клинические признаки прогрессирующей сомноленции (фатальная инсомния). Несмотря на явную гетерогенность симптомов на ранних стадиях болезни, имеются и характерные нарушения, редко выявляемые при других энцефалопатиях. Уровень бодрствования у больного крайне вариабелен и определяются его выраженные колебания (так называемые драматические флюктуации). В течение длительных периодов времени больной может оставаться практически неподвижным с открытыми и устремленными в пространство глазами и кататоническим застыванием конечностей. В эти периоды (фазы) контакты с больным невозможны. Но затем пациенты начинают двигаться и говорить, исчезают кататонические явления и больной может вспомнить и проанализировать события, которые имели место во время описанной фазы. Последнее указывает на то, что даже в период, когда контакт с больным был невозможен, он не находился в бессознательном состоянии. При прогрессировании болезни восстановление контакта с больным имеет место все реже и реже, пока преобладающими не становятся признаки акинетического мутизма.

Ознакомьтесь так же:  Близорукость и занятия карате

Выраженные неврологические и психические нарушения сопровождаются выраженными изменениями на ЭЭГ с грубым замедлением биоэлектрической активности и периодическими трехфазными комплексами. По данным КТ, могут отмечаться неспецифические признаки мозговой атрофии. По данным ОФЭКТ, имеет место гнездное уменьшение поглощения соответствующего биохимического маркера в коре. При аутопсии обнаруживается, что размеры и вес мозга нормальны. Однако при гистологическом исследовании выявляются изменения, характерные для губчатых (спонгиозных) энцефалопатий с утратой нейронов, глиозом в коре полушарий и мозжечка, а также в сером веществе базальных ганглиев в сочетании с амилоидными и прионовыми бляшками.

Диагностическая стратегия при синдроме деменции

Корковые, подкорковые, корково-подкорковые и мультифокальные энцефалопатии отличаются различной выраженностью психических и неврологических изменений в течение заболевания (табл. 2). Корковые энцефалопатии характеризуются выраженными психическими изменениями на достаточно ранних стадиях болезни, когда еще отсутствуют неврологические симптомы. В то же время подкорковые энцефалопатии характеризуются значительными неврологическими изменениями; изменения психических функций могут быть менее выраженными и проявляться в основном на поздних стадиях заболевания. При корково-подкорковых и мультифокальных энцефалопатиях неврологическая симптоматика развивается параллельно с психическими нарушениями.

Подкорковая слепота

проблемы со зрением, глазами по неврологическим причинам

проблемы со зрением, глазами по неврологическим причинам

Сообщение shkurday » Сб авг 29, 2009 18:41

Сообщение Наталья Борисовна » Вс сен 20, 2009 07:03

колобома радужки

Сообщение яя » Вс фев 13, 2011 19:57

Сообщение Наталья Борисовна » Вс фев 20, 2011 11:03

Сообщение яя » Пн фев 21, 2011 05:46

Сообщение Наталья Борисовна » Пн фев 21, 2011 20:53

Сообщение яя » Вт фев 22, 2011 08:41

а как можно показать фотографии? я с компьютером не в очень хороших отношениях . я поищу как можно разместить фото и напишу. если не получится может я вам адрес в мире напишу и вы посмотрите? так можно?

Добавлено спустя 12 минут 50 секунд:

или если у вас есть почтовый ящик я могу на него скинуть фотографии. только ваш адрес напишите

Центральная слепота. Слепота корковая

— слепота, обусловленная поражением зрительных центров в коре большого мозга.

Расстройства, возникающие при поражении вторичных гностических зон носят название “агнозии”. У человека есть элементарные зрительные ощущения, то есть он не слепнет, но нет объединения отдельных воспринимаемых признаков в целое; узнавание целого осуществляется по догадке, на основе отдельных признаков, а не всего набора признаков;

Конкретные виды зрительных агнозий, возникающих как при поражении затылочной области левого, так и правого полушарий:

1. Предметная агнозия. Основной дефект – нарушение целостного восприятия предмета при возможности опознания отдельных его признаков (отсутствие процесса узнавания). Опознание предметов посредством тактильной чувствительности остается сохранным.

Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности — от максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). В ряде случаев отмечается слабость оптических представлений — больные не в состоянии представить себе, как выглядит тот или иной знакомый объект (например, кофейник, Кремль, троллейбус). Копирование рисунков может быть сохранным, при этом не понимает, что он нарисовал.

Максимальная степень предметной агнозии, как правило, говорит о двухстороннем поражении задневисочных или затылочных зон мозга.

2. Прозопагнозия (лицевая агнозия). Невозможность синтезировать признаки лица в целостное восприятие лица. Люди с этим расстройством легко отличают глаза от носа и понимают, что лицо является лицом. Но они не могут узнать тот же набор черт лица, когда видят его второй раз. В некоторых серьезных случаях они не узнают свое лицо в зеркале.

Одна женщина рассказала исследователю, что когда она стоит в очереди в туалет перед зеркалом, она корчит рожи, чтобы понять, какое из лиц в зеркале принадлежит ей. Брэд Питт, страдающий этим расстройством, говорит «Многие люди ненавидят меня, так как считают, что я отношусь к ним пренебрежительно» . Он предпочитает оставаться дома, чтобы свести к минимуму контакты с людьми, которых он может обидеть тем, что не узнает их в лицо.

Локализация: поражения правой височной области – средних и задних ее отделов.

3. Буквенная агнозия (встречается редко). Невозможность синтеза отдельных признаков в целостное восприятие буквы, распад четкого значения буквенных знаков. Человек может правильно скопировать буквы, но оказывается не в состоянии их правильно прочитать. У них распадается навык чтения (первичная алексия).

Локализация: нарушение связано с поражением левой теменно-затылочной области.

4. Цветовая агнозия, в отличие от нарушений цветоразличения, является нарушением высших зрительных функций. В клинике описаны нарушения цветового гнозиса, которые наблюдаются на фоне сохранного цветоощущения. Такие больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют. Однако им трудно, например, соотнести цвет с определенным предметом и наоборот; они не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, елки и т. д. Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета (что бывает зелёным?). Нарушение ассоциации цвета с предметом.

Локализация: левая и правая затылочные области.

5. Симультанная агнозия — потеря способности распознавать конфигурации предметов и объектов, которые составляют единое целое. При этом поле зрения сужается к восприятию одного единственного объекта, при этом каждый отдельный предмет этой группы рассматривается и распознается вполне адекватно.

Если пациенту дать задание поставить точку в центре окружности, то больной не сможет выполнить заданное, так как в данном случае необходимо восприятие и взаимосвязь всех трех объектов сразу (границы окружности, её центр, кончик карандаша). При этом больной «видит» лишь один объект из трех.

Локализация: нарушение возникает при поражениях передних отделов затылочной области на границе с теменной, либо при двусторонних, либо при правосторонних поражениях.

6. Односторонняя оптическая агнозия. У этого нарушения много синонимов, например – левостороннее зрительное игнорирование. Дефект – невозможность синтеза информации от левого и правого полуполей зрения. Механизм нарушения исследован плохо. Предполагается, что оно связано с нарушением фиксации взгляда, либо с нарушением взаимодействия ЛП и ПП головного мозга.

Локализация недостаточно изучена, предполагается поражение затылочной доли ПП, лобных долей и подкорковых образований (все в ПП). Аналогичные расстройства могут быть при поражении ЛП, если ПП доминантно по речи.

7. Оптико-пространственная агнозия (апрактоагнозия). Синдром нарушения зрительного восприятия и движения. Нарушение синтеза признаков в целое в их пространственной взаимосвязи. Нарушение действий, требующих пространственной ориентировки. Неправильная оценка расположения отдельных признаков объекта в пространстве, а также объектов относительно друг друга(лево-право, низ-верх, больше-меньше, дальше-ближе)

Локализация: верхние отделы Л и П затылочной области на стыке с теменной.

8. Псевдоагнозия. Относится ко всем видам агнозий, которые возникают при поражении лобных отделов головного мозга.

Псевдоагнозии имеют дополнительный элемент, которого нет в агнозиях: диффузное, недифференцированное восприятие признаков. Псевдоагнозии возникают при серьезных интеллектуальных нарушениях — деменциях.

Восприятие, освобожденное от организующей функции мышления, становится рассредоточенным: несущественные признаки предметов могут становиться в центре внимания, что и приводит к неправильному узнаванию (лошадь воспринимается как птица, потому что уши стоят торчком, а на то, что лошадь впряжена в телегу, внимание не обращается). При псевдоагнозиях перевернутые предметы неправильно узнаются, тогда как показанные в прямой экспозиции — узнаются.

Г. В. Биренбаум описала в 1948 г. больного К., у которого на фоне органической деменции выступили расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы. Она (назвала подобное нарушение «псевдоагнозией». При показе треугольника он говорит: «Клином как-то, а назвать не могу, я вижу клин в трех местах, клин- трехклинник». При экспозиции четырехугольника больной говорит: «Мне трудно сказать (обводит пальцем) — прямая, прямая, прямая и прямая». При экспозиции незаконченного круга видит прежде всего изъян: «здесь провал какой-то», в то же время воспринимает симметрию формы.

Подкорковая слепота

Керимли Тамерлан, 17 лет

Диагноз: детский церебральный паралич, эпилепсия

Требуется помощь

Керимли Тамерлан, 17 лет

Диагноз: детский церебральный паралич, эпилепсия

Тамерлан с родителями живёт в г. Москве. Тамерлан поздний и долгожданный ребенок в семье. Родился он 7 июня 1999 года, недоношенным (7 месяцев). Диагноз при рождении неутешительный: внутриутробная гипоксия, ранняя отслойка плода, не раскрытие легких, кровоизлияние 3-ей степени. На аппарате искусственной вентиляции лёгких малыш находился 1,5 месяца.

Мама Тамерлана вспоминает: «После выписки из отделения патологии недоношенных, нас ожидала тяжелая и долгая дорога жизни ДЦПешки. После прививки в 7 месяцев, в нашу жизнь добавился ещё диагноз – Эпилепсия. Так и живём по сей день; то реабилитируемся, то лечим эпиприступы, то идем вперед семимильными шагами, благодаря хорошему реабилитологу, то тормозим.

В 3 года у нас обнаружилась подкорковая слепота, и конечно сыночку моему очень тяжко пришлось, стресс от того что он оказался в темноте, был очень сильный. Но желание жить было и есть и у сына, и у меня, и оно сильное и огромное, его, наверное, невозможно сломить, уменьшить, приглушить. Мы не сдаемся, ездим, лечимся, реабилитируемся, обкалываемся, плаваем. Можно сказать, что мы мобильные, беря на чашу весов тяжесть ДЦП, и стараемся ездить и увидеть, обхватить необъятное. Наша семья вообще позитивная, мы дружим и помогаем другим».

Не смотря на возраст, Тамерлан до сих пор самостоятельно не садится. Стоит при поддержке за туловище. Не говорит, понимает обращенную речь на обиходно-бытовом уровне. Самостоятельно не ест, не пьет, не одевается.

Низкий поклон доброму человеку, перечислившему денежные средства на лечение Тамерлана в центре «Сделай шаг» г. Домодедово. Стоимость курса составила: 121 100 рублей . Большое спасибо, что поддержали Тамерлана и его родителей!

На главную страницу

15-летний Тамерлан не ходит и не видит. У мальчика тяжелое ДЦП и эпилепсия. Ребенку можно помочь, отправив его на лечение в профильный по его заболеванию санаторий в г.Анапа.

Москвичу Тамерлану Керимли 15 лет. Вроде бы большой мальчик, но для мамы он вечно маленький сын. Тамерлан поздний и долгожданный ребенок. Диагнозы при его рождении звучали неутешительно: внутриутробная гипоксия, ранняя отслойка плода, нераскрытие легких, кровоизлияние 3-ей степени. После выписки из отделения патологии недоношенных, родителей малыша ожидала тяжелая и долгая дорога всех «ДЦПшек». В 7 месяцев у мальчика диагностировали и эпилепсию. А еще через пару месяцев из семьи ушел папа.

Бороться с заболеванием маме Тимоши (так Наталья называет сына) пришлось в одиночку. Так Наталья с Тамерланом живут и по сей день: в поиске нужных клиник и реабилитационны х центров, в лечении приступов, порой – идут вперед семимильными шагами, а иногда приходится тормозить, чтобы не усугубить эпиприступы.

В 3 года у мальчика обнаружилась подкорковая слепота, в один день ребенок оказался навсегда в полной темноте. Тамерлан плакал, тер глаза кулачками и не мог понять, что произошло. Стресс у ребенка оказался сильным. Он долго привыкал к тому, что не может увидеть маму, машинки у окна, любимого кота Поню. Но желание жить у Тамерлана огромное. Мама с сыном не сдаются, мальчик регулярно проходит реабилитацию, плавает, занимается на лошадях и успехи приходят.

«Можно сказать, что мы мобильные, — делится Наталья, — стараемся ездить во многие места и увидеть, а, вернее, пощупать все интересное, обхватить необъятное, все, что возможно и невозможно. Нашу маленькую семью можно смело назвать позитивной. Да, мне тяжело, да, не хватает денег, помощи, когда нужно срочно отлучиться по делу, а парализованного ребенка одного не оставишь, тяжело, конечно, и даже очень. Но у нас много друзей , мы умеем дружить и даже сами в чем-то помогаем».

В доме у Натальи и Тимоши живут потешные кот Поня и щенок Бантик. Друзья часто приходят в гости в семью, где слышится смех, лай, мурлыканье, где хозяйка ждет с горячим пирогом и всегда поддержит задушевный разговор. Светло в их доме, нет и тени безутешных страданий. Но трудности есть, и их нужно решать.

15 лет – переходный возраст, когда организм подростка то и дело выдает «сюрпризы». В случае особых детей такие пубертальные скачки могут дать необратимые нарушения. И лучшая борьба с ними – это возможность подхватить на начале возможных трудностей, не дожидаясь ухудшений.

К сожалению, небольшие ухудшения в состоянии здоровья мальчика уже начались: стала болеть и давать больший наклон искривления спина, слабеть ноги, участились приступы. Тамерлану нужно пройти противорецидивн ое лечение. На юге России, в Анапе, есть замечательный, приспособленный для колясочников санаторий «Анапа», где проводятся важные процедуры: массаж, мануальная терапия, иглоукалывание, бассейн, а главное – море, с отдельным приспособленным для особых пациентов санатория пляжем. Море придает силы, смягчает натруженные спастикой мышцы и просто дарит радость, и это тоже очень нужно таким детям, как Тамерлан.

«Я очень люблю своего сына, восхищаюсь и преклоняюсь перед его стойкостью. И перед всеми детьми, которые борются с тяжелыми недугами. Конечно отнятое болезнью детство, ничем не заменишь, но мы, мамы, будем стараться, сильно стараться, чтобы сделать эту пропасть поменьше, протянуть над ней невидимые нити-паутинки нашей любви и доброты. Мы с сыном половинки одного целого, любите и вы своих малышей, просто за то, что они есть», — делится с нами Наталья.

Стоимость лечения за курс в санатории «Анапа» составляет 177 420 рублей. Давайте подарим Тамерлану возможность пройти эту реабилитацию!

Подкорковая слепота

Тема: #53012 02.02.06 15:53 Просмотров: 2707 [101 ]

Ознакомьтесь так же:  Бельмо операция

Сообщений: 12 Оценка: 0.00

28 февраля 2002 года родился наш Даниил. Мама»>
В семье он третий сын.Старший Дмитрий -13 лет,средний Николай -11,5 лет.
В семье все детки крещеные, с мужем мы вечаные. Родился он доношенным мальчиком весом 3000 гр. и ростом 50 см.
На вторые сутки в роддоме его забрали в кювез. Он не сосал самостоятельно (не было глотательных и сосательных рефлексов). Срочно вызвали врачей. Потом нас перевели в Институт Педиатрии. Диагноз поставили: Органическое поражение центральной нервной системы, подкорковая слепота. В течении года мы постоянно лежали в больнице, т.к у нас иммунитета вообще не было.Постепенно начало возвращаться зрение ( но не до конца у нас косоглазие и в даль мы не видим), мы научились самостоятельно сосать и сидеть. Постоянно лечимся в больнице №18 г. Москвы. Сейчас нам 4 года, мы не ходим, только ползаем, говорить не говорит, но начинает
произносить звуки. Хотелось бы съездить в специализированный санаторий в г. Евпаторию на лечение. Путевка стоит очень дорого(приблизительно 46000 руб.). Помимо путевки нам порекомендовали уколы «Цереброкурин» одна ампула стоит 50$, а ему нужен 10 таких ампул и делать эти уколы желательно раз в три месяца! Дело в том что на первый курс мы заняли
деньги (практически уже отдали долг).Самостоятельно приобрести у нас не хватает средств.
Помогите пожалуйста!
Валентина Булах
+7(905)538-35-87 (моб.)
Переводы по России
Сбербанк России г. Москва
Королевское отделение №2570/0117
Среднерусского банка СБ РФ
Номер счета банка:30101810400000000225
В ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России
БИК 044525225
ИНН 7707083893
Р/сч 303018101400004017
Рублевый счет:
42306. 810. 3. 4017. 3711963
Получатель:
Булах Валентина Сергеевна

Сбербанк России г. Москва
Королевское отделение №2570
Среднерусского банка СБ РФ
В ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России
БИК 044525225
ИНН 7707083893
КПП 501802001
Р/сч 303018101400004017
К/с 30101810400000000225
Валютный счет:
40817.810.5.4017.0209439
Получатель:
Булах Валентина Сергеевна
Cканы документов приводятся в сообщениях ниже, мне помогла их вставить Елена Викторовна.

Булах Валентина Сергеевна

православный христианин

Зрительная система

Основы психофизиологии., М. ИНФРА-М, 1998, с.57-72, Глава 2 Отв.ред. Ю.И. Александров

2.1. Строение и функции оптического аппарата глаза

Глазное яблоко имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект и обеспечивает хорошую фокусировку изображения на всей светочувствительной оболочке глаза — сетчатке. На пути к сетчатке лучи света проходят через несколько прозрачных сред роговицу, хрусталик и стекловидное тело. Определённая кривизна и показатель преломления роговицы и в меньшей мере хрусталика определяют преломление световых лучей внутри глаза. На сетчатке получается изображение, резко уменьшенное и перевернутое вверх ногами и справа налево (рис. 4.1 а). Преломляющую силу любой оптической системы выражают в диоптриях (D). Одна диоптрия равна преломляющей силе линзы с фокусным расстоянием 100 см. Преломляющая сила здорового глаза составляет 59D при рассматривании далеких и 70,5D при рассматривании близких предметов.

Рис. 4.1. Ход лучей от объекта и построение изображения на сетчатке глаза (а). Схема рефракции в нормальном (б), близоруком (в) и дальнозорком (г> глазу. Оптическая коррекция близорукости (д) и дальнозоркости (е)

2.2. Аккомодация

Аккомодацией называют приспособление глаза к ясному видению объектов, расположенных на разном расстоянии (подобно фокусировке в фотографии). Для ясного видения объекта необходимо, чтобы его изображение было сфокусировано на сетчатке (рис. 4.1 б). Главную роль в аккомодации играет изменение кривизны хрусталика, т.е. его преломляющей способности. При рассматривании близких предметов хрусталик становится более выпуклым. Механизмом аккомодации является сокращение мышц, изменяющих выпуклость хрусталика.

2.3. Аномалии рефракции глаза

Две главные аномалии рефракции глаза близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия). Эти аномалии обусловлены не недостаточностью преломляющих сред глаза, а изменением длины глазного яблока (рис. 4.1 в, г). Если продольная ось глаза слишком длинна (рис. 4.1 в), то лучи от далёкого объекта сфокусируются не на сетчатке, а перед ней, в стекловидном теле. Такой глаз называется близоруким. Чтобы ясно видеть вдаль, близорукий должен поместить перед глазами вогнутые стекла, которые отодвинут сфокусированное изображение на сетчатку (рис. 4.1 д). В отличие от этого, в дальнозорком глазу (рис. 4.1 г) продольная ось укорочена, и поэтому лучи от далёкого объекта фокусируются за сетчаткой, Этот недостаток может быть компенсирован увеличением выпуклости хрусталика. Однако при рассматривании близких объектов аккомодационные усилия дальнозорких людей недостаточны. Именно поэтому для чтения они должны надевать очки с двояковыпуклыми линзами, усиливающими преломление света (рис. 4.1 е).

2.4. Зрачок и зрачковый рефлекс

Зрачок — это отверстие в центре радужной оболочки, через которое свет проходит в глаз. Он повышает чёткость изображения на сетчатке, увеличивая глубину резкости глаза и устраняя сферическую аберрацию. Расширившийся при затемнении зрачок на свету быстро сужается («зрачковый рефлекс»), что регулирует поток света, попадающий в глаз. Так, на ярком свету зрачок имеет диаметр 1,8 мм, при средней дневной освещённости он расширяется до 2,4 мм, а в темноте — до 7,5 мм. Это ухудшает качество изображения на сетчатке, но увеличивает абсолютную чувствительность зрения. Реакция зрачка на изменение освещённости имеет адаптивный характер, так как стабилизирует освещённость сетчатки в небольшом диапазоне. У здоровых людей зрачки обоих глаз имеют одинаковый диаметр. При освещении одного глаза зрачок другого тоже суживается; подобная реакция называется содружественной.

2.5. Структура и функции сетчатки

Сетчатка — это внутренняя светочувствительная оболочка глаза. Она имеет сложную многослойную структуру (рис. 4.2). Здесь расположены два вида фоторецепторов (палочки и колбочки) и несколько видов нервных клеток. Возбуждение фоторецепторов активирует первую нервную клетку сетчатки — биполярный нейрон. Возбуждение биполярных нейронов активирует ганглиозные клетки сетчатки, передающие свои импульсы в подкорковые зрительные центры. В процессах передачи и переработки информации в сетчатке участвуют также горизонтальные и амакриновые клетки. Все перечисленные нейроны сетчатки с их отростками образуют нервный аппарат глаза, который участвует в анализе и переработке зрительной информации. Именно поэтому сетчатку называют частью мозга, вынесенной на периферию.

2.6. Структура и функции слоёв сетчатки

Клетки пигментного эпителия образуют наружный, наиболее далекий от света, слой сетчатки. Они содержат меланосомы, придающие им чёрный цвет. Пигмент поглощает излишний свет, препятствуя его отражению и рассеиванию, что способствует чёткости изображения на сетчатке. Пигментный эпителий играет решающую роль в регенерации зрительного пурпура фоторецепторов после его обесцвечивания, в постоянном обновлении наружных сегментов зрительных клеток, в защите рецепторов от светового повреждения, а также в переносе к ним кислорода и питательных веществ.

Фоторецепторы. К слою пигментного эпителия изнутри примыкает слой зрительных рецепторов: палочек и колбочек. В каждой сетчатке человека находится 6-7 млн. колбочек и 110-125 млн. палочек. Они распределены в сетчатке неравномерно. Центральная ямка сетчатки — фовеа (fovea centralis) содержит только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а количество палочек увеличивается, так что на дальней периферии имеются только палочки. Колбочки функционируют в условиях больших освещённостей, они обеспечивают дневное и цветовое зрение ; более светочувствительные палочки ответственны за сумеречное зрение.

Цвет воспринимается лучше всего при действии света на центральную ямку сетчатки, в которой расположены почти исключительно колбочки. Здесь же и наибольшая острота зрения. По мере удаления от центра сетчатки восприятие цвета и пространственное разрешение постепенно уменьшается. Периферия сетчатки, на которой находятся исключительно палочки, не воспринимает цвета. Зато световая чувствительность колбочкового аппарата сетчатки во много раз меньше, чем у палочкового. Поэтому в сумерках из-за резкого понижения колбочкового зрения и преобладания периферического палочкового зрения мы не различаем цвет («ночью все кошки серы»).

Зрительные пигменты. В палочках сетчатки человека содержится пигмент родопсин, или зрительный пурпур, максимум спектра поглощения которого находится в области 500 нанометров (нм). В наружных сегментах трёх типов колбочек (сине-, зелено- и красночувствительных) содержатся три типа зрительных пигментов, максимумы спектров поглощения которых находятся в синей (420 нм), зеленой (531 нм) и красной (558 нм) областях спектра. Красный колбочковый пигмент получил название йодопсин. Молекула зрительного пигмента состоит из белковой части (опсина) и хромофорной части (ретиналь, или альдегид витамина «А»). Источником ретиналя в организме служат каротиноиды; при их недостатке нарушается сумеречное зрение («куриная слепота»).

2.7. Нейроны сетчатки

Фоторецепторы сетчатки синаптически связаны с биполярными нервными клетками (см. рис. 4.2). При действии света уменьшается выделение медиатора из фоторецептора, что гиперполяризует мембрану биполярной клетки. От неё нервный сигнал передаётся на ганглиозные клетки, аксоны которых являются волокнами зрительного нерва.

Рис. 4.2. Схема строения сетчатки глаза:
1 — палочки; 2 — колбочки; 3 — горизонтальная клетка; 4 — биполярные клетки; 5 — амакриновые клетки; 6 — ганглиозные клетки; 7 — волокна зрительного нерва

На 130 млн. фоторецепторных клеток приходится только 1 млн. 250 тыс. ганглиозных клеток сетчатки. Это значит, что импульсы от многих фоторецепторов сходятся (конвергируют) через биполярные нейроны к одной ганглиозной клетке. Фоторецепторы, соединённые с одной ганглиозной клеткой, образуют её рецептивное поле [Хьюбел, 1990; Физиол. зрения, 1992]. Таким образом, каждая ганглиозная клетка суммирует возбуждение, возникающее в большом количестве фоторецепторов. Это повышает световую чувствительность сетчатки, но ухудшает её пространственное разрешение. Лишь в центре сетчатки (в районе центральной ямки) каждая колбочка соединена с одной биполярной клеткой, а та, в свою очередь, соединена с одной ганглиозной клеткой. Это обеспечивает высокое пространственное разрешение центра сетчатки, но резко уменьшает его световую чувствительность.

Взаимодействие соседних нейронов сетчатки обеспечивается горизонтальными и амакриновыми клетками, через отростки которых распространяются сигналы, меняющие синаптическую передачу между фоторецепторами и биполярами (горизонтальные клетки) и между биполярами и ганглиозными клетками (амакрины). Амакриновые клетки осуществляют боковое торможение между соседними ганглиозными клетками. В сетчатку приходят и центробежные, или эфферентные, нервные волокна, приносящие к ней сигналы из мозга. Эти импульсы регулируют проведение возбуждения между биполярными и ганглиозными клетками сетчатки.

2.8. Нервные пути и связи в зрительной системе

Из сетчатки зрительная информация по волокнам зрительного нерва устремляется в мозг. Нервы от двух глаз встречаются у основания мозга, где часть волокон переходит на противоположную сторону (зрительный перекрёст, или хиазма). Это обеспечивает каждое полушарие мозга информацией от обоих глаз: в затылочную долю правого полушария поступают сигналы от правых половин каждой сетчатки, а в левое полушарие от левой половины каждой сетчатки (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Схема зрительных путей от сетчатки глаза до первичной зрительной коры:
ЛПЗ — левое поле зрения; ППЗ — правое поле зрения; тф — точка фиксации взора; лг — левый глаз; пг — правый глаз; зн — зрительный нерв; х — зрительный перекрёст, или хиазма; от — оптический тракт; НКТ — наружное коленчатое тело; ЗК — зрительная кора; лп — левое полушарие; пп — правое полушарие

После хиазмы зрительные нервы называются оптическими трактами и основное количество их волокон приходит в подкорковый зрительный центр — наружное коленчатoe тело (НКТ). Отсюда зрительные сигналы поступают в первичную проекционную область зрительной коры (стриарная кора, или поле 17 по Бродману). Зрительная кора состоит из ряда полей, каждое из которых обеспечивает свои, специфические функции, получая как прямые, так и опосредованные сигналы от сетчатки и в общем сохраняя её топологию, или ретинотопию (сигналы от соседних участков сетчатки попадают в соседние участки коры).

2.9. Электрическая активность центров зрительной системы

При действии света в рецепторах, а затем и в нейронах сетчатки генерируются электрические потенциалы, отражающие параметры действующего раздражителя (рис. 4.4а, а). Суммарный электрический ответ сетчатки глаза на свет называют электроретинограммой (ЭРГ).

Рис. 4.4. Электроретинограмма (а) и вызванный светом потенциал (ВП) зрительной коры (б):
а,b,с,d на (а) — волны ЭРГ; стрелками указаны моменты включения света. Р 1 — Р 5 — позитивные волны ВП, N 1 — N 5 — негативные волны ВП на (б)

Она может быть зарегистрирована от целого глаза: один электрод помещают на поверхность роговой оболочки, а другой — на кожу лица вблизи глаза (либо на мочку уха). В ЭРГ хорошо отражаются интенсивность, цвет, размер и длительность действия светового раздражителя. Поскольку в ЭРГ отражена активность почти всех клеток сетчатки (кроме ганглиозных клеток), этот показатель широко используется для анализа работы и диагностики заболеваний сетчатки.

Возбуждение ганглиозных клеток сетчатки приводит к тому, что по их аксонам (волокнам зрительного нерва) в мозг устремляются электрические импульсы. Ганглиозная клетка сетчатки это первый в сетчатке нейрон «классического» типа, генерирующий распространяющиеся импульсы. Описано три основных типа ганглиозных клеток: отвечающие на включение света (on — реакция), его выключение (off — реакция) и на то и другое (on-off — реакция). В центре сетчатки рецептивные поля ганглиозных клеток маленькие, а на периферии сетчатки они значительно больше по диаметру. Одновременное возбуждение близко расположенных ганглиозных клеток приводит к их взаимному торможению: ответы каждой клетки становятся меньше, чем при одиночном раздражении. В основе этого эффекта лежит латеральное или боковое торможение (см. гл. 3). Благодаря круглой форме рецептивные поля ганглиозных клеток сетчатки производят так называемое поточечное описание сетчаточного изображения: оно отображается очень тонкой дискретной мозаикой, состоящей из возбужденных нейронов.

Нейроны подкоркового зрительного центра возбуждаются, когда к ним приходят импульсы из сетчатки по волокнам зрительного нерва. Рецептивные поля этих нейронов также круглые, но меньшего размера, чем в сетчатке. Пачки импульсов, генерируемые ими в ответ на вспышку света, короче, чем в сетчатке. На уровне НКТ происходит взаимодействие афферентных сигналов, пришедших из сетчатки, с эфферентными сигналами из зрительной коры, а также из ретикулярной формации от слуховой и других сенсорных систем. Это взаимодействие помогает выделять наиболее существенные компоненты сигнала и, возможно, участвует в организации избирательного зрительного внимания (см. гл. 9).

Импульсные разряды нейронов НКТ по их аксонам поступают в затылочную часть полушарий головного мозга, в которой расположена первичная проекционная область зрительной коры (стриарная кора). Здесь у приматов и человека происходит значительно более специализированная и сложная, чем в сетчатке и в НКТ, переработка информации. Нейроны зрительной коры имеют не круглые, а вытянутые (по горизонтали, вертикали или по диагонали) рецептивные поля (рис. 4.5) небольшого размера [Хьюбел, 1990].

Рис. 4.5 . Рецептивное поле нейрона зрительной коры мозга кошки (А) и ответы этого нейрона на вспыхивающие в рецептивном поле световые полоски разной ориентации (Б). А — плюсами отмечена возбудительная зона рецептивного поля, а минусами — две боковые тормозные зоны. Б — видно, что этот нейрон наиболее сильно реагирует на вертикальную и близкую к ней ориентацию

Благодаря этому они способны выделять из изображения отдельные фрагменты линий с той или иной ориентацией и расположением и избирательно на них реагировать (детекторы ориентаций). В каждом небольшом участке зрительной коры по её глубине сконцентрированы нейроны с одинаковой ориентацией и локализацией рецептивных полей в поле зрения. Они образуют ориентационную колонку нейронов, проходящую вертикально через все слои коры. Колонка — пример функционального объединения корковых нейронов, осуществляющих сходную функцию. Группа соседних ориентационных колонок, нейроны которых имеют перекрывающиеся рецептивные поля, но разные предпочитаемые ориентации, образует так называемую сверхколонку. Как показывают исследования последних лет, функциональное объединение отдалённых друг от друга нейронов зрительной коры может происходить также за счет синхронности их разрядов. Недавно в зрительной коре найдены нейроны с избирательной чувствительностью к крестообразным и угловым фигурам, относящиеся к детекторам 2-гo порядка. Таким образом, начала заполняться «ниша» между описывающими пространственные признаки изображения простыми ориентационными детекторами и детекторами высшего порядка (лица), найденными в височной коре.

Ознакомьтесь так же:  Бельмо на глазу у шиншиллы

В последние годы хорошо исследована так называемая «пространственно-частотная» настройка нейронов зрительной коры [Глезер, 1985; Физиол. зрения, 1992]. Она заключается в том, что многие нейроны избирательно реагируют на появившуюся в их рецептивном поле решётку из светлых и тёмных полос определённой ширины. Так, имеются клетки, чувствительные к решётке из мелких полосок, т.е. к высокой пространственной частоте. Найдены клетки с чувствительностью к разным пространственным частотам. Считается, что это свойство обеспечивает зрительной системе способность выделять из изображения участки с разной текстурой [Глезер, 1985].

Многие нейроны зрительной коры избирательно реагируют на определённые направления движения (дирекциональные детекторы) либо на какой-то цвет (цветооппонентные нейроны), а часть нейронов лучше всего отвечает на относительную удалённость объекта от глаз. Информация о разных признаках зрительных объектов (форма, цвет, движение) обрабатывается параллельно в разных частях зрительной коры.

Для оценки передачи сигналов на разных уровнях зрительной системы часто используют регистрацию суммарных вызванных потенциалов (ВП), которые у человека можно одновременно отводить от сетчатки и от зрительной коры (см. рис. 4.4 б). Сравнение вызванного световой вспышкой ответа сетчатки (ЭРГ) и ВП коры позволяет оценить работу проекционного зрительного пути и установить локализацию патологического процесса в зрительной системе.

2.10. Световая чувствительность

Абсолютная чувствительность зрения . Чтобы возникло зрительное ощущение, свет должен обладать некоторой минимальной (пороговой) энергией. Минимальное количество квантов света, необходимое для возникновения ощущения света в темноте , колеблется от 8 до 47. Одна палочка может быть возбуждена всего 1 квантом света. Таким образом, чувствительность рецепторов сетчатки в наиболее благоприятных условиях световосприятия предельна. Одиночные палочки и колбочки сетчатки различаются по световой чувствительности незначительно. Однако количество фоторецепторов, посылающих сигналы на одну ганглиозную клетку, в центре и на периферии сетчатки различно. Количество колбочек в рецептивном поле в центре сетчатки примерно в 100 раз меньше количества палочек в рецептивном поле на периферии сетчатки. Соответственно и чувствительность палочковой системы в 100 раз выше, чем у колбочковой.

2.11. Зрительная адаптация

При переходе от темноты к свету наступает временное ослепление, а затем чувствительность глаза постепенно снижается. Это приспособление зрительной системы к условиям яркой освещённости называется световой адаптацией. Обратное явление (темновая адаптация) наблюдается, когда из светлого помещения человек переходит в почти не освещённое помещение. В первое время он почти ничего не видит из-за пониженной возбудимости фоторецепторов и зрительных нейронов. Постепенно начинают выявляться контуры предметов, а затем различаются и их детали, так как чувствительность фоторецепторов и зрительных нейронов в темноте постепенно повышается.

Повышение световой чувствительности во время пребывания в темноте происходит неравномерно: в первые 10 мин она увеличивается в десятки раз, а затем, в течение часа — в десятки тысяч раз. Важную роль в этом процессе играет восстановление зрительных пигментов. Так как в темноте чувствительны только палочки, слабо освещённый предмет виден лишь периферическим зрением. Существенную роль в адаптации, помимо зрительных пигментов, играет переключение связей между элементами сетчатки. В темноте площадь возбудительного центра рецептивного поля ганглиозной клетки увеличивается из-за ослабления кольцевого торможения, что приводит к увеличению световой чувствительности. Световая чувствительность глаза зависит и от влияний, идущих со стороны мозга. Освещение одного глаза понижает световую чувствительность неосвещённого глаза. Кроме того, на чувствительность к свету оказывают влияние также звуковые, обонятельные и вкусовые сигналы.

2.12. Дифференциальная чувствительность зрения

Если на освещённую поверхность с яркостью I падает добавочное освещение dI, то, согласно закону Вебера, человек заметит разницу в освещённости только если dI/I = K, где K константа, равная 0,01-0,015. Величину dI/I называют дифференциальным порогом световой чувствительности. Отношение dI/I при разных освещённостях постоянно и означает, что для восприятия разницы в освещённости двух поверхностей одна из них должна быть ярче другой на 1 — 1,5 %.

2.13. Яркостной контраст

Взаимное латеральное торможение зрительных нейронов (см. гл. 3) лежит в основе общего, или глобального яркостного контраста. Так, серая полоска бумаги, лежащая на светлом фоне, кажется темнее такой же полоски, лежащей на тёмном фоне. Это объясняется тем, что светлый фон возбуждает множество нейронов сетчатки, а их возбуждение притормаживает клетки, активированные полоской. Наиболее сильно латеральное торможение действует между близко расположенными нейронами, создавая эффект локального контраста. Происходит кажущееся усиление перепада яркости на границе поверхностей разной освещённости. Этот эффект называют также подчёркиванием контуров, или эффектом Маха: на границе яркого светового поля и более тёмной поверхности можно видеть две дополнительные линии (ещё более яркую линию на границе светлого поля и очень тёмную линию на границе тёмной поверхности).

2.14. Слепящая яркость света

Слишком яркий свет вызывает неприятное ощущение ослепления. Верхняя граница слепящей яркости зависит от адаптации глаза: чем дольше была темновая адаптация, тем меньшая яркость света вызывает ослепление. Если в поле зрения попадают очень яркие (слепящие) объекты, то они ухудшают различение сигналов на значительной части сетчатки (так, на ночной дороге водителей ослепляют фары встречных машин). При тонких работах, связанных с напряжением зрения (длительное чтение, работа на компьютере, сборка мелких деталей), следует пользоваться только рассеянным светом, не ослепляющим глаз.

2.15. Инерция зрения, слитие мельканий, последовательные образы

Зрительное ощущение появляется не мгновенно. Прежде чем возникнет ощущение, в зрительной системе должны произойти многократные преобразования и передача сигналов. Время «инерции зрения», необходимое для возникновения зрительного ощущения, в среднем равно 0,03 — 0,1 с. Следует отметить, что это ощущение также исчезает не сразу после того, как прекратилось раздражение — оно держится ещё некоторое время. Если в темноте водить по воздуху горящей спичкой, то мы увидим светящуюся линию, так как быстро следующие одно за другим световые раздражения сливаются в непрерывное ощущение. Минимальная частота следования световых стимулов (например, вспышек света), при которой происходит объединение отдельных ощущений, называется критической частотой слития мельканий. При средних освещённостях эта частота равна 10-15 вспышкам в 1 с. На этом свойстве зрения основаны кино и телевидение: мы не видим промежутков между отдельными кадрами (24 кадра в 1 с в кино), так как зрительное ощущение от одного кадра ещё длится до появления следующего. Это и обеспечивает иллюзию непрерывности изображения и его движения.

Ощущения, продолжающиеся после прекращения раздражения, называются последовательными образами. Если посмотреть на включённую лампу и закрыть глаза, то она видна ещё в течение некоторого времени. Если же после фиксации взгляда на освещённом предмете перевести взгляд на светлый фон, то некоторое время можно видеть негативное изображение этого предмета, т.е. светлые его части — тёмными, а тёмные — светлыми (отрицательный последовательный образ). Это объясняется тем, что возбуждение от освещённого объекта локально тормозит (адаптирует) определённые участки сетчатки; если после этого перевести взор на равномерно освещённый экран, то его свет сильнее возбудит те участки, которые не были возбуждены ранее.

2.16. Цветовое зрение

Весь видимый нами спектр электромагнитных излучений заключен между коротковолновым (длина волны 400 нм) излучением, которое мы называем фиолетовым цветом, и длинноволновым излучением (длина волны 700 нм), называемым красным цветом. Остальные цвета видимого спектра (синий, зеленый, жёлтый и оранжевый) имеют промежуточные значения длины волны. Смешение лучей всех цветов даёт белый цвет. Он может быть получен и при смешении двух так называемых парных дополнительных цветов: красного и синего, жёлтого и синего. Если произвести смешение трёх основных цветов (красного, зеленого и синего), то могут быть получены любые цвета.

Максимальным признанием пользуется трёхкомпонентная теория Г. Гельмгольца, согласно которой цветовое восприятие обеспечивается тремя типами колбочек с различной цветовой чувствительностью. Одни из них чувствительны к красному цвету, другие — к зеленому, а третьи — к синему. Всякий цвет оказывает воздействие на все три цветоощущающих элемента, но в разной степени. Эта теория прямо подтверждена в опытах, в которых измеряли поглощение излучений с разной длиной волны в одиночных колбочках сетчатки человека.

Частичная цветовая слепота была описана в конце XVIII в. Д. Дальтоном, который сам страдал ею. Поэтому аномалию цветовосприятия обозначили термином «дальтонизм». Дальтонизм встречается у 8% мужчин; его связывают с отсутствием определённых генов в определяющей пол непарной у мужчин X-хромосоме. Для диагностики дальтонизма, важной при профессиональном отборе, используют полихроматические таблицы. Люди, страдающие им, не могут быть полноценными водителями транспорта, так как они могут не различать цвет огней светофоров и дорожных знаков. Существуют три разновидности частичной цветовой слепоты: протанопия, дейтеранопия и тританопия. Каждая из них характеризуется отсутствием восприятия одного из трёх основных цветов. Люди, страдающие протанопией («краснослепые»), не воспринимают красного цвета, сине-голубые лучи кажутся им бесцветными. Лица, страдающие дейтеранопией («зеленослепые»), не отличают зеленые цвета от тёмно-красных и голубых. При тританопии (редко встречающейся аномалии цветового зрения) не воспринимаются лучи синего и фиолетового цвета. Все перечисленные виды частичной цветовой слепоты хорошо объясняются трёхкомпонентной теорией. Каждый из них является результатом отсутствия одного из трёх колбочковых цветовоспринимающих веществ.

2.17. Восприятие пространства

Остротой зрения называется максимальная способность различать отдельные детали объектов. Её определяют по наименьшему расстоянию между двумя точками, которые различает глаз, т.е. видит отдельно, а не слитно. Нормальный глаз различает две точки, расстояние между которыми составляет 1 угловую минуту. Максимальную остроту зрения имеет центр сетчатки — жёлтое пятно. К периферии от него острота зрения намного меньше. Острота зрения измеряется при помощи специальных таблиц, которые состоят из нескольких рядов букв или незамкнутых окружностей различной величины. Острота зрения, определённая по таблице, выражается в относительных величинах, причём нормальная острота принимается за единицу. Встречаются люди, обладающие сверхостротой зрения (visus больше 2).

Поле зрения. Если фиксировать взглядом небольшой предмет, то его изображение проецируется на жёлтое пятно сетчатки. В этом случае мы видим предмет центральным зрением. Его угловой размер у человека составляет всего 1,5-2 угловых градуса. Предметы, изображения которых падают на остальные участки сетчатки, воспринимаются периферическим зрением. Пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения. Измерение границы поля зрения производят по периметру. Границы поля зрения для бесцветных предметов составляют книзу 70, кверху — 60, внутрь — 60 и кнаружи — 90 градусов. Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают, что имеет большое значение для восприятия глубины пространства. Поля зрения для различных цветов неодинаковы и меньше, чем для чёрно-белых объектов.

Бинокулярное зрение — это зрение двумя глазами. При взгляде на какой-либо предмет у человека с нормальным зрением не возникает ощущения двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Изображение каждой точки этого предмета попадает на так называемые корреспондирующие, или соответственные участки двух сетчаток, и в восприятии человека два изображения сливаются в одно. Если надавить слегка на один глаз сбоку, то начнёт двоиться в глазах, потому что нарушилось соответствие сетчаток. Если же смотреть на близкий предмет, то изображение какой-либо более отдалённой точки попадает на неидентичные (диспаратные) точки двух сетчаток. Диспарация играет большую роль в оценке расстояния и, следовательно, в видении глубины пространства. Человек способен заметить изменение глубины, создающее сдвиг изображения на сетчатках на несколько угловых секунд. Бинокулярное слитие или объединение сигналов от двух сетчаток в единый нервный образ происходит в первичной зрительной коре мозга.

Оценка величины объекта. Величина знакомого предмета оценивается как функция величины его изображения на сетчатке и расстояния предмета от глаз. В случае, когда расстояние до незнакомого предмета оценить трудно, возможны грубые ошибки в определении его величины.

Оценка расстояния. Восприятие глубины пространства и оценка расстояния до объекта возможны как при зрении одним глазом (монокулярное зрение), так и двумя глазами (бинокулярное зрение). Во втором случае оценка расстояния гораздо точнее. Некоторое значение в оценке близких расстояний при монокулярном зрении имеет явление аккомодации. Для оценки расстояния имеет значение также то, что образ знакомого предмета на сетчатке тем больше, чем он ближе.

Роль движения глаз для зрения. При рассматривании любых предметов глаза двигаются. Глазные движения осуществляют 6 мышц, прикреплённых к глазному яблоку. Движение двух глаз совершается одновременно и содружественно. Рассматривая близкие предметы, необходимо сводить (конвергенция), а рассматривая далекие предметы — разводить зрительные оси двух глаз (дивергенция). Важная роль движений глаз для зрения определяется также тем, что для непрерывного получения мозгом зрительной информации необходимо движение изображения на сетчатке. Импульсы в зрительном нерве возникают в момент включения и выключения светового изображения. При длящемся действии света на одни и те же фоторецепторы импульсация в волокнах зрительного нерва быстро прекращается и зрительное ощущение при неподвижных глазах и объектах исчезает через 1-2 с. Если на глаз поставить присоску с крохотным источником света, то человек видит его только в момент включения или выключения, так как этот раздражитель движется вместе с глазом и, следовательно, неподвижен по отношению к сетчатке. Чтобы преодолеть такое приспособление (адаптацию) к неподвижному изображению, глаз при рассматривании любого предмета производит неощущаемые человеком непрерывные скачки (саккады). Вследствие каждого скачка изображение на сетчатке смещается с одних фоторецепторов на другие, вновь вызывая импульсацию ганглиозных клеток. Продолжительность каждого скачка равна сотым долям секунды, а амплитуда его не превышает 20 угловых градусов. Чем сложнее рассматриваемый объект, тем сложнее траектория движения глаз. Они как бы «прослеживают» контуры изображения (рис. 4.6), задерживаясь на наиболее информативных его участках (например, в лице это глаза). Кроме скачков, глаза непрерывно мелко дрожат и дрейфуют (медленно смещаются с точки фиксации взора). Эти движения также очень важны для зрительного восприятия.

Рис. 4.6. Траектория движения глаз (Б) при осматривании изображения Нефертити (А)