Ребенок беспокойно ведет себя в животе

Поведение ребенка перед родами

Шевелиться в утробе матери ребенок начинает уже в конце первого триместра беременности. Правда, мама этого обычно не чувствует — слишком слабы его движения. Но на УЗИ хорошо видно, как малыш двигает ножками и ручками, прикладывает ладошки к стенкам плодного пузыря, познавая первые тактильные ощущения. С конца второго триместра его движения становятся довольно энергичными. Он активно сгибает и разгибает ножки и ручки, переворачивается, двигает головой, открывает глаза, улыбается, морщится, иногда даже чихает или икает. А как ведет себя ребенок перед родами? Изменяется ли его поведение? И если да, то почему?

Ребенок готовится родиться

Во второй половине третьего триместра беременности ребенок уже полностью развит: он слышит звуки, различает свет. Неонаталоги рекомендуют будущим маме и папе почаще говорить с ним вслух, петь ему, и стараться избегать любых негативных эмоций. Приложив ухо к маминому животу, можно услышать биение сердца малыша, оно составляет 120 – 140 ударов в минуту. Примерно за две недели до срока родов ребенок начинает готовиться к появлению на свет.

В предродовой период объем вод в плодном пузыре уменьшается, и поэтому малышу, вес которого почти достиг «планового», становится тесновато в утробе матери. Его активность естественным образом уменьшается, а частые и короткие толчки заменяются вращательно-поступательными движениями. Так плод пытается принять «стартовую позицию», постепенно продвигаясь ближе к шейке матки. В дальнейшем такое положение будет стимулировать родовые схватки.

Обычно, смещаясь перед родами к тазовым костям матери, ребенок фиксируется в положении головкой вниз. Это самое правильное с точки зрения физиологии расположение плода. Но случается, что малыш «не хочет» принимать нужную позу, и плотно усаживается у мамы в животике на попу. И хоть это не идеальный вариант, поскольку самая крупная часть тела – головка – будет выходить последней, благополучно родить при тазовом предлежании вполне возможно.

Норма двигательной активности ребенка перед родами

Обязательно ли незадолго до родов ребенок «затихает» в утробе? Нет, конечно, это происходит далеко не во всех случаях. Не стоит волноваться, если у подруги ребенок вел себя в этот период спокойно, а ваш продолжает все так же энергично брыкаться в животе. У каждой беременности свои особенности течения. Однако контролировать, как ведет себя ребенок перед родами, необходимо – это служит важным показателем его самочувствия.

Врачи рекомендуют за неделю до срока родов периодически подсчитывать среднее количество шевелений ребенка за час. Нормальным считается, если их 45 – 50 в сутки. Иногда за движения ребенка мама принимает икоту малыша, которая часто наблюдается в предродовой период. Как правило, икота ощущается как слабый спазм в животе, и может продолжаться до 20 минут.

Если частота движений в норме, но при этом они стали слабее, это объясняется изменением положения ребенка, он теперь толкается в менее чувствительные места. Его ножки (при правильном предлежании) направлены вверх, ко дну матки, где нервных окончаний меньше, и поэтому даже интенсивные толчки ощущаются слабо. Да и амплитуда движений ребенка ограничена, энергично размахнуться ножкой и переворачиваться он уже не может.

Беспокойство должна вызывать ситуация, когда двигательная активность ребенка перед родами внезапно стала слишком велика. Если он почти непрерывно и очень сильно, болезненно толкается — это тревожный признак. Скорее всего, ребенку не хватает кислорода. В таком случае беременная женщина должна незамедлительно посетить своего врача. Для оценки состояния плода он может назначить кардиотокографию, и по ее результатам решит, как поступить. В некоторых случаях гипоксия плода служит показанием для срочного родоразрешения.

Нехорошим считается и противоположное поведение, когда ребенок перед родами ведет себя слишком уж спокойно, пассивно. Если вы совсем перестали слышать его движения или они стали очень редкими, меньше, чем 6 шевелений в сутки, это так же, как и патологическая активность, должно служить причиной срочного обращения к врачу.

Но не стоит впадать в панику, заметив, что малыш в животе затих на несколько часов – он просто спит или набирается сил перед родами. Хотите убедиться, что с ним все в порядке? Попробуйте съесть что-то сладкое или выпить молока, а после этого полежать на левом боку. Для малыша такая поза некомфортна, и он непременно выразит свое недовольство энергичным толчком.

Желаем вам и вашему малышу достичь полного взаимопонимания и пройти роды легко и благополучно!

Как успокоить ребенка в животе: полезные советы

Каждая женщина чувствует себя по-особенному, как только узнает, что в ней зародилась новая жизнь. И если беременность желанная, будущая мама всеми силами заботится о том, чтобы малыш развивался хорошо, чтобы ему хватало витаминов и минералов. Почти все беременные женщины испытывали острое желание прикрыть живот руками (особенно в первые дни обнаружения двух полосок на тесте). Таким жестом будущая мать интуитивно защищает кроху от возможного удара или ушиба извне. Это природные инстинкты и с ними ничего не поделаешь. Кроме этого, будущую маму заботит эмоциональное состояние крохи – ведь дети уже с 20 недели беременности все слышат, реагируют на мамино настроение. И если малыш сильно пинается, мама старается его успокоить. Но как это сделать, если малыша пока нельзя взять на руки, прижаться к теплой щечке и поцеловать в носик?

Почему ребенок сильно пинается

Многие мамы радуются, когда малыш двигает ногами и руками, пинает мамин живот. Но всегда эти движения говорят о повышенной активности малыша. Зачастую излишние движения свидетельствуют о беспокойстве крохи. Ведь пока он не может рассказать о своих ощущениях и передает маме информацию именно таким образом.

  1. Стресс. Как бы банально это не звучало, мамины переживания и нервные потрясения очень сильно влияют на настроение малыша. Если в кровь выбрасывается огромное количество адреналина, он непременно попадает в организм ребенка. Постарайтесь меньше нервничать, поймите, ваше эмоциональное состояние ни на что не влияет, а повредить крохе вполне может. Что может быть важнее здоровье ребенка?
  2. Питание. Все, что вы едите, передается и малышу. И нередко излишним беспокойством детки страдают, если мама поела что-то соленое, острое, сильно копченое. Шоколад тоже будоражит нервную систему, его нельзя много есть.
  3. Гипоксия. Самая частая причина излишней активности ребенка – это недостаток кислорода. Проверить это можно при помощи доплера-УЗИ кровеносных сосудов. Если это подтвердится, нужно обязательно пропить нужные лекарства или лечь на сохранение. Ведь гипоксия – это кислородное голодание головного мозга, которое может привести к неприятным последствиям.
  4. Неправильное положение. Иногда ребенок активно пинается, если мама лежит в неудобном положении. Это особенно наблюдается на поздних сроках – в третьем триместре. Если какая-то вена или артерия пережимается, малыш страдает и мучается, а своими движениями заставляет маму поменять положение.

Помните, в норме ребенок после 28 недели должен шевелиться около 10-15 раз в сутки. Если эта цифра значительно выше или вы не насчитываете даже трех шевелений, нужно сделать УЗИ, чтобы удостовериться в нормальном состоянии крохи.

Как успокоить ребенка в животе

Опытные мамы, врачи и психологи знают немало способов умиротворения беспокойного малыша. Мы собрали для вас только самые эффективные и действенные советы.

  1. Если малыш пинается, попробуйте его укачать. Пока вы не можете взять его в руки, просто покачайтесь из стороны в сторону. Обычно после таких действий ребенок успокаивается и засыпает.
  2. В случае если причина беспокойного поведения малыша – гипоксия, нужно активно подышать свежим воздухом. Именно поэтому беременным показаны длительные прогулки. Особенно хорошо гулять в лесопарковых зонах, около водоемов. Если малыш пинается ночью, просто откройте окно и проветрите помещение.
  3. Дети очень чутко воспринимают музыку. Многие мамы признаются, что малыши в утробе успокаивались под классические мелодии, а вот некоторым понравился тяжелый рок. Детки уже в этом возрасте имеют свои вкусы и предпочтения – прислушайтесь к ним. Примечательно то, что под любимую мелодию можно будет укладывать кроху уже после его рождения – дети имеют отличную звуковую память.
  4. Поговорите с малышом, который расшумелся. Что может быть приятнее материнского голоса? Спойте ему колыбельную, расскажите, как вы его любите и с нетерпением ждете встречи. Возможно, кроха не понимает ваших слов, но отлично чувствует тот эмоциональный посыл, который вы ему отправляете.
  5. Если малыш пинается из-за неправильного положения матери, постарайтесь сменить позу. Обычно женщинам на поздних сроках трудно сидеть. Они могут только лежать или стоять (ходить). Очень актуальны в такой ситуации подушки для беременных. Они поддерживают живот и снижают нагрузку на позвоночник. Если малыш не успокаивается, попробуйте встать на четвереньки. В таком положении у малыша становится больше пространства, это позволяет ему принять удобную позу.
  6. Если вы понервничали, что привело к активным шевелениям плода, попробуйте переключиться. Вам нужно получить приятные эмоции. Съешьте мороженое или конфету, посмотрите любимый фильм, пообщайтесь с приятными вам людьми. Это поможет быстро и эффективно наладить эмоциональный фон.
  7. Попробуйте наладить тактильный контакт. Просто поглаживайте живот по часовой стрелке – многие женщины утверждают, что это помогает. Можно сделать еще такой прием. Приложите к животу что-то теплое, например, проглаженный утюгом кусочек ткани. Малыш притянется к теплу, успокоится и уснет. Иногда успокоиться ребенку помогает не рука, а что-то мягкое, например, кисточка для пудры. Малыш прислушивается к новым ощущениям и затихает.
  8. Иногда заснуть ребенку помогает определенный ритм. Многие мамы при укачивании малыша похлопывают его по попе или спинке. Это можно использовать и во время беременности. Осторожно похлопывайте по животу, чтобы малыш прислушался к звукам и успокоился.

Каков бы ни был способ вашего умиротворения ребенка, будьте с ним ласковы и заботливы – малыши все прекрасно чувствуют.

Перед тем, как воспользоваться нашими советами, сходите к врачу и убедитесь, что малыш растет и развивается нормально. Исключив кислородное голодание, вы можете успокаивать маленького хулигана всеми вышеперечисленными способами.

Видео: почему ребенок икает в животе

Ребенок беспокойно ведет себя в животе

Кандидат медицинских наук М. ВАЙНТРУБ.

Журнал уже писал об эпилепсии — психическом заболевании, которым страдают от 0,8 до 1,2% людей (см. «Наука и жизнь» № 11, 1995 г.). Болезнь эта обычно начинается рано и неблагоприятно влияет на мозг, что приводит к задержке его развития и инвалидности. Склонность к эпилепсии и начало ее развития выражаются в особенностях поведения ребенка, на которые следует обратить внимание родителям: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее потом протекает лечение.

В большинстве случаев эпилепсия — болезнь «родом из детства». Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.

Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.

Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.

Другой настораживающий симптом — ночные кошмары. При этом один и тот же «сюжет» сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.

Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.

Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.

Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка — так называемыми абсансами («абсанс» в переводе с французского — отсутствие). В этот момент происходит «отключение сознания», когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут «кивать» — стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти «кивки» могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.

Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.

Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии — повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже — к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.

Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.

Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о «трудном» поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.

Но когда двигательная расторможенность, «взвинченность» ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.

Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на «авось». К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что «с возрастом все пройдет». Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.

Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.

Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые — учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.

Чаще гладьте живот будущей матери

В настоящее время активно разрабатывается пренатальное воспитание плода. Эта новая проблема является хорошо забытой, и не просто старой, а, пожалуй, древней проблемой. Система «тай-кье» — пренатальное воспитание плода на протяжении всего срока беременности — существовала еще в Древнем Китае, а в Древней Индии контроль плода и воздействие на него начиналось с 3-го месяца беременности и включало словесное и музыкальное воспитание. О том, как родить здорового, счастливого ребенка, рассказывает заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской медицинской академии Владимир Трошин.

В настоящее время активно разрабатывается пренатальное воспитание плода. Эта новая проблема является хорошо забытой, и не просто старой, а, пожалуй, древней проблемой. Система «тай-кье» — пренатальное воспитание плода на протяжении всего срока беременности — существовала еще в Древнем Китае, а в Древней Индии контроль плода и воздействие на него начиналось с 3-го месяца беременности и включало словесное и музыкальное воспитание. О том, как родить здорового, счастливого ребенка, рассказывает заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской медицинской академии Владимир ТРОШИН.

К ТРЕТЬЕМУ месяцу внутриутробного развития у нерожденного ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов. Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся работать совместно под руководством главного компьютера, управляющего жизнедеятельностью человека, — его мозга.

Каждая новая жизнь уникальна

ЕЩЕ недавно мы были уверены в том, что в утробе матери ребенок развивается только физически, а его духовно-психологическое формирование начинается лишь после рождения. Между тем за последние 25 лет появилось множество научных данных, свидетельствующих о том, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциональное развитие человека идет параллельно.

Каждый человек уникален с момента зачатия. Полагают, что в генетической памяти записаны не только биологические, но и духовно-психологические события предыдущих поколений. Кроме того, родители, которые дают жизнь новому человеку, уникальны сами по себе по состоянию здоровья и уровню интеллекта. Наряду с этим во время зачатия соединились только один из миллиона сперматозоидов и лишь одна из тысяч яйцеклеток, уникальные по своей структуре. Это произошло в определенном месте Земли, при уже неповторимом стоянии Луны и планет, состоянии электромагнитного поля, солнечной активности и многих других факторов, которые в таком сочетании никогда больше не повторятся. Вот почему мы должны с достаточным уважением относиться к любой развивающейся жизни, к способностям и возможностям каждого человека.

До недавнего времени врачи жили со знанием, что плод глух и нем, что он ничего не видит и не ощущает, не имеет ни памяти, ни мышления. Мы жили с представлением о том, что матка — замкнутое пространство, куда не проникают ни свет, ни звук, а плацента — мощный барьер, не пропускающий вредные вещества (алкоголь, наркотики, никотин, кофе, лекарства). Учитывая все, мы могли позволить себе вести себя как хотим, без учета того, что неродившийся ребенок может что-то чувствовать, переживать, что уже идет формирование его характера. Вместе с тем сегодня новые методы исследований позволили ученым заглянуть в полость матки, «прийти в гости» к неродившемуся ребенку, сфотографировать его, заснять на видеопленку и в течение длительного времени наблюдать жизнь человека до рождения.

В настоящее время неврологи и психологи пришли к выводу, что характер человека фактически формируется внутриутробно, а после рождения идет лишь корректировка. При этом родители часто не замечают, что ребенок демонстрирует им их же черты. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был добрым, любил вас, тянулся к знаниям, необходимо самим проявлять эти качества во время беременности и после рождения.

С приближением сроков родов у женщин усиливается тревога, что может привести к нарушению нормального развития родовой деятельности, при котором требуется применение различных лекарств или оперативное родоразрешение. Кроме того, страх, испытываемый матерью в течение беременности, улавливается ребенком, и, как показали исследования зарубежных психоаналитиков, сохраняется в памяти человека на долгие годы, проявляясь в виде различных отклонений в его физическом и психическом здоровье.

Роль отца во время внутриутробного развития ребенка также очень важна. Во-первых, он дал ребенку генетический материал и фактически заложил, в равной мере как мать, его будущие возможности. Во-вторых, отец проявляет свое отношение к ребенку через отношение к матери, через свою любовь к ней. Необходимо, однако, иметь в виду, что он должен быть искренним. Ведь кроме вербального канала передачи информации — слова, существуют еще взгляд, интонация, прикосновение, которые невозможно подделать.

Формирование физического здоровья ребенка

ОДНИМ из важнейших моментов в формировании физического здоровья является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что «наше здоровье — в нашем позвоночнике». Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.

Возраст 6-7 лет — это критический период в жизни ребенка, когда заканчивает свое становление большинство физиологических функций.

Второй важный (тоже «критический») период в жизни ребенка — это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем.

Особого внимания заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационными воздействиями пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция. Девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди.

Мама — первая вселенная ребенка

СЕЙЧАС не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, «играет» пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама — это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психологической точки зрения. В качестве примера можно привести тот факт, что вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери. Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы.

Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге «Микропсихоанализ» высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал «внутриутробной войной», которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку.

Человек — существо парадоксальное

ИНТЕГРАТИВНАЯ психологическая модель беременности структурно включает в себя критический и два стабильных периода: каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога):

— кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития — отделение оплодотворенной клетки от организма матери метафорически;

— стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития — отождествление с организмом матери, психологически проявляется как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, «обособление» материнского опыта через отреагирование и осознание;

— кризис фетальности. Механизм развития — снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологическое значение этого кризиса — мать получает возможность придать смысл движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка;

— стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития — отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии — в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

— кризис внутриутробного младенчества, или родовой, относится к следующей ступени, ступени оживления.

Кризис инобытия. Психологический смысл этого периода — в противостоянии ребенка и матери (родителям), он принадлежит к «иному», бестелесному, миру, а они предлагают ему телесный способ бытия. Он разрушает тело матери, буквально поедает его. Когда тебя едят, естественная реакция — держаться подальше от зубов. Естественная, но не человеческая. Человеческая реакция парадоксальна. Для того чтобы пренатальная общность обрела фундамент, родители должны вести себя противоположным образом, а именно: искренне желать всех этих неприятностей. Звать ребенка, приглашать его, идти навстречу разрушению, принимать его. Если, несмотря на сознательные усилия зачать ребенка, он остается в инобытии, необходимо с повышенным вниманием отнестись к собственной бессознательной жизни.

Стадия принятия совместности — «плод». На этой стадии, когда душа и тело согласны принять в себя ребенка, он получает свободу быть и стремится слиться, отождествиться, оккупировать тело и сознание матери. Ему понравилось в животе, он принял правила игры «идти навстречу». Именно это «естественное» состояние описывается в книгах по психиатрии беременности и в журналах для женщин. Девиз этого периода (примерно от 3 недель до 22): «Я так одинока!». Это время тоски, депрессий, капризов, наивности, обидчивости, требовательности к окружающим, инфантильности, ребячливости. В целом состояние и поведение женщины в этот период представляют собой в той или иной мере удовлетворенное желание оккупации чьей-нибудь жизни и сознания. Она хочет занять собой все, но не может и поэтому чувствует себя одинокой и брошенной. Если все так и оставить до конца, то и получится как раз симбиоз, злокачественный и губительный. Беременность пройдет так же естественно, как бурчание в животе, а ребенок не сможет почувствовать себя отдельным. Да и мамашу ждет разочарование, когда он родится. Она должна быть готова иметь дело с младенцем, а не с собственными состояниями души и тела. Нужно принять одиночество не как слабость, а как возможность действовать отдельно, самостоятельно, а не по указке, как возможность свободы. Если же муж и семья удовлетворяют инфантильные желания беременной и заняты только ею, как будто она — ребенок, а они — беременные ею, будущая мать тем более должна проделать духовную работу по обособлению от «плодного» состояния, хотя бы не увлекаться особым положением и брать на себя «взрослую» ответственность, как и раньше.

Кризис плодной жизни. Итак, после того как семья соединилась с ребенком и поставила себя с ним в родительское отношение, пренатальная общность построена. Сложились условия для самобытия. Он начинает действовать сам, начинается период собственно человеческий, период самостояния. Когда будущая мать ощущает движение ребенка, она может сказать «он шевелится», а не «меня тошнит». В ее сознании появляется «другой». Снова противостояние, он не подчиняется матери, он автономен. Девиз этого периода: «Я не справлюсь!».

Последняя стадия ступени воплощения называется «внутриутробный младенец». Это уже человек, откликающийся на другого человека, имеющий дело с человеческой реальностью, но пока в искаженном виде. Он приспособлен к жизни по эту сторону. Интересен тот факт, что на этой стадии подавляющее большинство женщин ведет себя и чувствует не «естественно», а «нормально», то есть думает о родах и покупает приданое. Правильно, на этой стадии нужно быть в будущем, нужно буквально «видеть» своего ребенка после рождения и свои отношения с ним.

Жизнь начинается не с рождения, а с зачатия

СЕГОДНЯ во всем мире, включая Россию, реанимируются принципы и методы пренатального воспитания на современном уровне, нередко дополненные религиозными взглядами. Однако роль медицины во многих созданных для пренатального воспитания центрах пока весьма ограничена.

Современное рутинное ведение беременных и рожениц, конечно, включает заботу о плоде, но в абсолютном большинстве случаев — о его вегетативном, а не эмоциональном состоянии.

Трагедия с талидомидом, безобидным на первый взгляд снотворным средством, привела к рождению множества уродов, появившихся на свет без конечностей. А в 1995 г. в Копенгагене провели исследование взрослых людей, родившихся от матерей, получавших во время беременности барбитураты в качестве снотворного. Результаты оказались впечатляющими: коэффициент интеллекта и другие критерии умственных способностей у обследованных людей оказались на 7-12% хуже, чем у людей равноценного возраста, образования и социального статуса.

Психологи Америки считают, что «жизнь начинается не с рождения, а с зачатия». Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже «слышали» до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать «эмоционально уравновешенных детей» с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями. Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, домашние дрязги, конфликты и взаимоотношения, отсутствие денег, трудности с продуктами — каков бы ни был наш тяжкий быт, все-таки, будущие мамы, выкраивайте каждый день хоть несколько минут, чтобы подумать о вечном, о доброте, послушать красивую музыку, доставить себе маленькое удовольствие, — всякая радостная и добрая минута многократно усилится и станет частью существа вашего будущего ребенка. Разговаривайте с ним, посылайте ему ваше тепло, вашу нежность. Каждый день хоть пять минут представляйте себе своего ребенка, разговаривайте с ним, сосредоточивайте на нем свои мысли, всю свою любовь. Этот тайный диалог идет на самом деле все время — обмен чувствами и ощущениями. Просто мы в силу своего неумения сосредоточиться не можем это почувствовать как следует. Но если будущая мать, ежедневно сосредоточиваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку, то она создает глубочайшие взаимоотношения со своим будущим ребенком, устанавливая с ним перинатальные узы любви.

Привет, малыш, я — твой папа

СОНДРА Рей в книге «Идеальное рождение» советует: «Прикасайтесь к своему животу и говорите: «Детка, слушай очень внимательно. Я, твоя мать, говорю тебе: «Иди путем красоты, божественности и правды в своей жизни. Я хочу, чтобы ты был прекрасным физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Ты должен всегда пытаться быть добрым, любящим, полезным людям, быть смелым и бесстрашным. Не позволяй другим людям неправильно обращаться с собой. Что бы ни случилось в твоей жизни, ты всегда будешь радостен. Ты будешь смелым и бесстрашным в работе по созданию нового мира».

Можно придумать и другие слова, но попробуйте каждый день выкроить тихую минуту сосредоточения и разговаривать со своим будущим ребенком. Тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет приносить вам глубокое удовлетворение и радость.

В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения, кладите руку на живот жены каждый день и говорите: «Привет, малыш, я — твой папа, я жду тебя с радостью, мы будем друзьями», — или что-нибудь вроде этого. Исследователи отмечали, что «неразумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже знакомого им ранее, и не плакали, а улыбались. Уважаемые папы, если вы хотите быть любимыми своими детьми, учитесь выражать эту любовь к своим будущим детям через любовь к беременной жене. Доказано, что чем больше будущая мать будет совершать различных встреч, прогулок, наносить визитов, тем лучше (причем отрицательные эмоции тоже необходимы). Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив.

Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу — тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода. Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек «танцует» под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками. Аудиолог Мишель Клементе в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка. Одни из любимых композиторов еще не родившихся детей — Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводят их в волнение. Возможно, если вы будете давать слушать музыку вашему еще не родившемуся ребенку, у него возникнет глубокий интерес к ней на всю жизнь.

Потакать ребенку во всем — себе дороже

НИКОГДА два человека не бывают так интимно связаны друг с другом, как мать и ребенок. Материнство — это важнейшее призвание, которое природа определила для женщины. Величайшие произведения искусства, созданные человеком, изображают мать и ее ребенка.

Ребенок порой требует присутствия матери чаще, чем того требуют обстоятельства, что, конечно, не нравится взрослым. Но здесь всегда нужно помнить, что дело идет о защитном механизме, бывшем когда-то в филогенезе жизненно необходимым. Цивилизация со временем изменила ситуацию, а вопрос о необходимости присутствия матери остается ребенку неизвестным. Лежа в постели, он точно так же имеет установку на мать, как и будучи в ее теле. Поэтому он вынужден все время проситься к матери на руки, так как лучше всего чувствует себя с ней. Обычно ребенок лучше засыпает на руках у матери или лежа рядом с ней. Однако в настоящее время не рекомендуется приучать ребенка к родительской постели.

Слишком сильная материнская любовь, при которой стараются выполнить любое желание ребенка, превращается в слабость. Многие дети потом с трудом привыкают к другому образу жизни и всеми силами пытаются ему воспротивиться. Можно, конечно, преодолеть это сопротивление, но многие матери не в состоянии добиться этого, хотя прекрасно осознают неправильность своего поведения. Чем старше становится ребенок, тем труднее оказывается выполнить все его желания, так как необходимо учитывать интересы и других людей. Особенно хорошее влияние оказывает школа, которая приучает ребенка к коллективу. Товарищи обычно не склонны считаться с ним, как это делает мать.

Преувеличение заботы о ребенке часто вызывает недоверие к врачу. Если результат лечения сказывается не тотчас же, матери обращаются ко второму, к третьему врачу и т. д. В общем, чем больше забот о ребенке, тем быстрее меняются врачи. Однако смена врачей не идет на пользу ребенку. Кроме того, такую мать бывает трудно уговорить поместить больного ребенка в лечебное учреждение, хотя в этом заключается порой единственный шанс на его спасение. Ей кажется, что именно ее ребенок какой-то особенный и обязательно погибнет среди посторонних людей от тоски по дому. Если все же удастся уговорить маму поместить ребенка в больницу, она к вечеру или на следующий день вновь появляется, чтобы его забрать, потому что дома не находит покоя из-за тревоги за него. Порой такой ребенок преждевременно забирается из больницы.

Показательно и то, как дети таких матерей ведут себя в больнице. Они легко и без трудностей подчиняются общему порядку, хотя у них, как и у других детей, появляется в первые дни тоска по дому. Но как только показывается мать, картина сразу меняется. До того приветливый ребенок становится капризным, беспокойным. Если до прихода матери он хорошо ест из рук сестры, то теперь, когда мать хочет его покормить, он в ее присутствии пищи не берет ни у нее, ни у сестры. Теперь он отказывается от каждой ложки. Но чем больше ребенок сопротивляется, тем сильнее возбуждается мать, которая в своем воображении уже видит ребенка, умирающего в больнице от голода. Очень редко бывает, что мать не любит своего ребенка. Даже в случае внебрачного рождения, когда наличие ребенка делает ее существование чрезвычайно трудным, материнская любовь сохраняется и даже порой усиливается.

В заботах о ребенке особенно молодые и неопытные матери часто поддаются влиянию окружающих. Знакомые и родственники охотно дают советы, которые те воспринимают как должное. Иногда с матерями заговаривают по поводу ее ребенка даже посторонние люди на улице. Сочувствие выражается, например, следующими словами: «Как плохо выглядит ваш ребенок». Мать, чувствующая в этом выражении упрек, идет к врачу. Перед врачом тогда возникает нелегкая задача успокоить ее, доказать необоснованность волнений.

Ничего даже приблизительно похожего почти никогда не бывает между отцом и его потомством. Чувства отцовства являются филогенетически более поздними приобретениями человека, поэтому отец менее привязан к детям, чем мать.

Желание родить мальчика — причина появления на свет девочек

ОТЕЦ, чью фамилию носит семья, желает большей частью иметь мужское потомство, носителя фамилии и наследника. Мать, напротив, сама недавно переменившая фамилию, относится к этому вопросу не столь серьезно. Однако пол новорожденного не зависит от желания родителей, поэтому разочарование человека бывает велико, когда надежды повторно не оправдываются. Бывает даже, что отец не хочет видеть новорожденную дочь, хотя эта неприязнь вскоре проходит. Кроме того, следует знать, что пол ребенка зависит от отца, а не от матери. Вина, если вообще можно говорить о какой-то вине, лежит, следовательно, на отце. Эта биологическая зависимость, однако, большей частью родителям неизвестна. Во всяком случае, родителям не возбраняется делать новые попытки. Таким образом, желание родить мальчика является причиной появления на свет многих девочек. Насколько женщины проявляют живой интерес к младенцам, настолько мало ими интересуются обычно молодые мужчины. В комнате с новорожденным отец чувствует себя вначале лишним и неловким. Он не знает самых простых приемов ухода за младенцем, поэтому его приходится учить. Некоторые отцы в этом случае переоценивают свои знания. К сожалению, забота отца о ребенке нередко выражается в упреках по адресу матери. Если ребенок кашляет, значит, она плохо смотрела за ним и не уберегла, если плачет ночью — неправильно его воспитывает. А когда ребенка надо наказывать, отец начинает возражать.

Отец, бывший весь день на работе, придя домой, имеет совершенно законное желание поиграть немного с ребенком. Если это происходит очень поздно, разумная мать понимает и соответственно организует распорядок дня ребенка. Конечно, отцу после тяжелого и трудного дня хочется видеть дома веселые лица, а не выслушивать сообщения о бывших в течение дня шалостях и выступать при этом в роли карающего судьи. Из-за этого между родителями легко возникают конфликты.

То обстоятельство, что мама все время проводит с детьми, имеет свои преимущества и недостатки. Маму дети всегда предпочитают отцу, и некоторые папы бывают задеты таким пренебрежением. Хотя дети больше любят мать, у нее больше трудностей при общении с ними при непослушании. Она значительно больше, чем отец, страдает от непослушания ребенка. Если отец слаб и податлив, то он разрешает то, что запрещает мать, и тогда падает авторитет матери в глазах детей. Дети чувствуют себя лучше всего под сильным и уверенным руководством обоих родителей, хотя при этом многие их желания и не выполняются. Ссоры родителей, происходящие на глазах у детей, являются для них всегда тяжелым переживанием, и эти воспоминания остаются у них на всю жизнь.

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й — 20 см, на 28-й — 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см.

Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку. С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Именно в связи с тем, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом, так важен эмоциональный климат в семье, главная цель которого — умиротворение, доброжелательность, терпение и радостное ожидание нового человека. Женщина, которая разговаривает со своим будущим ребенком, читает ему стихи, слушает свою любимую музыку, постоянно настроена на одну эмоциональную волну со своим малышом. Она всегда помнит, что мать и дитя представляют собой единое взаимозависимое целое, и это обеспечит ребенку эмоционально благополучный старт в жизни.

В первые месяцы беременности иногда без видимых причин женщине хочется плакать или смеяться. Эти эмоциональные перемены беременной женщины, связанные с гормональной перестройкой, должны знать и учитывать близкие, они должны стараться быть с ней ласковыми, нежными, не обращать внимания на капризы, утешать, если неожиданно всплакнет. А сама будущая мать должна учиться переключаться: вспомнить смешной случай или анекдот, послушать веселую музыку, пойти погулять, принять теплую ванну. Она должна знать, что эти эмоциональные всплески коротки и можно научиться держать себя в руках, пока они не пройдут.

Когда пара молодоженов в середине медового месяца спросила у мудреца, когда следует заняться воспитанием их будущего ребенка, тот ответил: «Вы опоздали на две недели».

Ознакомьтесь так же:  Боль в животе спазмами температура