Ребенок не стоит на руках лежа на животе

Не поднимает голову, лежа на спине 🙁

Надо меньше читать яндекс.. но уже поздно. Вычитала, что с 4-х месяцев малыши должны, лежа на спине, поднимать голову и, потом, плечи. Как будто пресс качают. У Алиски — даже близко ничего подобного, причем, сажаю к себе на колени, т.е. не горизонтально, а полулежа она — все равно не поднимает. Если тяну за руки — голову держит на уровне плеч (не запрокидывает), либо, но реже — голова опережает плечи.

Чтобы мне проверить, чтобы успокоиться? Или, наоборот, на что надо обратить внимание? Второй день яндекс изучаю и Алиску разглядываю пристально, тягая за руки-за ноги.. Вместо того, чтобы спокойно играть с ребенком.

Как научить ребенка опираться на ручки?

Малыш отчаянно пытается ползти и садиться, а на руки не опирается. Никак не могу объяснить ему в чем подвох.
Наверное, мы сами виноваты, конечно: при купании он бултыхается, а мы его «плывем», вот он и решил, что для перемещения в пространстве надо со всей мочи руками-ногами лупить. Только на диване этот номер не проходит почему-то и ребенок ужасно злится.
Ножками-то просто было научить толкаться, а вот как с ручками быть — не соображу. Не хватает конечностей у меня, чтобы и руки ему в кучу собрать, и поддерживать, и показать, что опереться надо.
Что сделать?
Или забить вообще и ждать пока сам сообразит?

И кстати про сидение вот тоже может быть подскажете: вроде бы очень рано еще. Так не позволять ему? укладывать назад?

забить 🙂 сам научится, когда окрепнет и будет готов

про садиться: Ватрушка больше не лежит, постоянно тянет голову, поэтому мы уже на 2й уровень кресло подняли, практически сидит уже, ну и спинку тренируем упражнениями 22.04.2011 13:11:57, Мечтуля

Ребенок не стоит на руках лежа на животе

Лежа на животе не опирается на ручки

Лежа на животе не опирается на ручки

Сообщение Maeva » Сб дек 20, 2008 23:24

Ребенку уже почти 4 месяца, а он лежа на животе не опирается на ручки. В поликлинике висит таблица развития детей, там написано что в 4 месяца уже пора. Так он просто лежать на животе не любит — психует и орет, немного полежит на полусогнутых локтях, уткнется носом и в истерику.
Нормально ли это или пора волноваться?

пы.сы. в 3 месяца были у невролога, сказал что повышенный мышечный тонус. выписал актовегил, глицин и массаж. тонус вроде прошел

Сообщение sashkinamama » Вс дек 21, 2008 00:47

Сообщение Maeva » Вс дек 21, 2008 12:55

Лежа на животе не опирается на ручки

Сообщение Semya » Вс дек 21, 2008 13:50

Сообщение Maeva » Вс дек 21, 2008 14:05

Сообщение Semya » Вс дек 21, 2008 14:38

Сообщение Maeva » Вс дек 21, 2008 14:57

Сообщение Sun » Вс дек 21, 2008 16:44

Сообщение Maeva » Вс дек 21, 2008 16:53

Сообщение Marusik » Ср фев 18, 2009 20:51

Сообщение Maeva » Чт фев 19, 2009 00:47

Лёжа на животе опору делает больше на одну ручку

Сообщение innusik-new » Ср май 20, 2009 22:13

Сообщение Артемчик » Ср май 20, 2009 22:22

Сообщение heattransfer » Чт май 21, 2009 12:40

Сообщение Мамо » Пт дек 11, 2009 11:42

Добрый день
нам 2,5 мес
на прошлой неделе посещали поликлинику (участкового, ортопеда и невропатолога)
ортопед поставил пирамидку, назначил лечебный массаж
невропатолог, которая на первый взгляд очень понравилась (очень подробно объясняла, что и как делать с ребенком, что должен-не должен) сказала, что пирамидка есь и делай-ка массаж сама, показала как, плюс сказала при лежании на животе, локти его собирать под грудь, потому что разъезжаются
ну и рекомендовала подойти к ней в 3 месяца для контроля
участвовая взвесила-померила-осмотрела, ничо особенного не сказала, какабычна

но сегодня мы поехали к «своему» педиатру, которая решила нашу проблему с кишечником после роддома (жидкий стул каждые 15 минут), в то время как участковый везде писала «жалоб нет», «жалоб нет».
то есь доктор, которой я доверяю
поехали с очередной порцией какашек для контроля
ну и малыша прихватили, чтоб она посмотрела (блин зачем мы его взяли токи)
так вот, она када пыталась его ставить на ножки и выкладывать на животик, ей показалось, что он вяленький, позвала невропатолога, она вместе его крутили-вертели и решили. что действительно вяленький и не упирается на локти
и назначили нам церебрум композитум инъекции!
уколы моему сынуле?!

вопщим делать не хочу, конечно
тем более у ЕОК читала про условность всех етих норм

может просто чаще выкладывать на живот (правда, как-то я не сильно упорствовала в етом, только во время массажа предванного, днем ненадолго и под утро, када сильно ворочался, чтоп поспал так пару часов)?

Ребенок не стоит на руках лежа на животе

Не хочет лежать на животе!

Не хочет лежать на животе!

Сообщение marycorry » Сб май 31, 2008 11:19

Сообщение Ta_larcoa » Сб май 31, 2008 11:43

Сообщение Zolotka » Сб май 31, 2008 12:03

Сообщение marycorry » Сб май 31, 2008 17:53

Мы тоже в хорошем настроении просыпаемся, только я ее сразу переворачиваю на спинку, чтобы поулыбаться. Мы пока еще в колыбельке спим, но скоро, я думаю, поставим кровать, тогда и попробуем! Спасибо за идею!

Ребенок не стоит на руках лежа на животе

задержка развития движений: не ползает, не ходит, не сидит.

Сообщение Кыся » Пн июл 23, 2012 19:40

Стоит ли лечить или массажем одним обойтись?

Сообщение Bayan 123 » Пн фев 25, 2013 09:27

Сообщение Д. Надежда Дмитриевна » Пн фев 25, 2013 18:12

Сообщение Bayan 123 » Вт фев 26, 2013 09:50

Сообщение Д. Надежда Дмитриевна » Вт фев 26, 2013 13:22

6.5 месяцев почти нет опоры на ножки

Сообщение Лёля7 » Вт апр 02, 2013 21:27

Сообщение Виктория Михайловна » Ср апр 03, 2013 11:13

Я очень посоветую Вам дожать невропатолога до необходимого обследования и назначения бобат терапии.
лучше перебдеть чем недобдеть. И внимательно почитайте что написано в карте ,а не сказано врачом. Случается что в карте записано одно а говорится другое.

задержка статокинетического развития

Сообщение Kraplinka » Пн апр 08, 2013 14:17

Добрый день!
Наш сыночек родился В 37.5 недель с весом1700 44 см, тазовое и 5-кратное обвитие пуповиной. делали кесарево и еще была аспирационная пневмония и мекониальные воды. 11 дней на ивл и 9 в патологии.
На данный момент: сделали 5 курсов массажа (всего 47 сеансов), пьем третий курс цераксона и сейчас еще добавили коэнзим и церебрум.
по енйрососнографии вентрикулодилатация 1 степени и киста в оболочке мозга, невролог говорит НСГ хорошее.

по развитию: не переворачивается, не сидит и не ползает. переворачивается с полоения на боку, сидит с поддержкой только. игрушку в ручках может удержать несколько секунд но очень внимательно рассматривает ручки, больше левую. начал поднимать ножки согнутые в коленках когда лежит на спине. на животе на полу не отталкивается ручками, на мяче ручки же почти прямые. плашет ими в свает. на мяче садиться раз 10 с помощью мышц спины. слабые руки, ноги сильнее.
голову начал держать в 5.5 месяцев.
по развитию психическому — все в норме, гулит, улыбается смеется, занет своих и чужих, не пуглив и очень внимательный. рассматривает то что ему нравиться и может это делать достаточно долго. бьет по игрушкам и хочет схватить но не может. руки летают (какбы машет ими в стороны)

Ознакомьтесь так же:  Мазь безорнил отзыв

хотелось бы узнать ваше мнение и чем грозит, возможо ли все восстановить и что посоветуете делать?
какие могут быть прогнозы? что возмжно упущено?

Ребенок не стоит на руках лежа на животе

МЫШЕЧНЫЙ СКЕЛЕТ.


О НАРУШЕНИЯХ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ГРУДНИЧКОВ И ИХ КОРРЕКТИРОВКЕ

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

ТОНУС БЫВАЕТ РАЗНЫЙ

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

Повышенный тонус (гипертонус).

Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме «фиги»). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).

Пониженный тонус (гипотонус).

При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

Асимметрия мышечного тонуса.

При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.

Неравномерный тонус (дистония).

При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

ДИАГНОСТИКА ТОНУСА

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые «остаточные» (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.


Разведение бедер.

Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.

Присаживание за руки.

Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.


Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.


Симметричный рефлекс.

Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.

Асимметричный рефлекс.

Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.

Тонический рефлекс.

Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).

В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2 — 2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.

Рефлексы Моро и Бабинского.

Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое «авось» и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Ознакомьтесь так же:  Болит живот по утрам во время беременности

ИСЦЕЛЯЮЩИЙ МАССАЖ

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и.т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.

При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15 — 20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает.

Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев.

Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание.

После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито.

Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги.

Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка.

Стимулирующий массаж включает в себя большое количество «рубящих» движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче.

Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже.

Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10 — 15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа.

Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом.

Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров.

Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним.

Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам.

Перинатальный — относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько дней после рождения ребенка. Этот период длится с.

Эхокардиография — ультразвуковая диагностика, позволяющая регистрировать размеры сердечной мышцы, ее сокращения, а также состояние различных внутрисердечных структур.

Фенилкетонурия — наследственная болезнь, характеризующаяся недостатком фермента, который способствует превращению аминокислот. Для этого заболевания характерно повышенное содержание фениаланина и его производных.

Углевод — любой представитель многочисленной группы соединений, в состав которых входят углерод, водород и кислород. Углеводы (моносахариды, олигосахариды, полисахариды) являются важным источником.

Бронхит острый — воспалительное заболевание бронхов с преимущественным поражением их слизистой оболочки, характеризуется сильным кашлем. Возбудителями болезни являются бактерии и вирусы. Часто заболевание.

Воспаление среднего уха (отит) — часто развивается на фоне насморка и фарингита, т.к. инфекция из носоглотки легко переходит в среднее ухо по евстахиевой трубе — короткому и широкому каналу, соединяющему носоглотку с полостью уха.

Гемофильная инфекция — распространенная бактериальная инфекция. Путь распространения — воздушно-капельный, со слюной, и контактный. Бессимптомное носительство гемофильной инфекции составляет до 95% популяции. Инфекция.

П ищевые отравления бактериальные — Возбудителями заболевания являются болезнетворные микробы, размножающиеся в пищевых продуктах. Отравление вызывает пища, которая становится недоброкачественной в результате жизнедеятельности.

Гидроцефалия — (пер. «избыток жидкости»); собирательный термин, обозначающий любое состояние, при котором происходит расширение полостей (желудочков) мозга из-за избыточного количества спинномозговой жидкости.

Круп ложный — острое воспаление гортани (ларинготрахеит). Обычно является осложением простуды или гриппа. Чаще беспокоит малышей в возрасте от 6 месяцев до 4 лет.

Внимание! ДЦП

Диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) в амбулаторной карте ребенка сегодня мало у кого вызывает чувство настороженности. Родителям эта медицинская терминология ни о чем не говорит. Часто и врачи говорят маме, что ПЭП есть практически у каждого второго московского ребенка и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма он сам справится с этими неврологическими нарушениями. Но подобная самоуспокоенность может привести к непоправимой ошибке — потере критически важного времени, когда еще можно исправить положение и не допустить прогрессирования нарушений вплоть до постановки ребенку предварительного диагноза: синдром ДЦП, а после и ДЦП.

Психомоторное и эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

— К концу 1-го месяца жизни здоровый ребенок фиксирует взгляд, у него появляется первая улыбка;

— в течение 2-го месяца ребенок начинает, лежа на животе, поднимать голову, поворачивает ее в стороны, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый;

— в течение 3-го месяца — поворачивается со спины на бок;

— в 3-4 месяца начинает «гулить», появляется комплекс «оживления» — на обращение матери или близкого человека ответная реакция: улыбка, звуки и движения рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом), подолгу занимается висящими над кроватью игрушками;

— в 5 месяцев переворачивается со спины на живот, берет игрушки и подолгу удерживает их в руке, подолгу «гулит», начинает узнавать лица близких;

Ознакомьтесь так же:  Пищевод по поз

— в 5-7 месяцев ребенок ползает, вначале на животе, затем на четвереньках. Приученный — ест с ложки. Занимается с игрушками. Подолгу лепечет, произносит первые слоги «ма-ма», «ба» и др.;

— в 7-8 месяцев самостоятельно садится и сидит, пытается стоять с поддержкой, придерживаясь за перекладину кровати, сам встает, стоит, переступает и опускается;

— в 9 месяцев — ходит, придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки пытается называть их первыми слогами;

— в 10-12 месяцев ребенок ходит с поддержкой и без подержки. Выполняет несложные поручения взрослых («дай», «принеси»). Подолгу занимается с игрушками. Некоторые дети к году понимают смысл многих слов, произносят первые слова: («мама», «деда», «киса» и др.).

При определенном воспитании имеет навыки обслуживания себя во время кормления (пьет из чашки, захватывает ложкой еду из тарелки, подносит ко рту).

Непонятные записи

ДИАГНОЗ ПЭП в амбулаторной карте ребенка сегодня мало у кого вызывает чувство настороженности.

Родителям эта медицинская терминология ни о чем не говорит. Что такое ПЭП? Что такое синдром двигательных нарушений? Да и что такое задержка моторного развития? Совершенно непонятно, тем более если ребенку, скажем, месяцев 4-5. Он же такой любимый, такой родной, лучше всех, просто еще очень маленький. И мама, естественно, поначалу будет искать сотни оправданий для себя самой, надеясь, что ничего в этом страшного нет: еще пару месяцев — и все само собой образуется, все будет в полном порядке.

Часто и врачи говорят маме, что ПЭП (перинатальная энцефалопатия) есть практически у каждого второго московского ребенка и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма он сам справится с этими неврологическими нарушениями, и даже если он сейчас и отстает в развитии, то догонит своих сверстников.

Но, увы, нередко происходит следующее: сначала ничего страшного, затем, когда другие дети его же возраста в отличие от него уже начали осваивать ходьбу (это ближе к году), врач может поставить ребенку предварительный диагноз: синдром ДЦП, а после и ДЦП. Часто это происходит после года, а то и двух лет. И начинается беготня родителей по различным центрам, больницам в поисках ПОМОЩИ.

А ведь мало кто из родителей знает, что даже сам диагноз ПЭП может стать причиной последующих головных болей, приходящих двигательных нарушений, речевых и двигательных расстройств, вегето-сосудистой дистонии, быстрой смены настроений, плохой успеваемости в школе, отсутствия коммуникабельности и т. д. Но родители нечасто думают о том, что будет с их ребенком через 3, 5, 10, 15 лет. Мамы часто считают, что самое главное пережить первый год жизни ребенка. Он самый трудный. А потом разберемся.

И забывают мамы о настороженности. А она необходима, особенно для той мамы, у которой либо были проблемы со здоровьем до и во время беременности, сложно проходили сами роды, было кесарево сечение, наличие инфекций (токсоплазмоз, гепатит, герпес, цитомегаловирус, хламидиоз и т. д.), либо ребенок родился недоношенным, либо при отсутствии вроде бы веских причин ребенок отстает в развитии, и прежде всего в моторном.

Часто бывает так, что ребенок либо вообще не отстает в развитии, либо имеется небольшая, практически незаметная задержка: он может и улыбаться, и гулить, и играть в игрушки, но при этом не овладевает теми двигательными навыками, которые в его возрасте должны у него быть. Именно о таких случаях и пойдет разговор.

Диагностировать ДЦП в первый год жизни ребенка бывает очень трудно. Но чем раньше поставлен диагноз, тем лучше прогноз заболевания, и реабилитационный процесс будет во много раз эффективнее и качественнее.

Из многочисленных примеров своей практики приведу один.

Ребенку 6 месяцев. Лежа на животе. голову не удерживает, игрушки не хватает, при этом глазами следит за ними! Также следит за всеми, кто попадает в его поле зрения. Улыбается. Гулит. Ножки постоянно вытянуты и напряжены, развести в стороны их невозможно. Очень трудно поменять памперс! Когда мама пытается вложить в руку игрушку, даже очень удобную для захвата и яркую, хорошее настроение резко сменяется недовольством, продолжительным плачем. В поликлинике пока ничего особенного не говорят, знакомые матери успокаивают ее словами: «Да посмотри, как он улыбается, даже смеется». — «А руки, ноги?» — «Ну что же здесь непонятного? Просто пока не очень хочется ему двигаться, ленится! Подожди!» Вот уже 10 месяцев, а он все лежит, и не играет в игрушки, и не сидит, т. к. заваливается в разные стороны и руку подставить не может. На ноги ставишь — не стоит. Ноги вытянуты, как струна. Опирается на мыски и не может сделать шаг. При этом и смеется, и улыбается, как все. И опять находятся знакомые, родственники, которые говорят: «Ничего, пройдет, еще месяц-другой — и в один день как начнет все делать одновременно — и ползать, и играть в игрушки, и ходить». И мать ждет. И очень часто даже не обращается к врачу, не ищет специалиста.

Мама должна это знать

ТАКИХ примеров очень и очень много! А в дальнейшем происходит следующее: у ребенка нарастает неврологическая симптоматика, тормозящая его моторное развитие, и в один прекрасный день наблюдающий ребенка врач объявляет матери как приговор: «У вашего ребенка ДЦП». Время упущено, его не вернешь, конкретного целенаправленного лечения не проводилось. И сейчас можно вести разговор только о социально-психологической адаптации ребенка-инвалида.

А ведь при своевременном лечении у действительно высококвалифицированного реабилитолога (физического терапевта) во многих случаях этого страшного диагноза можно было избежать. Чтобы ориентироваться самой в сложных вопросах детской неврологии, мама ребенка обязана владеть элементарными знаниями.

Формирование движений у ребенка должно происходить в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные движения. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному.

Независимо от возраста ребенка (пусть ему даже 5 лет) в занятиях с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился.

И если ребенок, например, не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать, невзирая на его возраст. Но заниматься только в одном «узком» направлении нельзя, особенно если у ребенка отмечается грубая задержка моторного развития, т. к. это понижает эффективность занятий. Поэтому лечебная программа должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов коррегирующих упражнений, которые соответствовали бы более высокому (пусть в данный момент и невозможному) уровню двигательного развития.

Для того чтобы добиться хороших результатов, все рекомендации должны стать ежедневными и проходить в течение всего дня.

Необходимо обратить пристальное внимание на следующие вещи:

1. Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата (спастика), приведена к туловищу, движение в ней незначительное, но резкое и малоамплитудное.

2. Ребенок не удерживает позу сидя.

3. Если поставить ребенка на ноги, то опора идет на мысочки или нет вообще опоры, а ноги, согнутые в коленях, «висят в воздухе».

4. У ребенка при попытке попасть своей рукой в рот происходит отворачивание головы в другую (противоположную) сторону.

5. Ребенок не любит лежать на животе.

6. При положении стоя, опора только на мыски, к тому же он крестит ноги.

Все это должно насторожить родителей, и они должны принимать срочные и эффективные меры по реабилитации своего ребенка. В противном случае его можно «упустить», и тогда трагедии не миновать.