Ребенок снимает кожу с пальцев рук

Если ребенок (или взрослый) сосет пальцы, грызет ногти

Что делать при сосании пальцев, обламывании ногтей

Ребенки и взрослые сосут пальцы, грызут ногти, обламывают ногти. Взрослые изобретательны в своих реакциях и попытках (а чаще пытках) «искоренить» эту привычку. Дети изобретательны и прекрасны в своей способности к адаптации и поисках исцеления.

Не существует, к сожалению, универсальных рецептов. Предложу несколько направлений для мыслей и поисков.

  1. Сосание пальцев (уголков одежды, как продолжение возможно курение и проч.), кусание ногтей, обламывание ногтей — симптомы на первый взгляд похожие, но имеющие, как правило, разную причину.
  2. Это не просто «вредная привычка» — это невротические действия, часто совершенно не осознаваемые, не всегда контролируемые (особенно у детей, у которых волевые центры еще не сформированы). Ребенок это делает не специально, чтобы позлить родителя.
  3. За каждым таким действием есть более глубокая причина — и взрослые напрягаются, если уж быть честными, даже не из-за самого действия, а из-за «заряда», неконтролируемого и важного, который ощущают «за» действиями. (Так же, как родители напрягаются не из-за беспорядка в комнате подростка, а из-за внутреннего состояния подростка, который маскирует беспорядок внешний.)
  4. Любая сформированная привычка — это привычка наших нейронных связей. Для того чтобы она изменилась, нужно время. И нужно предложить и наработать альтернативное действие или реакцию.
  5. Мы ничего не можем забрать, ничего не предоставив взамен — это базовое правило воспитания. Если мы изымаем себя — оставляем вместо себя бабушку или няню. Забираем компьютер — предлагаем значимую альтернативу: свое эмоциональное присутствие, книгу. Если нет замены, в этой образовавшейся «пустоте» вырастет новый, возможно, более серьезный и уже телесный соматический симптом.
  6. Чем больше наше напряжение, чем больше требований «что-то с этим делать» — тем больше ребенок себя чувствует «не таким», тем больше вероятность закрепления симптома или трансформации его во что-то другое (например, у ребенка, которому сказали, что оторвут руки и пенис при еще одном «застукивании» за мастурбацией — появилось сосание пальцев, когда родители пригрозили отрезать пальцы — начался энурез).

Мы много знаем об оральной фазе развития. Это время, когда малыш-грудничок получает удовольствие и развивает множество телесных приспособлений и механизмов (например, при сосании задействованы сразу три нерва с огромными зонами «ведения»: блуждающий, троичный и носоглоточный нерв). Получает опыт близости, безопасности, доверия — благодаря именно сосанию молока из груди. И именно тогда и столько, сколько ему нужно. Норма у каждого ребенка своя, как и возможности семейной системы.

Это «оральное» время, когда в ребенке закладывается ощущение «Я существую» и «Мои потребности могут быть миром удовлетворены». Это время формирования привязанности — возможности вообще быть в близких отношениях, принимать и давать отклик на близость. Это время формирования базового доверия или недоверия к миру.

У каждого человечка свои потребности, уроки и свой опыт. Если потребность ребенка по разнообразным причинам не была удовлетворена, если в это время происходило что-то травматичное — ребенок может «доудовлетворять», добирать эту потребность, выбирая «заменители» — палец, соску, карандаш, сигарету.

В сосании пальцев мы разделяем возраст — малыши и дети после 3 лет.

Малыши, находящиеся на смешанном вскармливании, при прорезывании зубов с помощью сосания кулачка и пальчика компенсируют то, чего им не достает или обезболивают процесс. Это вариант нормы, с этим можно «ничего не делать» (но — важный минус — может перерасти в привычку). В этом возрасте недостаток контакта с грудью компенсируется эмоциональной близостью и эмоциональным откликом и телесным контактом.

Старшие дети и взрослые возвращают себе с помощью сосания ощущение присутствия кого-то важнейшего (заполняют пустоту, в которой должны быть мама и папа), безопасности, снимают эмоциональное напряжение.

Они регрессируют — возвращаются в прошлое, когда настоящее слишком напряженно. Возвращают себе ощущение безопасных границ. Компенсируют недостающую нежность. Успокаиваются перед сном. Заполняют пространство «скуки».

Для единственных детей в семье это возможность таким странным способом отдохнуть от избыточных контактов (в школе и садике).

Потребность: безопасность, снять избыточное напряжение, вернуться в близость и нежность. Вернуть себе ощущение важности при ревности к младшему. Снизить собственную критичность, контроль, выйти из-под давления критичности, контроля, перфекционизма — своего и родителей.

Что делать:

  1. Найти источник невротизации, небезопасности.
  2. Снизить возможную требовательность и оценочность.
  3. Больше телесного контакта, массажиков, телесных игр, особенно обнимашек и всего, что напоминает объятия.
  4. Рисовать мандалы, домики, строить что-то, что создавало бы ощущение границ. Играть под одеялом.
  5. Давать пить из трубочки, из поилки.
  6. Вместе готовить еду.
  7. Иногда работает парадоксальный метод — сделать сосание пальцев не только разрешенным, а обязательным. Я выписывала рецепт с печатью: «в понедельник с 15:00 до 15:15 сосать с причмокиванием большой палец правой руки. Вторник — с 16:00 до 16:15 сосать с причмокиванием указательный палец левой руки» и так далее.
  8. Играть с водой и в воде.
  9. Рисовать пальчиковыми красками.

Странные вопросы для взрослого:

Что (или кого) хочешь вернуть — всосать, впитать? О ком скучаешь? Хочется свернуться в калачик? Что для тебя нежность?

Обкусывание ногтей

Форма аутоагрессии и ретрофлексии — ребенок грызет ногти вместо того, чтобы «укусить», показать зубы.

Ребенок с таким симптомом часто — гиперответственен и чувствителен, боится сделать больно другим, сказать «не то», обидеть, застенчив, самокритичен. Он часто берет ответственность за чувства своих родителей. Боится их расстроить, боится совершить ошибку, не оправдать ожиданий. Может иногда говорить тихо и невнятно.

Ему сложно сказать «нет». Подавляет естественные агрессивные импульсы. Часто не может сказать, чего хочет и не хочет. Не позволяет себе ошибаться. Сложно расслабиться. Может искривляться спина, как будто на плечах лежит груз. Испытывает часто страх и чувство вины.

У этого же ребенка могут быть частые ларингиты, ангины, бронхиты.

Что делать:

  1. Снизить давление. Снять с ребенка ответственность за свои чувства и свою нереализованность.
  2. Учить и позволять говорить «нет».
  3. Стимулировать делать самому выбор и поощрять его выбор.
  4. Рассказывать о своих ошибках со смехом.
  5. Позволять себе дурачиться и радоваться.
  6. Играть в псевдо-агрессивные игры (где есть «разрушение»). Тянуть ртом платок, как собачки, рычать, лаять друг на друга, грызть сухари, яблоки, толкаться.
  7. Петь, кричать, проявляться в любом творчестве, плеваться в цель из трубочки (мы помним, что эти детки могут блокировать свои проявления).
  8. Лепить из глины, пластилина, играть с кинетическим песком, крупами, переливать жидкости.
  9. Массаж тела и рук
  10. Играть в ролевые игры, ходить в театральные студии.
  11. Позволять говорить «Мое!».

+ все, что было написано про сосание пальцев.

Странный вопрос взрослым:

Ты самоед? За что себя «ешь»? Кого хотел бы укусить? Когда позволял себе «показывать зубы»?

Обламывание ногтей

Форма аутоагрессии и ретрофлексии, подавление агрессивных и разрушительных импульсов, противостояние давлению.

Реакция на телесные наказания, вина за причиненную физическую боль или физический ущерб, ощущение ущербности, невозможность физически защитить границы, свою территорию, страх телесных наказаний, потребность в нежности и физической близости, само-наказание за мастурбацию или «запретные» действия.

Потребность в эмоциональной и телесной близости и ощущении принятия.

Что делать:

  1. Учить и учиться говорить «нет».
  2. Учить на телесном уровне отстаивать свои границы. — защищать свою территорию.
  3. Дать право на слово «Мое».
  4. Позволять хвастаться.
  5. Рвать бумагу, играть с песком, глиной, рисовать мелками, играть в джангу, плести из лозы.
  6. Бокс, боулинг, городки, дартс, подушечные бои.
  7. Играть на барабане.

+ все, что было написано ранее.

Странные вопросы взрослым:

В чем ты себя ломаешь? Тебя «ломает» от чего? Кто тебя обламывает?

Конечно, у каждого человечка и человека свои симптомы и их причины и выраженность этих симптомов и причин. Конечно, психологи все усложняют и без них вон сколько поколений выросло. И, конечно, вместо всего написанного легче крикнуть, треснуть или намазать пальцы зеленкой.

Развитие ребенка

Дети грызут ногти чаще всего неосознанно, поэтому в борьбе с привычкой необходимы специальные средства

Ребенок грызет ногти: как с этим бороться

Дети грызут ногти довольно часто. Обычно с возрастом эта привычка проходит, но если не обращать на нее внимания, она может проявляться и в более позднем возрасте.

Часто ребенок грызет ногти неосознанно, испытывая скуку или беспокойство. Но иногда это может быть признаком более серьезных скрытых проблем, таких как тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью или обсессивно-компульсивное расстройство. Однако не делайте поспешных выводов: если ребенок грызет ногти, само по себе это не указывает на наличие расстройства, и следует обратить внимание на другие симптомы.

Когда ребенок грызет ногти, это приводит всего лишь к тому, что его ногти выглядят неопрятно. Если ногти грязные, это может быть для него негигиенично. В крайних случаях эта привычка может плохо повлиять на формирование зубов, если они еще растут. Но такие случаи встречаются довольно редко.

Отучить ребенка грызть ногти помогут следующие методы:

  • средства, придающие ногтям горький вкус;
  • алоэ вера;
  • уход за ногтями;
  • метод резиновых браслетов;
  • перчатки;
  • перчатки, чувствительные к сенсорным экранам;
  • лейкопластырь.

Как избавиться от привычки грызть ногти

Как и в случае с любой другой привычкой, ребенку требуются усилия и мотивация, чтобы перестать грызть ногти. Устранить данную привычку у младших детей сложнее, потому что они еще не заботятся о своем внешнем виде. Старшие дети и подростки обращают на это больше внимания, поэтому они более склонны избавляться от этой привычки.

Если кожа вокруг ногтей ребенка искусана, а края ногтей неровные, стоит подождать до того момента, пока ребенок не поймет, что со стороны это выглядит некрасиво. Не нужно давить на ребенка – эта привычка обычно проходит сама по себе.

Когда ребенок подрастает, ему становится намного легче объяснить, в чем преимущества красивых ногтей. Так ребенок сам захочет избавиться от своей привычки.

Также вы можете обратиться к чувству тщеславия ребенка: скажите ему, что сверстники не одобрят его привычку. Это может помочь избавиться от нее.

Также можно использовать несколько других способов, чтобы отучить ребенка кусать ногти. Рассмотрим их подробнее.

Косметические средства

Есть ряд косметических средств, помогающих ребенку избавиться от данной привычки. Наиболее распространенным из них является средство «Мавала стоп». Это безвредное вещество, которое придает ногтям горький привкус. Его наносят на поверхность ногтей или кончики пальцев. Суть метода довольно проста: каждый раз, когда ребенок берет пальцы в рот, горький вкус служит для него напоминанием, и так постепенно он избавляется от вредной привычки.

Этот метод довольно прост и эффективен. Однако в некоторых случаях ребенок может упорно продолжать грызть ногти, несмотря на горький вкус. В таком случае следует обратить внимание на другие средства.

Наносите средство на ногти несколько раз в день, поскольку после мытья рук оно может смываться.

Ознакомьтесь так же:  Затекает рука и болит

Алоэ вера

Алоэ вера – это комнатное растение с очень горьким соком. Если вы разломаете лист алоэ и помажете соком кончики пальцев, они станут очень горькими на вкус. Этот метод аналогичен предыдущему, но сок алоэ не остается так долго на ногтях.

Кроме того, сок алоэ – прекрасное средство от ожогов, поэтому выращивайте это растение дома, чтобы это средство всегда было у вас под рукой.

Уход за ногтями

Неважно, насколько коротко вы острижете ногти ребенка, главное, чтобы они всегда были ухоженными. Если у ногтя будет острый или неровный край, ребенок не успокоится, пока его не обгрызет.

В таких случаях хорошо использовать лак для ногтей (даже для мальчиков можно использовать бесцветный лак). Но будьте внимательны: иногда использование лака приводит только к тому, что ребенок еще больше грызет ногти. Все дети имеют свои особенности.

Кроме того, уход за ногтями позволит вам проводить больше времени с ребенком и станет особым ритуалом.

Метод резиновых браслетов

Этот метод лучше всего походит старшим детям и подросткам, которые сами хотят избавиться от привычки грызть ногти. Предложите ему надеть на запястье резинку или браслет. Они не должны быть слишком тесными, чтобы не мешать кровообращению. Научите ребенка щелкать браслетом по руке каждый раз, когда он грызет свои ногти. Когда его привычка начнет ассоциироваться с болью (пусть даже небольшой), он избавится от нее.

Метод резиновых браслетов приучает ребенка самому контролировать свои привычки, и даст ему ощущение достижения, если ему удастся побороть привычку грызть ногти.

Перчатки

В зависимости от того, где и когда ребенок кусает ногти, использование перчаток может стать простым решением проблемы. Предложите ребенку надеть перчатки, когда он смотрит телевизор, на улице в холодную погоду или во время сна. Можно использовать тонкие перчатки, чтобы ребенку не было жарко.

Чем меньше у ребенка будет возможности грызть свои ногти, тем больше вероятность, что он избавится от этой привычки.

Иногда ребенок неосознанно грызет ногти, когда переписывается по мобильному телефону. Для этого ему приходится снимать перчатки. Однако сегодня существуют специальные перчатки, чувствительные к сенсорным экранам мобильных телефонов. Так ребенок избежит кусания ногтей во время использования мобильного телефона.

Лейкопластырь

Еще один способ отучить ребенка грызть ногти – наклеить на кончики пальцев полоски лейкопластыря.

Начните с одного пальца. Объясните ребенку, что этот ноготь нельзя грызть. Так постепенно заклейте лейкопластырем все пальцы. Наклеивайте лейкопластырь так, чтобы он закрывал весь ноготь. Меняйте лейкопластырь каждый день.

Помните, что рано или поздно большинство детей перестают грызть ногти. Если вы серьезно обеспокоены данной проблемой или эта привычка имеет и другие последствия (например, инфекции или тревожное поведение), стоит обратиться к доктору.

Первая помощь!

Девочки я советую почитать вам эту статью, потому что рано или поздно нам приходится оказывать первую помощь нашим деткам и самое главное сделать это правильно!

Когда малыш научился передвигаться по комнате ползком или ходить, родители понимают, что необходимо набраться терпения и проявлять предельное внимание. Потому как изучение окружающего мира и неуемное любопытство будет сопровождаться большим количеством типичных детских травм: ссадины, синяки, шишки. Даже если вы заранее позаботились о подготовке безопасной детской комнатки и учли все возможные неприятности, ребенок найдет пути, чтобы обойти ваши хитрости. Вот почему необходимо заранее приобрести необходимый набор медикаментов и средств экстренной помощи, полностью подготовить «детскую аптечку», а также записать в удобном месте телефоны экстренных служб. И, конечно, каждый родитель должен знать, как вести себя, если ребенок получил ожог, ссадину, ушибся или у него началось носовое кровотечение или другая травма. Сегодня речь пойдет о неприятностях, которые подстерегают маленького человечка в начале его жизненного пути, как их предотвратить и оказать ПЕРВУЮ ДОВРАЧЕБНУЮ ПОМОЩЬ. Рекомендуем сохранить эту статью вблизи от домашней аптечки! Итак, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…

РЕБЕНОК ПОЛУЧИЛ ОЖОГ

Зажигалки, свечи, спички – дети любят баловаться с огнем, несмотря на все предостережения. Маленький ребенок, только что научившийся вставать на ножки и ходить часто получает ожог рук, взявшись за ручку разгоряченной плиты, если что-то готовится в духовке, например, или за утюг.

Обожженное место необходимо сразу подержать под холодной водой, это уменьшит боль и снизит риск образования пузырей. Тем не менее, если пузырь все-таки появился, его ни в коем случаи нельзя прокалывать, иначе можно занести инфекцию, через некоторое время он пройдет сам собой. Далее необходимо наложить стерильную повязку или пластырь (компресс). Внимание: ни в коем случае не применяйте домашних средств вроде сливочного масла, картофельной муки, зубной пасты, мыла и т. п. Они создают питательную среду для бактерий и мешают процессу заживления. То же самое относится к противоожоговым повязкам и мазям, а также всевозможным кремам. Не используйте растительное масло! При контакте с обожженной кожей оно нагревается и вызывает у малыша сильную боль. Лед тоже не подходит в этой ситуации. Перепад температуры будет слишком резким и повредит коже.

Если площадь ожога достаточно большая (больше ладошки малыша) или обожжена часть лица, следует сразу вызвать неотложную помощь.

ОБВАРИЛСЯ

Горячая вода, чай, суп – даже такой, не кипящей жидкостью можно получить тяжелые ожоги.

Ожог кожи на лице и груди может произойти, если, например, поставили тарелку горячего супа или чашку чая на край стола, а ребенок потянул за кончик скатерти, ударил рукой по столу или дотянулся до посуды. Вся жидкость вылилась на него. Ставьте тарелку подальше от края стола, и тогда, в худшем случае, на кожу попадут только капли жидкости, ожог будет не столь обширным. Вторая частая локализация ожогов – ягодицы, промежность, бедра. Это если мама поставила на пол ведро с горячей водой, решив помыть пол, а ребенок пятился назад, везя за собой машинку на веревочке, и сел в него.

Что делать? Сразу же снимите с ребенка одежду, подержите обожженные участки кожи под холодной водой. Если пострадало туловище, поставьте малыша под прохладный душ. Охлаждение должно длиться 15 минут, у детей в возрасте до года – максимум 10 минут. Если обварено лицо или площадь ожога больше ладошки ребенка, охладите пораненное место водой и вызовите «скорую помощь», в случае необходимости продолжайте охлаждение. При транспортировке укутайте ребенка в одеяло, чтобы избежать переохлаждения.

УШИБСЯ, ПОЛУЧИЛ СИНЯК

Ребенок упал или «налетел» на мебель, ударился – и вот появился синяк, значит, под кожей лопнули тончайшие кровеносные сосуды. Как можно быстрее охладите его водой или пузырем со льдом, чтобы снять боль и предотвратить распространение кровоизлияния или распухание места ушиба. Затем нанесите на больное место мазь или гель (тонким слоем либо «Троксевазин», либо «Долобене-гель», либо «Синякофф» – только для детей после 6 лет), перевяжите (не туго) марлевым бинтом или пластырем. Если в дальнейшем синяк увеличился или стал совсем темным, то вероятно, крупный кровеносный сосуд. Необходимо обратитесь к врачу.

ССАДИЛ КОЖУ ИЛИ ПОЦАРАПАЛСЯ

Ободранные колени и ладошки – неотъемлемый атрибут маленьких детей. В этом случае ранку необходимо обработать, чтобы избежать заражений. При этом йодом пользоваться не следует, так как он часто вызывает аллергическую реакцию. Для начала можно обработать ранку перекисью водорода, а затем – зеленкой. Но можно приобрести и специальные аэрозоли, которые очень пригодятся на отдыхе, так как они соединяют в себе и очищающие, и антисептические свойства. Если в процессе заживления ранка покрылась коркой, ее удалять не следует, в противном случае можно занести инфекцию или же останутся темные шрамы.

ПОРЕЗ ИЛИ ДРУГОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ КОЖИ

От ножей и ножниц чаще всего страдают пальцы детей. Но и на ногах бывают порезы, например, если ребенок наступит на осколок или гвоздь. Промойте рану чистой водой. Чтобы остановить кровотечение, на какое-то время поднимите руку или ногу кверху. Затем залепите рану пластырем. Если в ране инородное тело, не пытайтесь, следуя первому побуждению, вытащить его. Это может увеличить рану. Лучше закройте рану и покажите ребенка врачу. Если длина пореза больше чем 0,5 см., то ребенка после оказания первой помощи тоже надо показать врачу, причем в течение ближайших 6-7 часов, ибо позднее рану уже нельзя будет зашивать или заклеивать.

Падение, резкий удар – от этого кожа может лопнуть. Обработайте рану: нанесите дезинфицирующее средство на тампон и оботрите края раны. Если рана сильно кровоточит, нужна давящая повязка: наложите на рану стерильную салфетку, и два раза обмотайте ее марлевым бинтом. Затем наложите плотную прокладку и продолжите обмотку первым марлевым бинтом. Оставьте на 5 минут. После этого накройте рану стерильным компрессом и закрепите лейкопластырем. Зияющие раны и те, длина которых больше 0,5 см, должен обработать врач, причем в ближайшие 6-7 часов.

МАССАЖ СЕРДЦА И ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

Необходимо уметь правильно делать искусственное дыхание, массаж сердца. Маленькому ребенку можно вдыхать воздух в рот и нос одновременно. Детям постарше, например, пяти-семи лет, надо сделать 4 сердечных удара по грудной клетке и один глубокий вдох. И продолжать до тех пор, пока ребенок не раздышится или пока не приедут врачи.

НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

При падении у малышей часто страдает лицо, что приводит к разрыву носовых капиллярных сосудов и вызывает носовое кровотечение.

Для того чтобы кровь свободно вытекала и не затрудняла дыхание – посадите ребенка и наклоните его голову слегка вперед. Чтобы остановить кровотечение, положите в ноздрю смоченную перекисью водорода или обычной холодной водой ватку, на переносицу положите кусочек льда завернутый в полиэтиленовый пакет и носовой платок.

Не пытайтесь остановить носовое кровотечение, если оно вызвано ушибом головы. В этом случае необходимо срочно отвезти ребенка в больницу.

В течение 4-5 часов после кровотечения не заставляйте ребенка сморкаться, так как любое напряжение мышц и сосудов в носовой полости может спровоцировать повторное кровотечение.

ВЫВИХ, ПЕРЕЛОМ, РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК

Вывих – типичная травма, возникающая у детей в возрасте от двух до трех лет. Дело в том, что детский локтевой сустав недостаточно хорошо развит. Если взрослый возьмет ребенка за руку почти не наклоняясь, рука потянется вверх, и может произойти подвывих колодки лучевой кости в локтевом суставе, возникнет боль, рука опускается вдоль туловища.

Травмированный сустав не подвергать нагрузкам, обеспечить его неподвижность. Пару часов держать холодный компресс или прикладывать пузырь со льдом. Затем наложить давящую повязку, нанести специальную мазь или гель, крепко забинтовать эластичным бинтом. Пострадавшую конечность поднять выше уровня тела или прибинтовать руку к туловищу, подвесив ее на бинт, проведенный через предплечье и вокруг шеи. При сильной опухоли или острых болях необходимо сделать рентген, чтобы выяснить, нет ли перелома. Если установлен перелом, руку или ногу надо держать неподвижно, не подвергать нагрузкам. Пока не пришла помощь, обложите сломанную руку или ногу слева и справа валиками из скатанных одеял или полотенец. К открытым переломам не прикасаться, чтобы не занести инфекцию. До прихода врача просто накрыть место перелома стерильным полотном.

При растяжении связок ребенок чувствует острую боль и в месте растяжения появляется припухлость. Чаще всего это случается со стопой, например, тогда когда малыш носит неудобную обувь. Ребенку следует уложить, сделать на ногу крестообразную повязку и приложить к опухшему месту что-нибудь холодное.

ОТРАВЛЕНИЕ

Самая распространенная причина отравлений среди детей от 2 до 5 лет – это если ребенок залезает в тумбочку или аптечку, находят там лекарства, таблетки и съедают от нескольких штук до десятков. Помните о том, что ребенку, который только начал ползать по квартире, все интересно попробовать на вкус. Вкусовой анализатор развивается в это время и дети активно пользуются им при изучении свойств предметов. Опасность представляют не только лекарства, но и химические вещества, такие как щелочи и кислоты в бутылках, например уксусная и яблочная кислота, царская водка, отбеливатель, растворитель или аккумуляторная жидкость. Ребенок знает, что на кухне всегда есть что-то вкусненькое – возьмет с нижней полки буфета бутылочку с кислотой, откроет и сделает глоток – этого достаточно, чтобы получить ожог пищевода и полости рта, или тяжелое отравление. Что делать? Необходимо сделать промывание – обильно поить водой («заливать») и вызывать рвоту (пальцем нажимаем на корень языка) до приезда скорой.

Заранее уберите подобные средства из доступных ребенку мест. Закройте на ключ шкафы и ящики, где стоят опасные для здоровья ребенка вещи.

УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ

Такое может случиться с грудным ребенком в возрасте от рождения до года, если, например, мама отлучится в соседнюю комнату, оставив малыша на диване или пеленальном столике без бортов. Еще вчера он не мог перевернуться на животик, а сегодня решил попробовать это сделать. Не кладите малышей вдоль дивана, не оставляйте без присмотра, если отворачиваетесь – придерживайте рукой. Активному 9-10 месячному малышу уже не хочется лежать на месте, он пытается выбраться из кроватки – перевешивается вниз, и падает головой вниз, получая черепно-мозговую травму. Родители должны вовремя опускать регулирующееся дно детской кроватки на необходимый уровень. Даже легкие черепно-мозговые травмы у младенцев могут привести к головным болям, снижению слуха и зрения.

Шишки – неизбежное последствие любопытства и активности малыша, особенно если он еще не уверенно стоит на ножках. Хорошо снимают боль и останавливают распухание охлажденные медные предметы, например старый советский пятак, мокрое полотенце, пару кубиков льда в салфетке или холодную металлическую ложку. Поливать голову холодной водой категорически запрещается. Чаще всего страдает лоб малыша, на котором уже через несколько секунд образуется огромная шишка, на ее размеры лучше внимание не обращать, так как у малышей при ушибе она выглядит очень большой и неприятной. Если ребенок ударился затылочной частью, что намного опаснее и серьезнее, необходимо понаблюдать за его реакцией. Перевязывать голову не требуется, но это может сильно ускорить процесс заживления – дети очень любят повязки.

В случае потери сознания, тошноты, рвоты или вялости, если ребенок вдруг говорит, что захотел спать или задремал, т.е. появилась какая-либо невролгическая симптоматика – необходимо срочно вызвать детскую неотложку, при этом ребенку должен быть обеспечен полный покой. Дети реагируют на реакцию взрослых. Это значит что если вы будете выпучив глаза охать и кричать, ребенок поймет, что случилось что-то страшное и ему тоже стоит испугаться и заплакать. Часто бывает что ребенок сразу после падения начинает заикаться, не потому что ему больно, а от сильного испуга, вызванного поведением взрослых. Поэтому реакция родителей должна быть сдержанная и спокойная.

ПРИЩЕМИЛ ПАЛЕЦ

Двери в доме, в автомобиле, крышка от ящика с игрушками – дети постоянно суют пальцы в щели. Пострадавшее место необходимо сразу подержать под холодной водой, это остановит опухание и уменьшит боль. Затем следует повязать тугую повязку, предварительно смазав больное место специальной мазью. Если боль не утихла и опухоль продолжает распространяться, необходимо обратиться к врачу (сделать рентген), так как, возможно, повреждена кость.

ЗАНОЗИЛСЯ

Занозу можно посадить где угодно – катаясь на деревянных санках, об старые перила, на игровой площадке, лазая по деревьям или катаясь с горки ребенок запросто может занозить себе палец или ногу. Видимый конец занозы ухватите острым пинцетом, вытаскивайте медленно и осторожно. Дело пойдет легче, если крепко сдавить кожу слева и справа от занозы – это уменьшает боль и на время обескровливает больное место. После извлечения занозы продезинфицируйте ранку и заклейте ее пластырем. Если заноза обломилась или сидит слишком глубоко, ее удалением должен заняться врач. Ни в коем случае не расширяйте место прокола самостоятельно.

ПОДАВИЛСЯ (ПРОГЛОТИЛ КАКОЙ-ЛИБО ПРЕДМЕТ)

Вдыхание инородного тела возможно в любом возрасте, но чаще всего это случается с детьми в возрасте от 6 месяцев до 4 лет, что связано с незавершенностью развития нервной и мышечной систем, физиологической регуляции актов дыхания и глотания, а также с анатомическими особенностями строения гортани в этом возрасте. А кому не известна страсть детей тащить в рот буквально все, что попадает им в руки?! Чаще всего инородные тела попадают из полости рта в дыхательные пути при плаче, смехе, игре. Это ведет к перекрытию воздухоносных путей и их рефлекторному спазму, вызывающему у ребенка состояние удушья. Кроме того, спазм — а значит, и нарушение проходимости воздуха через дыхательные пути — может спровоцировать и проглоченный, но застрявший в пищеводе относительно крупный предмет — пуговица, орех, кусок пищи.

Признаки: как понять, что произошло (ведь грудной ребенок не в состоянии ни объяснить, что случилось, ни даже показать, где болит)? Предположить, что ребенок подавился, можно по наличию хотя бы одного из следующих признаков:

  • удушье — ребенок задыхается, хватает ртом воздух;
  • дыхание с шипением и свистом — так называемый «стридор»;
  • изменение голоса — вплоть до полной его потери;
  • неожиданный и очень интенсивный кашель;
  • втягивание живота и надключичных ямок;
  • «вытаращенные» глаза;
  • повышенное слюноотделение;
  • синюшность кожных покровов;
  • в худшем случае за каким-либо (или какими-либо) из перечисленных выше симптомов может последовать потеря сознания.

Первая помощь. Прежде всего, не паникуйте, возьмите себя в руки. Постарайтесь спокойно оценить тяжесть ситуации и успокойте ребенка — первое определит отведенный вам запас времени, второе избавит ребенка от дополнительного стресса, а следовательно, и от связанного с ним повышенного расхода остро недостающего организму кислорода — стало быть, продлит лимит времени.

Если ребенок кричит, плачет, хрипит или кашляет, значит, дыхательные пути частично проходимы и у вас есть время помочь ребенку откашляться, похлопывая его между лопатками или надавливая ложечкой на корень языка. Если откашливание не помогает, осмотрите глотку ребенка и постарайтесь обнаружить и удалить мешающий предмет. При необходимости обратитесь в «скорую помощь».

Если ребенок не произносит ни звука, открывает рот, втягивает живот и надключичные ямки, но не может продохнуть, размахивает руками, синеет — ситуация критическая, и на спасение отведено всего около трех минут. В таком случае особенно важно действовать четко и быстро, т.к. на приезд «скорой» в течение трех минут рассчитывать, как правило, не приходится, и жизнь ребенка будет зависеть от вас.

  1. Немедленно отправьте кого-нибудь звонить «03» и по возможности позвать врача или любого человека, владеющего навыками оказания первой помощи.
  2. Возьмите ребенка на руки. Поддерживая одной рукой его голову и шею, положите его лицом вниз на предплечье вашей левой руки так, чтобы голова была ниже уровня тела, поддерживая пальцами подбородок малыша. После этого 3-5 раз хлопните ребенка по спине между лопатками (как по дну бутылки, чтобы выбить пробку). Можно даже, взяв ребенка за ножки, перевернуть его вниз головой и еще несколько раз хлопнуть по спине.
  3. Если предмет не выпал, переверните ребенка на спину на ровной поверхности, отведите голову вбок и несколько раз надавите пальцами на нижнюю часть грудины и верхнюю часть живота по направлению к позвоночнику и вверх (крайне осторожно: у детей до года велика опасность разрывов внутренних органов).
  4. Попробуйте, оттянув язык и нижнюю челюсть, визуально или пальцем обследовать вход в глотку. При обнаружении инородного тела попытайтесь удалить его, подцепив пальцем или пинцетом.
  5. При безуспешности вышеописанных мероприятий начните проводить искусственное дыхание, чтобы дать возможность хотя бы какому-то количеству воздуха попасть в легкие ребенка под давлением извне. Для этого запрокиньте голову ребенка назад, выдвиньте его подбородок кверху и, прижавшись к его лицу так, чтобы его нос и рот оказались под вашими губами, дважды с силой выдохните в него воздух. Если грудь ребенка при этом поднимается, значит, часть воздуха попадает в легкие.

Продолжайте действия 2-5 до приезда «скорой».

Меры предосторожности. Не надо давать маленьким детям мелкие предметы или игрушки, содержащие мелкие части, — они в момент их разберут и возьмут в рот. По словам медиков, в рейтинг популярности вещей, обнаруженных в организме маленьких пациентов в первую очередь попали вилки, булавки, пуговицы, камни, батарейки и игрушки. Регулярно находят в детских желудках и монеты. Рекордсменом можно признать мальчика, который проглотил игрушку на магнитах ( разобрал на детали и съел каждую по отдельности – попав в желудок ребенка, части соединились). Медики призывают родителей внимательно следить за детьми: колющие и режущие предметы могут нанести детскому здоровью непоправимый ущерб. Приучите ребенка к спокойному поведению во время еды, не совмещайте еду с игрой в надежде, что он «съест побольше», не давайте ребенку есть во время игры, не кормите малыша против его желания.

ОПАСНОСТЬ ЗАПРЕТОВ

Прочитав эту статью, наверняка все родители ужаснулись – столько несчастных случаев может произойти с маленькими детьми. Статистика пугает – в городские травмпункты каждый год попадает десятки тысяч детей. И число таких детей ежегодно возрастает. Самый распространенный вид травм – это бытовые, их происходит около 60%, криминальные, уличные, школьные, спортивные травмы составляют примерно по 10 %. И 90% этих травм происходит именно по вине взрослого. Но ведь все эти травмы можно предотвратить. Как же уберечь свое чадо?

У детей слабо выражено «чувство опасности». Для того чтобы ребенок стал более осторожным можно провести следующее занятие – приблизить его руку к горячей кружке с чаем или дать в руку небольшой острый предмет. Внимательно наблюдайте за его действиями и комментируйте их. Тогда ребенок будет знать, чего нужно опасаться.

Все бьющиеся или представляющие какую-либо опасность предметы уберите туда, где ребенок до них не доберется. Травматолог Овцин Евгений Владимирович приводит такой пример – «У родителей дома стояло стекло – острый осколок оконного стекла, они поставили его между стулом и окном, ребенок залез на стул чтобы посмотреть в окно, оступился и напоролся на стекло. Случай не смертельный – ребенка вылечили. Но ведь этого случая можно было избежать, убрав стекло, например за шкаф, или обмотав его несколькими слоями плотной ткани».

Предметы на столе или полке, куда может дотянуться детская ручка, отодвигайте от края хотя бы на 30 см (так называемое Правило 12 дюймов). Это будет лучше, чем говорить малышу – «Нет! Нельзя! Не трогай! Не бери!». Постоянные запреты вредны тем, что приводят к торможению исследовательских инстинктов. Не возможно запретить ребенку шалить, резвится, играть. Но мы, взрослые, должны быть все время на шаг впереди, предусмотреть заранее все неприятные моменты, ведущие к травме.

Профилактикой травматизма обеспокоен весь мир. Потому что этот самый мир стал более технологичным, прогресс идет все дальше, и теперь нас окружают новые материалы, новые машины, новая автоматика и электротехника. Неизменными спутниками нашей жизни стали недостаток времени, плохая экология и оторванность от природы. В «каменных джунглях» города детей повсюду подстерегает опасность, и даже в казалось бы, в комфортной и безопасной квартире.

Родители! Будьте бдительны! Если произошла травма – не теряйте самообладания – в ваших силах грамотно оказать первую доврачебную помощь ребенку. Теперь вы знаете, как это правильно сделать.

Зачем подростки причиняют себе боль

Их возраст — 13, 15, 17 лет… и они режут свою кожу бритвой или жгут сигаретой. Их больше, чем мы думаем, говорят эксперты. И поясняют: таким образом подростки сообщают о своих острых переживаниях и просят о помощи.

«Мне 14 лет. Когда скандалы в школе становятся невыносимыми, я беру перочинный нож и стараюсь сделать себе как можно больнее. Когда под рукой нет ножа, я вонзаю в кожу шариковую ручку или царапаю себя до крови. Не знаю почему, но, когда я так делаю, мне становится легче. Как будто я вытаскиваю из тела занозу. Со мной все в порядке?» Приходят и такие тревожные письма от подростков.

Есть письма и от родителей: «Моей дочери 15 лет. Недавно я заметила у нее на руке следы от ожогов. Поговорить об этом не удается, она любое мое слово воспринимает в штыки и отказывается встретиться с психологом. Я чувствую себя совершенно бессильной и не знаю, что теперь делать».

Следы лезвия на предплечье, ожоги от сигарет на теле, изрезанные ноги — почти 38% подростков хотя бы однажды пытались поранить свое тело. Осознание того, что собственный ребенок наносит себе повреждения, приводит родителей в ужас. Автоматическое, на уровне рефлекса, желание избавить его от боли сталкивается с непривычным препятствием — отсутствием врага и внешней угрозы. И остается вопрос: «Почему он это сделал?»

Контакт со своим телом

У взрослеющих детей примерно с 11–12 лет меняются желания, интересы, поведение — их внутренний мир становится другим. Особенно сложно подросткам приспособиться к изменениям своего тела. Вытягиваются руки и ноги, меняется походка, иными становятся пластика движений, голос. Тело вдруг начинает вести себя своевольно: эротические фантазии и предательски спонтанная эрекция у мальчиков; месячные, часто болезненные, у девочек, могут тоже начаться в любой момент — в школе, на тренировке.

«Тело словно становится чем-то отдельным, — говорит семейный психотерапевт Инна Хамитова. — Сделать себе больно — один из способов войти с ним в контакт. Поведение тинейджеров напоминает жест человека, которому снится страшный сон: он хочет его остановить, ущипнуть себя и проснуться».

Пугающий мир

В 37 лет Татьяна ясно помнит те годы, когда она резала себе бедра: «Я росла в семье, где было запрещено жаловаться — мои родители этого не понимали. Став подростком, я не могла подобрать слов, чтобы выразить все то, что мучило меня в тот момент, и я стала резать себя. Сейчас я понимаю, что это был способ не только обмануть взрослых, но и утешить себя: теперь-то я знаю, почему мне так плохо».

Подростки, повреждая свое тело, переживают. младенческое чувство собственного всемогущества

Многим современным подросткам, как и Татьяне когда-то, трудно выразить свои переживания — они знают себя недостаточно, и их пугает недоверие взрослых к их чувствам. Кроме того, многие просто не умеют открыто и честно говорить о себе. Не имея других средств снять душевное напряжение, подростки заставляют себя испытывать боль.

«Таким образом они борются с неизмеримо большим страданием, — говорит психотерапевт Елена Вроно, — ведь трудно доверять себе, если уверен в том, что тебя никто не понимает, а мир враждебен. И даже если это не так, поведением многих тинейджеров управляет именно такое представление о себе и мире». Тем не менее их действия, пугающие взрослых, не связаны с желанием расстаться с жизнью. Наоборот, они подтверждают желание жить — справиться со страданием и вернуть душевное равновесие.

Обезболивание болью

Парадокс момента в том, что подростки, повреждая свое тело, переживают. младенческое чувство собственного всемогущества. «Тело остается единственной реальностью, которая полностью принадлежит только им, — поясняет Инна Хамитова. — Повреждая его, они могут в любой момент остановиться. Управляя своим телом таким диким (с точки зрения взрослых) образом, они чувствуют, что управляют и своей жизнью. И это примиряет их с действительностью».

И все же их пугающее поведение говорит о желании жить — справиться со страданием и вернуть себе душевное равновесие

Физическая боль всегда приглушает душевную, которую у них не получается контролировать, ведь нельзя заставить полюбить того, кого любишь сам, нельзя изменить родителей… Она может указывать и на пережитое насилие (психическое, физическое или сексуальное).

«Демонстрируя раны, которые подросток нанес себе сам, — считает социолог Давид ле Бретон, — он бессознательно привлекает внимание к тем, что не видны. Жестокость, которую дети проявляют в отношении себя, позволяет им не проявлять ее в отношении других. Она действует на манер кровопускания в стародавние времена: снимает чрезмерное внутреннее напряжение».

Они причиняют себе боль, чтобы больше не испытывать боли. Многие подростки рассказывают о чувстве облегчения, которое наступает после нанесения себе ран. Об этом пишет и 20-летняя Галина: «После порезов наступали моменты абсолютного счастья. Все мрачные чувства словно вытекали из меня вместе с кровью. Я вытягивалась на кровати, и мне наконец становилось легче». Именно такое умиротворение влечет за собой риск попасть в зависимость: разрушать себя, чтобы чувствовать себя лучше. Оно основано на обезболивающем эффекте от действия эндорфинов — гормонов, которые вырабатываются в организме, чтобы заглушить боль.

Семейные рамки

«Я резал себя примерно с 14 до 17 лет, — вспоминает 27-летний Борис. — И остановился лишь когда, став студентом, уехал из дома. Сегодня благодаря психоанализу я пришел к выводу, что так переживал неприязнь моей матери. Она не хотела моего появления на свет и давала мне это понять каждый день. Для нее я был самым никчемным существом, которое никогда ничего не добьется. Я чувствовал за собой ужасную вину и регулярно наказывал себя за то, что недостоин ее любви».

«Ребенок, которому не хватало нежных прикосновений в первые годы жизни, взрослея, может продолжать это болезненно переживать, — поясняет Елена Вроно. — Тело, которое он никогда не воспринимал как источник приятных ощущений, остается отстраненным, внешним по отношению к его личности. Раня себя, он словно разрушает границу между внутренним и внешним».

Порезы и раны на видимых частях тела помогают детям привлечь внимание взрослых к себе

Родители могут усиливать страдания подростков. «Из самых лучших побуждений многие из них стараются не хвалить детей, словно те могут от этого испортиться, — рассказывает Инна Хамитова. — Но дети в любом возрасте нуждаются в поддержке и одобрении. Они верят тому, что мы им говорим. Если взрослые постоянно критикуют ребенка, ребенок привыкает к мысли, что он плохой (некрасивый, неповоротливый, трусливый) человек. Самоповреждения могут стать для чувствительного подростка еще и местью себе, наказанием за то, что он настолько плох».

Но, ненавидя себя, подростки не понимают, что на самом деле ненавидят мнение других о себе. Это подтверждает 16-летняя Анна: «Недавно я сильно поругалась со своей лучшей подругой. Она говорила мне ужасные вещи — что я никого не люблю и что меня никто никогда не полюбит. Дома мне стало так плохо, что я расцарапала себе все костяшки пальцев о штукатурку».

В семьях с авторитарным стилем воспитания, когда родители жестко контролируют не только поведение, но и эмоции подростков, самоповреждения, по мнению Инны Хамитовой, «могут стать способом борьбы с властью родителей».

Подросток рассуждает примерно так: «Хотя бы по отношению к себе я буду поступать так, как я хочу». И всегда порезы и раны на видимых частях тела помогают детям привлечь внимание взрослых к себе. Это сигналы, от которых родители уже не могут отмахнуться, списав их на особенности переходного периода.

Граница риска

Важно понимать разницу между единичными проверками на прочность («могу ли я это вытерпеть?»), написанными кровью клятвами в дружбе и повторяющимися самоистязаниями. Первые связаны либо с узнаванием своего «нового» тела и экспериментами с ним, поиском новых ощущений, либо с ритуалами, существующими среди сверстников. Это преходящие признаки поиска себя. Постоянные попытки причинить себе боль — ясный сигнал для родителей, требующий обращения к специалистам. Но в каждом случае, когда подростки проявляют агрессию в отношении себя, необходимо понять, что они хотят сказать. И мы должны их выслушать.

Что делать?

Подростки ищут понимания и в то же время тщательно оберегают свой внутренний мир от назойливых вторжений. Они хотят поговорить — но не могут себя выразить. «И потому, — считают наши эксперты, — возможно, лучшим собеседником в этот момент станут не родители, которым трудно оставаться пассивными слушателями, а кто-то из родственников или знакомых, кто сможет побыть рядом, посочувствовать и не запаниковать».

Иногда, чтобы остановить ребенка, достаточно. хорошей взбучки от родителей. Таким парадоксальным способом они дают понять, что тот зашел слишком далеко, и выражают заботу. Но если подобное поведение становится привычкой или раны представляют угрозу для жизни, лучше не откладывая посоветоваться с психологом. Особенно важно сделать это в том случае, когда подросток замыкается в себе, начинает плохо учиться, ощущает постоянную сонливость, теряет аппетит — подобные симптомы могут оказаться признаком более серьезных психологических проблем.

Ребенок начнет слушаться, если родители изменят свое поведение

Ребенок капризничает или уходит в себя… Мы не замечаем связи между нашим поведением и поведением ребенка. Но она существует. И ее можно использовать во благо. Психолог Галина Ицкович объясняет, как это сделать.

10 фильмов, которые стоит посмотреть вместе с ребенком

Кино может помочь нам лучше понимать своих детей. Мы выбрали десять фильмов, которые, как считают психологи, стоит смотреть родителям и всем, кто воспитывает детей — от дошкольников до подростков.