В мозгах сопли

Правда ли, что сопли/козявки — это отмершие мозговые клетки?

Нет, конечно, это смесь слизи, образующейся в пазухах носа, соли, воды, а также пыли и всяких других частиц, которые вы вдыхаете вместе с воздухом.

Древние греки были мудрым народом и предполагали,что сопли это вытекающий мозг.Современная медицина,обладая высокими технологиями подтвердила древнее предположение.Так что при появлении насморка не в коем случае не высмаркивайтесь,если не хотите остаться без мозгов,а старайтесь втягивать их обратно,или лучше купить в аптеке специальные герметичные затычки для носа на период насморка,благо они представлены в широком ассортименте.Так же в продаже имеются специальные зажимы и прищепы для ноздрей уникальной отечественной разработки сколковских нанотехнологов.

У жителя США потёк мозг

Американец Джо Нэги был уверен, что беспокоящий его долгое время насморк вызван обычной аллергией. После 18 месяцев мучений он, наконец, обратился к врачу и был просто шокирован результатами осмотра. Выяснилось, что прозрачная жидкость, которая текла из носа, не имеет ничего общего с аллергией – у американца в буквальном смысле потёк мозг.

Как пишет издание The Independent, врачи обнаружили, что в окружающей мозг Нэги мембране образовалось отверстие, откуда и вытекала мозговая жидкость.

«Я был напуган до смерти», — вспоминает Джо.

Мужчине сделали операцию, и теперь он говорит, что начал жить заново.

Нейрохирург Питер Накаджи в интервью телеканалу Fox10 пояснил: «Вы не задумываетесь об этом, но ведь мозг расположен как раз чуть выше носа».

По его словам, утечка мозговой жидкости — одна из распространённых проблем, которую упускают многие специалисты, потому что «слишком много людей страдают от насморка».

Как объяснили журналистам врачи, человеческий организм каждый день производит до 340 г мозговой жидкости, которая не дает мозгу высохнуть. Именно поэтому хронический насморк Джо не прекращался — его организм без устали производил эту жидкость.

Вместе с тем, прямая связь носовых пазух с мозгом врачам известна давно. Сегодня нейрохирурги активно практикуют операции по удалению опухоли мозга через нос, метод, которым много тысяч лет назад жители Древнего Египта мумифицировали своих покойников. Таким образом удаётся избежать тяжёлой и опасной трепанации черепа.

Про сопли (rss)

Индекс любви: 0.15 (2/13)

30/07/01, Vius
У меня соседка говорила: «сопливый — значит умный». Не знаю с какого фигля она это взяла, ну во всяком случае будим считать что умный.

30/07/01, Vius
B_Zeke: от куда у тебя такая информация, что сопли это разжижинные мозги? По моему это просто насморк. И во вторых, я же создал тему «СОПЛИ», а не то что «текут сопли». Они вообще то могут и не теч. У кого как! А вообще чего я так сопли то защищаю? Мне по фигу как-то. просто соседка голову заморочила своими бреднями, а я и поверил.

B_ZekE, 30/07/01
Да потому что это говно полное, противно смотреть на людей у которых текут соали, и вобще сопли это раззжжыженные мозги.

Василизм, 21/10/01
То-то я думаю: как только заболеваю — сразу умнеть начинаю! Начинаю себя беречь! Наверное, это защитная реакция организма на простуду. Появляются в носу дополнительные жидкие мозги для излечения.

zlata, 30/01/03
ненавижу когда нос заложен и нечем дышать. и приходится сморкаться как последняя кретинка.а еще я заметила схожесть звуков при сморкании и при пуке.проверьте, убедитесь!

SkyCloud, 15/03/04
Ууу. у меня хронический насморк, а зимой он утяжеляется. Это очень отстойно вечно сморкаться, фу. Ну, хоть соплей у меня мало. А так они такие скользкие, иногдя прямо зеленые. Тошнит меня и при виде сопливых платков! А еще я ненавижу, когда сморкаются «по-бомжацки», т.е. зажимая пальцем одну ноздрю. Или когда сопли стекают по лицу. Фу! Ненавижу их в любых проявлениях! А еще у меня с соплями ассоциируется что-то попсовое, что-то пошлое. Или, на худой конец, такая противная простуда.

кислотный дождь, 19/10/04
Да, неприятная субстанция. В темноте почему-то острее ощущаются и больше дышать мешают. Соответственно, с включённым светом заснуть мне легче. Домочадцам этого не понять. Да я и сама плохо понимаю. Запахи ощущаются не то чтоб хуже, а как-то иначе. В этом что-то есть. А сморкаться вообще неприятно. Вот чихание чем-то по своему механизму на оргазм похоже. *) Нарастающее напряжение, разрядка, расслабление. Но только когда без брызг соплей, когда они за пределами ноздрей в результате не появляются. А то неприятно прикосновение их к коже. А как сопли по-научному обозвать, м? А то явно же не медицинский термин — «сопли». Фи. А вот вам выдержка из кое-какого заключения: «ретенционные (одентогенные?) кисты в верхнечелюстных пазухах» — это типа про сопли или нечто к ним близкое.

Ahora, 19/10/04
мда. сопли — это кайне неприятно. Дышать трудно, трудно заснуть и спать вообще, потому что дышать ртом я не привыкла. И ужасно, когда переворачиваешься на правый бок — дышишь левой ноздрей и наоборот. Всю ночь только тем и занимаешься, что ворочаешься и исследуешь урезанные пособности своего носа. Сморкаться ненавижу, потому что просто не нравится мне сам процесс. все это склизское и неприятное. бе. А бывает такой период болезни, когда сопли еще, так сказать, не окрепли и представляют из ся не тягучую массу,а непонятного рода жидкость, стремительно вытекающую из носовых пазух, тогда обычно просто физически невозможно так часто высмаркиваться и приходиться шмыгать носом! хе!

karandash, 29/08/05
вообще,первые дни простуды мне очень приятны- чихаешь себе в радость и удовольствие, но вот эта вода из носа — просто ужас!. как бы аккуратно ты с ним не обращалась- все равно через несколько минут он станет красным ! и будет щипать от салфеток! Причем промежутки между использованием салфеток становятся все меньше и меньше!! а сопельки все текут и текут и нет от них спасения! I HATE IT

Ваня, 03/10/06
Vius как же можно любить сопли? Они же липкие, и всегда текут из носа во время простуды. Я не люблю их, особенно при насморке или когда плачеш! После этих соплей нужно стирать вещи, иначе будет не красивое пятно. Да кстати, зимой нужно обезательно вытирать сопли, не рукавом а плотком иначе можно оцарапаться!

Перехитрусик, 13/08/08
Смешно, но всё же. Сопли вечно льются, а если не льются, то вообще не дают дышать. Каждый раз сморкаться-нереально, а от капель всё-таки носовая полость сохнет. Сопли-это самое ужасное. Пусть и смешно, но по ночам всё очнеь даже грустно. А голова становится ещё тяжелее от избытка непонятного вещества.

Неподкупная Фемида, 28/09/08
У меня хронический насморк,и от этого я уже натерпелась.Просто ненавижу эти сопли!

Barselona, 07/03/11
ненавижу сопли, ни свои ни чужие хд)

Ланселла, 30/06/12
Ненавижу, потому что мой организм очень чувствителен в областях горла, ушей и носа. Я могу заболеть даже летом и уже несколько лет меня перестало утешать утверждение о том, что «Дураки не болеют». А ведь и утепляюсь и чаи гоняю горячие и лекарства противные пью, а горло так и не проходит. Не проходит горло — болею еще больше, а потом уже и сопли! Летней ночью не в свитерах с открытым окном? — Сооопли и кашель! =_=» Честно, задолбали меня уже эти прозрачные слизни из носа, да и сухие тоже. И зачем они только текут?

Вишмастер, 11/01/14
Сопли — это УЖАСТТНО. У меня насморк сейчас. Как выйду на улицу — начинается в колхозе утро. Иду с наушниками в ушах и музыкой в них, чтоб не слышать этих ужасных звуков, и хрюкаю в платок. А сопли, блин, когда высыхают на платке, твердые становятся, меня это так бесит! Когда мелкая была, и у меня сопли лезли, я сразу орать начинала и махать руками. И бежала за платком.

Эффективные методы лечения насморка

Сопли! Что мы знаем о них? И что они могут рассказать? Древние египтяне верили, что сопли – это вытекающие носом мозги. Они жутко этого боялись и лечились всевозможными средствами.

Теперь же доподлинно известно, что носовую слизь вырабатывает сама дыхательная система прямо в носовой полости. Сопли являются своеобразным фильтром и защищают наши легкие от проникновения пыли и другого мелкого мусора.

У вас бывают сопли, когда вы заходите с холода в теплое помещение? Знаете, почему?

Иногда в таких случаях говорят, что нос «оттаивает». Происходит это из-за того, что на морозе кровеносные сосуды сужаются, полость носа, обычно влажная, высыхает. Но когда мы заходим в теплое помещение, организм пытается срочно привести все в норму: увлажнить слизистую, восстановить кровообращение, а заодно и вывести все микробы, которые могли попасть в дыхательные пути. На «текучесть» носа влияет резкое изменение температуры воздуха. Помните, как в детстве нас учили дышать на морозе не ртом, а носом? Воздух, проходя через нос, нагревается. Когда человек резко переходит в тепло, воздух по сравнению с уличным для него слишком теплый, и организм старается охладить его обильным увлажнением.

Сопли состоят из соли, воды и белков, в том числе – муцина. В состав муцина входят сахара, которые поглощают влагу. Из-за этого сопли влажные и немного густые. Когда муцин соприкасается с влагой, то может увеличиться в 600 раз! Особенно много соплей возникает, если человек плачет, ведь слезы попадают в нос! В среднем в организме здорового человека в сутки образовывается от 60 до 200 мл соплей.

Больше всего соплей образовывается, если человек заболевает. Ведь увеличивается количество муцина для борьбы с вирусами.

Если после 7 дней лечения насморка сопли продолжают течь и цвет их из прозрачного становится зеленым, то можно думать о развитии осложнений. Почему это происходит? Околоносовые пазухи имеют выводные отверстия, которые соединяют гайморову, лобную пазухи и синусы с полостью носа. Эти отверстия имеют небольшой диаметр (1–3 мм), и если возникает отек, то они закрываются вначале частично, а затем и полностью. В таком случае слизь скапливается и начинается воспалительный процесс.

Болезни, связанные с осложнением насморка:

гайморит – воспалительный процесс в гайморовых пазухах;

синусит – воспаление придаточных пазух носа;

фронтит – воспаление лобной пазухи носа.

Если у вас на фоне долгого насморка понимается температура, а в носовых пазухах возникает постоянная боль и чувство распирания, если возле носа и под глазами отеки – это признаки гайморита. Синусит имеет схожие симптомы – заложенность носа, образование в носовых пазухах и в задней части горла желтой или зеленой слизи, болезненность глаз, носа, щек и лба. Реже встречаются неприятный запах изо рта, нарушение обоняния, боль в горле и общая усталость. Ну и конечно, больные синуситом начинают кашлять, особенно по ночам. При фронтите возникают боли в лобной части, преимущественно в надбровной области, усиливающиеся при надавливании, слезотечение и даже светобоязнь, а также изменение цвета, отечность и припухлость кожи в области лобных пазух.

Осложнения фронтита чреваты переходом воспалительного процесса на переднюю костную стенку лобной пазухи с последующим ее некрозом и образованием свища.

Осложнения гайморита и синусита влекут за собой серьезные внутричерепные осложнения – абсцесс мозга, менингит.

Как и чем лечить?

Чтобы этих осложнений не возникало, не допускайте высыхания слизи. Если слизь высохнет – вы будете дышать ртом, и тогда начнет высыхать слизь в легких, закупоривая бронхи, а это одна из главных причин развития пневмонии. Помогите себе простыми способами. Например, чаем. Ведь, чтобы облегчить насморк, нужно пить больше жидкости. Чай с лимоном, черной смородиной, шиповником, кизилом и т.п. Две столовые ложки сырья заливаете кипятком, и два часа настаиваете в термосе или просто обматываете толстой тканью. Напиток должен быть не горячим, а теплым. Особенно, если вы пьете его на улице. Горячая жидкость может навредить – сосуды носа расширяться, и сопли польются сплошным потоком.

При заболеваниях носоглотки также хорошо помогает ингаляция паром или полоскание горла содой, солью или разведенным аквирином.

Эффектны промывания носа. Самое жестокое из них – соком лука, но можно и просто морской водой, соленой, разведенными соками каланхоэ или алоэ, наконец, остывшими отварами тех же трав. Капать в нос можно пипеткой, шприцем без иголки или просто с ложечки, но только в одну ноздрю. Вторую следует зажать, и тогда нет риска «попасть не в то горло».

Кстати, если у вас насморк, не запирайтесь дома. Теплый воздух сушит носоглотку. Поэтому прогулки в любую погоду и постоянное проветривание помещения не только полезны, но и необходимы. Только не гуляйте в людных местах. Иначе вы станете источником заражения для окружающих.

Как не заразить окружающих?

Если больной насморком человек чихнет, то сопли вместе с вирусами разлетятся со скоростью более 60 км в час и забрызгают всех в радиусе 5 метров.

Чтобы этого избежать, очень важно часто мыть руки, а также прикрывать рот и нос во время чихания салфеткой или носовым платком. После использования выбросьте салфетку, а носовой платок сразу же постирайте в горячей воде. Если вы чихнули или покашляли в свои руки, немедленно вымойте руки, потому что иначе вы станете переносчиком вируса. Старайтесь не трогать свое лицо, в особенности глаза, рот и нос. Если же вы находитесь в компании человека, больного простудой, не обменивайтесь с ним ручками, и карандашами, Протирайте предметы общего пользования. Протирайте антисептическим средством дверные ручки, телефонные трубки, пульты от техники, выключателей света, клавиатур. Всегда держите под рукой дезинфицирующий гель или антисептик для рук, если у вас нет возможности вымыть руки. Если у вас болеют дети, обязательно мойте их игрушки.

Ознакомьтесь так же:  Насморк и в ухе булькает

Кстати, вопреки общему мнению, заразиться через поцелуй сложно. Подавляющее количество известных науке риновирусов попадает к нам в организм через слизистую оболочку носа и глаз. Поэтому целуйтесь на здоровье, но не забывайте беречься от насморка.

Другие эксперименты смотрите каждый четверг в 22:30 на телеканале СТБ в рамках медицинского проекта «Я соромлюсь свого тіла»!

Отек слизистой оболочки пазух носа

В костях лицевого черепа расположены покрытые слизистой оболочкой воздухоносные пазухи. В анатомической терминологии их называют параназальными (околоносовыми) синусами, которые способны к самоочищению. В норме порядка 40–60 % микробов и пылевых частиц, проникающих в полость носа с вдыхаемым воздухом, нейтрализуются и удаляются вместе с носовой слизью. При исправно действующем механизме самоочищения дыхательных путей все инородные агенты выводятся через естественные отверстия (соустья), соединяющие воздухоносные пазухи с полостью носа. Однако в случае воспаления околоносовых синусов слизистая оболочка из-за усиленного притока крови и лимфы набухает, частично или полностью перекрывая пути сообщения. Данное патологическое состояние называется отеком слизистой оболочки околоносовых пазух.

Отек пазух носа – это достаточно распространенное в отоларингологии явление, возникающее в силу различных причин. Оно может быть вызвано:

  • переохлаждением организма;
  • инфекциями верхних дыхательных путей;
  • воздействием неблагоприятных факторов внешней среды;
  • механическими травмами носа;
  • веществами аллергической природы;
  • полипами или аденоидами;
  • искривлением носовой перегородки и другими аномалиями развития.

Клинические проявления отека параназальных пазух носа подразделяются на воспалительные и функциональные.

  • К воспалительным симптомам относят гиперемию, набухание пораженного участка, жжение, пересыхание слизистой носовой полости, тяжесть в голове, заложенность носа, чихание, слезотечение, головные боли различной интенсивности и локализации, слабость, повышение температуры тела.
  • Функциональные расстройства проявляются изменением характера слизи, нарушением носового дыхания и обоняния, дисфонией (изменением высоты, силы и тембра голоса).

Отек выводных отверстий синусов при присоединении бактериальной инфекции нередко становится причиной развития гнойного воспаления. Прорыв гноя в окружающие мягкие ткани может спровоцировать развитие следующих осложнений:

  • остеомиелит челюстной кости;
  • неврит тройничного нерва;
  • атрофию слизистой оболочки носа;
  • воспаление мозговой оболочки (менингит);
  • абсцесс головного мозга;
  • воспаление зрительного нерва.

Диагностика отека околоносовых пазух включает в себя следующие мероприятия: физикальный осмотр, инструментальные и лабораторные обследования.

  • При мануальном исследовании (пальпации) области пораженного синуса определяется выраженность отечно-инфильтративных изменений.
  • К инструментальным методам выявления отека слизистой оболочки носовых пазух относят переднюю и заднюю риноскопию, микрориноскопию и фиброэндоскопию.
  • Лабораторная диагностика включает в себя исследование патологического секрета носовой полости, предусматривающее использование бактериологических, биохимических, цитологических и иммунологических методов.

Дополнительно, по врачебным показаниям, пациенту может быть назначена рентгеноскопия или диафоноскопия.

Выбор тактики лечения осуществляется исходя из причин, которые спровоцировали развитие патологического процесса. В настоящее время существует 3 направления патогенетической терапии.

Применение местных сосудосуживающих препаратов

К этой группе относятся назальные капли и спреи, устраняющие отек слизистой и быстро избавляющие от негативных симптомов заложенности носа. Местные деконгестанты – это средства для симптоматического лечения, которые следует использовать строго по инструкции.

Антибактериальная терапия

Назначается только после подтверждения бактериальной природы заболевания.

Противоаллергическое лечение

Показанием к использованию антигистаминных препаратов является высокая восприимчивость человеческого организма к чужеродным белкам (аллергенам).

ТИЗИН ® – средство, облегчающее носовое дыхание

ТИЗИН ® – это сосудосуживающий препарат для симптоматического применения, содержащий в своем составе активное действующее вещество, способствующее снятию отека носовых пазух и облегчению дыхания. Это средство безрецептурного отпуска, разрешенное к применению в детском и взрослом возрасте (в соответствующей концентрации – 0,05 % или 0,1 %). Рекомендуется использовать в ситуациях, когда требуется быстро устранить заложенность носа.

Статьи о психологии

Открывашка для мозгов
Очередному МозгоВЕДу посвящается · 4 декабря 2018 г.

Что нужно, чтобы человек проснулся? Не от обычного ночного сна, а ото сна наяву, ото сна индивидуального существования, в котором сновидец кажется самому себе главным героем своей собственной драмы.

Иногда для этого просто приходит время — точно так же, как утром сам собой наступает момент, когда спать дальше уже никак. Иногда это встряска и неожиданность — точно так же, как внезапный громкий звук может в одно мгновение вырвать из самого глубокого и сладкого сна. А иногда это результат целенаправленной работы, когда по какой-то непонятной причине начинается поиск выхода из сна прямо внутри сна.

Ниже будет подсказка, в каком конкретно направлении можно поработать, но сначала надо пояснить сам принцип, на который опираются все подобные подсказки.

Пробуждение — то самое, которое просветление — неспроста называется тем же самым словом, которое используется для обозначения прекращения обычного физиологического сна. Спал — проснулся. Духовное пробуждение во многих смыслах похоже на пробуждение ото сна, с одним только небольшим отличием.

По завершении обычного сна мы просыпаемся в «реальном мире» и остаемся в нем привычными собой. Я в сновидении и я наяву — это в общем-то один и тот же человек. Меняется только сцена, на которой происходит действие. А вот с просветлением не совсем так…

Знаете, что такое осознанные сновидения? Спонтанно это случается нечасто, но иногда все-таки случается. А чаще способность к тому, чтобы осознавать себя в самом разгаре сновидения вырабатывается с помощью специальной практики. Так или иначе, речь о возможности осознать, что ты находишься во сне без того, чтобы этот сон тут же оборвался.

Обычно человек либо спит, либо не спит. Переход между одним состоянием и другим осознается плохо и происходит слишком незаметно, но в некоторых случаях можно оказаться в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием — сцена сна не разрушается, но при этом есть четкое понимание того, что это сон. Это и есть осознанное сновидение.

Особенность этого состояния в том, что, когда я знаю, что нахожусь во сне, я так же знаю и то, кто я за пределами сна. В этом самая суть — сохраняется полная память о том, кто я «в реальности», но при этом наблюдаемая снящаяся реальность никуда не исчезает, и это дает возможность в ней всячески почудить. При этом очевидно, что в какой-то момент все закончится и я проснусь ровно там где и уснул — в обычном реальном мире, обычным реальным собой. Здесь иллюзия, там — реальность. Но и здесь, и там один и тот же Я.

Так вот духовное пробуждение больше похоже на осознание себя во сне, чем на реальное пробуждение ото сна. В момент прояснения и распознавания иллюзорной природы бытия это самое иллюзорное бытие никуда не исчезает. И как бы ни хотелось научиться ходить сквозь стены, ничего не получается — сон продолжает придерживаться своей привычной канвы и тех законов, на которых он всегда был построен. И это несколько разочаровывает.

Но самое отвратительное занимательное в другом — в том, что, в отличие от обычного осознанного сновидения, когда ты знаешь, что можно проснуться в реальном мире, здесь ты с той же очевидностью знаешь, что просыпаться некуда. Хуже того, ты также осознаешь и то, что этот сон вообще не твой. Во всяком случае, не в том смысле, что он снится лично тебе — конкретному человеку со своим именем, характером и личной историей. Вся ирония в том, что этот конкретный человек сам является частью сна — таким же снящимся персонажем, как и все прочие действующие лица. Все вокруг сон, но просыпаться из него некуда и некому — такая вот ерунда.

А теперь возвращаемся к вопросу о том, что нужно, чтобы таким вот безрадостным образом проснуться. И, кстати, вы все еще уверены, что оно вам надо? Если уверены, то продолжаем.

Помните фильм «Начало» — тот самый, который про сновидения? Там был один очень показательный эпизод, когда главный герой объясняет девчонке архитектору, как устроен опыт «обмена сном», как мозг сам создает картину сновидения и сам ее воспринимает. Помните? А потом обращает ее внимание на такую особенность, что сцена сновидения обычно возникает безо всякой предыстории — нет памяти о том, что было до этого. И затем ключевой момент — он спрашивает ее, помнит ли она, как они оказались в том месте, где происходит их разговор. Тут-то она и осознает, что находится во сне — происходит пробуждение, без пробуждения.

На этом же принципе построены и все технологии пробуждения — задача состоит в том, чтобы обратить внимание на какие-то существенные нестыковки в том, что происходит вокруг. Окружающая действительность и обычная наша жизнь кажутся абсолютно слитными, последовательными, логичными — мы не замечаем никаких грубых склеек, монтажа и огрехов в сценарии. Но, если присмотреться внимательнее, все-таки можно обнаружить множество брешей. Обычно они очень быстро заполняются и замазываются — объясняются каким-нибудь разумным образом, обесцениваются психологически или попросту игнорируются. Но, если по какой-то причине человек вдруг начинает обращать внимание на всякие нестыковки, то однажды наступает момент, когда весь привычный мир в его восприятии рушится, как карточный домик.

А «Ванильное небо» помните? Голливудскую версию, а не оригинальную испанскую. В самом конце фильма сцена на крыше небоскреба, когда специалист техподдержки объясняет главному герою, что тот спит. Там же присутствует и другой персонаж — психиатр, с которым герой Тома Круза весь фильм вел душещипательные беседы.

Он слушает разговор и продолжает играть свою роль, но в какой-то момент до него начинает доходить, что если все это сон, то в реальности его самого просто не существует — он всего лишь вымышленный персонаж чужого сна. Тогда он начинает возмущаться и кричать, что этого не может быть, что он настоящий, что у него есть две дочери. Товарищ из техподдержки спрашивает, как их зовут, и он осознает, что не может ответить. Здесь он сталкивается с такой существенной нестыковкой, что от нее уже нельзя отмахнуться.

И если рассматривать «Ванильное небо» как метафору пробуждения, то главный герой здесь именно психиатр, который все время был уверен, что он есть, что он является самостоятельной единицей — очень разумным человеком, ведущим свое самостоятельное существование. А в итоге обнаруживает, что весь этот фильм был не про него, и самого его попросту не существует. Не такое уж приятное это открытие осознать себя персонажем чужого сна, да? Все еще этого хотите?

Так вот, нестыковки. Можно не знать и не искать пробуждения вовсе. Можно знать и просто его ждать. Можно верить, что для пробуждения нужно жить правильной праведной жизнью. А можно попробовать целенаправленно отыскать эти самые существенные нестыковки, от которых будет уже невозможно отвертеться.

Наиболее отчетливо этот подход с попыткой обратить внимание на несуразности происходящего вокруг дурдома можно проследить в современной адвайте. Практически все учителя занимаются именно этим — пытаются ткнуть человека носом в то, чего он никак не хочет замечать. Традиционный вопрос «Кто я?», который отправляет искателя разбираться с тем, что такое это самое «Я» — это и есть указание на очень серьезную нестыковку, которую можно здесь обнаружить при внимательном исследовании.

Сюда же относится и вопрос о свободе воли, который часто звучит на сатсангах. И это тоже попытка обратить внимание на то, что в нашей привычной картине мира плохо сходится. Если взять на себя труд всерьез разобраться, есть у человека свобода воли или нет, заметить зияющие бреши в привычной картине мира будет довольно просто.

Дзенские коаны — это тоже про указание на нестыковки, только более тонкое и остроумное, из-за чего требует большей концентрации и подготовки. Здесь исследуются нестыковки на уровне менее очевидных, но при этом более важных концепций, составляющих фундамент всей выстроенной в голове модели мира.

Дыр в заборе полно, поэтому можно придумать тысячу коварных вопросов, которые будут указывать на те или иные нестыковки. Вопрос только в том, какая подсказка сработает для того или иного человека. И здесь все очень индивидуально, поскольку пошатнуть надо именно ту концепцию, в которой человек меньше всего сомневался и даже не отдавал себе отчета в ее наличии. Чем неожиданнее вопрос, тем лучше результат. А развенчание веры в собственное «Я» или свободу воли — это только частный случай, свет клином на этих вопросах не сошелся.

Другой широко распространенный и массово практикуемый подход — это попытка войти в измененное состояние сознания и пережить некий мистический опыт, выходящий за пределы обычной картины мира. И повторять это до тех пор, пока привычное восприятие не расшатается настолько, что появится шанс вырваться за его пределы. Но это не наш метод.

Так вот, обещанная открывашка для мозгов…

Обратите внимание на такую интересную штуку. Наше восприятие в обычном понимании состоит из пяти основных модальностей — зрение, слух, ощущения, обоняние и вкус. Пять органов чувств — пять каналов восприятия.

При этом мы разграничиваем, откуда именно приходит сигнал — извне или изнутри. Зрительная картинка, например, явно приходит снаружи. Слух, в основном, тоже снаружи, но иногда мы слышим звуки собственного тела, которые приходят изнутри. Вкус и запах — это тоже что-то приходящее извне. Ощущения — есть те, что извне, и те, что изнутри.

На этом этапе разграничение происходит на уровне тела — часть воспринимаемого приходит из внешнего по отношению к телу мира, а часть изнутри самого тела. Здесь все просто — граница тела воспринимается, как граница между «внутри» и «снаружи».

Ознакомьтесь так же:  Не проходят сопли у ребенка уже месяц

Однако, с точки зрения воспринимающего аппарата, такое разграничение не вполне соответствует действительности ведь, независимо от того, откуда приходят, скажем, звуки — от птицы на дереве или от бурления в желудке — все они приходят в воспринимающий аппарат извне, а не создаются им самим. С точки зрения восприятия, все, что приносят нам органы чувств, приходит извне. Разграничение на «внутри тела» и «снаружи тела» здесь значения не имеет, потому что тело тоже является частью общего поля восприятия.

Это само по себе уже очень интересно, но есть куда более важная и тонкая штука. И вновь обратите внимание на то, что помимо пяти основных каналов восприятия, есть, по меньшей мере, еще один — восприятие мыслей, внутреннего диалога и всяких образов, которые его сопровождают. Шестой канал восприятия. Согласны?

И вот тут самое интересное. Этот «шестой канал» у нас на особом положении — мы полностью убеждены, что уж мысли-то точно приходят изнутри. Причем не изнутри тела, как какая-нибудь икота, а изнутри нас самих — изнутри того самого аппарата восприятия, изнутри «Я». Пять органов чувств транслируют картинку извне, а шестой ментальный канал восприятия приходит откуда-то изнутри. Так ведь?

Но так ли оно на самом деле? Как вы определяете, что зрительная картинка приходит извне, а не является галлюцинацией воспринимающего аппарата? И как вы определяете, что мысли продуцируются изнутри и по собственной воле, а не приходят извне, как звуки радио?

Окружающий мир вовне. Мысли внутри.
Так ли это? А вдруг наоборот?

Это не загадка для ума. Это вопрос для внимательного серьезного и честного исследования. Угадывать ответ бессмысленно — надо действительно для себя разобраться, как именно происходит это разграничение между «внутри» и «снаружи». И если станет понятно это, то станет понятно и все остальное.

p. s.
Приезжайте на МозгоВЕД ломать мозги под чутким руководством. И если серьезно настроены на результат, рекомендую успеть пройти курс Жизнь налегке — это будет очень хорошей и очень важной моральной подготовкой к тому, что происходит в Ярославле.

Психофизиолог Илья Захаров — о том, как ваш мозг вас обманывает

20 июля 2015 в 14:58

В рубрике «Что нового?» мы встречаемся с врачами, учёными, специалистами в своих областях, чтобы выяснить, как меняется та или иная область знания, которая влияет на жизнь горожан.

В новом выпуске мы выясняем у научного сотрудника лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО и сооснователя сообщества Neurofuture Ильи Захарова, почему тысячи учёных по всему миру кинулись изучать мозговые извилины, узнаём, как можно прокачать свой мозг, радуемся, что нервные клетки всё-таки восстанавливаются, и передаём привет Виктору Олеговичу Пелевину, которому бы наверняка очень понравилось это интервью.

О буме изучения мозга

— Когда я искала человека, который сможет объяснить, как устроен мозг, выяснилось, что его изучением занимается огромное количество людей из совершенно разных научных областей.

— Это сейчас так принято. Когнитивная наука включает в себя шесть больших областей: философию, психологию, математику, биологию, информатику и лингвистику. Мозгом сейчас в разной степени занимаются все —кроме, наверное, физиков.

— А чем именно вы занимаетесь?

— Эта лаборатория (лаборатория возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования.Прим. ред.) занимается возрастной психогенетикой, то есть исследованием детского развития. Я занимаюсь изучением когнитивных (познавательных) функций: как они выражены в мозге и как показатели работы мозга отличаются у разных людей. Ещё мы сейчас работаем над проектом по изучению «математической тревожности»: пытаемся выяснить, почему кому-то даётся математика, а кому-то не даётся. Для проведения этого исследования нам нужны 400 близнецовых пар, поэтому, если вы близнецы или двойняшки в возрасте 17–25 лет, пожалуйста, приходите участвовать. Вообще, психогенетика занимается изучением влияния генетики и среды на когнитивные различия. Кроме того, в МГУ в лаборатории психфака я доделываю работу по зрительным (оптическим) иллюзиям.

— Кажется, что во второй половине ХХ века все кинулись изучать мозг, и сейчас это чуть ли не самая модная тема исследований. С чем это связано? Учёные получили какие-то новые инструменты?

— Мозг пытались изучать всегда, начиная с Древней Греции. Древние греки думали, что мозг нужен, чтобы производить сопли или охлаждать кровь. Они вскрывали черепа или изучали больных, которые, например, ударились головой. В Средние века изучение мозга было запрещено, но находились безумцы, которые незаконно выкапывали трупы на кладбищах и вскрывали их. Активно занялись изучением мозга после мировых войн, когда появилось множество людей с поражением головы. В начале ХХ века появилась энцефалография, которая изучает электрическую активность мозга, потом стали появляться методы по изучению мозга без проникновения. Сейчас уже разработаны безвредные методы, которые позволяют смотреть, где, как и что работает в мозге здорового человека. Такие методы сегодня — норма даже для психологических исследований. В нашей стране этого чуть меньше: у нас больше разговоров о том, что психика не может быть сведена к работе мозга, что это что-то более сложное.

Древние греки думали, что мозг нужен, чтобы производить сопли или охлаждать кровь

О том, как наш мозг меняется

— То есть, с точки зрения российских учёных, говорить о том, что влюблённость — это всего лишь активность каких-то подкорок головного мозга, неправильно?

— Нельзя говорить про российских учёных вообще, но мне кажется, что в России больше людей, которые будут активнее против такого протестовать. Сам бы я сказал, что это немножко упрощённое описание влюблённости. В этом смысле у нас более взвешенная позиция — в отличие от тех западных учёных, кто сводит активность отдельных нейронов к конкретному поведению.

— Каковы сейчас главные теории, которые буквально взрывают мозг?

— Сейчас скорее не теории взрывают мозг, а количество методов и возможностей. Нейронаука — очень популярная область, в которой работают невероятное количество исследователей со всего мира. Когда ты занимаешься какой-то узкой темой и ищешь по ней статьи, то открываешь специальный поисковик и понимаешь, что, прежде чем приступить к изучению одного документа, надо прочитать ещё четыреста. На популярные темы могут быть написаны десятки тысяч статей. У меня вообще ощущение, что учёным необходимо передохнуть от экспериментов и подумать о том, к чему всё это может привести.

Большое направление — это перепроверка уже полученных данных. Второе — моделирование работы мозга с помощью больших вычислительных мощностей. Один из самых разработанных проектов — это модель нервной системы плоского червя Caenorhabditis elegans. Учёные целиком воссоздали математическую модель его нервной системы и изучают уже её, а не червя. Известные западные проекты Brain Initiative, Human Brain Project, которые занимаются моделированием, получили по миллиарду долларов. Сторонники этого метода считают, что если мы сейчас всё смоделируем, то через десять лет будем точно знать, как работает наш мозг. Правда, те, кто занимаются экспериментами, так не считают. Ещё одна идея, которая сейчас всех вдохновляет, — нейропластичность, про то, что мозг изменяется. Но это не новая идея, так же как и идея о восстановлении нервных клеток.

О нервных клетках, которые всё-таки восстанавливаются

— Кстати, откуда пошло поверье, что нервные клетки не восстанавливаются?

— Мне кажется, что была какая-то реклама, после которой эта фраза закрепилась. Но изначально это представление пришло из науки: учёные действительно что-то такое говорили, но давным-давно от этого отказались.

— Нервные клетки отвечают за нервы?

— Нервы — это такие тяжи, которые идут от спинного или головного мозга. Есть набор нервов, по которым идут волокна нервных клеток вместе с другими волокнами. Так головной и спинной мозг контролируют проявления нашего тела.

— Нервные клетки можно уничтожить?

— Известно, что ярко выраженный стресс — это нагрузка и на клетки. Клетки могут убивать себя сами, выделяя и накапливая вредные вещества. Поэтому продолжительный стресс, который связан с выделением в мозге определённых химических веществ, действительно может приводить к смерти каких-то нервных клеток.

Большинство клеток в нашем организме могут делиться и заменяться новыми, как кожа, но раньше этого не знали. Сейчас стало понятно, что есть процесс нейрогенеза: появляются новые нервные клетки, которые могут встраиваться в старые. Нервные клетки работают за счёт того, что взаимодействуют друг с другом, а связи между ними могут сильно меняться. Мозг может перестраиваться, если приобретает новый опыт, поэтому его можно тренировать.

Учиться чему-то новому очень полезно, потому что появляются новые нервные клетки,
а старые приобретают новые связи

— Например, как?

— Самое простое — читать много книжек и учиться новому опыту. Это может делать каждый. Учиться чему-то новому очень полезно, потому что появляются новые нервные клетки, а старые приобретают новые связи. Но есть более специфические методы или специальные тесты, которые задействуют наши психические функции, которые мы тоже можем тренировать. Есть, правда, споры о том, насколько хорошо это работает, но тут я бы сказал, что потенциал большой.

— Это то, что называется «брейн-фитнес»?

— Да. Сейчас большой ажиотаж вокруг него на Западе, поэтому часть учёных относится к нему скептически. Брейн-фитнес становится бизнесом, поэтому люди, которые им занимаются, позволяют себе смелые высказывания вроде того, что мы сейчас возьмём и сделаем всех гениями. Но, с другой стороны, глупо отрицать, что в случае определённых травм и заболеваний такие тренировки мозга могут помочь.

— Какие именно тренировки?

— Если погуглить «когнитивные тесты» или «когнитивные тренировки», вы найдёте множество ссылок.

О пользе шутеров и RPG

— Это упражнения на логику и сообразительность?

— Условно говоря, да. Это тесты на логику, на внимание, на рабочую память. Вы решаете задачки, тренируете эти функции и таким образом, как считается, улучшаете свои способности в целом. Любопытно, что часть из этих задач — те же самые игрушки, которые принято критиковать.

— Например? «Тетрис»? «Судоку»? «Косыночка»?

— Да, тетрис — неплохая игра. Он похож на ряд простых когнитивных тестов, так же как и видеоигры, которые улучшают время реакции и внимание. Поэтому нельзя сказать, что шутеры или RPG — это зло во плоти. Они развивают стратегическое мышление (например, было исследование о том, что Medal of Honor развивает психические функции). Есть, конечно, опасность в них совсем утонуть, потому что существуют данные о том, что игромания ухудшает концентрацию внимания и может быть связана с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности.Прим. ред.). Есть большое направление, которое занимается развитием игр таким образом, чтобы они были полезны для мозга.

— Я читала про результаты исследования о том, что внимание и реакция во время игр улучшаются, но эмпатия снижается.

— Мне кажется, результаты именно этого исследования нельзя однозначно интерпретировать как снижение эмпатии в результате игр. Тут речь идёт о сравнении геймеров и негеймеров, при этом наблюдаются просто корреляции (связи) между показателями. Причинно-следственные выводы делать трудно. Возможно, среди тех, кто становится геймером, изначально больше людей с более низкими показателями эмпатии. Другое популярное направление, за которым, как мне кажется, будущее, — это нейрогаджеты. Сейчас развиваются технологии, которые позволяют недорого (за 200–300 долларов) купить устройство, которое вы надеваете на голову и ходите дома, а оно регистрирует активность вашего мозга, пока вы занимаетесь повседневными делами.

— И в чём смысл?

— Эти приложения могут подсказывать тебе, что делать: когда тебе, например, нужно отдохнуть. Сейчас есть такая интересная методика — нейрофидбэк (или биофидбэк), которая регистрирует сигналы от мозга или от тела и даёт обратную связь.

— Какую, например?

— У вас регистрируется активность мозга, и громкость музыки кодирует вашу усталость. Чем громче музыка, тем больше вы расслаблены. Можно надевать эту штуку, слушать музыку, замечать, когда она становится громче, и учить себя расслабляться, что для многих непросто. Так можно бороться и с фобиями, учить человека слишком сильно не реагировать на физиологическом уровне на пугающие его вещи. Эти приборы можно подключить к смартфону и отслеживать на нём активность своего мозга в режиме реального времени.

О том, что голова — не самое главное

— Каких знаний о мозге у нас раньше не было? Про пластичность я поняла. В книжке «Пластичность мозга» Норман Дойдж в том числе говорит, что наше представление о том, что мозг поделён на зоны, отвечающие за что-то определённое, довольно грубое.

— Специализированы отдельные участки мозга или не специализированы — это старый спор. Как совместить представление о том, что каждая часть мозга отвечает за что-то своё, с тем, что одновременно эти части мозга могут меняться и взаимодействовать? Другая популярная тема, связанная с открытием 1990-х годов, — зеркальные нейроны. До этого было жёсткое представление, что есть зрительная и моторная области мозга. Моторная отвечает за движение, зрительная — за то, что мы видим. И вот выяснилось, что часть клеток моторных областей реагируют не только на наши движения, но и на чужие. Поэтому появилось основание считать, что такие клетки связаны с очень сложными человеческими чувствами, например эмпатией. Индийский невролог Рамачандран называет эти нейроны создателями человеческой цивилизации, тем, что отличает людей от других животных.

— Зеркальные нейроны отвечают за нашу способность к обучению?

— За способность к обучению через имитацию, которая развита у нас лучше, чем у других существ. Это открытие очень интересное, но мы пока ещё только пытаемся его осознать. Другое направление, которое близко связано с зеркальными нейронами, — это устройство нашего познания, embodied cognition. Оно о том, что мы слишком переоцениваем роль мыслительных операций в познании мира. Согласно этой теории мы понимаем мир, не столько размышляя о нём, сколько переживая его внутри себя. Embodied cognition предполагает, что, во-первых, не только нервная система, но и вообще всё наше тело участвует в нашей психической жизни, а во-вторых, познание происходит более прямым путём, без построения сложных моделей в голове.

Ознакомьтесь так же:  Сопли желтого цвета у взрослого лечение

Даже если мы не улыбаемся в ответ, мышцы, которые отвечают за улыбку, начинают реагировать на чужую улыбку

Если мы видим, что человек улыбается, мы сами невольно начинаем улыбаться. Даже если мы не улыбаемся в ответ, мышцы, которые отвечают за улыбку, начинают реагировать на чужую улыбку. Было исследование, во время которого человек сжимал в зубах карандаш и не позволял этим мышцам реагировать. Выяснилось, что в этот момент он хуже распознавал эмоции других людей, потому что мышцы его лица не участвовали в этом распознавании чужих эмоций.

— В общем, мы должны быть расслаблены, чтобы адекватно воспринимать окружающий мир?

— То, в каком состоянии находится наше тело, гораздо сильнее, чем мы думали раньше, влияет на то, как мы воспринимаем окружающий мир, потому что мы воспринимаем его не только головой.

Об обманчивом мозге

— Меня поразила удивительная книжка Криса Фрита «Мозг и душа», изданная фондом «Династия». В ней Фрит говорит невероятные вещи про наш мозг, в том числе про то, что он нам не всё рассказывает.

— А во-вторых, что наш мозг фиксирует информацию в обход нашего сознания.

— Часто говорят, что сознание — это только верхушка и с нами происходит много всего вне сознания. Я сейчас не хочу говорить вне научных концепций, хотя есть люди, которые пытаются помирить нейронауку и всякое «подсознательное» и «бессознательное». Раньше считалось, что мозг производит какие-то математические операции и раскладывает весь мир на формулы, а потом ими оперирует. Сейчас стало понятно, что мозг всё время проверяет наши гипотезы относительно окружающего мира. Когда мы что-то делаем, у нас заранее есть представление о том, что должно получиться, и мы сверяем это представление с тем, что получилось. И в зависимости от этого меняем или не меняем свои представления об окружающем мире.

Оптические иллюзии, например, возникают в тех случаях, когда на вход поступает что-то очень похожее на тот паттерн, который у нас уже есть, но не совсем он. А мы заранее накладываем на получаемую информацию эту схему. Информация, которую мы получаем о мире, очень неоднозначна, есть масса вариантов её интерпретации. Мы выбираем наиболее вероятную как, скорее всего, правильную. Но иногда то, что кажется нам совершенно невероятным, может происходить. Есть известный пример с маской Чарли Чаплина. Выпуклая маска, изображающая лицо Чарли Чаплина, хорошо подсвечена и крутится вокруг своей оси. В тот момент, когда она поворачивается к нам изнанкой, мы продолжаем воспринимать изнанку как выпуклое лицо. Эта иллюзия работает, потому что в своём ежедневном опыте мы никогда не встречали лицо, вывернутое таким образом. Поэтому наш мозг выбирает более вероятную гипотезу, даже если она немного противоречит действительности.

Об интуиции и сомнительной свободе воли

— Понятно, то есть мир — это всё-таки иллюзия. Виктор Олегович Пелевин был бы рад это услышать от учёного. Кстати, безумную популярность книг про то, как устроен мозг, я объясняю тем, что они дают какое-то рациональное объяснение тому, что раньше считалось необъяснимым: галлюцинациям, интуиции.

— Я был бы счастлив, если бы люди искали рациональные объяснения своему иррациональному опыту, которые наука действительно может дать. Но опыт подсказывает, что большая часть людей согласна с иррациональными объяснениями.

— Получается, что наш мозг знает больше, чем мы. Это ведь может объяснить существование, в том числе, невероятных совпадений. У каждого ведь бывало: подумаешь о человеке, а через 15 минут он заходит в твой вагон метро на станции «Охотный Ряд». Как это объяснить?

— «Мозг знает больше, чем мы» — очень странная фраза. Значит, мозг не часть нас? Мне кажется, что «мы» стоит называть нас целиком — с телом и нервной системой.

— Я имею в виду, что мы не осознаём всего, что знаем.

— Да. Есть, кстати, известный эксперимент, который часто приводят, когда говорят о свободе воли. Человек в произвольном порядке нажимает на кнопку, а его просят говорить о своём желании каждый раз, когда ему хочется нажать в следующий раз. Но по электрической активности головного мозга учёные могли предсказать, когда он захочет нажать на кнопку, до того, как он сам мог об этом сказать.

— Это можно как-то объяснить?

— Как именно трактовать эти данные — дело философов. Простое объяснение — решение принимается где-то в мозге и потом доводится до того, что мы называем «сознанием». Но это не значит, что это не мы, а кто-то другой принял решение. Это всё равно наш мозг, который оперирует полученной информацией на основе нашего опыта. Но до сознания оно дошло чуть позже.

Про интеллект и превосходство голубого кита

— Меня в детстве учили, что обычный человек использует свой мозг на 9 %, тогда как Владимир Ильич Ленин использовал его на 13 %. Это правда?

— Это классический миф про мозг. Конечно, мы используем наш мозг на 100 %. Вдобавок у нас есть дополнительный потенциал: мозг может изменяться, мы можем его тренировать. Наверное, психологи в начале XX века писали что-то такое про 9 %, но это не так.

— Антрополог Станислав Дробышевский в своих лекциях на «Постнауке» рассказывает, что всю историю человеческой эволюции мозг увеличивался, что обеспечило наше положение среди приматов, но в последнее время он уменьшается. Это так?

— Я тоже слышал такие данные, но, насколько я понимаю, нормальная масса тела человека тоже уменьшается: мы становимся менее матёрыми. Утверждать, что это как-то связано с тем, что мы глупеем, довольно странно. Размер мозга сам по себе напрямую не связан с интеллектом. Мозг должен быть вместительным, чтобы там помещалось больше нейронов и они могли эффективно выполнять свои функции, но самый большой мозг — у голубого кита, а он не умнее нас.

Кроме того, мы давным-давно как вид в своём развитии используем не только наши собственные способности и мозг. Мы как человечество накапливаем знания, поэтому биологическая эволюция дополняется культурной. В этом смысле мы всё равно двигаемся вперёд. Современный ребёнок за семь лет, которые он растёт, получает гораздо больше информации и опыта, чем ребёнок за то же время тысячу лет назад.

— Это правда, что мозг формируется до 18 лет, а потом — всё?

— Неправда. Процесс анатомического роста длится до 25 лет, но развитие мозга — это отдельный процесс. Его пластичность, конечно, больше, пока мы растём, но он может изменяться и позже. В 25 лет развитие не заканчивается.

Есть такой любопытный «эффект Флинна»: средние показатели IQ, которые измеряют с начала XX века, у человечества растут

— Чем отличается мозг женщины от мозга мужчины?

— Я не специалист в этом. Насколько я знаю, мозг женщины в среднем меньше на 50 грамм, чем мозг мужчины. Но и женщины в среднем чуть-чуть легче мужчин. Гендерные различия мозга — слишком сложный вопрос. Однозначной точки зрения на него пока что нет. Мне кажется, логично считать, что так как существуют различия между полами по большому количеству других показателей, то они есть и в мозге. По-разному была выражена роль мужчины и женщины, пока мы развивались, поэтому, наверное, какие-то различия накопились. Я бы ответил, что различия есть, но, скорее всего, они не так значимы относительно того, как сейчас устроен наш мир.

— Как ваши коллеги отвечают на вопрос, почему женщины в среднем хуже мужчин умеют читать карты и ориентироваться на местности?

— Я не хочу об этом говорить, потому что у меня недостаточно оснований выражать какую-то точку зрения. Было бы непрофессионально говорить о вопросе, по которому нет признанного решения.

Про выбор сексуальной ориентации

— Насколько мы, как отдельные личности, свободны в своём поведении?

— Мы в лаборатории занимаемся психогенетикой. Это наука, которая изучает вклад генов (биологии), и вклад среды (психологии) в наши различия. И все исследования показывают, что вклад генов и вклад среды, в общем-то, довольно похожи. Нет ни одного показателя, которой бы не изменялся в зависимости от среды или был бы свободен от генетического влияния. Наши гены позволяют нам подстраиваться под среду, среда позволяет лучше или хуже работать тем или иным генам — они взаимодействуют. Во-вторых, это всё связано с культурными наслоениями, взаимодействие происходит ещё сложней. Всё это очень сильно может менять наше поведение.

— Вы можете сказать, как человек выбирает свою сексуальную ориентацию? Это влияние генов или культуры? В книжке голландского нейробиолога Дика Свааба утверждается, что сексуальная ориентация закладывается в определённых участках мозга ещё на ранних стадиях беременности. Это так?

— Есть генетические влияния, которые определяют склонность человека к тем или иным контактам. Но есть и средовые влияния. У него посыл правильный. Он говорит о том, что это изменения в мозге и не стоит бояться того, что если в обществе появится больше открытых гомосексуалистов, то они как инфекция распространятся на всю страну и разрушат традиционные ценности. В этом смысле он прав. Но это всё-таки отчасти связано с тем, в какие условия попадает человек. То есть за выбор ориентации отвечает не только мозг. Но глупо считать, что если разрешить гей-парады, то все дети сразу станут геями.

Про умнеющее человечество и его память

— Из-за такого безумного количества информации, которое мы потребляем каждый день, наш мозг как-то меняется?

— С одной стороны, эта информация стимулирует развитие нашего мозга. Есть такой любопытный «эффект Флинна»: средние показатели IQ, которые измеряют с начала XX века, у человечества растут. Скорее всего, потому, что мир становится другим. Значит ли это, что мы умнее своих дедушек? Непонятно, потому что показатель IQ — это довольно специфическая вещь. С другой стороны, большое количество информации ухудшает наши способности концентрироваться. Нам сложнее ориентироваться, потому что мы ещё существуем на сломе эпох. Наверное, дети, которые сейчас рождаются, научатся лучше нас ориентироваться в информационном мире. Человек в этом смысле — уникальное существо, которое наилучшим образом приспосабливается к изменяющимся условиям. Нет основания считать, что мир катится в пропасть, — что-нибудь придумаем.

— Наша память не ухудшается от такого количества информации, которое приходится обрабатывать?

— Может быть, нам и не нужна будет память в том смысле, в котором мы к ней привыкли. Зачем помнить названия всех островов, на которых побывал Одиссей, если можно за секунду найти ответ в Google? Важней становится не память сама по себе, а способность знать базовую информацию и ориентироваться в том, где найти всё остальное. Может быть, скоро люди будут узнавать об уровне образования не по количеству запомненных латинских цитат, а по скорости оценки достоверности информации и способности проверить, что правда, а что нет.

Про алкоголь и наркотики

— Каков механизм воздействия зависимостей на мозг (курение, наркотики, любовь)? Как это вообще устроено? Разрушают ли они наш мозг?

— С точки зрения мозга особых различий между разными типами привязанностей нет. Когда мы ведём себя определённым образом, мы за это получаем либо положительные подкрепления, либо отрицательные. Если мы получаем положительные подкрепления, мы стараемся продолжать это делать, если отрицательные, стараемся так больше не делать. В этом смысле наркотические вещества — это вещества, которые усиливают эффект от положительного подкрепления. Если человек попадает в такие условия, когда положительного подкрепления становится слишком много, он привыкает это делать. Это и называется зависимостью. У некоторых людей могут быть биохимические наклонности, которые делают их более подверженными зависимостям. С точки зрения нейроучёного, различий между большинством видом наркотиков, алкоголем и сигарет нет никаких.

— То есть с точки зрения мозга разницы между наркотиками и алкоголем нет?

— С точки зрения механизма формирования зависимости — нет. С точки зрения влияния на весь остальной организм — нужно смотреть на конкретные вещества. Какие-то из них менее вредные, чем привычные разрешённые вещества, которые вызывают привязанность.

Про слабоумие и болезнь Альцгеймера

— Что делать, чтобы слабоумие не пришло в ваш дом слишком рано? Если ты будешь хорошо учиться и много читать, у тебя деменция наступит позже?

— Скорее всего, позже. Есть данные, которые показывают, что в высоко интеллектуальной среде возрастных проблем с памятью гораздо меньше.

— А вот с Альцгеймером что? Им и физики страдают, и кто угодно.

— Альцгеймер может развиться у кого угодно. Проблема в том, что мы эволюционно не были приспособлены жить так долго. Тут нужно ждать, когда будут разработаны какие-то лекарственные механизмы, которые будут помогать нам справляться с какими-то заболеваниями.

— То есть дожил до 60 лет — и хватит?

— 60–70 — это много. 20–30 лет.

— Но это было 10 тысяч лет назад.

— А после 20–30 лет начинают накапливаться проблемы. Мы принципиально с биологической точки зрения за последние 10 тысяч лет не изменились. Поэтому в 20–30 у нас пик развития, а дальше мы некоторое время себя поддерживаем. Чем старше, тем больше старческих заболеваний. Потом уже нужно заниматься наукой и помогать другим людям заниматься наукой, чтобы учёные вместе с медиками разрабатывали какие-то средства для борьбы с конкретными заболеваниями.

Помощь в подготовке материала: Динара Маратовна