Все о плоскостопии у подростков

Как вылечить плоскостопие у детей

Для детского плоскостопия характерна деформация костного свода стопы. Эта врожденная или приобретенная патология хорошо поддается лечению, но только при своевременном обращении к ортопеду. При отсутствии врачебного вмешательства плоскостопие способно быстро прогрессировать, оказывая негативное влияние на позвоночник и походку ребенку.

В детском возрасте устранить дегенеративные изменения возможно с помощью ношения ортопедических приспособлений и использования физиотерапевтических процедур. Только в отдельных случаях показана хирургическая операция. Перед тем, как лечить плоскостопие у детей, проводится диагностирование маленьких пациентов для установления степени повреждения костных и хрящевых тканей.

С чего начинается лечение

При обнаружении плоскостопия любой степени ортопеды незамедлительно приступают к лечению. Дело в том, что количество хрящевых тканей в стопах находится в прямой зависимости от возраста ребенка. Вовремя проведя коррекцию суставов и костей, родители могут не беспокоиться в дальнейшем о правильной осанке ребенка.

Детские ортопеды практикуют комплексный подход к лечению плоскостопия, используя разнообразные методики, которые позволяют достичь следующих результатов:

  • устранить избыточную нагрузку на стопы;
  • повысить прочность связок и сухожилий;
  • нормализовать кровообращение;
  • восстановить правильное положение стоп во время ходьбы;
  • скорректировать уже возникшие деформации стоп.

Для проведения быстрого и эффективного лечения необходима тщательная диагностика возникших повреждений. Терапия патологии 1-й или 2-й степени не вызывает у ортопедов особых трудностей. Обычно практикуется ношение удобных ортопедических приспособлений, одновременно улучшающих походку и препятствующих развитию дальнейших дегенеративных изменений. Для правильного формирования хрящей и костей рекомендованы регулярные упражнения с использованием массажных валиков, ковриков, мячик. Их яркий цвет и необычная структура привлекают малышей, поэтому такие занятия приносят удовольствие и детям, и родителям.

Плоскостопие 3-й степени характеризуется выраженной деформацией стоп. Это начинает отражаться на походке и осанке ребенка, существенно снижается его двигательная активность. Нередко при диагностировании детские ортопеды обнаруживают сопутствующие патологии:

  • сколиоз;
  • межпозвоночные грыжи;
  • артроз межпальцевых фаланг.

Но даже в таких серьезных случаях врачи стараются обойтись без оперативного вмешательства. Исправить ситуацию можно с помощью ортопедической обуви, сеансов классического и точечного массажа, физиотерапевтических процедур.

Врачебные рекомендации

Комплексный подход к лечению плоскостопия заключается не только в применении препаратов и проведении физиотерапевтических процедур. Ускорить выздоровление и избежать развития осложнений поможет соблюдение следующих советов ортопедов:

  • родители должны следить, чтобы ребенок в течение дня выпивал достаточное количество чистой негазированной воды. В состоянии обезвоживания замедляется регенерация костных тканей, в них скапливаются вредные соединения. Нормализация водно-электролитного баланса ускорит процессы метаболизма в суставах;
  • необходимо исключить из рациона малыша или подростка продукты с большим содержанием соли, жира, специй. Они способствуют снижению функциональной активности кровеносных сосудов, что становится причиной дефицита питательных и биологических веществ в костной ткани;
  • нужно заменить обувь ребенка на ортопедическую. При отсутствии такой возможности при покупке следует отдать предпочтение туфлям или ботинкам на небольшом каблуке с жесткими задниками, но мягким верхом;
  • врачи рекомендуют повышать иммунитет детей и восполнять запас биологически активных веществ с помощью курсового приема витаминов и микроэлементов. При плоскостопии хорошо зарекомендовали себя комплексные средства со сбалансированным составом — Алфавит, Центрум, Супрадин, Витрум для детей. В состав жевательных таблеток или сладких сиропов обязательно должен входить магний, кальций и витамины группы B. Если у ребенка диагностированы деформации стоп, то он не должен заниматься теми видами спорта, при которых организм испытывает повышенные нагрузки.

Для лечения плоскостопия у детей ортопеды рекомендуют частые прогулки босиком

Массажные процедуры

При плоскостопии изменяется форма ступни, что отражается на функционировании ее продольного и поперечного свода. Стопа состоит из множества костей и хрящей, соединяющихся между собой при помощи связок. Поэтому массаж детей следует начинать со специалистом, который обладает навыками терапевтического воздействия на все костные структуру ступни. После 12-15 сеансов можно проводить лечебные процедуры в домашних условиях.

Массажные манипуляции должны быть регулярными, так как от этого зависит скорость выздоровления. Во время сеанса обязательно задействуются следующие мышцы:

  • отвечающие за процессы сгибания и разгибания;
  • принимающие участие в возведение мизинцев и больших пальцев;
  • помогающие сводить и разводить пальцы.

При массаже следует энергично разминать и растирать участки, на которых расположены эти мышцы, а затем производить поглаживания. При правильно проведенной мануальной процедуре ребенок не должен испытывать дискомфортных ощущений. В процесс массажа затрагиваются голеностоп и подошва. Специалисты не ограничиваются только ногами малышей, энергично разминая спинку и ягодицы.

Вылечить любое плоскостопие можно с помощью различных приспособлений. Детские ортопеды настоятельно рекомендуют родителям приобрести массажный коврик. Для лечения плоскостопия лучше всего подходит приспособление из пластика, резины или каучука. Оптимальным вариантом станет покупка комбинированного коврика, имитирующего различные природные поверхности, например, крупную, среднюю и мелкую морскую гальку.

Регулярные прогулки по такому массажному приспособлению позволяют ускорить выздоровление. Что можно заметить уже после месяца систематических занятий:

  • ребенок начинает правильно ставить стопу;
  • осанка малыша заметно улучшается.

Помимо коврика стоит купить мягкие массажные мячики. Такие приспособления оснащены выпуклостями различной длины. Перекатывая ступней мячик, ребенок учится координировать движения, сохранять равновесие при неустойчивом вертикальном положении. В стопе улучшается кровообращение, исчезает повышенный мышечный тонус, разгибаются постоянные сжатые пальчики на ногах.

Массажный коврик очень нравится ребенку, и используется он не только для лечения плоскостопия, но и для его профилактики

Фармакологические препараты

Многие родители задаются вопросом о том, можно ли вылечить плоскостопие у детей без использования медикаментозных средств. Как правило, фармакологические препараты применяются только при уже развившихся осложнениях, симптоматика которых проявляется болями и отечностью. Для улучшения самочувствия ребенка детские ортопеды назначают сиропы или суспензии с противовоспалительными и анальгезирующими свойствами:

Наружные лекарственные средства целесообразно использовать только при сильных болезненных ощущениях. Врач подберет препараты индивидуально для каждого маленького пациента, учитывая его вес и возраст, а также степень диагностированных повреждений ступни. При серьезных деформациях стоп в них может нарушаться кровообращение. Это становится причиной отечность и снижения функциональной активности вен и капилляров.

Для укрепления кровеносных сосудов, восстановления кровоснабжения костных и хрящевых тканей ортопеды назначают гели и мази:

  • Троксерутин,
  • Троксевазин,
  • Индовазин,
  • Лиотон,
  • Гепарин.

Все эти фармакологические препараты имеют возрастные ограничения, поэтому их нельзя использовать в терапии плоскостопия детей без разрешения врача.

Частой причиной деформации стоп становится рахит, спровоцированный возникшим в организме ребенка дефицитом витамина D. При обнаружении этой патологии в терапевтическую схему включаются не только недостающие биологические вещества, но и препараты, повышающие иммунитет. Если у малыша диагностирована паралитическая стопа, то требуется прием миорелаксантов для расслабления мышечного спазма. Антибиотикотерапия проводится только при развитии в стопе воспалительного процесса, осложненного бактериальной инфекцией.

Лечебная физкультура

Занятия лечебной физкультурой и гимнастикой в домашних условиях позволяют значительно укрепить связочный аппарат для обеспечения оптимальной поддержки свода обеих стоп. После курса упражнений в ступнях улучшается кровообращение, происходит ускорение лимфоотока. Постепенно нормализуется выработка жидкости внутри суставов. Ребенок начинает свободно двигаться, не испытывая скованности. Благодаря улучшению кровоснабжения в хрящевые и костные ткани поступают биологически активные и питательные вещества, обеспечивая их быструю регенерацию.

Снизить выраженность болезненных ощущений и воспалительного процесса помогут прогулки босиком по берегу водоема — мелким камушкам и речному песку. Родителям следует поощрять ребенка, хвалить, показывать на собственном примере правильность выполнения упражнения. Наиболее эффективны занятия, проводимые в игровой форме вместе с мамой и папой.

Вот некоторые из рекомендованных детскими ортопедами упражнений:

  • медленное сгибание пальчиков с последующим разгибанием;
  • плавные круговые движения ступнями сначала против, а затем по часовой стрелке;
  • перекатывание стопами палочки или массажного мячика;
  • захват ступней мелких предметов с попыткой их подъема над поверхностью;
  • поочередный подъем носков и пяточек над полом.

Для лечения плоскостопия у детей специалисты разработали интересные упражнения

Лечить плоскостопие у подростков и маленьких детей помогает регулярная ходьба на носках, пятках, внутренней поверхности стоп. В положении стоя нужно приседать, пытаясь не отрывать ступни от пола. Все занятия проводятся босиком, а их длительность не должна превышать 15-20 минут. Если родители заметили, что малыш устал или упражнения доставляют ему дискомфортные ощущения, то необходимо сделать перерыв или отложить занятия до вечера. Одно из важнейших условий эффективности лечебной физкультуры — отсутствие избыточных нагрузок.

Ортопедические приспособления

При диагностировании у ребенка 1 или 2 степени плоскостопия ортопед рекомендует постоянное ношение амортизирующих приспособлений. Их можно приобрести в специальных магазинах, предъявив выписанное доктором назначение. Третья степень плоскостопия требует использование ортопедическое обуви, изготовленной на заказ. Ее следует носить не только на улице, но и в домашних условиях, чередуя с хождением босиком.

Ортопедические приспособления необходимы для следующего:

  • поддержания сводов ступней в анатомическом положении;
  • нормализации кровообращения в поврежденных костных и хрящевых структурах;
  • уменьшения нагрузок при ходьбе на еще окончательно не сформировавшиеся суставы;
  • повышения устойчивости в вертикальном положении;
  • улучшения общего самочувствия.

Если ортопедическая обувь может быть использована и для профилактики плоскостопия, то стельки, супинаторы и межпальцевые вкладыши предназначены только для его лечения. Независимо от вида приспособления они изготавливаются для облегчения передвижения малышей и подростков, постепенного формирования правильного свода стоп. Ношение стелек и обуви обязательно должно сочетаться с ежедневными занятиями лечебной гимнастикой и курсами массажа.

В лечении плоскостопия 1 и 2 степени применяются детские ортопедические стельки

Физиотерапевтические процедуры

Одним из эффективных методов лечения плоскостопия у ребенка в домашних условиях являются ножные ванночки. Они помогают восстановить кровообращение в ступнях, устранить отечность и воспаление, купировать дискомфортные ощущения. Лучшее время для проведения расслабляющей мышцы процедуры — вечер, за 1-2 часа до сна. Вода должна быть только комнатной температуры.

В нее можно добавлять морскую соль, пихтовый экстракт, отвары или эфирные масла таких лекарственных трав:

В терапии плоскостопия у детей старшего возраста и подростков применяются контрастные ножные ванночки. Сначала ребенок погружает ступни в горячую воду, а через несколько минут опускает в прохладную. Такая процедура не только укрепляет связки и сухожилия, но и повышает сопротивляемость организма к вирусным и бактериальным инфекциям. В амбулаторных условиях детям с деформациями стоп показан электрофорез. Суть физиотерапевтической манипуляции заключается в воздействии слабых электрических импульсов для доставки лекарств в костные ткани. Обычно при проведении процедуры используются растворы солей кальция, хондропротекторов, анестетиков, противовоспалительных препаратов.

Помимо электрофореза, лечить детское плоскостопие помогают такие манипуляции:

  • рефлексотерапия,
  • гирудотерапия,
  • магнитотерапия,
  • ударно-волновая терапия.

Выбором процедуры занимается детский врач, который учитывает возраст ребенка и степень диагностированных повреждений.

Он же определяет продолжительность физиотерапии и необходимое для лечения количество сеансов. Для профилактики деформации ступней врачи рекомендуют родителям детей, предрасположенных к развитию плоскостопия, поощрять их занятия плаванием. Этот вид спорта полезен для всего опорно-двигательного аппарата, но особенно для ступней. Устранить уже развившуюся деформацию стоп поможет лазанье по канату и занятия с гимнастической лестницей.

Медицинский отдел

Статистики на счет плоскостопия практически нет, поэтому, говоря о том, как часто встречается у людей плоскостопие, медики выражаются — «часто».

У одних стопа теряет свои амортизационные функции с годами — виноваты и неправильный подбор обуви, и малоподвижный образ жизни. Но у большинства — это упущения в контроле развития опорно-двигательного аппарата и стоп в частности в детском возрасте. Так что о стопах нужно заботиться с самого раннего возраста.

Откуда берется плоскостопие?

Плоскостопие может быть врожденным, как результат недоразвития мышц, отсутствия малоберцовой кости, других пороков развития. Встречается не часто (по некоторым данным от 10 до 12% всех врожденных деформаций стопы). Но в целом плоскостопие это наследственность. Если один из родителей страдает плоскостопием, то нужно быть готовым, что те же будет ждать и их ребенка.
Способствовать деформации стопы может рахит. При тяжелом гиповитаминозе D кости становятся мягкими, слабеет костно-мышечный аппарат. Плоскостопие в данном случае нередко сочетается с другими костными изменениями, характерными для рахита.
Полиомиелит благодаря вакцинации стал редким виновником плоскостопия — стопа деформируется чаще в результате паралича большеберцовой мышцы.

Ознакомьтесь так же:  Больничный после удаления вен на ноге

В более старшем возрасте плоскостопие может быть вызвано травмами — переломом костей переднего отдела стопы, но чаще всего бывает итогом неправильно сросшихся переломов лодыжек.

Самый распространенный вид плоскостопия — статический, он возникает у детей, потому что их мышцы по природе еще слабы и порой не выдерживают нагрузки. Главная сила, поддерживающая свод стопы на нормальной высоте, — мышцы-супинаторы. Они начинаются от костей голени, их сухожилия проходят сзади от внутренней лодыжки. Если эти мышцы плохо выполняют свою работу, свод стопы опускается, кости стопы и голени смещаются. В результате стопа удлиняется и расширяется в средней части, а пятка отклоняется наружу.
Лечить плоскостопие довольно сложно. Кроме того, вряд ли наступит момент, когда его можно будет его полностью вылечить! Плоскостопие болезнь всей жизни. С помощью специальных реабилитационных мероприятий можно только остановить болезнь, не дать ей развиться в более тяжелые патологии.

При врожденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками. В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики. Использование корригирующих ортопедических приспособлений назначается в этом возрасте редко.

У школьников, наоборот, особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви или индивидуально изготовленным вкладным корригирующим ортопедическим приспособлениям (ортопедическим стелькам) с выкладкой свода и поднятием внутреннего или наружного края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь и приспособления нужно часто менять. Небольшая ошибка в конструкции башмака или применяемого приспособления может не помочь, а, наоборот, увести в сторону патологии.

У подростков при тяжелом плоскостопии, сопровождающемся резкими болями, лечение начинается с наложения гипсовых повязок. После исчезновения болевых ощущений назначаются ортопедическая обувь, массаж, гимнастика. И только если все это ни к чему не привело, то необходима операция.

Гимнастика.
Должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше один раз, а 2—3 раза в день.

Массаж.
Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень — по задней внутренней стороне от костей до стопы — и сама стопа — от пятки до косточек пальцев. Приемы — поглаживание, растирание, разминание. Само массаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.
При ярко выраженном плоскостопии подростку нужно будет подумать о выборе профессии, не связанной с длительной ходьбой, стоянием. А вот что касается армии, согласно последним приказам Министерства обороны, противопоказанием для призыва является только плоскостопие 3-й степени с артрозом суставов стопы.

Ребенку до 4 лет ставить диагноз «плоскостопие» просто несерьезно. У малышей на ножках есть физиологичная жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы (плантографию), то можно увидеть вроде бы уплощение, которое плоскостопием на самом деле не является. Еще одна причина, по которой ошибочно ставят диагноз, — Х-образные ноги. Стопа в этом случае кажется плоской, но если ногу поставить строго вертикально, то отпечаток получится нормальный. Вот почему, если диагноз ставит не ортопед, а, скажем, хирург или врач лечебной физкультуры, болезнь может быть обнаружена там, где ее нет.
По достижении ребенком 5—6 лет родители уже сами могут заметить какие-то отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата и в том числе стоп у своего ребенка. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь при ходьбе или стоянии могут свидетельствовать о плоскостопии. Посмотрите обувь ребенка — не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука. В более старшем возрасте ребенок сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие, — при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы. Иногда боль распространяется с подошвы через лодыжку до бедра, создавая картину ишиаса. При выраженном плоскостопии стопа меняет свою форму, о чем уже было сказано выше.

Плоскостопие означает полную потерю всех рессорных функций стопы. Можно сравнить это с поездкой на легковой машине и телеге. В автомашине ухабы на дороге «отзовутся» лишь легким покачиванием, а в телеге любая неровность — уже порядочный удар. Вот такие удары при ходьбе плоскостопие дает голеностопному, коленному, тазобедренному суставам и всему позвоночнику. Все это может привести к плачевному итогу — артрозу.

Лучшая борьба с плоскостопием — его профилактика.
Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы.

Передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви — с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног. При начальных степенях плоскостопия детям лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.
Родителям необходимо следить за массой тела ребенка, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные детские мышцы с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.
Естественное укрепление организма способствует укреплению стопы. Ребенку полезно плавать, ходить босиком — по песку (не горячему) или гальке (не острой). Бегать по холмикам и пригоркам, ходить по бревну.
Занятия физкультурой полезны и детям с плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни — болей, отеков. Так, почти у всех конькобежцев со временем формируется плоскостопие, что не мешает им добиваться высоких спортивных результатов. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.

Комплекс упражнений при плоскостопии Михаила Трофимова

В исходном положении (И.П.) сидя с выпрямленными ногами:

—Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.

—Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.

И. П. — сидя на стуле:

—Сгибать пальцы стоп.

—Приведение стоп внутрь.

—Кружение стопами внутрь.

—Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).

—Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.

—Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.

—Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.

И. П. — стоя на носках, стопы параллельно.

—Перейти на наружный край стопы и вернуться в И. П.

—Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.

—Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.

—Ходьба по бревну боком.

Упражнения выполняются босиком, каждое по 8-12 раз

Плоскостопие, подростки и спорт

С точки зрения биомеханики стопа — начальное и конечное звено двигательной цепи, звено, во многом определяющее эффективность наших мышечных усилий при физической деятельности. С другой стороны, стопа представляет собой мощное рецепторное «поле», участвующее в управлении движений и поддержании осанки. Стопы — фундамент тела, изъяны фундамента неизбежно вызывают перекосы всей конструкции. По данным литературы (Magee D.J. 1997), не менее чем у 80% населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные отклонениями в стопе и голени. В спортивной медицине с недостатками стоп связывают такие часто встречающиеся микротравматические повреждения, как сесамоидит, подошвенный фасциит, пяточная «шпора», тендинит ахиллова сухожилия, периостопатии костей голени и стопы, стресс-переломы плюсневых и берцовых костей (Brukner P., Khan K 1993). Избыточную пронацию стопы считают главным биомеханическим фактором в развитии хондромаляции и эрозии хряща надколенника («колено бегуна»), тендинита и тендопериостопатии надколенника («колено прыгуна»), перекоса таза и хронических болей в пояснице (Ренстрём П. и др. 2002; Rothbart B.A., Estabrook D.C. 1988; Rothbart e.a. 1995; Fulkerson J.P. 2002). Однако, на практике, если проблема локализована за пределами стопы, спортсмены, тренеры и врачи, как правило, не связывают её происхождение с индивидуальными особенностями строения и функции стоп.

Среди спортсменов, тренеров и в бытовой среде всё многообразие возможных анатомических и функциональных недостатков наших стоп сводится к одному суррогатному понятию: «плоскостопие». В то же время, где расположены те самые своды и как оценивать их высоту, а тем более функцию, хорошо знают лишь ортопеды, специалисты по стопе — подиатры. Выделяют 3 основных свода (Рис. 1): поперечный свод (TA) и 2 продольных — медиальный или внутренний продольный свод (MLA) и латеральный или наружный продольный свод (LLA). По функции MLA — это в основном «рессорный», а LLA — «грузовой» своды стопы. Основную клиническую симптоматику дают MLA и TA. При врачебных осмотрах оценка сводчатости стоп, как правило, проводится чисто визуально, диагноз ставится «на глазок» и носит выраженный субъективный характер. Оценка стоп только на основе метода плантографии (получение «отпечатка» стопы на бумаге) тоже небезгрешна. При повышенной гибкости и излишней подвижности в подтаранном и голеностопном суставах происходит избыточная пронация-гиперпронация среднего отдела стопы и пятки (Рис. 2). То же самое наблюдается и при компенсации такой очень распространённой позиционной деформации, как варус переднего отдела стопы (Рис. 3), когда при нейтральном положении подтаранного сустава плоскость подошвы переднего отдела стопы лежит под углом по отношению к плоскости пятки (так называемая «стопа Ротбарта», Rothbart B.A. 1988). В результате гиперпронации вектор гравитационной нагрузки сдвигается к внутреннему краю стопы, MLA избыточно перегружается, смещается кнутри и распластывается. В это же время наружный продольный свод вращается кнаружи, вверх, разгружается и может даже частично отрываться от плоскости опоры. В подобных ситуациях происходит выраженное функциональное опущение MLA, но на «отпечатке» стопы ещё может наблюдаться картина «нормальной» или даже «полой» стопы (см. Рис. 4, правая стопа, спортсменка-фигуристка, кандидат в мастера спорта, 13 лет). Визуальная оценка позиции пяток и вершины MLA — ладьевидной кости в положении «стоя» и особенно во время ходьбы позволяет избежать грубых диагностических ошибок.

Гиперпронация особенно характерна для детей и подростков с конституционной гипермобильностью — избыточной гибкостью и растяжимостью связочно-суставного аппарата тела. По данным А. Г. Беленького (2001), при обследова­нии здоровых лиц г. Москвы в возрасте 16–20 лет более 50% девушек и более 25% юношей демонстрировали симптомы гипермобильно­сти. Повторные микротравмы и подвывихи голеностопного сустава также способствуют возникновению гиперпронации стоп. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-сухожильном «корсете» суставов.

Избыточная пронация стопы возникает в середине периода опоры, когда стопа максимально распластывается и пронируется под действием веса тела. Как уже указывалось, при гиперпронации «рессорный» свод выполняет функцию «грузового», что вначале ведёт к его функциональному, а в последующие годы и к анатомическому уплощению. Пронация и супинация — это два противоположных по направлению естественных движения стопы. Основное физиологическое предназначение пронации — сглаживание удара при постановке стопы на грунт, а также адаптации стопы к неровностям поверхности опоры. Поэтому полное выключение пронации жёсткими ортозами стопы афизиологично и несёт свой набор патологий.
При гиперпронации стопа как бы «прилипает» к грунту в середине периода опоры. Наблюдается «шаркающая» походка, а при беге — «застаивание» на стопе и избыточные боковые колебания тела. Эта затянутая по глубине и времени пронация не позволяет сформировать из структур стопы «жёсткого рычага» и резко снижает эффективность отталкивания. Для поддержания необходимой скорости передвижения, спортсмен вынужден подключать добавочные мышечные группы и прилагать дополнительные усилия, что неминуемо приводит к преждевременному утомлению, падению скорости, перегрузке и микротравмам мышечно-связочного аппарата всей нижней конечности, таза и поясницы (Рис. 5). Избыточно пронируясь, стопа через вилку голеностопного сустава вовлекает в чрезмерную внутреннюю ротацию всю нижнюю конечность. Многократно повторяющиеся перегрузки, превышающие по величине пределы прочности сухожильно-связочных структур тела, ведут к образованию очаговых микронадрывов, асептическому воспалению и формированию стойких болевых синдромов далеко за пределами стопы.

Ознакомьтесь так же:  Корица с медом от артроза

«Механическая» боль требует «механических» решений. Наиболее эффективным методом коррекции гиперпронации и профилактики плоскостопия являются «мягкие» ортозы стопы (Lansdorf K. 1998). Такие индивидуальные стельки, контролируя объём и скорость пронации стопы, оптимизируют её биомеханику, повышают экономичность передвижений и предупреждают многие повреждения перегрузочного генеза.

Все мы рождаемся плоскостопными. Своды стопы, как и изгибы позвоночного столба, начинают формироваться с началом прямохождения. Обычно к 7–9 годам своды стопы ребёнка приобретают рельеф, характерный для нормальной стопы взрослого человека. Однако, под влиянием различных средовых факторов и эндокринных перестроек, эта благополучная картина может существенно меняться. В 2002—2005 гг. совместно с сотрудниками лаборатории спортивной антропологии ВНИИФК методом плантографии (по Годунову С.Ф. с сотр. 1960) была проведена сравнительная оценка стоп спортсменов различного возраста и квалификации (см. таблицу). Плантография, несмотря на вышеуказанные недостатки, и на сегодняшний день является наиболее распространённым методом количественной оценки сводчатости стоп. Учитывая асимметричность деформаций (см. Рис. 4), у каждого спортсмена левая и правая стопы анализировались и учитывались отдельно.

Спортсмены этих групп существенно не отличались по объёму тренировочных нагрузок, однако бегуны-сверхмарафонцы резко выделялись по возрасту, спортивному стажу и состоянию сводчатости стоп. Несмотря на многолетние экстремальные беговые нагрузки (120–260 км/нед.), у бегунов процент уплощённых стоп был ниже, чем даже в популяции людей-неспортсменов зрелого возраста — 12,2% (Сауцкая Г.И. и др. 1971). Напротив, теннисисты-мастера и особенно теннисисты-подростки отличались от своих сверстников неспортсменов большим процентом уплощённых стоп. По данным С. Ф. Годунова (1968), встречаемость уплощения MLA I–III степени у 13- и 18-летних подростков-неспортсменов составляют в среднем в 5,3% случаев.

Очевидно, что у всех трёх групп спортсменов основным сводоформирующим фактором являлась регулярная физическая нагрузка. Однако, при сходности объёма тренировочных занятий бегуны в среднем имели гораздо более эффективную стопу, чем спортсмены-теннисисты. Особенно заметны эти различия по сравнению с группой теннисистов-подростков. С точки зрения физиологии, в стопах с различным запасом упругих свойств сводообразующих тканей сходные по объёму нагрузки могут вызывать разнонаправленные адаптивные изменения. Видимо, при «созревших», сформированных сводах регулярные нагрузки воспринимаются как тонизирующий фактор, поддерживающий функциональные способности стопы на высоком уровне. Напротив, для «несозревших» сводов детей и подростков сходные по объёму тренировочные занятия, очевидно, являются чрезмерными и приводят к уплощению стоп. Сопоставляя средний возраст бегунов-сверхмарафонцев и их спортивный стаж, видно, что эти спортсмены, как правило, приступали к регулярным тренировкам в старшем юношеском возрасте, когда формирование сводов обычно уже завершается и функциональные возможности стоп не отличаются от взрослых.

Таким образом, можно предположить, что в детском и раннем подростковом возрасте слепое копирование объёма тренировочных нагрузок взрослых спортсменов приводит к уплощению сводов и формированию функционально ослабленной стопы. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в отличие от взрослых, спортсмены-подростки, по сути получая нагрузки профессионалов, практически не используют профилактические средства из арсенала спортивной медицины (индивидуальные стельки, защитное бинтование, специальные упражнения, массаж, сауну и т. п.). Полученные результаты позволяют предполагать, что основы функциональной недостаточности стоп спортсменов закладываются в детско-юношеском возрасте и следуют за ними в их дальнейшую жизнь.

Все о плоскостопии у подростков

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Введение

Каждый из нас знает простую истину, которая гласит, что намного легче избежать болезни, чем тратить силы на лечение. Однако, как показывает практика, далеко не все живут согласно этому девизу. Люди начинают суетиться и что-либо предпринимать уже в тот момент, когда болезнь полностью овладевает нами, либо перерастает в хроническую, либо приносит нестерпимую боль. Очень часто мы ждем до последнего, надеясь на то, что болезнь пройдет сама собой. Однако существует целый ряд болезней, которые мало того, что не проходят сами, а еще и усугубляют состояние организма, принося множество проблем и неприятных симптомов.

Плоскостопие как раз относится к такому типу болезней. Плоскостопие — самый распространенный вид патологии нижних конечностей, который встречается у детей в пределах от 15 до 23,5 %.[4].

Здоровая и правильная стопа при ходьбе или беге гасит 70% удара[10]. При плоскостопии снижаются своды стопы. Уплощенная стопа утрачивает рессорные свойства. Непогашенная стопами ударная волна при каждом шаге распространяется от пяток до шейного отдела позвоночника головного мозга. Поэтому плоскостопие и приводит к деформации суставов ног, искривлению позвоночника, уплощению и разрушению межпозвонковых дисков и их выпячиванию за пределы анатомических границ (т.е. к остеохондрозу, к радикулиту) и является причиной частых приступов головной боли. Официальная медицинская статистика Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорит о том, что больше половины населения Земли страдает плоскостопием. По данным ученых, из всего населения земного шара в разных странах плоскостопием страдают от 40 до 80% людей, из них 90% составляют женщины. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. По медицинской статистике РОСЗДРАВА: к двум годам у 24% детей наблюдается первые признаки плоскостопия, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, к двенадцати годам – 50% (каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие), к двадцати годам – 60% [14].

Таким образом, плоскостопие представляет собой актуальную медицинскую и социальную проблему, ввиду распространенности заболевания.

Цель нашего исследования: выявление плоскостопия у подростков 14-15 лет МАОУ СОШ №10 г. Чайковский.

Задачи:1. Изучить современные методы диагностики плоскостопия.

2. Выявить наличие плоскостопия у подростков с помощью метода плантографии.

3. Установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся 8-х классов МАОУ СОШ №10 г. Чайковский.

4. Определить наиболее значимые показатели самочувствия, которые могут быть использованы для выявления плоскостопия.

5. Рекомендовать учащимся комплекс упражнений направленных на коррекцию и профилактику плоскостопия у учащихся.

Объект исследования:учащиеся 8-х классов МАОУ СОШ№ 10 г. Чайковский.

Предмет исследования: изменение формы стопы.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: плантография в домашних условиях с применением акварельной краски; анкетирование учащихся среднего звена с целью изучения признаков самочувствия и информированности о состоянии здоровья стоп.

Гипотеза. Предполагаем:

— встречаемость плоскостопия у подростков составляет не менее 40% согласно медицинской статистике РОСЗДРАВА;

— подростки не осведомлены о состоянии здоровья своих стоп.

Глава 2. Обзор литературы.

1.1.Строение и функции стопы.

Стопа имеет сложную структуру, кости которой жёстко соединены связками и мышцами и образуют в целом упругую куполовидную структуру. Подошвенные связки можно сравнить с тетивой лука, которая стягивает снизу передний и задний концы стопы, заставляя её выгибаться вверх в виде свода. Такое строение превращает стопу в пружинящий амортизатор, гасящий при движении толчки, действующие на ноги и позвоночник. Стопа формируется в детстве, до 5-летнего возраста. В возрасте 3 и 6 месяцев, 1 год, 3 и 5 лет, а это период интенсивного роста детского организма, происходит дифференциация формы и структуры костей. Неокрепший костный аппарат провоцирует возникновение плоскостопия [8].

Выделяют три основные функции стопы: рессорную, балансировочную и толчковую [13].

1.2. Причины и виды плоскостопия

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов (рис.1) [10].

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражен о продольное плоскостопие[13].

Рис.1. Отпечатки нормальной (1, 2, 3) и плоской (4)стопы.

Врожденное плоскостопие встречается приблизительно в 3% случаев и является следствием первичных внутриутробных пороков развития тканей эмбриона [1]. Кроме этого плоскостопие бывает продольным, поперечным и комбинированным. Статические данные по видам плоскостопия:

1) Статическое плоскостопие — 82,1 %. Причины: снижение тонуса мышц; перегрузки стопы из-за быстрого увеличение массы тела, тяжелой физической работы; исчерпание компенсаторных возможностей с возрастом; общие атрофические явления; ношение неправильно подобранной обуви.

2) Травматическое плоскостопие – 6,2 %. Причины: следствие переломов костей стопы и голеностопного сустава; повреждение мягких тканей, укрепляющих свод стопы; родовые травмы шейного.

3) Паралитическое плоскостопие– 5,7 %. Причины: следствие паралича или пареза мышц после перенесенного полиомиелита, инсульта; спастические параличи; заболевания спинного мозга.

4) Рахитическое плоскостопие– 3,2 %. Причина: слабость мышечно-связочного аппарата стопы как следствие рахита.

5) Врожденное плоскостопие – 2,8 %. Причины: наследственная предрасположенность; аномалии развития костей и мышц стопы [14].

К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится наследственное предрасположение, к внешним причинам — перегрузка стоп, связанная с профессией (женщина с нормальным строением стопы, 7—8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе, может со временем приобрести это заболевание), ведением домашнего хозяйства, ношение нерациональной обуви (узкой, неудобной). При ходьбе на «шпильках» происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который её не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие [12]. Врачи рекомендуют тщательно следить за состоянием стоп, потому что здоровые стопы обеспечивают не только правильную походку и осанку, но отсутствие проблем с внутренними органами, а также здоровые мышцы и суставы. От стоп зависит состояние всего организма целиком. Нездоровое состояние стоп приводит к износу опорно-двигательного аппарата и несет за собой целый ряд проблем[2].

3 .Признаки и диагностика плоскостопия

Общие признаки плоскостопия: быстрая утомляемость ног, ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии, к вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь, быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы. Страдающие плоскостопием дети ходят, широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях; стопа становится шире; резко выраженная деформация стопы. Постоянная боль в стопах, голенях, коленных суставах, отечность. Появление боли в пояснице, мучительные головные боли, снижается трудоспособность, непродолжительная ходьба затруднена, омозолености кожи подошвы под головками плюсневых костей, натяжение сухожилий разгибателей пальцев отклонение кнаружи большого пальца[3].

В двадцатом веке степень плоскостопия определяли на глазок: белый лист бумаги, карандаш и линейка [9]. Современные методы диагностики позволяют врачам-ортопедам ставить более точный диагноз и подбирать программу лечения плоскостопия индивидуально, для каждого пациента. Существует три метода диагностики плоскостопия: визуальный, компьютерная диагностика и рентгеновский. Точность диагноза при визуальном методе зависит только от профессионализма врача-ортопеда.С помощью тензометрического аппарата диагност-ортопед делает детальный расчет деформации стоп пациента. При третьем методепациенту делают рентгеновский снимок стоп. Диагностировать плоскостопие может только врач-ортопед после детального осмотра стоп с измерением высоты сводов (подометрия), анализа отпечатков стоп на бумаге (плантография), после получения результатов компьютерной плантотензометрии и рентгенографии. Все методы диагностики важны не только для правильной постановки диагноза, но и для сравнения результатов в течение и после лечения[16].

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Методика определения плоскостопия

Исследования проводились по методике практической работы, опубликованной в книге «Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» [6]. Данная методика предназначена для определения плоскости стопы учащимися школ в бытовых условиях. Для определения наличия плоскостопия у подростков мы использовали более быстрый приём (второй способ, предложенных в методике). Нам было важно определить только наличие изменений формы стопы у подростков. На следе центр пятки соединяли с центром третьего пальца. Если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Предложили ученикам принести отпечатки следов. Для этого методику, предложенную в учебнике, несколько изменили. В предлагаемой методике необходимо встать на лист бумаги мокрой ногой. Участник сам делает измерения и формулирует выводы о наличии плоскостопия. В этом случае погрешности исследования очень высоки: могут быть неверно проведены линии, взяты разные приборы для измерения, выполнение самой точности измерения и т.д. Мокрый след на бумаге быстро высыхает, поэтому правильно сделать вывод о наличии плоскостопия достаточно сложно. Тогда, мы предложили участникам предварительно покрасить стопу акварельной краской, прежде чем встать на лист бумаги. При высыхании след остается и сохраняется (рис.2).

Ознакомьтесь так же:  Ноги как ватные причина лечение

Рис. 2. Покраска стопы акварельной краской.

Измерения проводятся одним человеком, одним и тем же измерительным прибором (рис. 3 , прил. табл.1, 2). В этом случае погрешностей становится меньше.

Рис.3. Определение плоскостопия по отпечаткам стоп

2.2 Оборудование

Оборудование: 2 белых листа бумаги, акварельные краски, стакан, вода, ватные тампоны.

2.3.Анкета

На основании симптомов плоскостопия [11] мы разработали анкету и предложили ее учащимся.

3. Ваша обувь имеет небольшой каблучок 2-4 см? Да, нет.

4. Есть ли супинатор на обуви, которую вы носите постоянно? Да, нет.

5.Вы носите обувь без каблуков? Да, нет.

6. Есть ли у Вас медицинский диагноз плоскостопия? Да, нет.

7. (для девочек) Носите ли Вы регулярно обувь на высоком каблуке? Да, нет.

8.Заполните таблицу, поставьте «+» или «-» в нужной графе.

1.Регулярная утомляемость ног.

2.Болезненность надавливания на середину стопы.

3. Отечность стоп к вечеру.

4.Регулярные боли в стопе.

5.Боли в области лодыжек.

6. Боли в области голени и бедра.

7. Боли в пояснице.

8. Наличие натоптышей (участков омозоления кожи)

2.4. Результаты исследования

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ№10 г.Чайковский Пермского края в октябре 2012, 14.2015, 2016, 2017г. Испытуемыми стали учащиеся 8- классов МАОУ СОШ №10 г. Чайковского в возрасте 14-15 лет. (табл. 2, рис.4 ).

Всего участников (чел.)

Рис. 4. Отпечатки стоп учащихся 8- классов МАОУ СОШ №10 г. Чайковского в возрасте 14-15 лет 2012, 14.2015, 2016, 2017гг

Среди учащихся 8-х классов 2014г, принявших участие в нашем исследовании, у 57,1% (32 человека) обнаружено плоскостопие, в 2015г —

у 40,9% (27 человек), 2016г – у 39,5% (30 человек), 2017г — у 14,9% (14 человек) (рис.5).

Рис. 5. Плоскостопие у учащихся 8-х классов МАОУ СОШ №10г. Чайковский

Распространение плоскостопия среди мальчиков и девочек выглядит следующим образом: в 2014г — у 28,5% (16 чел.) девочек и у 28,5% мальчиков (16чел.), 2015г- у 19,70% ( 13 чел.) девочек и 21,20% ( 14 чел.) мальчиков; в 2016г — 22,30% ( 17 чел.) девочек и 17,10% 13( чел.) мальчиков; в 2017г – 5, 3% (5чел.) девочек и 9,50% ( 9 чел.) мальчиков (рис.6). Говорить о закономерностях нарушения формы стопы по полу нельзя, так как в разные годы плоскостопие преобладает либо у мальчиков, либо у девочек.

Рис. 6. Плоскостопие у девочек и мальчиков 8-х классов МАОУ СОШ №10 г.Чайковский

Медицинский диагноз «плоскостопие» официально имеют: в 2014г- 11 (19,6 %) участников исследования (6 (10,7%) девочек и 5(8,9%) мальчиков); в 2015г — 15 (22,1%) (10 девочек (15,2%) и 5 (7,6%) мальчиков); в 2016г — 20 (23,6%) (11(14,5%) девочек и 11,8% 9 мальчиков), 2017г — 11 (11,7%) (3 (3,20%) девочки и 7 (8,5%) мальчиков) (рис.7).

Рис. 7 Медицинский диагноз «плоскостопие» у девочек и мальчиков 8-х классов МАОУ СОШ №10 г.Чайковский

Следовательно, не все участники эксперимента знают о начале деформация своих стоп. Доля таких учеников составляет в 2014г — 38,4%, в 2015г — 17,8%, в 2016г- 15,9%, в 2017г- 3,2%. Анализ данных позволяет говорить о том, что информированность учеников о состоянии своих стоп возрастает.

Согласно к требованиям к изготовлению обуви в ней обязательно должен быть супинатор. Супинатор(от лат. supino — oпрокидываю), ортопедическое изделие (стелька), предназначенное для поддержания уплощённых продольного или поперечного сводов стопы. Применяется при плоскостопии, после перелома костей голени или стопы — для профилактики развития плоскостопия. Супинатор не дает развиваться плоскостопию у формирующейся ноги [12].

Осмотр обуви, участвующих в исследовании учеников, показал, что имеют супинаторы: в 2014г 5 — человек (8,9%), 2045г – 8(12,2%), 2016г – 4(5,2%), 2017г – 7(7,4%) (рис.8).

Рис.8. Наличие супинатора в обуви.

С медицинской точки зрения в повседневной обуви оптимальная высота каблука должна быть в пределах 2-4 см. При ношении более высокого каблука нагрузка на ноги распределяется не физиологично, стопа перестает пружинить, и каждый шаг отдает по позвоночнику. Такое ношение обуви на высоком каблуке чревато заболеваниями вен, суставов и позвоночника [13]. По результатам осмотра обуви участников исследования оказалось, что носят обувь с рекомендуемой по медицинским показателям высотой каблука: в 2014г 50% учащихся (28 человек: 23 (41,1%) девочки и 5 (8,9%) мальчиков; в 2015г- 54,5% (36 человек: 19 (28,8%) девочек и 17 (25,8%) мальчиков; в 2016г — 28,9% ( 22человека: 12 (15,8%) девочек и 10 (13,2%) мальчиков; в 2017г — 24,5% (23 человека: 4 (4,3%) девочки и 19 (20,2%) мальчиков ) (рис.9). Можно говорить о том, что ученики все больше носят обувь с оптимальной высотой каблука (рис.10).

Рис.9. Оптимальная высота каблука в обуви.

Девочки предпочитают носить туфли с небольшим каблуком до 4 см), а мальчики кроссовки (рис. 10).

Рис.10. Сменная обувь учеников школы.

Данные анкетирования учащихся представлены на рисунке 11 и в таблице 3. Регулярная утомляемость ног беспокоит 44,7% подростков (42 человека); 56,4% респондентов отмечают отечность стоп к вечеру (53 человека от общего числа девочек и мальчиков, принявших участие в анкетировании); боли в области бедра и голени испытывают 50% исследуемых (47 учеников); 91,5% учеников отмечают постоянное наличие мозолей на стопах(86 учеников).

Рис.11.Признаки самочувствия 1.Регулярная утомляемость ног. 2.Болезненность надавливания на середину стопы. 3. Отечность стоп к вечеру. 4.Регулярные боли в стопе. 5.Боли в области лодыжек. 6. Боли в области голени и бедра. 7. Боли в пояснице.

8. Наличие натоптышей (участков омозоления кожи).

Результаты анкетирования самочувствия подростков

Регулярная утомляемость ног

Болезненность надавливания на середину стопы

Отечность стоп к вечеру

Регулярные боли в стопе

Боли в области лодыжек

Боли в области голени и бедра

Боли в пояснице.

Наличие натоптышей (участков омозоления кожи)

Выявление самочувствия респондентов (2017г) выявило наиболее показательные признаки, которые могут использоваться для выявления признаков плоскостопия у подростков: регулярная утомляемость ног, отечность стоп к вечеру, боли в области голени и бедра, наличие натоптышей (участков омозоления кожи).

Заключение и рекомендации

На основании проведенных измерений и анкетирования учащихся по выявлению плоскостопия у учащихся 14-15 летнего возраста МАОУ СОШ №10 г. Чайковского можно сделать следующие выводы:

1. Для определения выявления изменения стопы использовать подометрический метод диагностики, который позволяет определить наличие плоскостопия в бытовых условиях с достаточно высокой точностью.

1.Среди учащихся 8-х классов, принявших участие в нашем исследовании, 57,1% — в 2014г, 40,9% в 2015г, 39,5% в 2016г , 14,9% имеют плоскостопие.

2. В последние 4 года встречаемость плоскостопия у восьмиклассников МАОУ СОШ №10 уменьшается.

3. Говорить о закономерностях нарушения формы стопы по полу нельзя, так как в разные годы плоскостопие преобладает либо у мальчиков, либо у девочек.

4.Медицинский диагноз «плоскостопие» официально имеют: в 2014г- 11 , в 2015г — 15, в 2016г — 20, 2017г – 11 человек.

5. Не все участники исследования знают о начале деформация своих стоп. Доля таких учеников составляет в 2014г — 38,4%, в 2015г — 17,8%, в 2016г- 15,9%, в 2017г- 3,2%.

6. Информированность учеников о состоянии своих стоп возрастает.

7. Обувь, которую носят подростки, в основном не соответствует ортопедическим требованиям. Супинатор в обуви, предназначенный для поддержания сводов стопы, имеется только от 5,2% до 12,2% учеников.

8.Ученики носят сменную школьную обувь с оптимальной высотой каблука. Девочки предпочитают носить туфли с небольшим каблучком (до 4 см), а мальчики кроссовки.

9.Наиболее показательные признаки, которые могут использоваться для выявления признаков плоскостопия у подростков: регулярная утомляемость ног, отечность стоп к вечеру, боли в области голени и бедра, наличие натоптышей (участков омозоления кожи).

Наша гипотеза подтвердилась лишь частично. Не все ученики осведомлены о состоянии здоровья своих стоп. Распространенность плоскостопия у учеников 8 классов МАОУ СОШ №10 меньше среднестатистических по стране. Распространенность плоскостопия среди подростков школы уменьшается.

В связи с вышеизложенными выводами можно рекомендовать комплекс физических упражнений для лечения и профилактики плоскостопия.

Элементарный комплекс, состоящий из десяти упражнений, рекомендован как для самого лечения, так и для профилактики проблемы у тех, кто имеет к ней предрасположенность [5]. Все перечисленные ниже упражнения следует выполнять не менее двух раз в день – утром и вечером. Для каждого из них надо делать 10-15 повторений. Упражнение 1. Стартовая позиция – сидя на стуле. Голени должны быть вертикальны относительно пола. Как можно выше потяните стопы вверх, а потом опустите обратно.Упражнение 2. Стартовая позиция – сидя на стуле, голени расположены вертикально, а стопы параллельны друг относительно друга. Подожмите под стопу пальцы и зафиксируйте их в таком положении на несколько секунд.Упражнение 3. Стартовая позиция – сидя на стуле, голени стоят вертикально полу, а стопы параллельны друг другу. Подожмите под стопы пальцы и вместе с этим поставьте каждую из стоп на наружный край. Подошвы при этом должны быть направлены в стороны друг друга. Зафиксируйте на несколько секунд это положение.Упражнение 4. Стартовая позиция – сидя на стуле, голени в вертикальном положении, стопы параллельны относительно друг друга. Не отрывая их от пола, поверните навстречу друг другу внутрь, насколько возможно. Постарайтесь сомкнуть стопы, чтобы большие пальцы при этом коснулись друг друга. Упражнение 5. Стартовая позиция – сидя на стуле. Проведите воображаемую линию перед собой, проходящую между стоп, а с одной стороны от линии поставьте несколько небольших предметов (камушки, шарики или игровые фишки). Начните поочередно захватывать каждый предмет пальцами ног, перенося его затем на другую сторону мнимой линии. Потом верните предметы на свои места. При этом нельзя отрывать другую стопу от пола. Проделав это с одной ногой, повторите то же самое с другой.Упражнение 6. Стартовая позиция – сидя на стуле. Под стопы подложите какую-нибудь не очень скользкую, но приятную на ощупь ткань, и начните ее активно мять пальцами. Упражнение 7. Стартовая позиция – сидя на стуле, вертикально расположив голени, чтобы стопы были параллельны. Стопой одной ноги надо провести по другой ноге, двигаясь от голеностопного сустава до коленного, а потом обратно. Затем надо сделать это же, сменив ноги. Упражнение 8. Стартовая позиция – сидя на стуле. Одну стопу поставьте на пол, а другую — на мяч. Начните катать мяч стопой по часовой стрелке, потом против, а затем еще вперед и назад. При этом надо следить за тем, чтобы от пола не отрывалась вторая нога. Проделайте то же самое другой стопой.Упражнение 9. Стартовая позиция – сидя на стуле. Поставьте между стопами маленький мяч, захватив его стопами и подняв вверх до уровня колен. Потом опустите обратно на пол, и вновь поднимите. Упражнение 10. Стартовая позиция – сидя на стуле. Стопы поставьте на деревянную палочку диаметром около 3-4 сантиметров, и начните неспешно ее перекатывать вперед и обратно.

Данная работа может быть использована учителями и школьниками для работы на уроках биологии раздела «Человек» и экологии. учителями биологии, руководителям кружков, клубов, преподавателям курса «Учебно- исследовательская деятельность школьников».

Библиографический список

1. Амбулаторное лечение плоскостопия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ortoped.pro — Загл. с экрана.

2. Антон Блинов. Плоскостопие — проблема с серьезными последствиями. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.antonblinov.ru — Загл. с эк

3. Взаимосвязь нарушения осанки в следствии плоскостопия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fpsliga.ru — Загл. с экрана.

4. Верич Г.Е., Банникова Р.А.Нефиксированные изменения и статические деформации опорно-двигательного аппарата.[Текст] ./ Г.Е. Верич , Р.А.Банникова // : Метод. пособие УГУФВС Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Киев 2004.

5. Гимнастика для профилактики и лечения плоскостопия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://natural-medicine.ru — Загл. с экрана. рана.

6. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. [Текст] . А. Г. Драгомилов , Маш Р. Д// – М.:Вентана-Графф, 2002. — 224с