Задачи на наследование гемофилии и дальтонизма

Задачи по генетике

Наследование признаков, сцепленных с полом

Задача 1. Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал дальтонизм от отца?

Ответ. Нет, неправильно.

Генотипы:
отец – X d Y (d – ген дальтонизма);
мать – Х D Х ? (D – ген нормального зрения);
сын – X d Y.

Ген дальтонизма сцеплен с X-хромосомой, которую сын получает от матери. Следовательно генотип матери – Х D X d (носительница рецессивного гена), поэтому дальтонизм сын наследует от матери.

Задача 2. У родителей с нормальной свертываемостью крови родился сын, страдающий гемофилией. Объясните почему.

Ответ. Ген гемофилии (h) рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой. Из условия задачи видим, что родители здоровы по этому признаку. Х-хромосому сын получает от матери. Следовательно: генотип отца – X H Y, матери – X H X h , сына – X h Y.

Причиной рождения больного сына следует считать мать – носительницу гена гемофилии.

Задача 3. Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак.

Решение. Запишем данные:

А – ген нормального слуха;
a – ген глухонемоты;
X D – нормальное зрение;
X d – дальтонизм.
Сын – аа X D Y.
Дочь – дальтоник.
Мать – здорова.
Отец – аа х d у.

Чтобы ответить на поставленные в задаче вопросы, следует определить генотип матери. Рассуждаем так: глухонемой сын получает рецессивные генотипы (а) как от отца, так и от матери, а дочь-дальтоник получает рецессивные гены (d) как от отца, так и от матери. Следовательно генотип матери – АаX D X d (гетерозиготна по обоим признакам).

Ответ: а) вероятность рождения здорового ребенка – 25%; б) вероятность рождения ребенка с обоими аномалиями – 25%.

Задача 4. У кошек желтая окраска шерсти определяется доминантным геном В, черная – b, гетерозигота (Вb) имеет черепаховую окраску шерсти. Ген В сцеплен с полом. Короткая шерсть доминирует над длинной и определяется аутосомным геном.

А) Какое потомство можно ожидать от короткошерстного черного кота и длинношерстной желтой кошки?

Б) Какое потомство можно ожидать от короткошерстных черного кота и черепаховой кошки. Может ли кот иметь черепаховую окраску шерсти?

50% – короткошерстных черепаховых кошек;
50% – короткошерстных желтых котов.

Б) Все короткошерстные:
25% – черепаховые;
25% – черные;
коты – 25% желтые;
25% – черные.

Коты черепаховую окраску имеют редко, только если в яйцеклетке будет 2 X-хромосомы.

Задача 5. Женщина-правша, оба родителя которой имеют нормальную свертываемость крови, выходит замуж за мужчину-правшу, страдающего гемофилией. Известно, что мать мужчины была левшой. Какое потомство следует ожидать от этого брака?

Ответ. Все правши. Девочки являются носительницами гена гемофилии, но фенотипически здоровы; мальчики здоровы.

Тригибридное скрещивание

Задача 6. Женщина-правша, кареглазая с веснушками на лице, гетерозиготная по всем трем признакам, вышла замуж за мужчину-левшу, голубоглазого и без веснушек на лице. Могут ли у них родиться дети, похожие на отца? Какая часть детей будет похожа на отца?

А – ген праворукости;
а – ген леворукости;
В – ген карих глаз;
b – ген голубых глаз;
С – ген наличия веснушек;
с – ген отсутствия веснушек;
Мать: АаВbСс
Отец: ааbbсс

Задача на явление сцепленного наследования и кроссинговер Известно, что ген гемофилии и ген дальтонизма – это рецессивные гены, локализованные в X-хромосоме, — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАнастасия Неверович

Похожие презентации

Презентация на тему: » Задача на явление сцепленного наследования и кроссинговер Известно, что ген гемофилии и ген дальтонизма – это рецессивные гены, локализованные в X-хромосоме,» — Транскрипт:

1 Задача на явление сцепленного наследования и кроссинговер Известно, что ген гемофилии и ген дальтонизма – это рецессивные гены, локализованные в X-хромосоме, расстояние между ними определено в 9,8 морганиды (%). Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец гемофилия, выходит замуж за здорового мужчину, родители которого здоровы относительно рассматриваемых заболеваний. Определите, какова вероятность появления в этой семье здоровых детей (девочек и мальчиков).

2 d H D h ? d Мужчина, дальтоник Девушка, гемофилия-неизвестно Мужчина, дальтоник, гемофилия- неизвестно мать девушки отец девушки

3 d H D h D h? dd H d H D h? d ? d Девушка, здорова Мужчина, дальтоник Девушка, гемофилия-неизвестно Мужчина, дальтоник, гемофилия- неизвестно гаметы матери гаметы отца, но она носитель генов дальтонизма и гемофилии

4 Варианты потомства без кроссинговера d H D h здоровая девушка здоровый жених D H

5 Варианты потомства без кроссинговера d H D h гаметы девушки гаметы жениха D H d H D h d H D H d H D h D H D h Девочка здорова Мальчик дальтоник Девочка здорова Мальчик гемофилия

6 D h Кроссинговер d H

7 Варианты потомства с кроссинговером d H D h гаметы девушки гаметы жениха D H D H d h D H D H D H d h D H d h Девочка здорова Мальчик здоров Девочка здорова Мальчик дальтоник и гемофилия

8 Некроссоверные-90,2%Кроссоверные-9,8% 45,1% 4,9% 50,0% 22,55% Нет дальтонизма Нет гемофилии 22,55% Нет дальтонизма Нет гемофилии 2,45% Нет дальтонизма Нет гемофилии 2,45% Нет дальтонизма Нет гемофилии 50,0% 22,55% Нет дальтонизма Гемофилия 22,55% Дальтонизм Нет гемофилии 2,45% Нет дальтонизма Нет гемофилии 2,45% Дальтонизм Гемофилия d H D h D H D H d h D H D H D H D H D H D h D h d H d H d H d h D H

1. Наследование генов, локализованных в Х-хромосоме

Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х -хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

А – нормальная свертываемость, а – гемофилия.

  1. Мужчина болен гемофилией, следовательно, его генотип – Х а Y .
  2. Женщина здорова, значит, она несет доминантный ген А . Все ее предки были здоровы (чистая линия), следовательно, она не является носительницей, и ее генотип – Х A Х A .
  3. Одну Х -хромосому дочь получила от матери, другую от отца. Мать могла передать ей только хромосому Х A , а отец – только Х a . Генотип дочери – Х A Х a .
  4. Генотип мужа дочери – Х A Y , по условию задачи.

Схема брака

Вероятность рождения больного гемофилией ребенка – 25% (50% мальчиков будут страдать этим заболеванием).

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз ( W ) и рецессивный ген белой окраски ( w ) находятся в Х -хромосомах. Белоглазая самка скрещивалась с красноглазым самцом. Какой цвет глаз будет у самцов и самок в первом и втором поколении?

Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с Х -хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с подобной аномалией?

У человека гемофилия детерминирована сцепленным с Х -хромосомой рецессивным геном. Какова вероятность рождения больного ребенка от брака с генотипически здоровым партнером:
а) мужчины, брат которого страдает гемофилией;
б) здоровой женщины, имеющей такого брата?

Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) располагается в Х -хромосоме. Женщина с нормальным зрением (отец ее был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определить возможные фенотипы потомства.

Рецессивный ген дальтонизма локализован в Х -хромосоме. От брака женщины с нормальным зрением, родственники которой страдали дальтонизмом, и мужчины с нормальным зрением, у отца которого была цветовая слепота, родились три дочери с нормальным зрением и два сына с цветовой слепотой. Каковы генотипы родителей и потомства? От кого из родителей мальчики получили ген дальтонизма?

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х -хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок с цветовой слепотой. Определить генотипы всех членов семьи.

У дрозофилы есть пара аллельных генов, один из которых определяет развитие нормальных круглых глаз, а другой – полосковидных глаз. Скрещивается самка, имеющая полосковидные глаза, с круглоглазым самцом. Все потомство F1 имеет полосковидные глаза. Возвратное скрещивание самок из F1 с родителем привело к появлению потомства F2, в котором половина самок и половина самцов имело полосковидные глаза, а другая половина – круглые. Объясните характер наследования данного признака.

Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х -хромосомой. У родителей, имеющих темные зубы, родилась дочь с темными и сын с белыми зубами. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами в этой семье?

Читайте также другие темы главы VII «Наследование генов, локализованных в половых хромосомах»:

Задачи на наследование гемофилии и дальтонизма

10 января Много бесплатных online мастер-классов по ЕГЭ-2019! Подключайся!

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Ознакомьтесь так же:  Компьютерные программы для лечения миопии

С6. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына- дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — XDXd (га­ме­ты XD, Xd), отец — XDY (га­ме­ты XD, Y);

2) ге­но­тип сына: XdY;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей — но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма — 25 % (XDXd) – все де­воч­ки.

Оцените это решение в баллах:

Ген даль­то­низ­ма располагается в Х-хромосоме. Ге­но­тип родителей:

мать — Х D Х d (она имеет нор­маль­ное цветовое зрение, но яв­ля­ет­ся переносчиком ре­цес­сив­но­го признака – дальтонизм); отец — Х D Y (нормальное цве­то­вое зрение); сын даль­то­ник Х d Y. Ве­ро­ят­ность рождения сына с нор­маль­ным зрением ХDY, дочки будут иметь нор­маль­ное цветовое зре­ние Х D Х d и Х D Х D

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Ге­но­ти­пы родителей: Х D Х d и Х D Y.

Ге­но­тип сына даль­то­ни­ка — Х d Y. Ге­но­ти­пы возможного потом­ства — Х D Х d и Х D Х D , Х D Y и Х d Y. Ве­ро­ят­ность рождения детей даль­то­ни­ков — 25%, пол — мужской.

Оцените это решение в баллах:

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать Х H Х H (га­ме­ты: Х H ) и отец Х h Y(га­ме­ты: Х h и Y);

2) ге­но­ти­пы потом­ства: до­че­ри Х H Х h , сы­но­вья Х H Y;

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вые.

(Мать) Х H Х H х (Мать) Х h Н

(Мать) Х H Х h ; (Отец) Х h Y

Ответ: P: (Мать) Х H Х H , (Отец) Х h Y

дети: Х H Х h — де­воч­ки носительницы, но не больны, маль­чи­ки больные — Х H Y.

Оцените это решение в баллах:

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х–хромосоме. Черная окраска определяется геном Х B , рыжая — геном Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Х B — чер­ная кошка

Х Bb — че­ре­па­хо­вая кошка

Р: кошка Х B х кот Х b Y

ге­но­тип F1 : Х B Х b (самка); Х B Y (самец)

По­лу­чит­ся : одна че­ре­па­хо­вая кошка и один чер­ный кот

Оцените это решение в баллах:

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М) ааbb (га­ме­ты: аb) , (О) АаBb (га­ме­ты: АB, аb);

2) ге­но­ти­пы потом­ства: 1 АаBb — серое тело нор­маль­ные кры­лья и 1 ааbb — чер­ное тело уко­ро­чен­ные кры­лья;

3) так как гены сцеп­ле­ны, а крос­син­го­вер не про­ис­хо­дит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка — один тип гамет аb. У потом­ства про­яв­ля­ет­ся толь­ко два фе­но­ти­па в со­от­но­ше­нии 1 : 1. (до­пус­ка­ет­ся иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи)

P (по фенотипу) : чер­ное тело, укор. кры­лья (самка) х сер. норм. (самец)

(по генотипу) : ааbb х АаBb

гаметы: аb; АB и аb;

F1: АаBb – сер. норма

ааbb — черн. укороч. 50% : 50%.

Оцените это решение в баллах:

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (X Н – нормальная свёртываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ♀AAX H X H (га­ме­ты AX H ); ♂aaX h Y (га­ме­ты aX h , aY);

2) ге­но­ти­пы и пол детей: ♀AaX H X h ; ♂AaX H Y;

3) фе­но­ти­пы детей: внеш­не нор­маль­ная по обеим ал­ле­лям де­воч­ка, но но­си­тель­ни­ца генов аль­би­низ­ма и ге­мо­фи­лии; внеш­не нор­маль­ный по обеим ал­ле­лям маль­чик, но но­си­тель гена аль­би­низ­ма.

Оцените это решение в баллах:

Дано: А — здоров, а — альбинизм; Х H — здоров, Х h — гемофилия. ААХ H Х H — женщина. F1 — ? P — ? Решение: так как отец болен аль­би­низ­мом и гемофилией, его ге­но­тип ааХ h Y, ге­но­тип матери ААХ H Х H по усло­вию

P: жен­щи­на — ААХ H Х H и муж­чи­на — ааХ h Y гаметы: АХ H и аХ h аY Ответ: F1: ААХ H Х h — де­воч­ка с нор­маль­ным цветом кожи и но­си­тель гемофилии (не больна); АаХ H Y — маль­чик с нор­маль­ным цветом кожи, ге­мо­фи­ли­ей не болен. Ве­ро­ят­ность рождения детей

1 : 1 или 50% на 50%.

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Дано: А–нормальн. меланин, а–отсутствие меланина;. ХH – норма, Х h – гемофилия.

P: ААХ H Х H и ааХ h Y.

Генотипы P и F1, пол и фе­но­тип F1 – ?

P: ААХ H Х H и ааХ h Y

G: АХ H аY и аХ h

F1: ААХ H Х h – нор­маль­ный меланин, носитель;

АаХ H Y – нор­маль­ный меланин, норма.

Оцените это решение в баллах:

Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.

1) в скре­щи­ва­нии участ­ву­ют ге­те­ро­зи­гот­ные по двум парам при­зна­ков особи;

2) го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы рас­хо­дят­ся в мей­о­зе в раз­ные га­ме­ты слу­чай­ным об­ра­зом, об­ра­зуя 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, аb (ал­ле­ли не сцеп­ле­ны);

3) при опло­до­тво­ре­нии слу­чай­ное сли­я­ние раз­ных гамет при­во­дит к не­за­ви­си­мо­му со­че­та­нию при­зна­ков.

Оцените это решение в баллах:

В про­фа­зе пер­во­го мей­о­за про­ис­хо­дит конъ­юга­ция, крос­син­го­вер, вслед­ствие чего го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы об­ме­ни­ва­ют­ся участ­ка­ми. В ана­фа­зе 1 нити ве­ре­те­на де­ле­ния при­тя­ги­ва­ют к по­лю­сам клет­ки го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы. В ана­фа­зе 2 сест­рин­ские хро­ма­ти­ды рас­хо­дят­ся к по­лю­сам тоже в не­за­ви­си­мом по­ряд­ке. По­лу­ча­ет­ся 4 га­п­ло­ид­ные клет­ки с раз­лич­ным на­бо­ром хро­ма­тид. При опло­до­тво­ре­нии в ре­зуль­та­те сли­я­ния муж­ских и жен­ских гамет об­ра­зу­ют­ся новые со­че­та­ния хро­ма­тид между собой. По­лу­ча­ют­ся новые раз­лич­ные на­бо­ры хро­мо­сом.

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Про­ис­хо­дит крос­син­го­вер, в мей­о­зе в про­фа­зе по­яв­ля­ют­ся раз­лич­ные ком­би­на­ции генов. При опло­до­тво­ре­нии про­ис­хо­дит сли­я­ние муж­ских и жен­ских по­ло­вых кле­ток, в ре­зуль­та­те чего у ги­бри­дов на­блю­да­ют­ся раз­лич­ные ком­би­на­ции (по­яв­ле­ние до­ми­нант­ных и ре­цес­сив­ных при­зна­ков и об­ра­зо­ва­ние их у ги­бри­дов) — их про­яв­ле­ние (до­ми­нант­ных).

Оцените это решение в баллах:

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.

1) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD , aY);

2) ге­но­ти­пы детей: де­воч­ки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, маль­чи­ки — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми: 12,5% AaXdY — маль­чи­ки.

Урок в 9-м классе по теме «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»

Разделы: Биология

Проект урока:

«Генетика пола». Наследование признаков сцепленных с полом.

1. Программа IX Кл. «Общая биология». Авторы С. Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н. И. Сонин. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

2. Краткая характеристика класса:

Класс сильный, с высоким уровнем сформированности понятий по биологии. На районном мониторинге по знаний I место (показатели 80%). Большинство умеет находить логические связи между понятиями, 50% умеет обобщать, формировать определение понятия и термина, применять в своей речи биологические термины. Плохо развита монологическая речь. Хорошо могут выполнять задания по алгоритму.

Эмоциональное отношение к предмету на высоком уровне. Дети эрудированные (есть среди них победители районных олимпиад).

3. Генетика пола раздел 4 тема 4.1.

4. Тема: «Закономерности наследования признаков».

  1. Генетика наука о наследственности и изменчивости.
  2. Гибридологический метод изучения наследственности.
  3. Моногибридное скрещивание.
  4. Моногибридное скрещивание.
  5. Дигибридное скрещивание.
  6. Сцепленное наследование.
  7. Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.
  8. Взаимодействие генов.
  9. Лабораторная работа №6 «Решение генетических задач и составление родословных»
  10. Практическая работа №7 «Решение генетических задач».

5. Тип урока – урок изучение нового материала.

6. Цели и задачи урока:

  1. Образовательная: В результате урока ученики должны углубить знания по генетике пола человека. Узнают что такое сцепленное наследование, пол, дальтонизм, гемофилия, кариотип и карты хромосом.
  2. Развивающие цели: Развивать логическое мышление
    «Изменение > результат».
    Сформировать умение оформлять и решать задачи, уметь описывать рисунок, делать выводы после осмысления, применять полученные знания в новых условиях. Продолжать формирование умений работать в заданном алгоритме.
  3. Воспитательные цели: Необходимость научных знаний по биологии для сохранения здоровья и проблемы лечения. Воспитать научное мировоззрение, наблюдая развитие и значение науки в жизни человека. Воспитать интерес к биологии и профориентацию в биологическом направлении.

7. Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

8. Форма организации занятия: работа с терминами, эвристическая беседа, самостоятельная работа с книгой, демонстрация.

Ознакомьтесь так же:  Зуд на веках отеки вокруг глаз

9. Средства обучения: раздаточный материал терминологические тесты, план-исследование материала учебника, компьютер, мультимедийный проектор, диск 9 кл. Общая биология, учебник, рабочая тетрадь.

10. Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.

План урока:

Термины на уроке

  1. Карта хромосом-
  2. Кариотип-
  3. Половые хромосомы-
  4. Гомологичные хромосомы-
  5. Гетерогаметный пол-
  6. Аутосомы-
  7. Гетерохромосомы-
  8. Дальтонизм-
  9. Гемофилия-
  10. Геном-
  11. Сцепленное с полом наследование-

Содержание урока

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Генетика пола. Наследственные заболевания

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (969,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • Рассмотреть механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжить формирование навыков решения генетических задач.
  • Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности.

Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, видеомагнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжим изучение материала по теме «Генетика» и рассмотрим механизм наследования пола у человека, а также механизм передачи от родителей детям тех признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, а также продолжим формировать умения применять теоретические знания при решении задач.

Тема урока: Генетика пола. Наследственные заболевания. Слайд № 1

Мотивация: знания по данной теме также очень важны, как и знания предыдущих тем, так как находят своё применение в реальной личной жизни каждого из нас.
Если вы сегодня хорошо и внимательно поработаете, то в конце урока сможете разгадать зашифрованное слово и узнать об одном удивительном наследственном заболевании.

Постановка проблемы:

Каждому виду, имеющему чёткое деление на мужские и женские особи, свойственно определённое соотношение полов, близкое 1 : 1. Как объяснить это явление?

Существует мнение, что мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

Предлагаю вам подумать над этими вопросами, ответы на которые вы постараетесь сформулировать сегодня на уроке. Слайд № 2

Прежде чем приступить к новой теме, давайте проверим имеющиеся уже у нас знания. Они помогут нам при изучении новой темы.

2 ученика у доски – вставить пропущенные буквы в биологические термины:

Остальные – выполняют письменно задание №1 в рабочей карточке учащегося. (Приложение)

Проверка работ учащихся у доски с обсуждением. Слайды № 3, 4

3. Изучение нового материала.

Начать изучение новой темы я хотела бы со стихотворения:

Я — мама. Это много или мало? Я мама. Это счастье или крест?
И невозможно все начать сначала. И я молюсь теперь за то, что есть:
За плач ночной, за молоко, пеленки, за первый шаг, за первые слова.
За всех детей. За каждого ребенка. Я мама! И поэтому права.
Я целый мир. Я жизни возрожденье. И я весь свет хотела бы обнять.
Я мама. Мама! Это наслажденье никто не в силах у меня отнять!

Это стихотворение прозвучало не случайно. Действительно, рождение ребёнка – это огромная ответственность и огромное счастье. Как определить вероятность рождения у супружеской пары девочки или мальчика? Постараемся ответить сегодня на этот вопрос.

Учёные-генетики в настоящее время изучили и составили карту хромосомного набора человека соматической клетки.

Какое количество хромосом содержится в соматических клетках человека?

Мы действительно видим на обеих картах по 46 хромосом (Слайд № 5), из них 44 хромосомы (22 пары) одинаковые у мужчин и у женщин – аутосомы, а по одной паре есть отличия – эта пара называется – половые хромосомы у женщин ХХ, у мужчин ХУ.

Представленные наборы хромосом являются диплоидными или гаплоидными?

Выполнить письменно задание №2 в рабочей карточке – заполнить схему.

Проверка работ учащихся с обсуждением. Слайд № 7

А какой набор хромосом содержится в половых клетках? Почему?

Посмотрим набор хромосом в половых клетках Слайд № 8

23 хромосомы, из них 22 аутосомы и 1 половая хромосома.

Если у женщин в соматических клетках половые хромосомы ХХ, сколько у яйцеклеток может быть разновидностей гамет?

У мужчин половые хромосомы ХУ. Сколько у сперматозоидов может быть разновидностей гамет?

Следовательно, какой пол у человека будет гомогаметным, а какой гетерогаметным?

Выполнить письменно задание №3 в рабочей карточке.

Проверка работ учащихся с обсуждением.

В какой момент у супружеской пары будет определяться пол будущего ребёнка? Дайте определение термину «оплодотворение» и выскажите предположение – от кого из родителей будет зависеть пол будущего ребёнка?

Слайд № 9 флэш-анимация

Мы видим, что в ядре яйцеклетки половая хромосома Х, а в сперматозоиде Х или У. Лишь один сперматозоид может проникнуть в яйцеклетку и ядра гамет сливаются.

Какой пол в данном случае будет у ребёнка? Какой набор хромосом? От гамет кого из родителей зависит пол ребёнка?

Выполнить письменно задание №4 в рабочей карточке.

Проверка работ учащихся с обсуждением.

После оплодотворения зигота начинает дробиться, развивается зародыш будущего ребёнка. Слайды № 10-14 (слайды, созданные при помощи фотошопа)

Показ фрагмента видеофильма об оплодотворении и определении пола будущего ребёнка.

Выполнить письменно задание №5 в рабочей карточке – распределить выданные гаметы и генотипы, определить соотношение и вероятность рождения мальчиков и девочек.

Обсудить в парах – сформулировать ответ.

Вернёмся к поставленному в начале урока проблемному вопросу. Слайд № 15

Равная вероятность оплодотворения яйцеклеткики сперматозоидами с Х и У-хромосомами. Такую закономерность установил английский учёный Томас Морган. Слайд № 16

Гетерогаметный потомок (ХУ) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя (ХХ), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку (ХХ), то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к дочерям. Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу.

От каждого из нас во многом зависит, каким будет здоровье наших детей. В половых хромосомах заложены не только признаки, определяющие половую принадлежность человека, но также и множество других признаков, в том числе и ряд заболеваний. Наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

К настоящему времени зарегистрировано более 2 тысяч наследственных заболеваний человека. Условно наследственные болезни можно подразделить на 2 большие группы: генные мутации (болезни обмена веществ или молекулярные болезни) и хромосомные болезни. Слайд № 17

Примерами хромосомных болезней можно назвать:

  • болезни, обусловленные нарушением числа аутосом — синдром Дауна Слайд № 18; синдром ПатауСлайд № 19; синдром Эдвардса Слайд № 20;
  • болезни, связанные с нарушением числа половых хромосом — синдром Шерешевского-Тернера Слайд № 21.

К генным болезням у человека относятся многочисленные болезни обмена веществ. Они могут быть связаны с нарушением обмена углеводов, липидов, стероидов, пуринов и пиримидинов, билирубина, металлов и др.

Например, синдром Марфана («паучьи пальцы», арахнодактилия) — поражение соединительной ткани вследствие мутации в гене, ответственном за синтез фибриллина. Слайд № 22; глазо-кожный альбинизм обусловлен отсутствием синтеза фермента тирозиназы.

Остановимся подробнее на заболеваниях, сцепленными с половыми хромосомами.

Болезни, сцепленные с полом, в подавляющем большинстве случаев обусловлены мутациями генов на X-хромосоме Слайд № 23, поскольку Y-хромосома несет небольшое число генов Слайд № 24. К таким заболеваниям относят, например, гемофилию, дальтонизм.

Заслушать сообщение учащихся о гемофилии. Слайд № 25, 26

Заслушать сообщение учащихся о дальтонизме. Слайд № 27

Работа в группах

В жизни мы мужской пол часто называют сильным полом. Верно ли на ваш взгляд это утверждение с точки зрения знаний генетики?

  • Мальчикам – доказать правильность данного утверждения.
  • Девочкам – опровергнуть утверждение.

В результате обсуждения приходим к выводу, что, так как У-хромосома инертна и несёт в себе незначительное количество признаков, то основной генетический материал заключён в единственной Х-хромосоме, данной мальчикам от мамы. Следовательно, мужской организм менее устойчив ко многим неблагоприятным воздействиям: инфекциям, кровопотерям, стрессу и т.д.

4. Закрепление.

А сейчас применим полученные знания и закрепим материал о закономерностях наследования признаков, сцепленных с полом, через решение задач.
3 задачи решаются всеми учащимися – по 1 ученику у доски, остальные в тетрадях.

Задача № 1 Слайд № 28 (гиперссылка на слайд № 31)

Классическая гемофилия передаётся как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Какова вероятность рождения больного ребёнка от брака здоровой женщины со страдающим гемофилией мужчиной?

Задача № 2 Слайд № 29 (гиперссылка на слайд № 32)

Рецессивный ген дальтонизма располагается в Х-хромосоме. Девушка с нормальным зрением (отец её был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определить возможные фенотипы потомства.

Задача № 3 Слайд № 30 (гиперссылка на слайд № 33)

Рецессивные гены гемофилии и дальтонизма связаны с Х-хромосомой. Какое потомство будет получено от брака мужчины, больного гемофилией, и женщины, больной дальтонизмом (гомозиготной по признаку отсутствия гемофилии)?

Задачи для самостоятельного решения с выбором учащимся уровня сложности задачи (карточки):

1 вариант

  • Гемофилия передаётся как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все её предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребёнка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.
  • Девушка имеет отца, страдающего гемофилией, но не дальтонизмом, и здоровую по признаку гемофилии (гомозиготную) мать-дальтоника. Эта девушка выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения у неё ребёнка с одним из заболеваний?
Ознакомьтесь так же:  Конъюнктивит признаки лечение

2 вариант

  • Рецессивный ген дальтонизма локализован в Х-хромосоме. От брака женщины с нормальным зрением, родственники которой страдали дальтонизмом, и мужчины с нормальным зрением, у отца которого была цветовая слепота, родились три дочери и два сына с цветовой слепотой. Каковы генотипы родителей и потомства? От кого из родителей мальчики получили ген дальтонизма?
  • Мужчина, страдающий гемофилией и дальтонизмом, женился на здоровой женщине, не являющейся носительницей генов этих заболеваний. Какова вероятность, что у ребёнка о а его дочери со здоровым мужчиной будут оба эти заболевания?

А сейчас давайте попробуем разгадать зашифрованное слово. Для этого нужно выбрать верные утверждения. И если вы сегодня усвоили материал урока, то из букв, расположенных в левой колонке у вас получится название наследственного заболевания, сцепленного с полом. Слайд № 34

Выполнить письменно задание №5 в рабочей карточке.

П – мужской пол гетерогаметный

Р – дальтонизм – заболевание, сцепленное с полом

И – в соматических клетках человека по 23 хромосомы

О – Т.Морган – английский генетик

Г – гемофилия – наследственное генное заболевание

Е – У-хромосома инертная

М – ген дальтонизма локализован в У-хромосоме

Р – в половых клетках гапоидный набор хромосом

И – пол ребёнка закладывается в момент оплодотворения

В – гемофилией страдают женщины

Я – знания данного урока пригодятся нам в жизни

Проверим. Слайд № 35

Зашифрованное слово – прогерия. Это очень редкое наследственное заболевание, сцепленное с полом, характеризующееся комплексом изменений кожи и внутренних органов, обусловленное преждевременным старением организма. Средняя продолжительность жизни при детской прогерии — 13 лет. Слайд № 36

Послушайте стихотворение, написанное об этом заболевании, о чувствах, которые при этом испытывает человек:

Я начал стареть, жизнь и так коротка.
У многих людей она, как река –
Несется куда-то в манящую даль,
Даруя то радость, то скорбь, то печаль.
Моя же подобна скале с водопадом,
Что падает с неба серебряным градом;
Той капле, которой секунда дана,
Лишь чтобы разбиться о камни у дна.
Но зависти нет к могучей реке,
Что ровно течет по тропе на песке.
Удел их один, – закончив скитанья,
Покой обрести в морях состраданья.
Пусть век мой не долог, судьбы не боюсь,
Ведь, в пар превратясь, вновь к небу вернусь.

5. Подведение итогов. Домашняя работа.

П. 9.4. Составить и решить задачу на наследование, сцепленное с полом.

Составить тест из 5 вопросов по теме «Генетика пола». Слайд № 37

Решение генетических задач. Сцепленное с полом наследование

Урок 32. Введение в общую биологию и экологию 9 класс

Конспект урока «Решение генетических задач. Сцепленное с полом наследование»

Задача 1. Мужчина-дальтоник женился на женщине – носительнице цветовой слепоты. Можно ли ожидать в этом браке здорового сына? Дочь с цветовой слепотой? Какова вероятность одного и другого события?

Решение: вспомним, что цветовую слепоту вызывает рецессивный ген, который принято обозначать латинской буквой d. Соответственно, доминантная аллель, определяющая нормальное различие цветов человеком – D. Таким образом, у женщин может быть три разных комбинации генов: X D X D – здоровые, X D X d – носительницы и X d X d – страдающие дальтонизмом.

У мужчин возможны два варианта: X D Y – здоровые и X d Y – больные.

Записываем генотипы родителей. Они нам известны из условия задачи.

Записываем гаметы, которые будут образовывать родительские формы: гетерозиготная по данному признаку женщина будет давать два типа гамет, мужские гаметы также будут двух типов.

Определяем генотипы детей.

Делаем вывод о том, что половина девочек может быть носительницами дальтонизма, а другая половина – больными. Половина сыновей от этого брака здоровые, вторая половина — страдающие цветовой слепотой.

Ответ: от этого брака можно ожидать здорового сына и дочь с цветовой слепотой. Вероятность одного и другого события – 25 %.

Задача 2. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?

Решение: родители имеют нормальное зрение, значит мы точно знаем генотип отца. У матери может быть два варианта генотипа – либо доминантная гомозигота, то есть здоровая, либо гетерозигота, то есть носительница. Но нам известно, что у этой пары родился сын – дальтоник. Который мог получить ген d только с икс хромосомой матери. Делаем вывод о том, что мать является носительницей гена дальтонизма.

Ответ: мать гетерозиготна по данному признаку, у отца в генотипе присутствует доминантная аллель гена.

Задача 3. У человека гемофилия детерминирована сцепленным с полом рецессивным геном h. Мать и отец здоровы. Их единственный ребёнок страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребёнку ген гемофилии?

Решение: доминантная алель H определяет нормальную свёртываемость крови. Рецессивная – h – вызывает заболевание.

Эта задача аналогична предыдущей. Так как по условию родители ребёнка здоровы, значит икс хромосома отца будет содержать ген H. А в генотипе матери будет содержаться как доминантная аллель этого гена, так и рецессивная. Таким образом, все девочки этой семьи будут здоровыми. Больным может быть только мальчик, получивший половую хромосому с геном h от своей матери.

Ответ: ген гемофилии ребёнку передала мать.

Задача 4. Отец девушки страдает гемофилией, а мать имеет нормальную свёртываемость крови и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их дочерях и сыновьях?

Решение: рассуждаем, какими могут быть генотипы девушки и юноши.

Молодой человек здоров, значит его генотип мы знаем однозначно. У девушки отец страдает гемофилией, значит от него она получила ген, вызывающий это заболевание. Мать девушки происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию, значит мы с большой долей вероятности можем утверждать, что от матери девушка получила ген H.

Записываем гаметы, которые образуют родительские формы и возможные генотипы детей.

Определяем их фенотипы. Как видим, все девочки здоровы, но половина из них будут носительницами. А родившиеся мальчики могут быть как здоровыми, так и больными с вероятностью 50 %.

Ответ: все дочери здоровы, но половина из них – носительницы гемофилии. Половина мальчиков больны, а половина – здоровы.

Задача 5. Какие дети могут родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом, а в остальном имеющей благополучный генотип?

Записываем генотип женщины. Поскольку она страдает дальтонизмом, значит это рецессивная гомозигота по генам, определяющим цветовое зрение. В остальном -благополучный генотип – значит она доминантная гомозигота по генам, определяющим свёртываемость крови.

По условию задачи мужчина – гемофилик. В его икс хромосоме будет содержаться h. Допустим также, что он не страдает дальтонизмом, поскольку не указано обратное.

Записываем возможные генотипы детей и определяем их фенотипические признаки: девочки здоровы по зрению и по крови, но являются носительницами обоих заболеваний. Мальчики – здоровые по крови дальтоники.

Ответ: от этого брака могут родиться здоровые девочки – носительницы гемофилии и не страдающие гемофилией мальчики-дальтоники.

Задача 6. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм у человека обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Определите генотип родителей и ребёнка.

Вводим буквенные обозначения генов.

Обозначим буквой a рецессивный ген альбинизма. A – наличие пигмента.

Записываем генотипы родителей. Нам известно, что они нормальные по обоим признакам, значит будут нести два доминантных гена. Для определения их аллелей обратимся к генотипу ребёнка. Поскольку он страдает обеими аномалиями, значит это рецессивная гомозигота по гену альбинизма, а в икс хромосоме содержится h. Возвращаемся к генотипам родителей. Гены альбинизма ребёнок получил от обоих, а икс хромосому с рецессивным геном гемофилии – от матери.

Ответ: мать ребёнка гетерозиготна по гену альбинизма и гетерозиготна по гену гемофилии, отец гетерозиготен по гену альбинизма и содержит доминантную аллель гена, отвечающего за свёртываемость крови.

Задача 7. Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма – 9,8 морганид. Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определите, какова вероятность (в процентах) появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно.

Решение: определяем генотипы родителей. Будем внимательны при этом, так как правильная запись условия – это уже практически решённая задача. Итак, одну икс хромосому девушка получила от матери, другую – от отца. Вместе с хромосомой матери она получила ген дальтонизма, а с хромосомой отца – ген гемофилии. Ну а поскольку девушка здорова, значит вторые аллели этих генов будут доминантными. С девушкой разобрались, а с юношей всё просто – он здоров.

Записываем гаметы, которые дают родительские формы. Гены дальтонизма и гемофилии расположены в одной хромосоме. Поэтому дигетерозиготная родительская особь будет давать два типа некроссоверных гамет – X H d и X h D. По условию задачи гены гемофилии и дальтонизма расположены на расстоянии 9,8 морганид, значит между ними происходит кроссинговер с частотой 9,8 %. Таким образом, появляются кроссоверные гаметы X H D и X h d. Их общее количество – 9,8 %, а каждой из них – 4,9 %.

Итак, в задаче спрашивается, какова вероятность появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно. Поскольку гамет с обоими рецессивными генами – 4,9 %, значит и вероятность рождения сыновей с двумя заболеваниями – 4,9 %.

Ответ: вероятность появления в семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно – 4,9 %.